Групповой портрет с Пушкиным

Презентация и дарение музею-квартире А.С.Пушкина новых изданий фонда «Возрождение Тобольска»

0
60
Время на чтение 18 минут

 

 В музее-квартире А.С. Пушкина на Мойке, 12 проведена презентация и дарение музею  новых изданий Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», а также награждение достойных знаком отличия «Орден Книги».
Санкт-Петербург. 12 августа 2024 г.  

***

Исторический адрес «Мойка-12» для русских людей не требует уточнения координат и даже названия города. Для многих он имеет сакральное значение. Узнаваемы очертания здания на берегу реки, впадающей в Неву, сведения о здешних событиях можно назвать приснопамятными каждому соотечественнику. Многие в России знают солнечного цвета дом классической архитектуры, который изначально был одноэтажным, в нем в 1700-1710 гг. жил Доменико Трезини. Потом были другие хозяева и реконструкции здания. В доме княгини А. Н. Волконской на наб. реки Мойки «у Конюшенного мосту» семья А. С. Пушкина снимала квартиру с осени 1836 г. Отсюда поэт отправился на злополучную дуэль, а потом в свой последний путь. 

С середины прошлого века этот дом входит в состав Всероссийского музея А.С. Пушкина, являясь свидетелем последних трагических месяцев жизни Александра Сергеевич и посмертной его славы. А если кратко, то это в полном смысле – дом Пушкина. И где, если не здесь провести церемонию дарения Музею новых книг гениального русского поэта, изданных общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска» к 225-летию Александра Сергеевича Пушкина.

«Церемония» – хотя громко сказано, скорее, негромкое, немноголюдное событие – духовное торжество – состоялось в актовом зале музея. Присутствовавших было несколько десятков, удостоенных знака «Орден книги» – всего десять человек. Но все участники свидетельствовали о том, что главное для них – знакомство с новыми, дивными изданиями Фонда, не перестающего удивлять российских книголюбов, музеи и библиотеки своими книжными шедеврами на протяжении 30 лет своего существования, и столько же лет возглавляемого Аркадием Григорьевичем Елфимовым. Мало назвать его библиофилом, художником-фотографом, почетным членом Российской академии художеств, человеком обширнейших знаний, бескорыстным популяризатором книги. Это – в собирательном смысле – личность. Он также – друг многих выдающихся наших современников – писателей, художников, историков, архиереев, ученых гуманитариев и специалистов в области точных наук, общественно-политических деятелей, меценатов, руководителей предприятий, представителей многих других областей деятельности.

Приглашенных на презентацию А.Г. Елфимов представил как людей родных друг другу по духу, по люби к Отечестве, по высоте служения и бескорыстному раздаянию своих талантов. Конечно, первым был удостоен внимания «хозяин» музея, легендарный, на протяжении почти четырех десятилетий – его директор, а ныне президент – Сергей Михайлович Некрасов. Также присутствовали известный писатель, сценарист, литературовед Михаил Николаевич Кураев, народный художник России, главный художник Монетного Двора в Санкт-Петербурге Александр Васильевич Бакланов, художник мировой известности – график Нина Ивановна Казимова, славный замечательный поэт, общественный деятель Дмитрий Александрович Мизгулин и мн. др.     

Первым А.Г. Елфимов представил издание:

«Моцарт и Сальери». Каллиграфия Ю.А. Ноздрин, дизайн альбома И.Е. Лукьянов, тексты З.Л. Черниева, Ю.А. Ноздрин, Ю.П. Перминов. Типография «Новые решения» А.В. Снитенко.

Высвободив книгу из объемной алой коробки, А.Г. Елфимов, как любимое дитя прижал к груди том в бархатном, черном с алым корешком переплете, бережно раскрыл книгу, перелистывая страницы, рассказал о полиграфических достоинствах издания и его авторах – художнике, лауреате многих отечественных и иностранных премий Юрии Ноздрине, чьи работы находятся в собрании Эрмитажа, и дизайнере Иване Лукьянове, который является членом Московского союза художников и лауреатом многих престижных премий. Хотя основоположниками, конечно, следует считать Александра Сергеевича Пушкина и Вольфганга Амадея Моцарта. Два гения, два светоча вселенской культуры.

