Предисловие автора
Вышло так, что история воспитания первых слепоглухих, получивших образование и основательную реабилитацию, обрела летописцев в лице всемирно известных писателей.
Об американках Лоре Бриджмен и Елене Келлер писали, соответственно, Чарльз Диккенс и Марк Твен, а о русской слепоглухой Ольге Скороходовой – Максим Горький. Марк Твен даже утверждал, что знал два чуда XIX века – Наполеона и слепоглухую Елену Келлер.
И в дальнейшем занимала эта проблема многих самых разных людей – педагогов, медиков, психологов и других специалистов, священников, журналистов, писателей, а в определенные периоды - широкую общественность.
В чём же причина подобного интереса? Можно называть многие факторы, этому способствовавшие, но, думается, самое главное – это вопрос о человеческих возможностях. Ведь реальные успехи людей с тяжёлыми ограничениями здоровья - пример для людей практически здоровых. И именно в этом смысле философ Дени Дидро написал своё «Письмо о слепых в назидание зрячим».
Давно известно: помощь инвалидам – дело похвальное и праведное. Сейчас оно стало ещё и престижным у нас и за рубежом. Но реализация человеческих возможностей в жизни инвалидов полезна и поучительна для обычных людей. Знаменитый Алексей Маресьев клинически был тяжёлым инвалидом, а функционально – здоровее многих здоровых, ведь далеко не каждый здоровый может стать военным лётчиком.
Вообще же важно вот что: помогая инвалидам, мы помогаем и самими себе.
I
При всей специфике слепоглухоты, нас интересуют прежде всего закономерности личностного развития, общие для всех людей.
Главное здесь состоит в том, что, как констатировал еще Аристотель, человек есть существо социальное. Люди не существуют вне социума (даже Робинзон Крузо прежде, чем попасть на необитаемый остров, сформировался в определенных социальных условиях, а в своей изолированной жизни оставался частью своего общества и применял полученные в нем навыки, пытался привить аборигену Пятнице свои социальные ценности и т.д.). В свою очередь, и общество есть нечто не абстрактное, а исторически конкретное («Человечество – это народы», по словам этнолога акад. Ю. Бромлея); реальной формой существования общества всегда является конкретный этнос (группа этносов) и создаваемая ими культура, и при этом ни одна культура не мыслима без жизни в определенных природных условиях и без использования этносами их природного ландшафта (по Л.Н.Гумилеву).
Поэтому личное развитии, личная судьба каждого из людей, имея собственное автономное значение, тем не менее, неизбежно определяется указанными факторами.
А поскольку общество всегда исторически конкретно, то и полноценная реабилитация инвалидов реально может осуществляться только в конкретных природных и этнокультурных условиях, на основе ценностей, присущих тем или иным этносам и культурам.
По нашему убеждению, оптимально учитывает эти факторы этнофункциональный подход в психологии и психотерапии.
Этот важный вопрос разработан в рамках теории этно-функциональной психологии проф. А.В. Сухарева. Суть этно-функционального подхода в психологии который является, в свою очередь, творческим развитием научных положений культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, этно-географической концепции Л.Н. Гумилева и аналитической психологии К. Г. Юнга - состоит в том, что в теоретическом обобщении элементы психики рассматриваются с точки зрения их этнической функции. (См.: Сухарев А.В. Психологический этно-функциональный подход к психической адаптации человека. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. М. 1998, сс. 4-5; Его же, 20)
Психика человека определяется взаимодействием этнических факторов, природных и культурных, которые присущи как его родному этносу и культуре, так и другим этносам и культурам. Первые факторы именуются этно-интегрирующими, вторые – этно дифференцирующими. Для нормального развития человеческой психики важно, чтобы в раннем детстве она формировалась под влиянием преимущественно факторов, присущих его родной природе и культуре, а усвоение и воздействие этно-дифференцирующих факторов начиналось в более позднем возрасте и на базе уже созданных основ личности.
В личностном развитии слепоглухие и зрячеслышащие проходит определенные этапы, тесно связанные с их родной природой и духовной культурой: природный, фольклорно-мифологический, религиозно-этический, а затем – научно-познавательный, причем, первые два этапа являются приуготовительными к третьему, научно-познавательный же этап является благотворным для личности при условии, что он основан на принципах, сформировавшихся на первых трех этапах, а не является самодовлеющим.
Это относится ко всем людям, как к инвалидам, так и к неинвалидам, В этом аспекте мы и рассматриваем личностное развитие слепоглухих. Здесь нас интересует, прежде всего, религиозно-нравственная его составляющая.
(Продолжение следует)