Религиозно-нравственный этап в развитии слепоглухих
Воспитание и развитие личности нашей соотечественницы слепоглухой Ольги Ивановны Скороходовой проходило в условиях переходной эпохи и началось практически в первые послереволюционные годы. Соответственно, ее воспитание расценивалось воспитателями - марксистами как наглядный пример того, что на материале развития слепоглухих можно «доказать диалектико-материалистические представления о социальной природе человеческой психики» ( по формулировке Мещерякова, см. список литературы в конце побликации). Однако на момент начала специального воспитания Скороходовой советская педагогика сама находилась в процессе становления, а что касается формирования н р а в с т в е н н ы х п р е д с т а в л е н и й в процессе воспитания, то эта проблема была тем более сложной.
Прежде всего, в период начала специального воспитания Ольги Скороходовой, т. е. в 1920- е гг., еще существовала система традиционных для Росси нравственных ценностей, основанных на Православии. Несмотря на то, что строители новой социальной системы, революционеры – большевики, идеологически были (или, по крайней мере, считали себя) атеистами и материалистами, а могущественные в то время левоэкстремистские (троцкистские) силы активно пытались уничтожить не только Православие но традиционную русскую (и даже мировую) культуру в целом, - в народном быту, в повседневной жизни людей, особенно в деревне, при всех отрицательных последствиях революционной ломки и Гражданской войны, в значительной мере сохранилась прежняя система традиционных религиозно – нравственных ценностей.
Что касается лично Ольги Скороходовой, то ее мать получила традиционное для своего времени православное воспитание, и данное обстоятельство нашло некоторое, хотя и слабое, отражение в стихах Ольги. В стихотворении «Детство Груни», очевидно, отражающем собственные детские воспоминания автора, рассказывается о реакции матери на то, как дочка самовольно рвала цветы на огороде:
Ах, вот наказанье! Пропал огород!
Зачем ты ходила туда?
Ты столько сорвала, что хватит на год!
Не девочка – просто беда!
За что меня только Господь наказал?
Взглянула на ясную ширь,
Где Днепр серебристый светло отражал
Старинный седой монастырь.
Не очень – то мама была уж строга,
Кончалось все мирным путем …
Это «светлое отражение старинного седого монастыря» – образ, зафиксировавшийся в памяти ребенка, отзвук прежней, традиционной культуры и системы ценностей. В конкретно – исторических условиях 1920-х гг. нравственные ценности и ориентиры, поскольку они вообще существовали, были объективно связаны со своей культурно – исторической основой – с русским Православием.
Продолжение следует