Белоснежный красавец собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы - украшение Чебоксар. Этот собор в 1976 году стал местом упокоения великого архиерея Русской Православной Церкви архиепископа Вениамина (Новицкого) (1900 - 1976 гг).
В настоящий момент Центр «Берег Рус» завершил работу над рукописью и допечатную подготовку книги о жизненном пути архиепископа Вениамина (Новицкого). Сейчас идёт работа над макетом издания об этом выдающемся архиерее. В свежем, 11-м номере журнала «Берег России» была опубликована статья о Чувашском периоде в жизни архиепископа Вениамина, о его кончине и обретении нетленных мощей.
Каждый период и этап жизни этого подвижника насыщен удивительными событиями и фактами, примерами духовной борьбы, стояния в вере и сопротивления богоборческим силам. Очень важно, что все эти события и примеры, происходившие многие десятилетия назад актуальны для современности.
Родился будущий архиерей в Белоруссии, духовно возрастал в Свято-Успенской Почаевской лавре, боролся против автокефалистского раскола на Украине во время Великой Отечественной Войны, будучи епископом Полтавским. Затем прошел двеннадцатилетнюю каторгу на Колыме и с 1956 по 1973 годы служил Святой Церкви в архиерейском сане в Сибири и на Дальнем Востоке - сначала в Омске, а затем в двух обширных епархиях, простиравшихся от Иркутска до Тихого океана - Иркутско-Читинской и Хабаровско-Владивостокской.
Господь так судил, что скончался архиерей, прошедший путь исповедника, гонимый властями в СССР, в древних Чебоксарах, куда был направлен на служение за три года до смерти...
И сегодня прекрасный и древний кафедральный собор Чебоксар является местом упокоения почитаемого Владыки. Хочется сказать несколько слов об этом соборе в связи с судьбой архиерея.
Свято–Введенский собор Чебоксар – белый пятиглавый красавец храм с шатровой колокольней 1650–х годов постройки – духовная, архитектурная и историческая жемчужина Чувашии и Поволжья. При владыке Вениамине этот древний кафедральный собор был единственным приходским храмом Чебоксар и два его придела были заняты фондами Краеведческого музея Чувашской республики. В соборе сохранились древние фрески и резные иконостасы. Владыка внес существенный вклад в реставрацию Собора.
Храм этот был основан святителем Казанским Гурием и его сподвижниками - святителями Варсонофием и Германом. В 1555 году, летом, после праздника пророка Илии эти три святых мужа во главе со святителем Гурием, архипастырем Казанским, прибыли на место, где сейчас устроены Чебоксары, с духовной миссией. Исторические источники говорят, что «по совещании с местной гражданской властью» ими было указано место собору в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и для начала поставлена полотняная церковь. Обозначив место для крепости, святитель Гурий обошел вокруг него, окропил святой водой место будущей стены... Потом трое святителей совершили Божественную литургию на месте будущего Введенского собора. Архиепископ Гурий произнес поучение и благословил Чебоксары Владимирской иконой Божией Матери, которая по сей день является святыней города. Три святителя Казанских были прославлены Господом нетлением и мироточением их мощей, и чебоксарцы гордятся тем, что святители основали и благословили их город.
В 1976-м году настоятель Введенского собора протоиерей Илия Карлинов писал в «Журнале Московской Патриархии»: «Введенский собор красиво вписывается в старую часть города и хорошо виден почти отовсюду, особенно со стороны Волги. Все это говорит о том, как глубоко и тонко святитель Гурий ощущал строгую гармонию будущего собора и окружающей местности».
Одним из значимых дел духовного устроительства жизни Чувашской епархии, совершенных архиепископом Вениамином (Новицким) в 1970-х годах явилось установление соборного праздника трех святителей Казанских Гурия, Варсонофия и Германа. Вступив в управление Чебоксарско–Чувашской епархией в 1973 году, он обратился к Святейшему Патриарху Пимену с просьбой совершать соборно празднование памяти трех Казанских святителей 4/17 октября или в ближайшее воскресение после этой даты. На что получил положительный ответ. О ходатайстве архиепископа Вениамина об установлении соборной памяти святителей отмечено в Минее.
В Чебоксарах установлены памятники святителям, в ковчежцах имеются частицы их цельбоносных мощей. И почитание чудотворцев связано с почитанием архиепископа Вениамина (Новицкого).
