I
Впервые роман был опубликован в журнале «Москва» (декабрьский номер 1967 и январский 1968 года). Произведение было «взрывным» и никак не вписывалось в атеистический большевистский «ландшафт». И все же оно появилось в печати. Как это произошло? В то время главным редактором журнала «Москва» был Евгений Ефимович Поповкин. Он страдал тяжким неизлечимым недугом и знал, что вскоре отойдет в мир иной. И дал роману «зеленую улицу». Ну, а с усопшего, как известно, взятки гладки.
К сожалению, Поповкин совершил ошибку. Он был человеком неверующим невоцерковленным, как и все его коллеги, и не понимал, что булгаковский роман очень вредный, и его нельзя выпускать в свет. Ему следовало сжечь рукопись. Помню, в конце шестидесятых - в начале семидесятых годов читающая публика Москвы, Ленинграда и других городов ничем не занималась, а только охотилась за сенсационным романом, чтобы побыстрее познакомиться с ним.
«Мастер и Маргарита» - демонический роман, написанный демоническим автором (я рассматриваю произведение с Евангельской точки зрения). Где и как заразился духовной отравой Булгаков? Однажды ночью мальчик (ему было четыре года) сказал сестре: «Знаешь, где я был сейчас? На балу у сатаны». Интересно, почему враг выбрал именно этого мальчика, а не какого-то другого. Этого мы не знаем. Но продолжение последовало. Врач Михаил Булгаков возымел интерес к морфию, сначала по нужде, чтобы утолить боль, а потом ради необычайной эйфории, которую тот вызывал. Вскоре он не мог прожить и одного дня без чудодейственного «снадобья». Михаил Афанасьевич нашел ему точное название: «черт в склянке». И тот полностью овладел его душой.
Булгаков начал писать «Роман о дьяволе», но вскоре отложил его и принялся за другую вещь; потом их объединил; рабочие названия были разные: «Копыто инженера», «Гастроли Воланда», «Князь тьмы», «Черный маг» (сплошная диаволиада); в конце концов он остановился на «Мастере и Маргарите». А было бы лучше, если бы он предпочел первый вариант - «Роман о дьяволе».
Ни Мастер, ни Маргарита главными героями не являются. Мастер появляется на сцене только в тринадцатой главе, а Маргарита еще позже - в девятнадцатой, когда роман миновал «экватор». А самое главное, они не отвечают его идейному замыслу.
Тогда кто же главный герой? Читатель, наверно, уже догадался: сатана и его свита. Эти персонажи, появившись в Москве, устраивают в ней настоящий переполох. С людьми происходят самые невероятные вещи, они исчезают, появляются в отдаленном месте, испытывают шок, у них голова идет кругом, они попадают в сумасшедший дом.
Чертовщина выглядывает и строит рожи в каждой строчке булгаковского произведения. Ее «удельный вес» превосходит всякие разумные пределы. Герои, все без исключения, чертыхаются к месту и не к месту.
Маргарита добровольно отдает свою душу диаволу и покорно выполняет его волю; Наташе, ее служанке, так понравилось быть ведьмой, что она просит Воланда (так автор назвал сатану) оставить ее в этом образе и далее.
Булгаков восклицает: за мной, читатель, и я покажу тебе настоящую любовь. Он обманул читателя, настоящей любви в романе нет, а есть антилюбовь, так как ее «разруливает» диавол.
Маргарита и ее любовник живут в блуду и нисколько не тяготятся этим, наоборот, им нравится такой способ существования.
II
Роман весьма соблазнительный. Главный его соблазн в том, что сатана и его омерзительная свита показаны автором в очень привлекательных красках. А ведь неискушенным читателям (таких большинство) захочется нечистой силе служить, быть у нее в подчинении. Мало этого, автор (разумеется, по подсказке врага рода человеческого) то и дело прибегает к ложным намекам. Вот один из них. Не надо ничего просить, говорит Воланд Маргарите, у тебя будет все, что ты захочешь, безо всяких просьб. А в Евангелии сказано совсем другое: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7, 7).
Это произведение антидуховное, имя Бога в нем ни разу не упоминается, это гимн сатане, который (со дня публикации романа) звучит уже более пятидесяти лет и, судя по всему, будет звучать еще долгие годы.
Один из героев вставного романа - Иешуа - принял смерть не на кресте, а просто на древе. Написать слово «крест» для Булгакова, наверно, то же самое, что совершить самоубийство.
Любовник Маргариты, повредившись умом, сжигает свое произведение в печке. Жалко, что Булгаков не последовал его примеру. Жалко, что Евгений Поповкин (повторю еще раз) не сделал то же самое.
