Бегущие по волнам истории

К 650-летию Вятки

0
406
Время на чтение 5 минут
Фото: Участники эскиза «Васнецовы» с автором. Вятский художественный музей

 

«Механика памяти» в Вятке-Кирове (или в Хлынове-Кирове) заработала в 2022 году. Нынче было продолжение – зимняя «Механика памяти», посвященная 650-летию славного русского города. Придумали проект Юлия Колобова (доцент Вятского университета) и режиссер Евгений Ланцов, работавший в разных театрах страны, в том числе и в Кировской драме.

Придумать – придумали, а деньги дал Президентский фонд культурных инициатив; площадки же предоставили и традиционные пространства (Библиотека имени А.С. Пушкина, Вятский художественный музей) и новые-модные (демократический «Фантазариум» – граффити-полигон, и более фешенебельное лофт-пространство «КРИН», во время Великой Отечественной здесь размещался ленинградский завод «Красный инструментальщик», а еще раньше – винный казенный склад). Память места, собственно, требовала от публики «включения» и требовала порой достаточно агрессивно (как на граффити-полигоне), или с торжественным достоинством (как в Художественном музее). А тридцатиградусный генерал мороз придавал театральному марафону ещё больше подлинности – в тепле чувства истончались, и хочешь-не хочешь, а публика млела, нежилась. Каждый становился своим среди своих – на сцене-то гудели разными голосами всё те же вятские люди. Люди нашей памяти.

Вы, наверное, уже заметили, что я стараюсь обойтись без «вятской идентичности» (как правило ни «вятские», ни «тюменские» или «тобольские» идентичности никогда авторами не проясняются), как уверенно прохожу и мимо «вятского культурного кода» (модный термин, но, увы, нет и не бывает никакого одного культурного кода). А потому непосредственно «Механика памяти», представлявшая эскизы спектаклей по пьесам-победителям драматургического конкурса, и знакомила меня с идеей культуры Вятки и её героев, как это понимают наши современники.

+++++

Конечно, эскиз не спектакль, а выбранные эпизоды пьесы – это скорее повод к разговору именно историко-театральному, широкому. Скажу сразу, студенты ГИТИСа /РАТИ и Екатеринбургского театральному института были свежи, подвижны, искренни и, конечно, кажется, приобрели, даже экстремальный актерский опыт работы в нетеатральном пространстве. Ведь «Васнецовых» Анастасии Ильиной (мастер курса Вера Маковкина) должны были играть в живых декорациях – в зале с подлинниками работ Васнецовых и других художников «века классиков». Эпизоды из жизни добротной семьи Васнецовых, взаимоотношения братьев между собой (несколько чрезмерно драматизированных артистами), понимание ими своего назначения и своей судьбы, драма революции 1917, расколовшая жизнь на осколки, христианское служение в искусстве и реально-расписанные храмы, которые взорвут – всё это вело нас к первому уроку памяти: художник может уловить время в сети, а классическая красота работ Васнецовых в наше неклассическое время весьма и весьма бодрит. Бывают времена, когда исповедовать красоту – значит проявлять мужество.

Второй эскиз по пьесе Тамары Даниловой «Люди как люди» был дан в альтернативном пространстве граффити-полигона (Кировского станкостроительного завода). Славному вятскому обывателю Алексею Андреевичу Истомину (1872-1920) и была посвящена эта пьеса. Как пишет Прозоров А.А., «человек он был образованный, скромный, много путешествовал, был гласным думы, уездного земства, член уездного попечительства, член художественного музея. Капитал свой направил на оборудование сада при наследственном доме, и пустой овраг привел в такое состояние, что ныне его называют Ботаническим садом г. Вятки. Задумал построить в саду каменный дом, но заложил только фундамент, как революция пресекла его деятельность. Человек он был настойчивый, замкнутый в себе, в обществе появлялся редко. Лишившись сада, своего любимого детища, сильно тосковал и не находил себе утешения». Не дерзая «влезть в душу» такого чувствительного покроя человека, мастер курса Вячеслав Бутусов предложил студентам сыграть «сад», дав каждому роль того или иного дерева, и даже цветка. И эта линия была самая остроумная в эскизе (а самая исторически печальная – его попытка бороться с народным пьянством и откупами). Остроумный в приемах, спектакль, тем не менее, тоже не скупится на урок памяти. Я после спектакля с удовольствием прочитала об этом милейшем человеке, любящим природу и красоту сада.

