«За други своя»

Заметки военного священника. Часть 2

Освободительный поход Русской армии на Украину 
0
173
Время на чтение 10 минут
Фото: САУ «Малка»

Часть 1. «Твоя от Твоих»

В расположение батареи САУ «Малка» на Лисичанском направлении мы пробирались на армейском «Урале» по раскисшим после продолжительных дождей проселкам в сторону Волчеяровки. Машину бросало из стороны в сторону, местами она садилась по самые оси в раскисшую грязь, но всякий раз она с натугой выбиралась из разлившихся луж и продолжала ползти по глубокой колее. Я поинтересовался у водителя, почему бы не съехать с вязкой колеи в поле и не проложить другую дорогу рядом. «Мины, съезжать с колеи нельзя, сколько уже колес потеряли, а может и голову оторвать, это как повезет» - ответил мне сидевший рядом с водителем и сопровождавший нас в расположение командир батареи по имени Юрий. Неделю тому назад, продолжал комбат, мне пришлось расчищать в этом поле разворотную площадку для своего командирского УАЗика, так в радиусе 50 метров снял 32 мины!»

Мы ехали дальше, за окном грузовика тянулись нераспаханные поля, уже успевшие за время войны превратиться в целинные степи, буйно поросшие клевером и ромашкой. Душа звала выпрыгнуть из тесной кабины грузовика и убежать босиком по росистой траве в далекое детство… Но разум возражал доверчивой душе: не смей и думать об этом, не райские луга, но дьявольский обман, смерть и погибель лежит пред тобой…

Степь моя обетованная, время – средневековое,

время моё матерное, кровожадное, страшное.

Стало поле минное, а была пашня.

Эти строки Анны Ревякиной я прочел позже, но как же точно передают мои тогдашние ощущения…

Самоходные артиллерийские установки 2С7М «Малка» с калибром пушки 203 мм – самое мощное артиллерийское орудие, стоящее на вооружении сухопутных ВС РФ. Орудия способны поражать цели на дальности до 47 км и могут стрелять даже ядерными зарядами. Батарея «Малок», как и вся Луганская артбригада, местного формирования. По существу это ни что иное как донбасское ополчение, в прошлой жизни – шахтеры и сталевары. Юрий же в звании майора был командирован из Центрального Военного Округа в самом начале СВО. Он опытный, прошедший горячие точки офицер, жизнерадостный и никогда не унывающий человек средних лет.

Батарея расположилась в небольшом лесном урочище, мощные самоходные орудия припрятаны в «зеленке», прикрыты свежими ветками и масксетями. Здесь же вырыты капониры для техники, блиндажи и землянки для расчетов. Мы установили престол на небольшой поляне посреди высоких деревьев и развернули перевозную звонницу. Литургия собрала весь личный состав батареи. Испытанное в боях воинское братство в молчании обступило Святую трапезу.

«Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем», – призывает Господь на эту таинственную трапезу своих учеников (Лк. 22:30). Христианство утвердилось и обрело свою духовную форму именно на Тайной Вечере. Можно сказать, что христианство – это и есть продолжающаяся вне времени Тайная Вечеря Господа с его верными учениками. Из века в век поет Святая Церковь: «Хлеб Небесный и чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь». Господь стоит посреди нас за Своей бессмертной трапезой. И здесь, среди лесной рощи, в неприглядной простоте фронтовой обстановки, Он, Царь Царствующих, отдает Свои Тело и Кровь на непостижимое, сверхъестественное питание верных: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф.26:26). Тот узкий путь, по которому ведет нас Христос в Царствие Свое, так много превышает наши силы человеческие, что требует сверхъестественного подкрепления нас в этом страшном таинстве. Вот почему мое сердце смущается и восстает против утвердившейся сегодня на фронте практики причащения воинов запасными дарами, без какого-либо погружения в смысл таинства и личного участия в жертве Христовой. Разумеется, я не беру случаи напутствия умирающих, тяжелораненых или верующих воинов идущих в смертельный бой.