  

Амадеус – любящий Бога

Я – свет миру

Иоанн 8: 12  

 

«Спроси, что такое жизнь?» - и многие ответят – это свет. Но обратный вопрос – что такое свет? – вызовет разногласия. Они определяются тем, что, действительно, сложно дать конкретное объяснение тому, что по своим законам не имеет статичности, что существует лишь в движении-развитии-постоянном преображении. Сказал поэт, «что светом свет не может быть, остановившись на мгновенье». Также и жизнь, созданная Творцом; как свет непрерывна и безостановочна история человечества, мы видим ее в развитии от Святого изустного Предания – к Святому Писанию, от Божественных книг к их интерпретациям в контексте исторического времени. Одной из определяющих ипостасей жизни является человеческое творчество, существующее только в подвижной, восходящей непрерывности.

Это понимают художник издания, знаменитый каллиграф Юрий Ноздрин, и дизайнер книги, известный своими уникальными книжно-оформительскими работами, художник Иван Лукьянов, последнему принадлежит идея оформления и убежденность в том, что типографика (искусство построения шрифтовых композиций) замечательно передает смысл, образы и музыкальный ритм. Юрий Ноздрин, обладая душой, чуткой к музыке и поэтическому слову, сумел, сопрягая ноту и букву, выразить в печатном издании поэтическое слово как мелодию, заложив в основу своего произведения знак как ноту. Глядя на текст поэмы, написанной каллиграфическим почерком, трепетным, живым, то волнующимся, то замирающим, то восходящим, то ниспадающим, отражающим чувства и переживания поэта и композитора, включаешься в их духовный диалог, вживаешься в минувшее, которое становится максимально проницаемым.

Как поясняют создатели книги, для развития темы «буквенной мелодии» в основу оформления книги легли шрифтовые композиции гарнитуры шрифта Minion, формирующие музыкально-лирическую тему. Шрифт разработан  Робертом Слимбахом, на основе шрифтов эпохи позднего Возрождения. Художник-оформитель книги Иван Лукьянов сообщает, что использован «шрифт Миньон выстраивающий смысловые и визуальные аллюзии…Этому шрифту удается быть красивым без вычурности и приторности, этот современный шрифт своей пластикой служит мостиком между музыкой конца XVIII в. и каллиграфией начала XXI в.»

И все же Моцарт принадлежал к эпохе, когда музыка воспринималась как диалог с Богом. Когда она отвечала на все вопросы бытия, главными из которых были духовные. Для ответа на них дивно подходил узнаваемый «моцартовский звук», легкий, как свет. Это был свободный, принадлежащий только великому композитору звук, выражавший значение свободы в творчестве и в жизни. При этом исследователь и большой поклонник творчества Моцарта Карл Барт отмечает такую важную особенность музыки гения: «Субъективное никогда не приходило в его музыку. Он никогда не использовал музыку для того, чтобы рассказать о себе, своих чувствах, своем настроении. Я не знаю ни одного случая, когда характер его произведения можно было бы объяснить определенными событиями его жизни или состояния, в котором он находился; в его сочинениях, в их последовательности нет никакой “биографической линии”. Жизнь Моцарта служила его искусству, а не наоборот».

