Карельский батальон

Заметки военного священника

Освободительный поход Русской армии на Украину 
1 Человек 
205
Время на чтение 16 минут
Фото: Литургия в расположении Карельского батальона под Сватово

 

На пределе мужицких сил

под обстрелом немилосердным

я осколочным получил

назначение в Полк Бессмертный!

И покуда прощальный гимн

музыканты не отыграли,

ты запомни меня живым

а не строчкой в мемориале!

(Пётр Казаков)

Благословенная Мати-пустыня: мы вернулись с Юрьевой горы! Там за Водлозером на необъятных пространствах заповедной тайги раскинулась наша Северная Фиваида. Там «уснувшая в озерах Русь», и паломничество в эти заповедные места – это путешествие не только в пространстве, но и во времени. Здесь все то же, как и пять веков назад, как это было при основателе Троицкой обители святом отшельнике Диодоре, воссозданной и возрожденной теперь из небытия. Здесь все та же звенящая тишина, и небо так же близко, что можно дотянуться рукою – только потянись, и благодать Божья кажется почти что вещественною – хоть «на хлеб намазывай». Это и есть наш Русский мир – наша Святая Русь, за которую идет на Юге России жесточайшая война не на жизнь, а на смерть с осатанелым Западным миром. Сколько об этом после 24 февраля сказано слов, но с какими же болезненными ударами в наши головы загоняется та простая мысль, что война на Украине идет не за земли, но за самую душу народа и фронт этой борьбы раскинулся на всю Россию от края до края.

Водлозерская тайга зимой

Мы забылись на время, но сон был не долог. Пробуждение пришло сразу по возвращении из тайги с оглушительным известием от знакомого нам комбата из-под Сватова, что на луганщине «вчера вражеская артиллерия накрыла роту ваших подопечных». На Сватовском направлении противник собирал в то время силы для широко разрекламированного им «контрнаступа» и утюжил наши позиции. Ребят из Карельского батальона, только недавно мобилизованных и так и не успевших еще встретиться с врагом лицом к лицу, накрыла вражеская артиллерия на позициях под Куземовкой при рытье окопов, что немного севернее Сватова. Здесь почти вся география Карелии и не только – здесь вся Россия так, как батальоне условно названном мною Карельским и Нижний Новгород, и Саратов и Петербург. Южный ветер принес посреди зимы неожиданное потепление - снег с дождем и еще смертный холод свежих могил с полей Новороссии.

Вернувшись к Рождеству 2023 года из своей первой командировки на Донбасс, я не хотел ничего писать: слишком уж оглушительны были мои впечатления от увиденного там, и, казалось, что не найдется слов, чтобы передать их. Но теперь я должен, просто обязан, был написать хоть что-то ради памяти наших земляков, простых русских парней, не бегавших от мобилизации и без принуждения ушедших на фронт. Так родились мои первые фронтовые записки «со Сватовского рубежа». Затем я продолжил писать их и с Северского, и с Донецкого и Запорожского направления, но с самого начала я положил себе писать заметки литургические – о богослужении и «живых камнях» церкви – русских воинах.

Меня на войну никто ехать не обязывал. Сельский священник на дальнем приходе, я мог бы продолжать жить среди своих заповедных лесов в дальней карельской глубинке, служить на пустынных древних погостах, вдали от волнений и суеты мятущегося мира. Но нет, все не так – я внук победителя, мой дед Трофим был донбасский шахтер и сколько было сил он до победного 45-го «давил гадину», до Варшавы с боями дошел, а потом «лесных братьев» на Западной Украине из их схронов выкуривал. Но не докончили видать наши деды с этой заразой, внукам и правнукам своим доканчивать с нацизмом на Украине оставили. Так что Донбасс это и моя земля, и потому эта война – и моя война. Но я священник, и потому мое оружие не автомат, а слово Божье и Крест Животворящий! Вот почему я вслед за мобилизацией засобирался на Донбасс и поехал туда не сам, а со своим братом Валерием, у которого те же давние счеты с украинским нацизмом, как и у всех наших славных предков.

