СКРЫВАЕМЫЕ ПРИЧИНЫ ОБЩЕИЗВЕСТНЫХ СОБЫТИЙ
Книга 1
ПЕРВАЯ ТОЧКА НА ГРАФИКЕ РЕВОЛЮЦИИ
V
СХОДНЫЕ КАТАСТРОФЫ
Часть V-4
Катастрофы обычные и не очень
МОСКВА 2023
СОДЕРЖАНИЕ
КРОВАВАЯ ЗАРЯ ХОДЫНКИ
КНИГА 1. ПЕРВАЯ ТОЧКА НА ГРАФИКЕ РЕВОЛЮЦИИ
V СХОДНЫЕ КАТАСТРОФЫ
Часть V-4
Катастрофы обычные и не очень
Пожар в Ринг-Театре
Просто по торжественным случаям
Катастрофы обычные и не очень
Просвещенные европейцы уничтожали себя, конечно, не только во время революций, тридцати- и столетних войн, и прочих массово-истребительных мероприятий, но и в происшествиях вполне заурядного гражданского характера, вроде вышеупомянутых давок у подножия лондонских виселиц. Были трагедии и большого формата.
Пожар в Ринг-Театре
Крупной катастрофой европейского масштаба, сравнительно близкой по времени к Ходынке, со сгоревшими, удушенными и растоптанными в давке, считается пожар, случившийся 8 декабря 1881 года в венском Ринг-Театре и унесший порядка 600 жизней.
О причинах гибели столь большого количества людей были созданы различные версии.
В иных из них виноватым был один из крупнейших архитекторов многих венских зданий в «стиле Рингштрассе» Эмиль Риттер фон Фёрстер, неправильно, как утверждалось, запроектировавший в театре пути эвакуации, ставшие смертельной ловушкой для 1 700 зрителей.
Другие во всем винили безпечную дирекцию Ринг-Театра, напичкавшую сцену газовыми горелками, горючими декорациями, воспламенение которых привело к молниеносному распространению огня.
Бурные споры шли о причинах смерти погибших при пожаре людей: оказались ли они задавленными в тесных коридорах, лестницах или задохнулись в ядовитом дыму?
Власти Вены не поскупились на расходы, чтобы на научной основе разобраться во всех обстоятельствах трагедии и причинах массовой гибели людей.
Сразу после пожара построили театр-модель, на которой были произведены огневые опыты по имитации пожара, исследованию продуктов горения и определению температуры на сцене и в зрительном зале, ряда других физико-химических параметров.
Огневые опыты, в которых приняли участие эксперты, строители инженеры, пожарные специалисты театральные деятели, подтвердили срочную необходимость осуществления в театральных зданиях неотложных мер безопасности, таких как устройство противопожарных занавесов, монтаж дымовых люков на сцене, оборудование оросительных систем, рациональная планировка путей эвакуации.
В процессе исследования были сделаны крупные открытия судебно-медицинского характера, позволившие впредь легко отличать жертву огня, от убитого, или просто умершего, а затем подвергнутого огневому воздействию.
Разбор полетов проведен был, одним словом, по полной программе и занял не один месяц.
Просто по торжественным случаям
Бывало, давила себя публика и просто по торжественным случаям: или радостно приветствуя посещающих города и веси любимых монархов, как, например, короля Фридриха-Вильгельма при его въезде в Берлин в 1823 году, или сразу трех императоров при их встрече в том же Берлине в 1872 году. Наверняка были и еще аналогичные ситуации, не получившие, однако, должного освещения в средствах массовой информации.
Среди всех этих больших и малых катастроф и трагедий, есть две, имеющие прямое отношение к нашей Ходынской, но вместе с тем мало известных массовому читателю. Особенно более поздняя из них.
И узнать о них было бы совсем не вредно для нашего исторического расследования. Тем более что узнавать, а в более широком смысле учиться, − никогда не поздно. Глядишь, и пригодится при случае.
Катастрофы эти связаны с массовой гибелью людей на свадьбе будущего французского короля Людовика XVI и значительно более грандиозной гибелью верноподданных на праздновании 50-летия коронации английской королевой Виктории.
Однако прежде чем перейти к рассмотрению этих важных для нашего расследования драматических сюжетов из европейской жизни, рассмотрим вначале еще одну катастрофу, тоже огневую. Но связанную вновь со свадьбой французского монарха, на сей раз не короля, а императора – Наполеона. Пожар, унесший десятки жизней, случился в Париже 1 июля 1810 года на балу в австрийском посольства в честь свадьбы императора французов с эрцгерцогиней Марией-Луизой. Эта катастрофа по своим «мистическим» последствиям на первый взгляд стоит того, чтобы стать третьей в ряду знаковых, обозначенных выше.
Но, похоже, имеет вполне естественные причины, и из злого умысла таит, разве что, легкомыслие человеческое, − читатель сможет оценить сам. Эту, все же не вполне обычную катастрофу рассмотрим отдельно.