Это понял великий Пушкин, будучи Моцарту «братом по гениальности», и создал великую «Маленькую трагедию» об объективных законах бытия, где рядом с одаренностью существует такой смертоносный яд, как зависть посредственности (хотя не могу согласиться с тем, что Сальери был неталантлив), а жизнь, даже в прекрасном телесном ее совершенстве, оканчивается смертью (для Моцарта – в безымянной, ныне утерянной, братской могиле). Но в его «Реквиеме» нет безысходности, там идет постоянное возрастание мелодии, даже при срывах в отчаяние от кажущейся невозможности человеческим умом понять Бога, или в сомнении постулатов христианской веры, или от неприятия телесного конца.  Прижизненные портреты Моцарта – ребенка и Моцарта во славе, расположенные в обратном временном порядке на заглавных листах книги, а также образ Сальери, много помогают в осмыслении жизненных трансформаций человеческих взаимоотношений и судеб.         

Создатели нового книжного шедевра открыли и отразили глубинные, прежде не исследованные в художественных категориях пласты такого явления как творчество, проникли в неведомые ранее сложности человеческой натуры и произведений гения. Художник Юрий Ноздрин нашел способ зримо выразить художественно-поэтически музыку не только героя трагедии «Моцарт и Сальери», но и музыкальность поэзии самого Пушкина, также погубленного ядом зависти. Тоже ищущего и нашедшего опоры бытия в небесной тверди.

Пояснения художника издания Юрия Ноздрина и дизайнера Ивана Лукьянова будут полезнее, чем субъективные предположения зрителя – что хотел сказать художник. «Внимательно разглядывая портреты Моцарта, пытаешься уловить духовную конструкцию его души, жизненный путь, предназначение. В них особенно завораживали глаза, при том, что музыкант сильно менялся внешне, взгляд сохранял детскую живость и открытость. Пластичность души, непосредственного восприятия мира. Поздние портреты раскрыли суть обоих музыкантов, детскость Моцарта и взрослость Сальери. Знак Амперса́нд (&), соединяющий оба портрета, превращает картины в визуальное название «Моцарт и Сальери». Рефреном звучит это название три раза, иным смысловым прочтением «Гений и злодейство» и наконец такое же послание в портретах героев, объединенных знаком амперсанд. Листая книгу, мы видим: портреты Моцарта молодеют, время движется вспять, перед нами портрет совсем молодого мальчика с огромными жадными до мира глазами. 

Современные лазерные технологии показали, что живые растения имеют голографический образ, повторяющий свечением внешний видимый образ растения или живого организма, и если отрезать часть растения, то в спектре излучения мы увидим цельный портрет растения или листа» (И. Лукьянов). А здесь уже вполне современные инструменты исследования: фрактальная геометрия или большой адронный коллайдер.

Многое художественно отражено и сказано в книге, но неожиданно сложно, новым языком XXI века. Этот язык, его трудности, связанные с новизной, заставляют внимательнее к нему прислушиваться, чтобы все понять, требуется буквально физическое вхождение в каллиграфический мир книги, вживание в образы героев.

 

«А.С. Пушкин Борис Годунов» художник В.Е. Валериус.

Типография «AugustBorg» Л.В.Карлюк

 

Вторая, представленная на презентации книга – трагедия «Борис Годунов» А.С. Пушкина – стала последним книжным шедевром недавно ушедшего из жизни выдающегося книжного и театрального художника Василия Евгеньевича Валериуса.

 

 

Борис – борющийся

Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий.

А.С. Пушкин

 

Так на титуле книги означил оформительский жанр художник Василий Валериус: «Сценографические вариации на тему трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». Действительно, широкоформатная книга-альбом с текстом исторической драмы и иллюстрациями, выдержанными в единстве стиля и колорита, похожа на альбом с эскизами сценических декораций. Но в отличие от театральных – подчиненных сценическому действию, это декорации для духовного действия. Они, хотя и соответствуют названиям картин драмы, не предполагают присутствие персонажей. Это отражение движения истории, души, помыслов.