***

С весны 22-го года по настоящее время участок Сватово-Кременная считается одним из самых жарких, и здесь бои не стихают ни на один день. Командование ВСУ с самого начала бросало на этот участок иностранных наёмников так, что в радиоэфире почти не была слышна краинская речь – говорили только на польском. В последних числах декабря 2022 года ожесточенные бои велись в 13 километрах от Сватово у поселка Невельское. Наши наносили мощные удары с применением тяжёлых огнемётных систем ТОС-1 так, что находясь на удалении от разгоревшегося боя в десяток километров, мы по ночам наблюдали иллюминацию во все небо и раскаты грома от взрывов ракет, сотрясавшие землю под ногами. Украинским силам все же удалось закрепиться под Невельским и все дни нашего пребывания на этом участке фронта продолжались тяжелые бои с тяжелыми потерями для обеих сторон. У Кременной противник в составе двух аэромобильных бригад пытался ударить по нашим частям Карельской бригады с мобилизованными. Украинские командиры бросали своих бойцов в самоубийственное наступление. Ротная тактическая группа с бронетехникой попыталась прорваться близ Шипиловки. Но артиллерия и танкисты отработали хорошо: были уничтожены два взвода штурмовиков и много бронетехники. Можно было видеть бесконечные колоны военной техники, подтягивающейся в направлении боя, а в обратном направлении тянули раскуроченные бронемашины на сцепке и разбитые танки на трейлерах.

Выход наших танкистов на огневые позиции на Сватовском направлении

Находясь в расположении Карельской бригады, мы обходили каждый батальон рота за ротой, взвод за взводом: сидели с бойцами у костра, хлебали одной ложкой суп из «бич-пакетов», спали вповалку в тесных и душных землянках, нарытых повсюду в тощих лесополосах среди луганских полей. Где как не на войне и не в окопах в один вечер можно было сойтись и породниться душами с простыми парнями из разведроты да так, будто бы с детства были знакомы! Как священник я исполнял обычное пастырское дело: служил литургию, исповедовал, причащал, крестил. Дело это как будто бы привычное, но вот условия до невероятности необычные, и к ним надо было приспосабливаться с первых дней. Бутылка святой воды – одна на всех крещаемых, аналой – бруствер окопа, святой престол – ящики от снарядов, литургия – на ветру под грохот канонады. Но какая при всем при этом искренность и неподдельность выражения религиозных чувств у наших парней, какая обращенность ко Христу, какая жажда Правды Божьей! Воистину на войне неверующих не бывает!

Литургия в расположении Карельского батальона под Сватово

Мы проходили по позициям, словно бы по храму Божьему в день воскресного богослужения. Здоровенные и явно по прежней мирной жизни не церковные мужики в камуфляже снимали шапки и подклоняли головы под отеческое благословение. Многие благодарили нас за то, что мы не забываем о них и привели Живого Бога к ним на позиции. Служение же Божественной литургии в окопах совершалось, как сказано, «едиными усты и единым сердцем»… Вот кем после войны наполнятся наши уже изрядно опустевшие в последние предвоенные годы православные храмы. Так среди тягот окопной жизни рождаются наши будущие приходы, – думалось мне тогда, и мы молились о нашей победе над врагом, а в новогоднюю ночь желали друг другу только одного – вернуться всем живыми домой и непременно с Победой. Но, увы, смерть костлявая без спроса явилась на свой законный пир. Теперь по прошествии двух лет войны, хочется снова и снова вглядываться в лица наших ребят на тех будто бы и еще недавних фронтовых фотографиях. Соль Русской Земли. Теперь мы уже молимся не только «за здравие», но и «за упокой», перебирая скорбные списки наших павших земляков.

