Роль религиозно-нравственных ценностей в развитии личности на примере российских слепоглухих

3 часть

0
54
Время на чтение 5 минут

1 часть

2 часть

 

photo

Продолжение

 

III

 

Сложнее проблема формирования нравственных представлений на рассматриваемом (религиозно-этическом) этапе развития в процессе воспитания «четверки» слепоглухих, окончивших МГУ в 1970- е гг. - Н. Корнеевой (Крылатовой), Ю. Лернера, С. Сироткина, А. Суворова. Процесс их воспитания пришелся в основном на 1960-е – 1970–е гг., когда советская педагогика уже давно была сложившимся явлением, как и советская мораль. В 1961 г. в третьей программе правящей партии КПСС были официально сформулированы положения этой морали - т. н. моральный кодекс строителя коммунизма. Там содержатся и собственно нравственные (конструктивные) нормы, и положения, связанные с понятиями и реалиями классовой борьбы, как например, положение о нетерпимости к врагам дела коммунизма, рабочего движения и дела мира.

 

Что касается до собственно конструктивных нравственных норм, то во многих существенных аспектах очевидна их общность с положениями традиционной христианской православной нравственности. Действительно, такие существенные положения советской морали, как «кто не работает – то не ест», «человек человеку – друг, товарищи и брат», «простота и скромность в общественной и личной жизни, нравственная чистота» и др. – либо прямо воспроизводят соответствующие положения Нового завета (как в первом случае), либо воспроизводят их по сути при несколько измененной форме. Общность многих существенных положений христианской нравственности и нравственности советской недавно признал и нынешний лидер КПРФ Г. Зюганов в телеинтервью в поддержку Русской Православной Церкви в день Красной Горки (22.04.12).

 

Речь, понятно, не идет об отождествлении этих нравственных систем. В философском аспекте анализ важных различий в подходе к воспитанию и к реабилитации инвалидов с точки зрения христианства и с точки зрения марксизма содержится в работе Ю. Пущаева « Философско-психологические аспекты слепоглухоты и «Загорский эксперимент»». На наш взгляд, не все его утверждения по этому вопросу бесспорны, однако они интересны и заслуживают внимания.

 

Но сейчас нас интересует, скорее, именно практическая общность ряда существенных положений традиционной, христианской, и послереволюционной, советской, нравственных систем, которые важны на практике для воспитания детей и юношества, следовательно, в том числе, – и слепоглухих.

 

Важно отметить, что строители нового общества в послереволюционную эпоху пришли к указанной нравственной системе не сразу, и процесс этот был непростым.

 

В свое время основоположники марксизма специально не занимались в своих работах выработкой новых нравственных норм, наметив лишь некоторые общие характеристики новой морали, как она им виделась. Так, Ф. Энгельс в фундаментальной теоретической работе «Анти- Дюринг» писал, что, по его убеждению, мораль носит исторически обусловленный и социально- классовый характер. Он указывает в виде примеров на существовавшие (и сегодня существующие) в Европе христианскую мораль (только католическую и протестантскую, только с учетом западноевропейской практики), которую он расценивает как мораль феодальной эпохи,- на современную ему светскую буржуазную и на зарождающуюся пролетарскую мораль. Ни одна из этих систем, по Энгельсу, не является «окончательной истиной», но наиболее перспективной и прогрессивной он считает пролетарскую мораль (не давая ей более или менее подробной характеристики). В то же время, автор отмечает, что эти виды моральных систем являются этапами «одного и того же исторического процесса», а потому «в них не может не быть много общего». Подлинно же человеческой моралью, по Энгельсу, является лишь будущая коммунистическая мораль, когда исчезнут не только «противоположности классов», но даже воспоминания о них в жизни людей. Разумеется, автор не пытается дать этой морали будущего развернутое определение.

