К 20-летию смерти Юрия Кузнецова

0
155
Время на чтение 5 минут

 

Особость русского восприятия Бога связана и с русской своеобразной подпольностью-потаённостью, достоевской отчасти, и с русскими крайностями: когда работают два полюса – верхний: героизм и творчество, и низовой – разлив нищебродства с неумением устроить банальную бытовую жизнь: будто – манкируем уютной комфортной сердцевиной, обаянием обыденности, всё подвиг давай, или – творческий захлёб…

Особость таковая, прочувствованная самою сердцевиной сердца, алхимической глубиной оной, своеобразно, таинственно и мистически выражалась Ю. Кузнецовым:

Это было на прошлой войне,
Это Богу приснилось во сне,
Это Он среди свиста и воя
На высокой скрижали прочёл:
Не разведчик, а врач перешёл
Через фронт после вечного боя.

Он пошёл по снегам наугад,
И хранил его — белый халат,
Словно свет милосердного Царства.
Он явился в чужой лазарет
И сказал: «Я оттуда, где нет
Ни Креста, ни бинта, ни лекарства….

Бог, приближающийся к людским лодкам: плывущим по жизни; Бог – странный, не бывалый, не церковный; как, отходя от канонов, толковал историю и жизнь Иисуса Кузнецов в сумме сумм своей: цикле евангельских поэм.

Бездна чревата погибелью или спасеньем.
Есть между смертью Христа и Его воскресеньем
Тайных три дня. В мою душу запали они.
Адом и Раем полны эти долгие дни.
Славен Господь! Он взломал колесо возвращений.
Эй, на Земле! Бог летит как стрела. На колени!
Хватит шататься столбом между злом и добром!
Небо есть ключ, а Земля есть замок... Где же Дом?

Так начинается «Сошествие во Ад»: речь кипит здесь, пересыпанная яхонтами и смарагдами откровений, слишком необычных ощущений, онтологических прорывов; речь, пропитанная сказом и сказкой, настоянная на особости дара, как на безвестных, всемогущих травах, дающая цветовой вариант восприятия мира, где каждый оттенок цвета соответствует какому-то оттенку чувств.

Кузнецов всегда соплетал сложные интеллектуальные орнаменты, даже если внешне стих мерцал упоительной ясностью – кристаллами озёрной воды:

Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.

Он пошёл в направленье полёта
По сребристому следу судьбы.
И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы.

Свой сказ творил изначально, свой миф, и, понимая, сколь чреват пресловутый прогресс, вовсе не назад в избы звал, но – прорастал предупреждением: быть осторожными с избыточностью технологической игры, ибо:

В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.

Познанье, дающееся такой ценой, мало стоит, если стоит вообще хоть чего-то…

Молитва поэта вьётся своеобразно: специфика её связана с пёстрой легендой, с огнём, перевивающим строки кузнецовской метафизикой, включающей глобальное милосердие и поминовение всех:

 

На голом острове
растёт чертополох.
Когда-то старцы жили там —
остался вздох.

Как прежде, молится сей вздох
сквозь дождь и снег:
— Ты в небесех — мы во гресех —
помилуй всех!

Слова Кузнецова – крупны, их подбор подтверждает вещее право поэта заглядывать в запредельности: двух бездн: и световой, любовью простёртой над нами, и полной тьмы, что, выплёскиваясь в нас, нас же уродует.

От световой вертикали идя, Кузнецов работал своим стихом на осветление человеческой сути – сложнейшая алхимия!

…и Христос будет…идущий босым по снегам, пригибаем крестом, сбитым из берёзовых досок, пластов благоухающей древесины: будет: коль и родился… в Вифлееме, конечно, а – будто в русской деревне, ибо зачин поэм Кузнецова звучит, переливаясь серебром небес, так:

 

Памятью детства навеяна эта поэма.
Встань и сияй надо мною, звезда Вифлеема!
Знаменьем крестным окстил я бумагу. Пора!
Бездна прозрачна. Нечистые, прочь от пера!

Всё началось со свободы у древа познанья
И покатилось, поехало в даль без названья.
Всё пошатнулось, а может, идёт напролом
В рваном и вечном тумане меж злом и добром,
Пень да колода, и всё ещё падает в ноги
Мёртвое яблоко с голосом: будем как боги!
Эй, на земле, где кусает свой хвост василиск!
Славен Господь! Он пошёл на Божественный риск.

 

Необычность словосочетания обжигает сознание: Божественный риск!

Неужели возможно?

Но поэт, заглядывавший в беспредельность, знает – именно так.

…плач казачий раздаётся:

 

Мои волосы Богом сосчитаны,
Мои годы кукушка сочла,
Моя слава легла под копытами,
Мою голову сабля снесла.

Только вспомнил, как матушка молвила
На прощанье: «Себя береги!»,
Во всё небо ударила молния,
До сих пор я не вижу ни зги.

Лихости нет: сложное сочетания отчаяния и кротости просматривается, сплетены волокна тугих чувств, и песнь чиста, как свежий мёд, и горька – как хина отчаяния, которой каждому придётся отведать в жизни…

Онтология отчаяния вообще была изрядно изучена Кузнецовым:

Ибо отчаянием звучит:

 

Я пил из черепа отца
За правду на земле,
За сказку русского лица
И верный путь во мгле.

Вставали солнце и луна
И чокались со мной.
И повторял я имена,
Забытые землёй.

Отчаянием – но и преодолением оного: неистовством этого преодоления, вибрирующим злостью будущего прорыва, неуспокоенностью – с отметиной вечности, но и – счастьем бытования на земле.

Ведь и злость, и отчаяние свидетельствуют о жизни, о продолжение её, о необходимость солнечного света: по-разному преломляющегося в человечестве: в том числе – через высоты поэзии, какие брал, навсегда оставшись, Юрий Кузнецов.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Львович Балтин
Все статьи Александр Львович Балтин
Последние комментарии
Идеологические посылы от Путина
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
05.05.2025 14:22
Почему сохраняется советская топонимика?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.05.2025 14:19
Провальные дела на действия врагов
Новый комментарий от РОНОЛ
05.05.2025 14:18
Берлин как многоточие
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
05.05.2025 13:52
А не читает ли Владимир Путин «Русскую народную линию»?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
05.05.2025 13:40
Сможет ли монархическое движение снова стать силой?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
05.05.2025 13:30
Белорусский поход
Новый комментарий от Владимир С.М.
05.05.2025 13:16