«Идет священная война, – начал я свою речь к воинам, – мы выступаем за поруганную правду, за Крест Христов, за честь и славу нашей Родины. Мы на правой стороне, а всегда ли с Богом мы? Давайте ответим себе на этот вопрос. От того соберемся ли мы в народ Божий, и станет ли наше воинство воинством Христовым, зависит исход войны и наша победа над силами тьмы. Мы с вами собрались здесь, что бы совершить Божественную литургию. Мы будем приносить бескровную жертву Богу за спасение мира и причастимся святых Христовых Тайн! Мы приведем Живого Бога на наши позиции и сами станем его непобедимым воинством. А службу нашу мы будем совершать так, как ее совершали первые христиане без храма и алтаря, но «едиными усты и единым сердцем».

Богослужение предваряется общей исповедью. «Господи, прими нас, предстоящих пред Тобой, – произношу я подобно молитве слова общей исповеди «апостола любви», митрополита Антония Сурожского, – Открой нам путь покаяния! Господи, даждь нам решимость и силу отвергнуться от себя самих, забыть о себе и обратить взор наш к Тебе и к тому миру, который Ты так возлюбил, что Сына своего Единородного дал во спасение мира. Господи, Ты заповедал нам взять крест свой и последовать за Тобой. Дай нам уразуметь, что есть этот крест, и понести его не только с терпением, но и с радостью и благоговением. Сподоби нас, Господи, отвергнуться себя, и взять этот крест, и последовать за Тобой, зная, что куда бы Ты нас ни звал, ты по этому пути уже прошел, проторил Крестом и смертью Твоей путь нам. Ослаби, остави, прости нам прегрешения наша ….»

Далее я, обращаясь к воинам в понятных простому верующему сердцу словах, говорю о смысле Евхаристии и о том, что Святая Церковь это не «дом с крестами», как привыкли думать многие, а «экклесия» т.е. собрание верных. И служба наша соборная, я же ее только возглавляю как предстоятель нашего собрания. Да, верно, что Бог действует руками священника, но действует Он только в собрании верных. Так я возглашаю прошения: помолимся «о временех мирных», «о благорастворении воздухов», помолимся и «о том», и «о прочем», но молитва Богу, братья, – говорю я им, – это ваше дружное: «Господи помилуй». Я возношу на литургии молитву, но это как справка без подписи и печати, и только братское «Аминь» запечатывает и отправляет молитву на небо. Замысел Церкви, говорю я, в нашем единении, потому при основании ее Христос молится: «Да будут все едино: как Ты Отче во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино (Ин.17:21). Какими простыми и доступными разумению кажутся эти слова Христа здесь на фронте, когда близость смерти и вера в Живого Бога спаивает воинское братство воедино.

Что есть Церковь – как в понятных выражениях донести это до разумения воинов? Я говорю об этом в самых простых словах. Бог сошел с небес и вошел в наш страждущий мир в страдающем человеческом теле, и «великая благочестия тайна» (1Тим. 3:16) в том, что Бог стал одним из нас, человеком. И Бог для того сделался человеком, чтобы человек вышел навстречу своему Богу, чтобы он пошел к Нему в обратном направлении – от земного к небесному, чтобы божественное соединилось с человеческим, и это неизреченное соединение земного и небесного есть Церковь Божья. «Вы – Тело Христово» (1 Кор.12:27), – говорит нам апостол, – то есть мы Церковь. Я обычно выбираю одного или двух бойцов из числа собравшихся на Литургии, и когда говорю или пытаюсь что-либо объяснить, внимательно смотрю им в глаза, и по их реакции стараюсь понять то, насколько воспринимаются всем собранием мои слова. И когда у меня получается говорить от сердца и в простоте, меня понимают.

При таком образе богослужения алтарь, разумеется, не отделен занавесью от собрания как это обычно бывает в храме. И таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Господню перестает восприниматься молящимися как «анатомическое чудо», совершаемое священником в сакральном тумане за плотно затворенными вратами. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем… Какие странные слова! Кто может это слушать?... С этого времени многие из учеников Его отошли от Него (Ин. 6:56,60,66). Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти (Ин. 6:67). Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68).

