Кружится, вьётся, завораживая мелодичностью, ностальгически вызывая желание вернуться, естественное желание, невоплотимое совершенно:
Школьные годы чудесные,
С дружбою, с книгою, с песнею.
Как они быстро летят!
Их не воротишь назад.
Разве они пролетят без следа?
Нет, не забудет никто никогда
Школьные годы.
Поэтические произведения Е. Долматовского словно сами ложились на музыку, песенная основа, заложенная в них, была столь сильна; так нежно сближались слова, высекая великолепные смыслы.
Жизнь проста!
Жизнь чрезвычайно сложна!
Но сложность эту вполне можно выразить через кристальную ясность стиха, используя инструментарий памяти, опыта, размышлений…
Долматовский рано начал публиковаться – пионерская пресса охотно открылась ему.
Работал на строительстве московского метро: осваивание подземных миров становилось реальностью.
Окончил Литературный институт.
Тяжело прошёл войну (впрочем, кому сие легко давалось?) – попав в Уманское окружение, был ранен в руку и в голову; взятый в плен, бежал из него; после проверки в особом отделе, вернулся в звание майора воевать.
Был ранен и под Сталинградом, а как военный корреспондент присутствовал при подписании акта капитуляции Германии.
Поэзия была всегда – тот случай, когда она, обращённая в песни, становилась народной:
Ночь коротка,
Спят облака,
И лежит у меня на ладони
Незнакомая ваша рука.
После тревог
Спит городок.
Я услышал мелодию вальса
И сюда заглянул на часок.
Необыкновенная нежность – как одна из характеристик его произведений: все пропитаны субстанцией её, но и – мужественные краски мерцают: стойкости, необходимости терпеть…
Ночь эта завораживает – и спящими облаками, и чувством, вспыхивающим под кружение вальса, и городок спящий… как будто видишь, можно войти в него.
Его военные стихи могли быть задорны:
С боем взяли мы Орёл, город весь прошли,
И последней улицы название прочли,
А название такое, право, слово боевое:
Брянская улица по городу идёт —
Значит, нам туда дорога,
Значит, нам туда дорога
Брянская улица на запад нас ведёт.
Хороший кураж, азарт победы наполняет строки, буквально пенящиеся победным шампанским.
Никакая изощрённость, изысканные, сложные рифмы, завихрения придаточных, филологические игрища не нужны…
Ясность: кристаллы её.
Жизнь сама плещет и блещет в поэзии Долматовского.
Вместе – его своеобразная метафизика касалась постижения кода русскости, и образный строй стихотворения словно раскрывался через метафизический поиск правды:
Загадочная русская душа…
Она, предмет восторгов и проклятий,
Бывает кулака мужского сжатей,
Бетонные препятствия круша.
А то вдруг станет тоньше лепестка,
Прозрачнее осенней паутины.
А то летит, как в первый день путины
Отчаянная горная река.
И звучали песни:
Вот так и живём, не ждём тишины,
Мы юности нашей, как прежде, верны.
А сердце, как прежде, горит оттого,
Что дружба превыше всего.
А годы летят, наши годы, как птицы, летят,
И некогда нам оглянуться назад.
Они звучали, казалось, охватывая все сферы жизни, все области её живописуя, трепетные и мудрые, лёгкие и спокойные, и столь трогающие сердца и души, что никакое время не властно…