Дурной пример заразителен. Писательница-графоманка Юлия Вознесенская, прочитав булгаковский роман, решила последовать его примеру. В своей книге «Мои посмертные приключения» она описывает ад в таких тонах, как будто это привилегированный дом отдыха, а не место вечного и страшного мучения. Мол, если вы, дорогие читатели, попадете в ад, то не отчаивайтесь, там вас встретят с распростертыми объятиями и устроят самым наилучшим образом, а на то, что сказано об аде в Евангелии, не надо обращать внимание.
Один из первых декретов советской власти - легализовать аборты. Одно из первых решений демократической власти - включить «Мастера и Маргариту» в школьную программу (это произошло в 1992 году). Роман прочитали и до сих пор читают миллионы и миллионы мальчиков и девочек. Они пьют из отравленного источника. Их душам нанесен непоправимый вред. Решение министерства просвещения - это, разумеется, духовная диверсия. Ведь школьники, люди без достаточного жизненного опыта, воспринимают всё, о чем говорится в романе, за чистую монету, а отсюда один шаг к сатанинской секте; им невдомек, что эта «романтика» смертельно опасна.
Вот несколько отзывов (их легко найти в интернете).
«Первый раз я прочитала этот роман в десятом классе. С первых же страниц меня захватил детективный сюжет произведения, загадочная фигура Воланда, его тайная миссия в Москве. Этот роман притягивает к себе, завоевывает тебя и не отпускает всю жизнь» (!).
Кто же будет читать Евангелие, познакомившись с приключениями Воланда и его свиты? Ведь последнее гораздо интереснее.
«Этот роман меня очень сильно потряс. При чтении у меня порой возникало чувство страха: все же больше увлекает мистика - это про сатану и его проделки с людьми. Анджела».
«Я прочитала «Мастера и Маргариту» десять раз и еще буду читать». Юная читательница жадно пьет из источника, не подозревая, что он ядовитый.
«Это мое самое любимое произведение».
«Роман Булгакова можно рассматривать как справочное пособие по оккультизму и сатанизму».
Точнее не скажешь. Сатанинские секты - раковая опухоль на теле России. Им несть числа. Они пополняются в основном за счет молодежи. Сатанинские символы можно встретить на каждом шагу: побеленные заборы, стены разных сооружений, автофургоны и пр. испещрены подобными «письменами». Не так давно я обратил внимание на распространенное женское имя, написанное на бровке асфальтированной дорожки (в нескольких местах). Что за новшество? Через минуту понял: имя было начертано... сатанинскими символами.
III
В 1988 году издательство «Художественная литература» в очередной раз выпустило в свет булгаковское сочинение. На этот раз тиражом... 1 900 000 экземпляров. Издатели погнались за деньгами, а то, что роман вредный, их не волнует. Аннотация, написанная редакторами, глубоко ошибочная, так как они не поняли произведение.
Роман по-прежнему шагает по стране. Нет, пожалуй, издательства, которое не обратилось бы к нему. И на Дальнем Востоке, и в Сибири, и на Урале, и на Европейской части России - везде произведение выходит большими тиражами. Издательство «Детская литература» тоже не осталось в стороне, выпустив несколько раз этот роман с ремаркой: «Для старшего школьного возраста». Особенно много публикаций приходится на последние годы.
Книги хорошо раскупаются. Возникает вопрос: почему? Ответ лежит на поверхности - покупает безбожная публика. Общий тираж изданных книг во всем мире исчисляется миллионами экземпляров.
Появилось немало экранизаций романа, театральных постановок (более пятисот в разных странах), а также телесериалов.
Деньги, деньги на первом плане для издателей, режиссеров, актеров, сценаристов. Капитализм диктует свои волчьи законы.
Сколько душевных травм нанесло булгаковское произведение нашему народу, да и не только нашему! Сколько жизней искалечило! Сколько душ увлекло с правильной спасительной дороги!
Вот что бывает, когда писатель направляет свое перо на служение сатане, а не Богу. Взяв в плен Михаила Булгакова, враг рода человеческого использовал его талант для создания своего положительного образа. Однако положительного образа у него не было и никогда не будет. У сатаны совсем другой образ - губительный. Где сатана, там кровь, разрушение, смерть. «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44),
Итак, с Евангельской точки зрения роман «не проходит», в нем показан перевернутый мир, все поставлено с ног на голову; это духовная ловушка для невоцерковленных читателей.
Николай Петрович Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России