Здесь немалое испытание веры, и удивительно то, с какой поразительной легкостью наши воины проходят это едва ли преодолимое рассудку испытание. Тут не сфальшивишь, это не раздача готовой святыни, как бывает в случае причастия Запасными Дарами. Все на виду десятков глаз – сейчас хлеб и вино, и вот они уже Тело и Кровь Христовы! Достоевский однажды в письме изложил свой «символ веры»: «Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной». Так и есть, истинная вера познается любовью к личности Христа, и в ней выплавляется ее золото, и сгорают все сомнения. Я всегда становлюсь перед строем бойцов с образом Спаса в руках и после краткого слова благословляю им воинов. Никогда не перестану умиляться тому, с какой неподдельною искренностью и любовью подходят наши воины и целуют пречистый Лик Спасителя.

И все же, почему мы причащаемся Тела и Крови Христовых? Я никогда не опускаю этот вопрос и в кратком слове перед началом литургии говорю воинам так. Бог есть любовь (1 Ин. 4:16), и Он «заповедь новую» дает нам, «да любите друг друга; как Я возлюбил вас», «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34–35). И Господь говорит нам дальше, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Нет и не может быть больше той любви, которая бывает настолько велика, что любящий жертвует жизнью своей за друзей своих. Но и Сам Господь поступает так, принимая смерть на кресте ради нас не от бессилия, а из любви. Но в любви Своей наш Господь идет дальше, чем мы можем даже помыслить. Он идет за край и через край. Христос не только душу свою полагает за нас, но и Пречистое Тело Свое отдает в таинственную пищу верным.

Трапеза как «форма» евхаристии, причастие Тела и Крови Спасителя – это тайна, предназначенная для восприятия верою, и, одновременно, обращенный к нам символический язык. Господь напоминает, что сотворил нас для бессмертия, но наши предки в раю вкусили запретный плод и тем самым причастились тленной пищи. С тех пор всё в мире тленно. Тленна и пища, которая дает нам силы только для временной жизни. Вечен только Бог и Творец всего живого, всего сущего. И потому Он приходит к нам как Хлеб. Хлеб Жизни. Хлеб иносущный – как сказано в одном древнем тексте – т.е. «иного бытия вечного начало». Хлеб Небесный – как сказано в евангелии от Иоанна (Ин 6:28-40). Господь тем самым как бы говорит нам: Я ваш Бог – ищите Меня. Я ваш Бог – живите Мною. Я ваш Бог – дышите Мною. Я ваш Бог – вкушайте Меня. И только так вы обретете бессмертие.

Очень важно в понятных словах, основанных на Священном Писании, излагать главные смыслы и истины нашей веры. Богослужение не должно уводить человека в мистику или магизм. Наш Бог – Слово-Логос, т.е. Слово и Смысл, и поклоняться Ему мы призваны «в духе и истине, потому что именно таких поклонников ищет себе Отец» (Ин. 4:23) Служение Божественной литургии на передовой и задает такой важный настрой на содержательную сторону богослужения.

Важно говорить с воинами о смысле литургии еще и потому, что воинское служение – это стояние перед лицом смерти. Христос отдал жизнь Свою («Я отдаю жизнь Мою … Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Ин. 10:17-18), победил смерть («смертию смерть поправ»), и теперь приходит к нам в причастии как Хлеб Жизни, указывая тем путь к бессмертию. И это путь жертвенной любви. По слову Иоанна Богослова «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин 3:16).

Что значит «полагать душу свою за други своя»? Русская военная история дает множество примеров того, как солдаты и офицеры жертвовали своими жизнями для спасения своих боевых товарищей. Нынешняя война – не исключение.