Так о своем целеполагании говорит художник в предисловии к книге: «Перед вами не сценография. Это книжная иллюстрация в одеждах сценографии. Это сны сценографа перед началом работы над спектаклем, длинный ряд сценографических вариаций по мотивам трагедии “Борис Годунов”». Но каковы эти одежды? Они композиционно вариативны в единстве цветового решения, они актуальны в пространстве-времени исторической эпохи. Они в полной мере отражают авторское прочтение пушкинской драмы, в которой художник, вслед за Пушкиным, отказывает в презумпции невиновности царю Борису Годунову, руководствовавшемуся добрыми намерениями, воздвигнувшему свой трон на почве-идее блага народа и Отечества. Но на все воля Божия.

Бог наслал на землю нашу глад,

Народ завыл, в мученьях погибая;

Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы –

Они ж меня, беснуясь, проклинали!

Пушкин, вслед за Карамзиным, ищет смысл развития происшествий – в свете, Юрий Ноздрин – в сумерках времени, названного Смутным. Что мы видим в сценических картинах? Точнее, чувствуем, переживаем трагические эмоции, тревожные символы в черных и красных тонах, как, например, двуглавый орел, распахнувший свои крыла на занавесе, похожем на паутину, острые зубцы кремлевской стены. Нависают над сценой тяжелые колеса, они подвешены на пеньковых толстых веревках. О чем все это? О тяжести и безысходности русской жизни, о неотвратимости наказания за грех, о муках того, «в ком совесть не чиста». Художник показывает, как тяжело довлеет над человеком материально-чувственное и социальное.

Так поясняет свою концепцию Юрий Ноздрин: «Долгие размышления привели меня к мысли, что истинным местом действия пьесы «Борис Годунов» является громоздкий, скрипучий, криво работающий механизм российской истории рубежа ХVI-ХVII веков, более всего напоминающий дыбу или пыточную машину. Отсюда образ грубых деревянных колес и пеньковых канатов, пропитанных кровью. Подвешенные на этих канатах чудовищные макраме из грязной заскорузлой веревки, меняя свое положение на сцене, формируют различные пространственные локации».

Сложными выразительными средствами, используя не столько чистые цвета, сколько их реверберирующие оттенки, символизирующие искания и сомнения души, художник изображает живую власть, которая всегда «народу ненавистна». И, кажется, оправдывает «безмолвствующий народ». Хотя с мастером можно поспорить: народ безмолвствовал, когда казнили Христа, но единогласно потребовал у Пилата освобождения разбойника Варавы.  Кроме того, уместна такая трактовка: «Животное естество в человеке становится злом лишь тогда, пока пытается поработить его дух, так и рассудок, – сам по себе он не добро и не зло, но становится злом, как только делает попытку детерминировать человеческую свободу»[1]. Идея свободы в разных ее ипостасях – сквозная тема художественного решения книги.

Ощущая дыхание вечности, художник Василий Валериус создал грандиозное философское художественное произведение, которое можно назвать – диалогом с Пушкиным. Он и читателей приглашает присоединиться к осмыслению русской истории и русского бытия, которое, как и многие картины книги, осенены Крестом – будь то зримо деревянным, будь то в образе невесомой космической млечности или острого пучка света. Это символичный оберег царя, взвалившего на свои плечи судьбу Отечества, и инструмент защиты борющегося за свою правду народа. Крест – то оружие, которое дарует Руси-Росси Победу в ее непрерывном духовном и военном сражениях; о котором сказали небеса – «Сим победиши!».

Создавая книгу, Василий Валериус, боровшийся со страшным физическим недугом, переживавший за боевое борение России с демоническим Западом, особенно тонко в конце жизни чувствовал наличие и значение силы, дающей отпор тьме. Поэтому он прибегнул к опыту великого Пушкина, видевшего бездны лжи и вышедшего из них победителем. Василий Валериус, как завещание художника-мыслителя, оставил нам эту книгу, книгу-пример, рассказывающую о конце, после которого наступает рассвет нового начала.  

 

 

Имея дар…

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
 А.С. Пушкин

 

Представленные книги требуют не только зрительного чтения, но и духовного видения и понимания. Всем людям во все времена приходится определяться духовно, решать проблему истинных ценностей, искать духовные пути, осмысливать собственное предназначение через самопознание.