С бойцами из разведроты Карельского батальона

Карельская бригада в то время стояла на втором и третьем рубежах обороны, линия фронта проходила примерно в десяти километрах на Запад, но за спинами наших бойцов стояла тяжелая артиллерия и ракетчики, все летело через их голову, и в одну и другую сторону, и иллюминация по ночам была во все небо. Наших мобилизованных парней в то время в бой не бросали. Перед ними стояла задача прочно держать тылы передовых частей. Главная же трудность была в том, чтобы устоять в голой степи среди тощих лесопосадок, как-то выжить, наладить элементарный быт, не упасть духом и не опуститься от бессмысленного стояния. Поначалу спали на голой земле, прикрываясь под промозглым ноябрьским дождем полиэтиленовыми пакетами.

Мобилизованных после недолгой подготовки в лагерях под Питером привезли на грузовиках в ночь на 2 ноября, выгрузили здесь прямо в степи и оставили на выживание, а из инструмента были даны одни только лопаты. Вот и пригодились тогда знакомые с детства нашим карельским мужикам навыки безбытной лесной жизни. За два месяца обжились, стали становищами повзводно будто бы артели рыбацкие. Кострища, навесы, землянки, а кое-где и настоящие баньки в блиндажах – все сработали сами, из подручных материалов, за свой счет и своими руками. Не подкачала наших мужиков смекалка, да и опыт жизни на отхожих озерах пришелся как нельзя кстати. А случилось бы это с поляками, или пуще того с французами, или американцами – вряд ли бы и выжил кто, и военных действий не понадобилось бы. Так, что первую свою боевую задачу, «устоять не смотря ни на что», наши «карельские партизаны» выполнили успешно, и первую свою победу над врагом-непогодой «добыли в тяжелом бою».

Но ни холод, ни бытовая неустроенность, а раскисший на бесконечных дождях украинский чернозем, и непроходимая, непролазная грязь – вот главный бич окопной жизни в полях донбасской войны. Передвигаться по раскисшим полям могут только вездеходы «Уралы» и тяжелая гусеничная техника. Они же и размесили все проезды и подходы к позициям так, что ни пешему, ни конному не пробраться. Не требуются и минные заграждения. Если залип в грязь – сапоги не вытащить, а упал в бронежилете – без посторонней помощи не подняться. Жирный украинский чернозем напоминает загустевший столярный клей наполовину с мазутом. От одежды не отмыть, от сапог не отстучать, каждый шаг с трудом, на каждой ноге неподъемный ком. И шаг за шагом, километр за километром. День за днем.

Землянка - в таких «теремах» живут наши бойцы на позициях

Пороху в ближнем стрелковом бою наши ребята в то время еще не нюхали. Трудно было отделаться от чувства тревоги за них. Ведь все они друг перед другом воины бравые, а вот опыта боевых действий ни у кого из них нет, все они еще вчера мирные мужики. Но дух воинский не отнять - добрый дух! Не часто можно было слышать матерное бранное слово, и почти не было обычных обращений по уставу, все больше обращались и к начальникам, и к подчиненным уважительно по имени отчеству, и чаще всего только «вы». Почти как в мирной жизни. Удивительно. Но в третьем лице и по связи звучали, конечно, только позывные (Орел, Кум, Шуя и пр.) и это выдавало, что не на рыбалке мы и не на армейских сборах, а на реальной войне.

Кого тут на позициях нашего Карельского батальона было только не встретить. Вот начальник медпункта – знакомый врач из Пудожской районной больницы, студент Свято-Тихоновского православного университета, между прочим. А помощник его фельдшер Михаил живет в землянке, устроенной наподобие афонской пещеры – в темноте мерцают лампады, подсвечивают лики расставленных вдоль земляных стен икон. Разведчик по имени Игорь – мастер бокса, выступает на ринге, подписался на бой «без перчаток», каждый день находит время для тренировок. Он большой умница, но ходит словно блаженный, всем старается услужить, поддержать в трудностях, с удивительной простотой предлагает свою помощь и непрестанно, непрестанно благословляет своих товарищей именем Божьим. А вот начальник штаба – когда-то заканчивал Суворовское училище, в мирной жизни был директором одной из Карельских школ, объявлялся «человеком года» в нашей Республике, а на фронт ушел добровольцем. Мы с ним знакомы уж лет так двадцать и бывал он у нас в гостях не раз на Водлозере. Наш комбат законченный образ русского офицера - подтянутый, гладко выбритый, с идеальной выправкой военный человек, взвешивающий каждое слово и каждый свой жест. Отдав 28 лет армии, был на пенсии, преподавал на военной кафедре Петрозаводского университета тактику, нянчил внуков, а на войну пошел по призыву совести добровольцем. Замкомбата с позывным «Орел» человек небольшого роста, полный, немного неуклюжий, но только с первого взгляда. На самом же деле он настоящий герой и второй свой орден мужества получал в Кремле из рук Верховного. Всю жизнь Орел прослужил в ВДВ, но не усидел на «заслуженном отдыхе», добровольцем ушел хоть и не в десант, а всего лишь в пехоту, но все же в действующую армию и на фронт.