Хочется рассказать о том, что я слышал на Донбассе. В Луганске мне довелось познакомиться с Максимом, в недавнем прошлом боевым комбатом с позывным «Масяня». Со своими кое-как вооруженными ополченцами Максим весной 2022 года штурмовал города Счастье, Рубежное, Кременная, Северодонецк и Лисичанск. Вслед за ними их занимала Российская армия. Мне запомнился рассказ Максима о штурме городка Счастье в феврале 2022 года, когда после первого же дня боев от его батальона осталось всего 65 человек. Но был приказ наступать, и Максим с 22-мя добровольцами, переправившись под покровом ночи на старой лодчонке под взорваным мостом через разлившийся Северский Донец, действовал столь смело и решительно, что защищавший город гарнизон обратился в бегство, бросив артиллерию и бронетехнику.

Разве подвиг самоотречения можно записать в воинский устав, или самопожертвование прописать как инструкцию в наставлениях по тактике боя? Нет, к подвигу может звать только Любовь и Вера! Жизнь как жертва, и жертва Богу сама жизнь – вот последний смысл христианской литургии! И это не только таинство, но и божественный урок воину, призываемому на войне жертвовать своею жизнью «за други своя». Так литургическое богословие помогает постигнуть нашу главную «военную тайну» – почему русское христолюбивое воинство было во все времена врагу не одолимо? Ответ прост, но понятен он только верующему сердцу. Ратный подвиг и сама жизнь воина – это жертва Богу «за други своя», а ратный труд всего воинства – это не что иное как литургия верных! Есть об этой тайне русского духа строки у поэта Константина Фролова:

Всех нас воспитали родные края.

Заморских земель нам не надо.

И право погибнуть «за други своя»

Не тягостный крест, а награда.

Но вернемся на батарею «Малок». Я должен закончить повествование о нашей «литургии верных». Богослужение в «лесу прифронтовом» завершилась как обычно праздничным трезвоном. Затем прозвучал знаменитый хор «Славься, славься Великая Русь». Музыка великого Глинки, усиленная колонками и колоколами, мурашками прошила кожу застывших в оцепенении бойцов, она возвеселила небеса и победным эхом докатилась до самых вражеских позиций.

…Причастились все. В конце службы воины по очереди подходили и прикладывались к образу Спаса и Распятию, но я искал глазами и не находил командира. Как же так, – думал я, – где отец и душа этой дружной фронтовой семьи? И вот из штабной палатки вышел комбат и подошел приложиться к кресту. Я не удержался спросить его, почему он не причастился со всеми. Ответ поразил меня в самое сердце. «Я отпустил к причастию радиста, и кто-то должен был остаться на связи», – с каким-то детским смущением ответил боевой командир. Вот оно как «душу свою полагать за други своя», думал я, расставаясь с этим воинским братством.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Олег Червяков
Крест русского солдата
Записки военного священника
30.10.2024
Лепта вдовицы
Встречи на дорогах войны
28.10.2024
«Идет странник издалека...»
Встречи на дорогах войны
22.10.2024
«Славы русской вечный зов…»
Записки военного священника
17.10.2024
«Восток имя Ему»
Записки военного священника
05.09.2024
Все статьи Священник Олег Червяков
Освободительный поход Русской армии на Украину
Что есть Нация?
Отклик на доклад Н.К. Симакова: «Русская идея у И.А.Ильина» (РХГА, 20.12.2024)
21.12.2024
Сталин и Путин – их ответы на вызовы времени
Что сегодня нужно для победы?
21.12.2024
О здравом смысле бытия
Всячески поддержим нашего Президента, армию, оборонную промышленность, волонтёрское движение страны, всех, кто не жалеет сил и жизни для Победы
21.12.2024
У них всё возможно
Что происходит в Америке?
21.12.2024
С падением Сирии наступают последние времена?
Судьбы мира решаются на Украине или на Ближнем Востоке?
21.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от ОСт
22.12.2024 20:22
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.12.2024 19:50
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Vladislav
22.12.2024 19:20
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.12.2024 19:16
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Русский танкист
22.12.2024 19:03
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Русский Иван
22.12.2024 18:32