Великий ученый, оказывавший влияние на развитие науки в течение почти двух тысяч лет. Да и до сих пор оказывающий. Человек вместивший в свой разум все научные знания своей эпохи. Учитель учителей, непререкаемый авторитет для средневековых западных схоластов и арабских ученых. Основатель диалектики и логики, метеорологии, психологии, биологии, зоологии, физиологии и эстетики. Заслуги Аристотеля в области науки и философии огромны. Одних «Этик» дошло до нас три, а еще трактаты «О душе», «Поэтика», «Политика», «Метафизика». Диоген Лаэртский, историк античной науки утверждает, что Аристотель написал около 400 книг по всем отраслям знания тогдашнего античного мира. Большинство из них до нас не дошли. Однако и того, что мы имеем с лихвой хватает для подтверждения самых восторженных отзывов. Энциклопедическая широта интересов сочеталась у Аристотеля с глубиной проникновения в исследуемую тему. Сочетание настолько редкое, что его смело можно назвать уникальным. Для Аристотеля перводвигателем и основой Вселенной является вечный и чистый Ум. Он одухотворяет материю и творит из нее бесконечно разнообразные формы. Эйдосы оформляют бытие материи и возносят ее в высшие сферы. В итоге возникает всеединство ума и материи. Отсюда становится понятным интерес Аристотеля с одной стороны к логическим построениям, с другой к законам природы и нравственности.
Многие высказывания великого философа актуальны и в наши дни.
«Кто двигается вперед в научном направлении, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед».
«Дружба лучших людей опирается на добродетель, дружба большинства – на выгоду, а у людей грубых и заурядных дружба зависит от получаемого наслаждения».
Или на злобу дня, о политической власти:
«В настоящее время из-за выгод, связанных с общественным делом и нахождением у власти, все желают непрерывно обладать ею, как если бы те, кто стоит у власти, пользовались постоянным цветущим здоровьем, невзирая на свою болезненность».
Достижения Аристотеля в области науки бесспорны, однако главное дело его жизни остается в тени его научной деятельности и до сих пор недооценено, а ведь именно оно решительно изменило античный мир. Я говорю о педагогическом таланте мыслителя, явным и наглядным достижением которого стало воспитание сына македонского царя Филиппа - юного Александра Македонского. Будущего владыки мира, сумевшего создать грандиозную империю. Всего два – два с половиной года продолжалось общение Александра с Аристотелем, но за это время философ сумел оказать огромное влияние на наследника македонского престола. Царь Филипп пригласил Аристотеля для воспитания своего сына как одного из лучших ученых Греции, и не ошибся. Удивительно, но педагогические идеи, воплощенные в жизнь Аристотелем спустя 2300 лет не потеряли своей актуальности. Многие были открыты заново спустя тысячелетия. Неподалеку от столицы Македонии Пеллы, в местечке Миеза, был создан учебный центр, в котором вместе с царевичем обучались еще несколько детей из влиятельных семей. Надо сказать, что это – давняя македонская традиция, чтобы будущий царь воспитывался и рос вместе со своими ближайшими соратниками. Но в Миезе процессом воспитания руководил Аристотель. Он постарался донести до своих воспитанников наиболее полный объем доступной на то время информации. Изучение литературы, истории, политики, географии, риторики, философии и даже медицины чередовалось с гимнастическими и воинскими упражнениями. С первых дней общения с наследником Аристотель понял, что тот обладает выдающимися способностями почти во всех сферах.
Александр с легкостью выполнял физические и воинские упражнения. Никто не мог сравниться с ним в беге. При этом он обладал феноменальной памятью, мог вникать в самые тонкие и отвлеченные философские построения, а в сложных ситуациях быстро принимать наиболее правильные и эффективные решения. Все это накладывалось на организаторские способности и настойчивость, граничащую с упрямством. Аристотель поставил себе задачу максимально развить способности Александра и придать им нужное направление. В первую очередь – нравственное.
Именно Аристотелю принадлежит идея объединения всего мира под эгидой эллинской культуры. А.Ф. Лосев в своей книге, посвященной философу, писал: «Для Аристотеля было несомненным, что Эллада могла бы владеть миром, будь она объединена. Он не сомневался в культурном превосходстве Греции над всеми окружающими ее народами». Противоречие между царской властью и демократией преодолевалось выдающейся личностью правителя, который служил бы образцом для всех своих подданных. Александр идеально подходил на роль такого правителя. Именно в таком ключе и воспитывал царевича философ.
Идея личного примера и объединения ойкумены под единым управлением упала на хорошо подготовленную почву, и была проведена в жизнь Александром со свойственной ему энергией и бескомпромиссностью.
Позже Александр говорил, что своему отцу Филиппу он обязан тем, что живет, а Аристотелю тем, что живет достойно. До конца жизни Александр возил с собой в золотой шкатулке список Илиады записанный и исправленный для него собственноручно Аристотелем. Специально для Александра философ и учитель написал книгу о том, как подобает царствовать царю и насколько необходимо ему быть добрым. Спустя несколько лет Александр вспоминал эту книгу, а иногда говорил следующие слова: «Сегодня я не царствовал, ведь я никому не сделал добра».
Греческая культура достигла Средней Азии и Индии. Эти страны до похода Александра были известны эллинам лишь понаслышке и представления о них были далеки от реальности. Мир оказался гораздо больше, чем мог предположить даже Аристотель. Но Александр был неудержим. Наверное, в то время никто не понимал, что происходит и как, благодаря походам Александра, изменился древний мир. Да, огромное государство, созданное им, распалось на части после смерти царя. Но остались многочисленные греко-македонские гарнизоны в Азии, основанные города. Начались войны диадохов, где каждый пытался урвать для себя наиболее выгодный и лакомый кусок. Постоянно меняющаяся политическая обстановка вынудила Аристотеля бежать из Афин, где он создал свой Лицей, а затем и привела и к смерти философа. До сих пор неизвестно умер ли он от болезни, был отравлен или отравился сам. Но по территориям эллинистических государств протянулся шелковый путь, объединивший Восток и Запад не только торговыми, но и научными связями. Влияние греческой мысли прослеживается не только в индийской, но и в китайской философии. А династии Птолемеев, правящей Египтом мы обязаны появлением Септуагинты. Птолемей 1 Сотер, основатель династии, кстати, тоже был учеником Аристотеля в Миезе. Чуть позже многочисленные эллинские города и колонии Ближнего Востока органично влились в состав Римской империи. Все это и еще многое, многое другое стало возможным благодаря походу Александра – ученика Аристотеля.
Жизнь философа – наглядный пример того, какую роль в истории занимает личность, какой силой и продолжительностью действия могут обладать идеи. Благодаря Аристотелю мир во многом принял известный нам облик. А ведь он не был ни правителем, ни полководцем. Его оружием был разум. Разум возведенный в абсолют, на высшую ступень мироздания и занявший место владыки на троне нравственности.