Начиная с середины 90-х годов, мы наблюдаем глубинные процессы, происходящие в нашем обществе, в сознании людей. Это связано с со все более ясным осознанием той угрозы, которая нависла над самим существованием русского народа как самобытной, уникальной, едино-раздельной цельности, как самостоятельного организма. Ведется напряженный поиск той опоры, которая не только помогла бы нам выжить и устоять, но которая стала бы неисчерпаемым источником нашей силы, крепости и созидания живоносного будущего для наших детей и юношества. Все острее переживается необходимость восстановления духовно-нравственных приоритетов отечественного образования. Об этом свидетельствует развернувшееся по всей стране общественно-педагогическое движение за нравственное, христианское, православное просвещение нашего общества. Участниками этого движения являются не только учителя и священнослужители, но и деятели науки и культуры, врачи, инженеры, предприниматели, военнослужащие, рабочие, крестьяне, учащаяся молодежь, родители, – словом, представители всех слоев и групп населения нашего общества. Данная идея не была спущена «сверху» Само возникновение этого движения является естественной реакцией народного организма, стремящегося к самосохранению и развитию на путях мировой истории.
Значительную роль в этом всенародном движении играет Международный духовно-просветительский форум «Глинские чтения», который проводятся с конца 90-х историко-патриотическим обществом «Наследники Александра Невского», Фондом святого благоверного князя Александра Невского, Московской педагогической академией.
«Глинские чтения» восстанавливают исконную связь отечественной педагогики с православными святоотеческими корнями. Благодаря деятельности историко-патриотического общества «Наследники Александра Невского», возглавляемого доктором богословия, доктором педагогических наук Н.В. Масловым, в практику современного российского образования смогли войти труды отечественных подвижников благочестия и методическая литература по их изучению. В просветительской практике Церкви принципиальное значение имеет момент предания – передачи живого духовного опыта от учителя к ученику, от сердца к сердцу, подобно тому, как от огня одной свечи зажигается другая. Очень важно то, что руководящее ядро «Глинских чтений», общества «Наследники Александра Невского» составляют духовные чада выдающегося глинского старца схиархимандрита Иоанна (Маслова), труды которого составляют методологическую и дидактическую основу духовно-просветительского движения. Помимо Н.В. Маслова, родного племянника схиархимандрита, необходимо назвать также доктора экономических наук Е.О. Крылову, научного руководителя Московской педагогической академии, сыгравшей значительную роль в ее становлении как учреждения дополнительного образования (создана в 2004 году).
Первые «Глинские чтения» состоялись в июле 1999 года в Московской Духовной Академии (Сергиев Посад). Проведение форума было приурочено к дню памяти схиархимандрита Иоанна (Маслова), скончавшегося 29 июля 1991 года. В дальнейшем форум проводился ежегодно с стенах МДА, вплоть до 2019 года – с 27 по 29 июля. 27 июля проводились секции «Глинских чтений»; 28 июля (день преставления равноапостольного князя Владимира) – первое пленарное заседание. 29 июля в первой половине служилась панихида на кладбище Сергиева Посада, у могилы схиархимандрита Иоанна, во второй половине дня проводилось второе, заключительное заседание, в основном, посвященное воспоминаниям об отце Иоанне.
Первый директор «Глинских чтений» Виктория Александровна Медунина в статье «Над нами пастырь бдит» пишет: «В клубе знаменитой фабрики «Вымпел» на Старо Петровско-Разумовском проезде активно работало одно из замечательных духовно-патриотических обществ «Наследники Александра Невского». Это Всероссийское общество возглавлял к.т.н., кандидат богословия, один из руководителей Госстроя России Н.В.Маслов. Воспитанник Глинских старцев. Здесь готовились и печатались труды по Глинской пустыни, ее наследии. Изданная «Симфония по трудам Святителя Тихона Задонского» в 1999 году получила Гриф Министерства образования России на использование этого великого Труда как учебного пособия в общеобразовательных учреждениях. Впервые святоотеческий труд был рекомендован как учебное пособие. Здесь, в клубе фабрики «Вымпел», в обществе «Наследники Александра Невского» велась работа с ещё живыми орденоносцами этой высокой воинской награды, проводились встречи с молодежью. Здесь, 23 октября 1998 года, в день памяти преподобного Амвросия Оптинского, состоялась первая конференция православных учителей. И здесь началась подготовка к проведению Первого Всероссийского духовно-просветительского форума «Глинские чтения», которые традиционно стали проходить в Троице-Сергиевой Лавре в течение многих лет 27-29 июля… «Глинские чтения» стали проходить не только в Троице-Сергиевой Лавре, но и в различных областях России, Белоруссии, Украины. Курск, Владивосток, Петрозаводск, Сыктывкар, Санкт-Петербург, Сургут, Улан-Удэ, Иркутск… Все наши усилия были направлены на укрепление духовно-нравственного воспитания на основе святоотеческого наследия, на котором строилась российская национальная школа и российская семья. Каждый год тема Глинских чтений давала новый импульс, открывая тот или иной вектор в обществе, которое начинало ощущать спасительную необходимость возвращения к национальным истокам, утверждавших святость жизни и верность традициям».
К сказанному Викторией Александровной по поводу географии «Глинских чтений» добавлю города Орел, Болхов, Пятигорск, Черкесск, Красноярск, Хабаровск, Рязань, Смоленск, Липецк, Минск, Полоцк, Якутск, Фролово. Три раза Глинские чтения проходили на земле Болгарии – в городах Софии и Варне.