Отцы-командиры Карельского батальона

Перечислять я бы мог еще многих и многих удивительных людей с большой буквы, с которыми за короткий срок удалось довольно близко сойтись и даже подружиться. Я совсем не хочу сказать, что все в наших батальонах было идеально хорошо, что везде царил порядок и воинская дисциплина. Вовсе нет. Когда в одном месте собрано такое разноликое множество мужиков, людей разного возраста и социального положения, нельзя обойтись без эксцессов. Мне рассказывали немало трагических глупостей, происходивших большей частью по причине злоупотребления алкоголем.

- Что я могу с ними поделать, - говорил мне комбат, - наши мужики не разбалованы большими зарплатами, а тут им выдали положенные оклады! Что им делать с такими деньгами? А местные тут как тут. В применении дисциплинарных наказаний мы ограничены, штафбата у нас нет, расстрел перед строем тоже пока не практикуется. Вот устроили вытрезвитель, и комбат подвел меня к большому металлическому контейнеру в тощей лесопосадке, подержим здесь до утра, проведем воспитательную работу и отпустим. Самое большое, что я могу применить к нерадивому бойцу, так это снизить месячный оклад на 24% и не более. Но разве это может подействовать?

- И что же может подействовать, - спросил я недоумевая.

- А вот что, - ответил комбат: - мы с замполитом придумали такой метод воспитания. Садим провинившегося бойца перед собой, даем лист бумаги и просим написать объяснительную, почему он, скажем, напился, а когда закончит, просим перевернуть лист бумаги и прочитать, где на обратной стороне написано детским почерком ну скажем следующее: «Дорогой русский солдат, я восхищаюсь твоим подвигом и прочее, и прочее, меня зовут Оля, мне 7 лет и живу в Кондопоге». Тогда я забираю объяснительную и задаю прямой вопрос: должен ли я отправить это по обратному адресу?

- И что действует?

- Действует и всегда безотказно, не раз уже проверено. Надо видеть, как наши нерадивые мужики заливаются слезами и после этого чаще всего берутся за ум.

Вообще же детские письма для солдат на фронте это особая тема. Я привез их от детей наших прихожан, от школьников из Куганаволока и Шалы, целый большой пакет, и все они были с красочными рисунками, многие свернуты в треугольнички, и в каждом солнечный лучик, трогательная детская забота «о незнакомом русском солдате» и надежда: «мы вас ждем, возвращайтесь домой»! Я раздавал детские письма знакомым и незнакомым мне бойцам разведроты в новогодний вечер, кто-то разворачивал и читал сидя у костра в слух, иные читать не могли – душили слезы и накрывали воспоминания, возможно о собственных опустевших домах, тоскующих в этот новогодний вечер женах и осиротевших вдруг детках. Я не видел ни одного брошенного детского письма как ненужную бумажку. Их всегда, свернув бережно, складывали в нагрудный карман, и я запомнил такие слова, услышанные мною от одного бойца из Сортавалы: «Я сохраню это письмо, пусть мои внуки прочтут, что писали нам в эти дни наши дети».