В большинстве такие «духовные», книжные люди присутствовали на презентации новых шедевров фонда «Возрождение Тобольска» и церемонии награждения достойных уникальным знаком отличия «Орденом книги». Ведущий высокого собрания А.Г. Елфимов был щедр, дал слово всем желающим, разрешил высказаться от души, не останавливая. Он был вдохновлен и горд новой работой своего Фонда потому, что книжные шедевры отныне будут находиться в священном для России собрании музея Пушкина на Мойке 12. С благоговением принял тяжелый и дорогой подарок президент музея Сергей Михайлович Некрасов. Человек он легендарный, не только по своей петербургско-ленинградской родословной, высокому образованию и избранному служению, но и по красоте личности и энциклопедической образованности.  Он – автор ряда монографий и многочисленных статей по проблемам музееведения, истории русской культуры и общественной мысли XVIII — начала XIX веков. А также сценариев научно-популярных кино- и телефильмов, телевизионных программ, посвящённых А. С. Пушкину, его современникам и потомкам, Царскосельскому Лицею и др.

С.М. Некрасов сказал, что и в XXI веке история России воодушевляет и вдохновляет на труды во славу Отечества, которое велико и прекрасно, что показывают литературно-художественные выставки, подготавливаемые его музеем. Сегодня музей показывает в Камероновой галерее Царского Села выставку «Поэт и царь». В Москве, в Кремле продолжается выставка, приуроченная к 225-летию поэта. С.М. Некрасов пообещал привезти несколько тематических выставок в Сибирь, в Тюменский край, в Тобольск.

Президент музея «Дом-квартира Пушкина Мойка 12» искренними, добрыми словами поблагодарил за подарок руководителя фонда «Возрождение Тобольска» А.Г. Елфимова и Санкт-Петербургского попечителя Наумова Виктора Борисовича, внесшего денежный вклад в передачу книжных даров.

На этом дарение не кончились. Оно вошло в фазу награждения. А.Г. Елфимов рассказал про инициативу Фонда – разработать почетный знак отличия для деятельных друзей, благотворителей, специалистов книжного дела и др. Им стал уникальный, номерной знак – «Орден Книги». Как отмечено в Статуте наградного знака:

- наградной знак отличия «Орден Книги» является высшей наградой Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска»;

- знаком награждаются издатели, дизайнеры, художники, оформители, фотографы, работники средств массовой информации, публицисты, драматурги, журналисты, искусствоведы, литературные критики, писатели, поэты, работники творческих мастерских, реставраторы, работники библиотек, музеев, полиграфисты, работники организаций культуры и искусства, лица, участвующие в организаторской деятельности учреждений культуры и искусства за личные заслуги;

-решение о награждении принимается Президиумом регионального Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» совместно с Капустиным Святославом Николаевичем по рекомендации Президиума и Попечительского совета фонда.

Так оценил значение награды известный тюменский писатель Анатолий Омельчук: «Орден Книги – для подлинной элиты человечества».

С чего все началось? А.Г. Елфимов вдохновил своего давнего соратника и друга, главного художника Монетного Двора в Санкт-Петербурге тюменского земляка Александра Бакланова разработать модель Ордена. И тот создал. Орден в чем-то перекликается с Георгиевским Крестом. Автор убежден, что чтение и создание книг содержит в себе и мужество, и отвагу. Как сказал Анатолий Омельчук: «Отвагу познания самого себя в этом мире. Тираж ордена ограничен, всего 200 экземпляров. Думаю, что больше не последует. Да и надо ли? Двести рыцарей Ордена Книги на современную планету, пожалуй, достаточно. Избранные. Это же не расхожая Нобелевская медалька…».

