Роль религиозно-нравственных ценностей в развитии личности на примере российских слепоглухих

4 часть

0
44
Время на чтение 3 минуты

1 часть

2 часть

3 часть

photo

Продолжение

IV

Основная проблема, очевидно, состояла не в том, что те или иные принципы традиционной морали адаптировались в новых условиях соответственно положениям марксизма, а в том, что были влиятельные силы, считавшие нужным вообще отбросить такого рода принципы. В этом смысле показателен конфликт 1927 –1928 гг. одного из признанных «столпов» советской педагогики А.С. Макаренко с педологами, которые в тот период претендовали на роль учителей марксизма в педагогике и психологии, по сути, будучи левыми экстремистами, подобными «пролеткультовцам» или деятелям РАПП ( т. наз. «Российской ассоциации пролетарских писателей»). Наряду с развитием вульгарно - марксистских идей, они строили исследование детской психологии на увлечении тестовыми методиками (подобно тому, как ряд исследователей делает это в наши дни), когда (как это опять-таки случается и сегодня) исследователь переоценивает собственный инструмент и становится от него зависимым; однако специальное рассмотрение этой проблемы не входит в нашу задачу. Педологов тогда поддерживали в наркомпросах (аналог современного минобразования). Чиновники из наркомпросов вместе с педологами входили в отдельные комиссии, проверявшие работу педагогов.

В то время система Макаренко еще отнюдь не нашла широкого признания в советской педагогике. Он, конечно, искренне придерживался марксистских взглядов, однако считал естественным опереться в своей работе на определенные традиционные ценности, адаптированные к новым условиям жизни.

(Сам Макаренко иронически именует педологов, перед которыми он отчитывался «Олимпом» и «синедрионом пророков»; конечно, речь на деле идет о лжепророках. Да и автор после иронических титулов дает своим оппонентам вполне определенную характеристику: «Это были довольно юркие люди, и на их усах еще висели крошки только что съеденного советского пирога» (12., 226).

Он приводит следующие емкие и характерные высказывания одного из своих влиятельных тогда оппонентов, педолога профессора Чайкина (последний входил в одну из комиссий, проверявших работу Макаренко):

- Товарищ Макаренко хочет педагогический процесс построить на идее долга. Правда, он прибавляет слово «пролетарский», но это не может…. скрыть от нас истинную сущность идеи. Мы советуем товарищу Макаренко внимательно проследить исторический генезис идеи долга. Это идея буржуазных отношений, идея сугубо меркантильного порядка. Советская педагогика стремится воспитать в личности свободное проявление творческих сил и наклонностей, инициативу, но ни в коем случае не буржуазную категорию долга.

С глубокой печалью и удивлением мы услышали сегодня от уважаемого руководителя двух образцовых учреждений призыв к воспитанию чувства чести. Мы не можем не заявить протест против этого призыва. Советская общественность также присоединяет свой голос к науке, она (наука или общественность? – С.Ю.) также не примиряется с возвращением этого понятия, которое так ярко напоминает нам офицерские привилегии, мундиры, погоны (там же, 226- 227).

Уже в послевоенный период отечественной истории подобные псевдонаучные рассуждения о «буржуазности долга», «чести как привилегии» или надуманное противопоставление долга творчеству и инициативе,- выглядели анахронично, абсурдно и отчасти анекдотично. Интересно также, что профессор Чайкин говорит о «возвращении» понятия чести, считая, очевидно, что оно было навсегда изгнано из нашей жизни. Но в 1920-х гг. подобные доктрины были весьма серьезным фактором, влиявшим на принятие серьезных решений, например, на освобождение Макаренко от обязанностей руководителя колонии им. Горького (несмотря на поддержку самого этого писателя).

Отметим кстати, что именно такие традиционные моральные ценности, как чувство долга, высоко ценила О. И. Скороходова в период становления ее личности, как и в дальнейшем.

Понадобилось время и преодоление сопротивления левых экстремистов, чтобы эти традиционные нравственные ценности, пусть и в секуляризованном виде, созвучном эпохе материализма и сциентизма, все же утвердились в жизни общества.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Луговской
Не совсем по Гумилёву?
В Западной Европе в результате ряда мутаций происходит постепенное перерождение традиционных этносов, причём быстрее всего протестантских по религии, как прежде всего разорвавших с традицией
26.03.2024
Ещё об одной путанице
Сегодня самым заметным, а потому самым вредным видом нигилизма является «антисталинизм»
13.02.2024
«О чём шумите вы, народные витии?»…
Сколько копий уже сломано, и сколько, увы, ещё будет…
10.01.2024
Все статьи Сергей Луговской
Последние комментарии
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от Анатолий Степанов
19.05.2024 18:37
Святитель Максим (Кроха): служение в Сибири и Туле
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.05.2024 15:47
Чем брать оплату?
Новый комментарий от Ленчик
19.05.2024 13:55
Россия должна быть империей или национальным государством русских?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
19.05.2024 11:38
Тайна жизни Пушкина
Новый комментарий от РОНОЛ
19.05.2024 11:18