В октябре 1976 года на праздник Покрова Пресвятой Богородицы Владыка Вениамин скончался, погребение его состоялось 18 октября в Введенском кафедральном соборе Чебоксар у северной стены. Там был уже захоронен в 1951 году архиепископ Чебоксарский Иларий (Ильин; 1946–1951). И вот, в 1976 году появилась могила архиепископа Вениамина.
Северная стена собора, где расположили могилы архиереев, расписана сюжетами кондаков и икосов из Акафиста Божией Матери. Свой монашеский путь Владыка начинал в обители Богородицы – Свято–Успенской Почаевской Лавре, завершил служение в древнем соборе Введения в праздник Покрова Пресвятой Богородицы и погребен был в храме Божией Матери. На Колыме с ним была маленькая иконка Царицы Небесной, напечатанная на папиросной бумаге. Владыка был исповедником Христа и мучеником страшного бурного, восставшего в своем безумии на Бога двадцатого века. Все смертельно опасные пути и испытания этого века он прошел с именем Господа и Богородицы на устах.
В 2004 году возникла острая необходимость произвести перезахоронение Чебоксарских архиереев, погребенных у северной стены Введенского собора. Произошла необъяснимая трагедия. Из–за подвижки грунта, связанного скорее всего с поднятием уровня водохранилища Чебоксарской ГЭС и подъема грунтовых вод, по стене, полу и куполу древнего прекрасного собора пошла большая трещина. По одной из версий, появлению трещины предшествовала сильная гроза. Эта огромная трещина, расколовшая стену храма, прошла и над склепом Владыки Вениамина. Протоиерей Михаил Степанов, бывший у Владыки водителем, иподиаконом и жезлоносцем, так сообщал в письме родным своего архипастыря о духовных событиях весны 2004 года: «...Весной после Пасхальной седмицы собор треснул снизу до купола, трещина большая. И по всему зданию собора пошло много разных трещин. Надо было спасать собор. Комиссия была государственная. И начали вокруг бурить под фундамент глубиной 12 метров... Так вот, самая большая трещина опускалась в могилку Владыки Вениамина, и тут надо было бурить для укрепления фундамента. И чтобы не задевать бурами Владыку Вениамина, решили выкопать его из могилы. И случилось самое важное...»
В день апостола и евангелиста Иоанна Богослова 21 мая 2004 года и накануне праздника Святителя Николая духовенство, призвав в помощь Святаго Духа, и по благословению правящего архиерея митрополита Варнавы, вскрыло могилу и подняло гроб...
Священник Михаил Степанов, лично поднимавший легкий гроб архиерея вспоминал: «Я всегда думал и верил, что Владыка нетленный, такой святой человек не может истлеть... Итак, мы Владыку Вениамина выкопали, я сам его гроб перевязывал для поднятия. Как подняли его из могилы, пошло благоухание. И открыли гроб – Владыка Вениамин лежит нетленный...»
Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава тоже поведал о духовном событии: «Гроб весь истлел, только доска нижняя осталась. Но он весь целый лежал, только ноги истлели, ступни, а остальное все сохранилось в целости. И запах такой хороший, благовонный даже!»
Через 28 лет со дня кончины люди, любившие Владыку, снова увидели его. «На нем и все одеяние целое – продолжал в своем письме родным Владыки священник Михаил Степанов. – Владыка митрополит Варнава мне отрезал кусочек от покрова лица, как святыню, я его с собой всегда ношу. Старый гроб разрезали на небольшие кусочки и раздали верующим. Новый гроб купили очень дорогой, красивый и положили его... со службой и большой панихидой...»
Перезахоронение Архиепископа Вениамина (Новицкого) произошло в 2005 году в приделе Введенского собора. В 2007 году рядом был перезахоронен и архиепископ Иларий (Ильин). К этому месту приходят люди поклониться Владыке, помолиться праведнику и заступнику и испросить его благословения и духовной помощи, которую он по молитвам обильно изливает всем просящим.
Подробнее обо всем этом можно узнать в биографическом очерке в Журнале «Берег России» №11 (№1 2023 г.).
и в книге, издание которой при поддержке читателей «Русской Народной Линии» осуществляется в ближайшее время. Внести свою лепту на издание книги можно по реквизитам Центра «Берег Рус».
Романова Владислава Николаевна, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»