Один из первых получателей знака, доктор исторических наук Александр Вычугжанин так рассказывает об ордене: «Знак отличия получился красивый, по форме напоминает Георгиевский Крест. Четырехугольная звезда, на которую наложен крест, также напоминает об ордене Св. Георгия Победоносца. В центре на красном фоне, переливающемся лучами, золотая фигурка первопечатника Ивана Федорова. Обрамляющая фигурку голубая лента невольно вызывает ассоциации с самым главным российским орденом Св. Андрея Первозванного». Также на коробке ордена, которую разработал Василий Валериус, золотом тиснены буквы А и Б – отсыл к азбуке, к началу, когда слово стало книгой.

Александр Васильевич Бакланов, Народный художник РФ, академик Российской академии художеств, медальер, автор более 600 медальерных работ первым на церемонии в Санкт-Петербурге был удостоен «Ордена Книги». А.Г. Елфимов, вручая награду, подробно рассказал о творческом пути и достижениях выдающегося мастера.    

А.В. Бакланов, поблагодарив, счастливо пояснил, что он книжный человек, у него дома много книг. Книга – это сокровище, убежден художник. Книги помогли ему и помогают в работе на протяжении всей его творческой жизни.

Валентина Валентиновна Ефимовская, литературный критик, поэт, издатель, человек следящий за достижениями Фонда и отражающий их в своих статьях, получив Орден, прочитала стихи, посвященные Моцарту.

Сергей Михайлович Некрасов, принял орден из рук своего друга, известного писателя Михаила Николаевича Кураева. В ответ президент музея рассказал о своей творческой судьбе, в течение которой пришел к убеждению, что самое лучшее в жизни – это читать Пушкина.

Представляя следующего лауреата, графика Нину Ивановну Казимову, А.Г. Елфимов рассказал о значении ее творчества и творческой судьбе, промыслительно связанной с Тобольском. Н.И. Казимова счастливо и благодарно призналась, что лучшие ее произведения в жанрах книжной графики и экслибрисов являются следствием творческой дружбы с фондом «Возрождение Тобольска» и его руководителем А.Г. Елфимовым.

Наталья Ивановна Саутина, искусствовед, публицист, помощник Фонда, получив Орден, рассказала о своем искусстве, заключив выступление мудрой мыслью, что книга – главное в жизни человека.    

Станислав Алексеевич Савченко – настоящий, высшего интеллектуального уровня библиофил. Он помогает Фонду в подготовке изданий имеющимися у него уникальными книгами, готовит материалы об изданных шедеврах Фонда.  С любовью к русской литературе С.А. Савченко сказал, что во многих странах мира, которые он посетил, не было случая, чтобы там в книжных магазинах он не видел бы русских книг. И еще он поклонился деяниям А.Г. Елфимова, сказав, что подвижничество Елфимова его восхищает.

Михаилу Николаевичу Кураеву орден вручал А.Г. Елфимов, представив писателя по полному послужному и творческому списку.  М.Н. Кураев со свойственным ему юмором вспомнил свои первые детские отношения с книгой, то, как находясь в эвакуации в Череповце в 1943 г., будучи четырех лет от роду, на книгу «Терем-Теремок» выменял свежий огурец. А еще М.Н. Кураев заметил, что в названии Тобольск зашифровано слово – соболь. А ведь соболь – символ Тобольска. А знаменитый ландшафтный парк «Ермаково поле», созданный Елфимовым – символ люби к земле. А именная липовая аллея в этом парке – символ любви к людям.

С особым почтением и благодарностью А.Г. Елфимов представил попечителей Фонда, благодаря которым презентуемые в музеях и библиотеках уникальные, дорогие книги дарятся. Вопреки, казалось бы, должному, в нефтяном крае России нефтегазовые структуры Фонду не помогают. Но помогает омский меценат и благотворитель Святослав Николаевич Капустин, с помощью которого удалось издать два презентованных издания и решить многие другие сопутствующие проблемы. В Санкт-Петербурге есть свои благотворители.