В числе организаторов и активных участников Глинских чтений также надо упомянуть московскую учительницу Татьяну Александровну Шевченко, которая еще в середине 90-х годов стала проводить со своими учениками специальные уроки и беседы, посвященные «Глинской пустыни», трудам схиархимандрита Маслова (см.: http://www.glinskie.ru/content/из-истории-глинских-чтений), Вячеслава Михайловича Валькова, Нину Васильевну Карташёву, Зинаиду Петровну Иноземцеву, Галину Ивановну Егорову, Людмилу Филипповну Фомину, Лидию Михайловну Донченко, Анну Степановну Новикову, Юрия Викторовича Корешкова, Татьяну Геннадьевну Доронину, Ольгу Александровну Долгушину, Юлию Викторовну Нефёдову, Ольгу Сергеевну Соловьеву, Антона Владимировича Морозова, Анатолия Владимировича Паленку, академика РАО Александра Аркадьевича Королькова, профессора Василия Ивановича Попкова, профессора Татьяну Петровну Петракову, профессора Юрия Всеволодовича Троицкого и других.
Постоянное участие в чтениях принимали архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий, профессор Московской Духовной Академии Константин Ефимович Скурат, игуменья Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря Евгения, преподаватель Одесской Духовной Семинарии архимандрит Филипп (Стецюренко), председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии, кандидат физико-математических наук протоиерей Сергий Рыбаков, протоиерей Николай Левшук, настоятель храма Воздвижения Креста Господня в агрогородке Святая воля (Пинская епархия Белорусского экзархата) и другие.
Фондом святого благоверного князя Александра Невского в течение ряда издавались журналы «Глинские чтения», «Инок», «Пастырь». Информационная поддержка форума в течение ряда лет осуществляла радиостанция «Народное радио».
Помимо ежегодных летних форумов в Сергиевом Посаде, собиравших до полутора тысяч участников, и региональных конференций, в течение ряда лет проводился также зимний форум «Глинские чтения» - в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, в актовом зале Министерства образования РФ, аудиториях МГУ и других учебных заведений г. Москвы.
С июля 2020 года Глинские чтения проводятся в смешанном, «гибридном» формате: часть программы происходит на офлайновой площадке, а часть – в онлайн среде с «виртуальными» участниками. В качестве офлайновой площадки выступает актовый зал Московской педагогической академии, которую сегодня возглавляет Н.В. Маслов. На днях состоялось открытие нового сайта МПА: http://моспедакадемия.рф/.
28 июля 2023 года прошел XXXII Международный духовно-просветительский форум «Глинские чтения». Гибридный формат форума-потребовал значительной, кропотливой подготовки, согласования с докладчиками, их оперативного информирования, помощи в работе над текстами. Ведущую роль в этом процессе играла научный руководитель МПА Е.О. Крылова, а также методисты академии О.А. Долгушина и О.Н.Левшук.
Очередное заседание форума явилось этапным событием в педагогической жизни страны. Презентация книги Н.В. Маслова «Педагогика святых отцов» стала отправным моментом для гармонизирующего общения, насыщенного интеллектуального диалога, нацеленного на выявление исконных первоначальных значений слов «просвещение» и «образование», имеющим христианские истоки, на создание новой педагогической парадигмы, в основе которое лежит православная антропология, представление о человеке как образе Божьем.
Заседание (запись его размещена в Интернете) оставляет гармоничное и сильное впечатление. С самого начала возникает и не исчезает до конца ощущение соборности, симфонии: каждое выступление отличается неповторимой интонацией, отражает своеобразие личности докладчиков и при этом, одновременно, звучит как продолжение сказанного другими, с неотразимой убедительностью являет собой образ единомыслия. В этом мы можем видеть реальные плоды следования святоотеческой духовной традиции, отличающейся единством и согласованностью мысли, всецелой погруженностью в соборную жизнь Церкви.
Таким образом, прошедшая конференция явилась важнейшим шагом на пути преобразования современной педагогики, установлению стратегических ориентиров ее развития на основе универсальной для всех наций и народов педагогической системы святых отцов, дающей ответ на вопросы о путях духовного, нравственного, интеллектуального совершенствования человека, о средствах и методах развития всех способностей, заложенных в нас. Тридцать вторые Глинские чтения, в известном смысле, выступают вершинной точкой на пути создания и совершенствования надежной, выверенной, всесторонне продуманной методологической основы для образования, воспитания и обучения детей и юношества России.
Участники форума смогли не только еще раз убедиться в необходимости организации образования и воспитания современных школьников и студентов на православной христианской основе, но и получить конкретные ответы на вопросы: как именно, какими путями и средствами, на какой методологической и дидактической основе может и должно осуществляться это воспитание в современной российской школе и вузе.
Иеродьякон Свято-Духова монастыря Ливенской епархии Орловской митрополии Нафанаил (Борис Геннадьевич Бобылев), доктор пед. наук, кандидат филол. наук, профессор, магистр богословия, Почетный работник высшего профессионального образования РФ
Выступает игуменья Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря Евгения (Левшук)
Выступает доцент А.В.Морозов
В президиуме - Н.В.Маслов и архиепископ Феодосий
Виктория Александровна Медунина
Заседание секции Глинских чтений в Варне, сентябрь 2007 года
Пленарное заседание форума в актовом зале МДА
Участники Глинских чтений в Софии. Июнь 2005 года
Фото автора и из открытых источников