***

Наши позиции под Меловаткой: раскисший под дождями украинский чернозем, перемолотая и перемешанная тысячами солдатских сапог непроходимая, скрипящая на зубах грязь. Нет ни снега, ни даже сосульки на терновом кусту, но зато неизвестно откуда взявшаяся новогодняя ель, воткнутая в ту же самую грязь, трогательно украшена мишурой из гуманитарки. С тоской вспоминалась родная Карелия - заснеженная и завьюженная. Но и здесь царит обычная предпраздничная суета: кто-то жарит на огне мясо, кто-то строгает салат. Но вот все затихло, опустилась ночная мгла, кромешная, почти осязаемая. Лишь отблески костра выхватывают из мрака лица наших парней. Завтра воскресная литургия, и в этот вечер у нас происходит удивительная, ни на что не похожая «всенощная». Мы говорим только о главном. Мы знаем, нас слышат Небеса.

Ближе к полуночи поступил приказ: всем бойцам надеть бронежилеты или разойтись по своим землянкам. Никто, конечно же, расходиться не пожелал, и ровно в полночь артиллеристы с ракетчиками ударили во все стволы. Полетело в обе стороны. Новогодняя ночь на фронте озарилась «праздничным» салютом. Но вот разлили «по пятьдесят». Парни замерли в ожидании, что скажет, что пожелает им батюшка в эту новогоднюю ночь? Я говорил о Русской земле, которая должна снова стать «своею», пожелал всем Победы и живыми вернуться домой. Родные, простые, хорошие лица бойцов. Разговор о главном в этом «лесу прифронтовом». Думалось о том, что мы все и есть русская земля и вспоминались строки Анны Ахматовой:

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею.

***

Существует убеждение, что служение Божественной литургии требует многих, и на фронте совершенно не выполнимых условий, таких как храм с алтарем, престол с жертвенником, клирос с чтецами и певчими. Я могу свидетельствовать из опыта, что это не так. Достаточно представить себе из сохранившихся письменных памятников древности, в какой совершенной простоте происходила евхаристия у первых христиан, а затем и у египетских монахов-отшельников. На фронте, в боевых походных условиях мы поневоле вынуждены вернуться к первохристианской простоте, и тогда на первый план выступает самое главное – наша вера и желание видеть в совершаемом таинстве Живого Бога. В дни нашего пребывания в расположении Карельской бригады мы служили Божественную литургию почти каждый день, и каждый раз на новом месте. Это могла быть походная палатка, медпункт или открытое место на позициях.

Заручившись поддержкой командира полка, мы совершали крестный ход с иконой Спаса Нерукотворного от батальона к батальону, от роты к роте. «Рота стройся» – раз за разом звучал приказ командира. И на раскисшем, едва протаявшем поле, под накрапывающем мартовским дождиком, в суровом молчании строилось измотанное непогодой не парадного вида воинство. «Да пребудет Христос посреди нас!» – звучало слово священника. Воины один за другим подходили под благословение, а на утро в назначенное место сходилось «малое стадо», не всегда, однако, помещавшееся даже и в просторную батальонную палатку.

Крестное целование

Божественная служба совершалась на переносном престоле или вовсе без него, без антифонов и витиеватых распевов, но зато на каждое прошение звучало дружное «Господи помилуй» и могучее «Аминь». На возглас «Христос посреди нас» братья заключали друг друга в крепкие мужские объятия со словами «Есть и будет», а возношение Святых Даров «Твоя от твоих» вторилось протяжным: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим …».

«Низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предле дары сия»

Любопытных и равнодушных на таких богослужениях не было, все становились причастниками Божественной Тайны Тела и Крови Христовых. Это был потрясающий по силе опыт схождения Христа Господа в ряды русского православного воинства. И можно теперь было вслед за генералиссимусом Суворовым говорить: «Бог наш начальник, Он наш генерал, у Него победа». Малая закваска, но оно все тесто квасит! Бойцы расходились после литургии по своим подразделениям, а посреди них шел по русской земле, благословляя её «в рабском виде Царь Небесный». Только так воинство и может становиться христолюбивым!

