Не знаю, как вас, а меня уже не очень раздражает тот факт, когда на телевизионных ток-шоу в первых рядах сидят эксперты, которые по своему профессиональному уровню, мягко говоря, не соответствуют… А чему удивляться? Здесь видятся только две причины: или интеллект данных «экспертов» не выше, чем у редакторов таких телевизионных программ, или настоящие эксперты считают для себя унизительным участвовать в подобных шабашах. В одном из произведений Вересаева есть по этому поводу показательный пример, когда утонченного гурмана пытались затащить в грязную забегаловку. Ни в какую!
Но по этому поводу пора уже тревожиться по-настоящему и задаться вопросом: почему засилье непрофессионалов в органах власти – от высших до местных – напрочь отбивает охоту участвовать в совершенствовании государственного устройства талантливых инженеров, врачей, аграриев, военных? Всё начинается с того, что послушает нормальный человек «рассуждения» телевизионного эксперта, сконфузится, покраснеет от стыда и решит: «Никогда рядом не сяду.»
В телеэкспертах, как правило, одни и те же лица, давать оценку они могут на все случаи - от мировых проблем до семейных отношений. С недавних времён в этой обойме засветилась «безутешная вдова», «амулет» театра Ленком Людмила Поргина. Когда увижу этого фиолетового эксперта, сразу переключаюсь на другой канал, пусть даже там идёт «Маша и медведь» - всё лучше!
А здесь, почему-то замешкался и услышал: «Запомните, человеку даётся одна жизнь, - нравоучила Поргина. - И её нельзя делить на «до» и «после». Она должна быть цельной и неделимой». Вот эта «гениальная» фраза и подтолкнула к написанию данной статьи.
«ДО»
Людмила Андреевна, а зачем далеко ходить? Ваши деяния сделать цельной и неделимой жизнь кумира миллионов Николая Караченцова – весьма показательны.
Вспоминается, какие чувства я испытал, когда посчастливилось посмотреть ставшую легендарной рок-оперу «Юнона и Авось»! Тогда, в середине восьмидесятых, Ленком неделю купался в лучах театральной Москвы и показал целых семь премьер! Огромный ажиотаж вызвали «Юнона…» и «Тиль». Когда шли эти спектакли, градус напряжения в зале просто зашкаливал! Марк Захаров главные роли – Резанова и Уленшпигеля – доверил молодому актеру Караченцову.
И не ошибся! Очень скоро «Юнона…» почти на два десятилетия стала визитной карточкой Ленкома, имела бешеный успех до такой степени, что совершила грандиозный тур по всему миру! С первых выходов Караченцова на сцену, театралы поняли, что взошла новая яркая и удивительная звезда.
Люди старшего поколения хорошо помнят, какой невиданной популярностью обладал Николай! Он стал действительно настоящей звездой прославленного театра. В Ленкоме Караченцов сыграл десятки главных персонажей в мюзиклах, драмах и комедиях. За почти 30 лет творческой деятельности любимцу публики удалось получить статус одного из ведущих актеров современности. Его духовный наставник, протоиерей Ларион, ещё тогда восхищался его большим душевным диапазоном. По поводу Караченцова, стали известными слова его духовного наставника: «Он кроток во храме и яростен на сцене!»
А в фильмах лицедей ещё больше продемонстрировал свой редкий искрометный талант: артист показал себя настоящим мастером перевоплощения. Вспомните хотя бы фильмы «Старший сын», «Королева Марго», «Белые росы», «Собака на сене», «Батальоны просят огня»…
Представляете, сколько бы мог ещё сделать в искусстве Караченцов, не случись в феврале 2005 года трагедия на обледенелой автотрассе…
«ПОСЛЕ»
Вы знаете, как бывает, порой, нелегко возрождать в памяти «до», если оно основательно завалено липким и пыльным «после»… Вспомните, как один легендарный киногерой размышлял: человеческая память цепко хранит услышанную последнюю фразу, увиденные последние кадры, предложенные последние поступки - часто в ущерб прошлым, даже очень светлым событиям.
Как вспоминается сейчас гениальный актёр Николай Караченцов? Да, прежде всего – в инвалидной коляске… Друзья актёра утверждают, что Поргина превратила мучения звёздного мужа в прибыльный бизнес-проект и слегка обезумела от легкой наживы. После неизлечимой травмы головы Николай Петрович утратил возможность внятно говорить даже самые простенькие слова – это страшнейшая трагедия для актера. Жена стала «работать языком» за двоих и на многих ток-шоу утверждала, что абсолютно точно понимает Николая.
Когда телекамера показывала цветущую артистку и рядом страдальца в инвалидной коляске, становилось не по себе: у Николая абсолютно отрешённый взгляд, уставшее лицо, торчащие редкие волосики на голове… Глядя на это, невозможно поверить, что артист сказал недавно только жене понятные слова: отвези, мол, меня, дорогуша, в студию «Пусть говорят!». Хочу пообщаться.
Наблюдая всё это, Иосиф Кобзон сделал вывод: «Заботясь о своём самопиаре, Поргина загубила мужа». Леонид Ярмольник, еще при жизни артиста публично возмущался тем, что Людмила не должна водить изможденного болезнью Николая на благотворительные вечера и спектакли в театры.
А как возмущался художник Никас Сафронов, когда во время поминок «безутешная вдова» изрядно зарядила себя искристым шампанским, стала веселиться и кричать «гип-гип-ура». «Вместо скорби или хотя бы тихой печали она превратили поминальный обед в «капустник», тем самым предав память усопшего человека», - с горечью констатировал Сафронов.
Сегодня телевизионный «эксперт» Людмила Поргина между эфирами ведет нешуточную тяжбу с нынешним руководствам Ленкома. Главный ультиматум: выплачивать ей, как вдове, зарплату Караченцова в размере 250 тысяч рублей ежемесячно. Хотя последние два с лишним десятилетия «актриса» вообще не поднималась на театральную сцену, тем не менее ежемесячно получает в театре 50 тысяч, прибавьте 30 тысяч за звание «заслуженная» (чего греха таить – звёздный муж пробил), плюс к этому 100 тысяч за аренду помещения (его больному артисты выделил тогдашний мэр Москвы Лужков). Нет слов…
Хотя, согласитесь, слова всегда найдутся. Если, конечно, очень захотеть. Главное, не спекулировать на авторитете, делая его ложным, не пытаться извлечь личную выгоду из чьих-либо успехов, не застилать завистью праведные помыслы… И воздастся! Как, согласитесь, воздалось большому страдальцу народному любимцу Николаю Караченцову за его веру и верность однажды выбранной стезе.
Борис АЛОВ, публицист, Тверь