По долгу рода помогает Фонду петербургский меценат, юрист, защитник авторских прав и культурного наследия Виктор Борисович Наумов, внук архитектора В.И. Кочедамова, строившего города в Сибири, активно занимавшегося историей Тобольска. В.Б. Наумов по линии своих предков связан также и с музеем на Мойке 12. С выразительной благодарностью и смущением принял Виктор Борисович орден из рук А.Г. Елфимова.  

Александр Михайлович Смирнов, будучи членом правления банка, получил орден за попечительскую поддержку Фонда. Он с гордостью сказал, что его предки из Сибири, и он не может остаться равнодушным к нуждам земляков.

Дмитрий Александрович Мизгулин тоже финансист, он президент, председатель правления ОАО Ханты-Мансийский Банк. Заслуженный экономист Российской Федерации, член Попечительского совета фонда «Возрождение Тобольска» и известный российский меценат. И коллекционер-библиофил. Но получил «Орден Книги» как поэт, за книги стихов. О том, что Д.А. Мизгулин один из лучших современных поэтов, сказал А.Г. Елфимов. Поэт подтвердил эту высокую оценку чтением своих стихов и дарением названной книги, великолепно изданной Фондом «Возрождение Тобольска».         

Свершившееся в Музее-квартире А.С. Пушкина событие современной культуры имеет простирающееся в будущее значение, «жизнь дальнейшую». Хотелось бы запомнить его во всех деталях, а участников изобразить в виде высокого сплоченного сословия книголюбов, как на картинах голландцев. Каждый из выступавших и награжденных уточнял, что у него дома обширная библиотека, что любит книги. Но картины такой не будет, мысленно мы будем представлять героев собрания на Мойке 12 в виде отряда или «дозора», который в бой за правду ведет не бургомистр Амстердама Банниг Кок, а великий поэт и пророк Александр Сергеевич Пушкин Он не был искренен, когда спрашивал: «Жизнь, зачем ты мне дана?». Иначе бы не сложилась его жизнь так, как сложилась. Иначе бы не доверился бы ему Вольфганг Амадеус Моцарт, не пожаловался царь Борис Годунов.   

Участники церемонии в музее-квартире Пушкина, знают, зачем им дана жизнь, понимают, что это не случайный дар, но ответственное земное существование-служение. Что только трудом, духовным поиском, любовью и с Божией помощью, созидается «Сердце чисто, правый ум!»[2] и таким предается наследующим поколениям.

 

 

[1] Резников Вячеслав свящ. Размышления на пути к Вере. М. 1997 г. С.155.

[2] Митрополит Филарет. Ответ Пушкину. Не напрасно, не случайно /Жизнь от Бога мне дана;

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентина Валентиновна Ефимовская
Измерение подвига: К 75-летию писателя
О прозе Николая Коняева (25 августа 1949 – 16 сентября 2018)
25.08.2024
«Вселенная, где сто планет…»
Сборник «Дружбы храм священный»
18.07.2024
Книга цвета света, или «От соседства до родства»
О книге стихов Ю. П. Перминова «По соседству с небесами»
03.07.2024
«Вместе победим!»
Вышел новый номер журнала «Родная Ладога» № 2 2024
02.07.2024
«Побеждающий наследует всё…» (Откр. 21:7)
Вышел новый номер журнала «Родная Ладога» № 1 2024 (67)
01.04.2024
Все статьи Валентина Валентиновна Ефимовская
Последние комментарии
«Такова историческая плата за любовь к чужим витринам»
Новый комментарий от С. Югов
16.09.2024 18:23
Энакен Скайуолкер становится Дартом Вейдером
Новый комментарий от С. Югов
16.09.2024 18:17
Критерии избрания царя на Земском соборе 1613 года
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.09.2024 16:13
«Распад семьи – это планетарный процесс»
Новый комментарий от Константин В.
16.09.2024 15:37
Англо-саксонский лагерь
Новый комментарий от Ленчик
16.09.2024 12:35
«Ядерный конфликт действительно никому не нужен»
Новый комментарий от Андрей Карпов
16.09.2024 11:33