Если говорить о закваске, можно было бы привести такой пример. В 1-й роте 1-го батальона Карельского полка проходил службу прихожанин Сретенского храма в Соломенном, петрозаводчанин Сергей. Человек он средних лет, семейный, серьезный, обстоятельный, крепкой веры и твердых убеждений. При въезде в расположение своей роты Сергей с товарищами соорудил поклонный крест в чистом поле, при котором мы совершили молебен. Затем мы уединились в землянке, где по просьбе бойцов читали Великий покаянный канон Андрея Критского. Это было начало поста. Вечер же мы провели в чтении писем наших ребятишек «русскому солдату» и в осмыслении обстоятельного письма многодетной матери по имени Анна из Куганаволока, где говорилось о святой Русской земле и воинском долге ее защитить.

Поклонный крест при входе на позиции 1-й роты. Воин Сергий справа от креста

Детские письма тема особая. Мне запало в самое сердце свидетельство одного священника, вернувшегося из Луганска. Там в госпитале он раздавал детские письма раненым, и один боец попросил исповедовать его. После разрешительной молитвы батюшка дал воину детское письмо. Тот взял конверт обеими руками и молча держал его. «Ты не можешь прочесть его сам?» – спросил батюшка, и только сейчас заметил, что раненый был незрячим. Тогда сосед по палате подсел к ним и прочел безыскусное детское письмо. Можно ли без слез слышать такое?

И снова, о закваске. Петрозаводчанин Сергей рядовой, но вся рота обращается к нему на Вы, идет за советом как к наставнику, и в его роте нет случаев пьянства и не слышно сквернословия. Вот она сила жизни и личного примера! Бог обещал Аврааму не погубить два великих города ради 10 праведников, но их не нашлось в земле Содомской, кроме праведного Лота, которого вывел Господь с его семейством (Бытие 18, 23-33). На каждой литургии мы молимся: «Умири гнев Твой прaведный, на нас движимый, и помилуй Рyсь Великую и Мaлую и Белую, ради молитв верных рaбов Твоих, вопиющих к Тебе дeнь и ночь; не попусти, Владыко, сборищу сатанинскому погубить святую Зeмлю рyсскую и рассeять верных чaд Твоих посреди язычников, иноплемeных и вероостyпников, но дaруй нaм мужeй силы, веры и рaзума, да Твоeю помощию сокрушaт они все козни слyг антихристовых». Хорошо и трепетно быть перед лицом Всевышнего с праведными, в числе десяти в молитве, или в стихах, или в пении, или в войне, или в труде…

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Олег Червяков
Крест русского солдата
Записки военного священника
30.10.2024
Лепта вдовицы
Встречи на дорогах войны
28.10.2024
«Идет странник издалека...»
Встречи на дорогах войны
22.10.2024
«Славы русской вечный зов…»
Записки военного священника
17.10.2024
«Восток имя Ему»
Записки военного священника
05.09.2024
Все статьи Священник Олег Червяков
Освободительный поход Русской армии на Украину
«Это современное, очень новое оружие»
Владимир Путин о достоинствах новейшей ракеты «Орешник»
19.12.2024
«У них бункерное мышление!» / предатели Асада,
«Сатана», страх миллионеров и партия хаоса
19.12.2024
«Русские моряки первое, что сделали – пропели "Отче наш"»
На Сахалине успешно реализуется совместный проект епархии и Общества «Знание»
19.12.2024
Когда Катехон молчит
Осталось всего пять месяцев до запрета православия на Украине
19.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Все развивается, всё активно движется вперед»
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.12.2024 12:12
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.12.2024 12:05
«На фронтах Украины сражается вся Русь»
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.12.2024 12:03
Миграционный маразм крепчает
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.12.2024 11:59
Инопланетян придумали те, кто «убил» Бога
Новый комментарий от Александр Волков
19.12.2024 10:04
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Виктор Фролов
19.12.2024 09:57
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Александр Волков
19.12.2024 09:44