При обсуждении эскиза спектакля «Ассоль. Гиперссылка или культ неудачника» по пьесе Елены Исаевой (гитисовцев, режиссеров и актеров мастерской Екатерины Гранитовой и Тимофея Сополёва) мой личный маятник симпатии и антипатии к «рыцарю мечты» А. Грину раскачивался опасно-сильно. Исаева, конечно, мастер. В истории Грина (личной и творческой) вытянула вечно-человеческое с помощью простого приёма. Параллельно с историей о Грине развертывается современная семейная драма, с нынешней Ассоль, Артисты крепко схватили характеры. А я вот не уверена, что героиня Грина Ассоль не из театра марионеток, и думать о ней как о «верящей в чудо» – это здорово. Но, тем не менее, Грин писатель прирожденный, то есть писать и жить для него примерно одно и то же. «Механика памяти» и тут сработала: все живое – противоречиво, и лучше всего даётся актерам именно противоречивое, но без мощного лирического «зонтика» всё противоречивое остается незавершенным.

«Ассоль. Гиперссылка или культ неудачника». Библиотека имени А.С. Пушкина

Эта же гитисовская группа дерзнула разыграть сцены из пьесы Светланы Шимоне «Моли Бога о нас». Речь шла о Великорецком крестом ходе, из которого автор «выдернул» и показал крупным планом четыре судьбы – вечной русской бабули, бывшего «афганца», молодой женщины с крученой-перекрученной судьбой и иностранца (бывшего летчика-американца), дерзнувшего именно так узнать русских и Россию. Несение и ношение креста – у каждого своё и сторонние люди редко тут что-то понимают, но эскиз был выстроен как спектакль-путь, спектакль-дорога, пройдя по которой (к Богу и храму), человек вновь (на обратном пути) возвращается к себе. Какой я человек? Фраза «Дорога к храму» из фильма Т.Абуладзе, помню, стала мемом. В нашем случае я бы сказала, что Великорецкий крестный ход – это дорога к себе каждого из героев (когда ты – человек Божий).

«Хождение по Вятке» Д. Орлова было, на мой вкус, крайне неудачно. Артисты «Коляда-театра» грубо, «бессмысленно и беспощадно» проорали вятский фольклор (а пьеса – о собирателе фольклора Д.К. Зеленине); размахнулись так, что вышла снова «барахолка 90-х», куча психической какофонии.

+++++

Все мы, бегущие по волнам истории проекта «Механика памяти», несмотря на некоторую эскизную незавершенность, всё же включились в важную стратегию. Стратегия на прошлое – дело ценное. А как ещё лучше узнать самих себя? Как ещё иначе почувствовать «проблемные места» в понимании современным человеком своей истории? Как историю сделать актуальной? Оптика памяти сама по себе из ничего не возникнет. И возможность измерить и взвесить «своё» не с помощью евроциркуля и евровесов, а исходя из хода нашей собственной большой истории – дело трудное, но надёжное.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Капитолина Антоновна Кокшенева
К 85-летию художника Юрия Шмелёва
Рыцарь нашего времени
20.11.2023
Долгое созерцание красоты
О спектакле «С неба упали три яблока» Наринэ Абгарян Ведогонь-театра (Зеленоград, Москва)
03.07.2023
Все статьи Капитолина Антоновна Кокшенева
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от учитель
06.11.2024 19:42
Искушение Императора
Новый комментарий от Туляк
06.11.2024 19:27
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
06.11.2024 18:59
Православный или «квазижидовский»?
Новый комментарий от Алекс
06.11.2024 18:18
О новой партии
Новый комментарий от РОНОЛ
06.11.2024 15:28
Разговор со стеной
Новый комментарий от Фиалковский
06.11.2024 14:53