 

Таким образом, согласно Энгельсу, подлинно человеческая нравственность возможна лишь в весьма и весьма отдаленной перспективе (если не считать ее просто утопической). Зато реально существующие виды морали, католическая, протестантская и буржуазная (протестантская также практически являлась и является буржуазной, следовательно, имелась в виду чисто светская), а также нарождавшаяся пролетарская, имеют между собой много общего благодаря общей исторической основе.

 

Тридцать с лишним лет спустя Ленин, ученик и последователь Маркса и Энгельса, вернется к этой теме в речи на 3-м съезде Комсомола (1920). Он отметил тогда, что разговоры об отсутствии у коммунистов нравственности являются ложью, что таковая нравственность существует, и она а) не выводится из положений религии или идеалистической философии и б) основана на интересах классовой борьбы пролетариата за построение коммунизма. Как и его учитель, Ленин не давал более или менее подробной характеристики этой новой нравственности, однако отмечал, что она отрицает эксплуатацию и индивидуализм, и предполагает коллективизм и трудолюбие. Кроме того, в той же речи содержится одно практически важное положение, относящееся не к нравственности как таковой, а к культуре в целом. По существу, автор полемизирует с левыми экстремистами, т.н. пролеткультовцами, считавшими нужным разрушить всю старую культуру и «на пустом месте» создать новую. Автор (не без оснований) утверждает, что это невозможно, а необходимо, по его убеждению, создавать новую культуру на основе критического усвоения старой, традиционной, выработанной в процессе истории классового общества, подчинив ее задачам построения коммунистического общества (см. там же, 304-306). Подобный реалистичный практицизм давал, в принципе, основания и для аналогичного «переосмысленного» использования положений традиционной нравственности, тем более, что Энгельс уже указал на известную историческую общность «старой» и «новой» нравственности, а Ленин считал себя его учеником и последователем. Однако сам Ленин разработкой вопроса о нравственности специально не занимался.

 

Этим занимались в дальнейшем советские философы, идеологи, педагоги, психологи и др.; итогом этой работы и явился «моральный кодекс строителя коммунизма». Чисто теоретически разработчики новой морали в основном повторяли положения Энгельса, Ленина и других классиков марксизма об исторически обусловленном и социально-классовом характере нравственности. Правда, появились и новые мотивы; например, авторы статьи «Нравственность» во 2-м издании БСЭ (1954, т.30) утверждали, что пролетарская мораль является одновременно подлинно человеческой (указ. соч., 206-207), тогда как Энгельс считал, что подлинно человеческая нравственность станет возможной лишь в весьма отдаленной перспективе, когда (и если) будет построено и станет обычной практикой совершенное коммунистическое общество. Если же говорить о конкретных характеристиках новой нравственности (статья «Коммунистическая нравственность», там же), то в качестве таковых называются коллективизм, патриотизм, интернационализм, трудолюбие, уважение к людям и забота о людях, честность, правдивость, скромность, в том числе – честность, правдивость и взаимная забота и уважение между супругами, родителями и детьми (там же, 207-208). За исключением упоминаемой в таких публикациях непримиримости к врагам коммунизма и рабочего движения (а это негативное, а не позитивное положение нравственности), - все эти конкретные принципы мало чем отличаются от принципов традиционной для России нравственности, так или иначе, исторически связанной с Православием. Ольга Ивановна Скороходова пишет в своем основном труде именно о такого рода нравственных принципах – еще по отношению к периоду 1920- х гг.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Серафимович Луговской
Религиозная амбивалентность?
Почему Ленин был так страстно антирелигиозен?
02.11.2024
И опять о фашизме
«Фашизм был прав?» – любимый вопрос одного форумчанина
03.09.2024
Не совсем по Гумилёву?
В Западной Европе в результате ряда мутаций происходит постепенное перерождение традиционных этносов, причём быстрее всего протестантских по религии, как прежде всего разорвавших с традицией
26.03.2024
Ещё об одной путанице
Сегодня самым заметным, а потому самым вредным видом нигилизма является «антисталинизм»
13.02.2024
Все статьи Сергей Серафимович Луговской
Последние комментарии
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:51
Апокалипсис на сегодня
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 22:46
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22