3 августа в нижегородском Кремле, в бывшем Доме губернатора и где сейчас располагается Нижегородский государственный художественный музей, открылась выставка с необычным названием – «Прогулка с ангелом». В экспозиции представлены произведения живописи, графики замечательного русского художника, заслуженного деятеля искусств РФ Е.А. Расторгуева.
Посвящена выставка 100-летию Евгения Анатольевича. Но так она светла, по своему внутреннему состоянию радостна, оптимистична, что кажется – художник никуда не ушёл, а остаётся среди нас. Лишь притаился в укромном уголочке и оттуда с лукавинкой во взгляде наблюдает – как мы, зрители, пришедшие посмотреть его картины, реагируем на его творческие фантазии. Потому что подавляющее большинство картин – это именно фантазии на тему «повседневной жизни обитателей города Городца».
Родился будущий художник в приволжском селе Николо-Погост Нижегородской губернии 23 февраля 1920 года. Через четыре года семья переезжает в Городец, где и пройдут детские и юношеские годы Евгения, оставившие неизгладимый след на всю оставшуюся жизнь. Влюблённость в этот небольшой, но старинный волжский городок, в итоге и породит совершенно новый, особый период в творчестве художника, откроет его новый неповторимый стиль изображения, творческого видение окружающего мира, ставшие узнаваемыми, без преувеличения, во всём мире.
Но до этого много ещё чего должно было произойти в жизни Евгения Анатольевича.
В 1935 году Расторгуев поступает в Горьковское художественное училище. Уже первые его значительные живописные работы «Мельница» и «Ветреный день», показанные на областной художественной выставке 1940 года, были отмечены особым внимание коллег.
Но наступил 1941 год. Молодого художника мобилизуют в действующую армию. Демобилизован он будет лишь в 1946 году, успев повоевать на Карельском фронте, получить звание лейтенанта, орден Отечественной Войны второй степени, медали «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Но вот удивительная судьба художника – и в действующей армии оказались востребованными его талант, знания, творчество, его умение по-особенному понимать и видеть происходящее, запечатлевать его на листе бумаге, холсте. Рисунки Расторгуева публикует фронтовая газета, а затем по приказу маршала К.А. Мерецкова в составе других художников, а также скульптора Л. Бобровникова (архитекторы Б. Воронцов, А. Калайда) Евгения Анатольевича в 1944 году направляют оформлять мемориал «Свирская Победа».
Вернувшись к мирной жизни, Расторгуев в Москве поступает в Государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. Так исполнилась давнишняя мечта. С этого времени только творчество становится смыслом жизни.
За долгий жизненный срок Расторгуев написал множество полотен, создал графических листов, оформил более ста книг в издательствах «Советский писатель», «Молодая гвардия», «Детгиз», совершил многочисленные поездки по стране от северных областей до Дальнего Востока как самостоятельно, так и от журнала «Юность», с которым сотрудничал как иллюстратор.
Картину Е.А. Расторгуева «Юность» после выставки приобретает Государственная Третьяковская галерея (1957). Он посещает Италию (1959) и создаёт серии этюдов «Венецианские зарисовки» и «По Италии» на картоне гуашью и маслом. Наконец, он создаёт множество небольших скульптурных произведений из шамотной глины, расписывая их.
Но вернёмся в выставочные залы Нижегородского художественного музея.
Хранители творческого наследия Е.А. Расторгуева московские художники Людмила и Наталья Варламовы, невестка и внучка Евгения Анатольевича, предоставили в Нижний Новгород 46 живописных полотен и 25 графических листов. Тут и несколько ранних работ (на их фоне и происходило выступление гостей, приглашённых на открытие выставки), таких как «Дождь» (1965), «Портрет жены» (1950). Есть и работы самого последнего периода жизни художника, выполненные на газетных листах масляными карандашами. В витринах выставлены совсем небольшие зарисовки из цикла «Ничевошки» – моментальное отображение нового впечатления. Отдельно представлены публикации о Е.А. Расторгуеве. Тут есть и два номера журнала «Вертикаль. ХХI век».
Церемонию открытия вела известный нижегородский искусствовед, куратор выставки Ирина Маршева.
Вначале была продемонстрирована на экране запись выступления доктора филологических наук Парижского университета, мецената, президента-основателя Общества по сохранению русского культурного наследия во Франции, большого друга семьи Расторгуевых Ренэ Герра, который рассказал о своих встречах с художником, о пребывании семьи Расторгуевых у него во Французско-русском доме, который они с братом Аленом основали во Франции в 1991 году.
«Расторгуев певец ушедшего в небытие купеческого мира своего родного Городца. Этот приволжский городок, конечно, вымышленный, но для художника он реальнее настоящего. Этот город населён вечными чудаками, над их головами проносятся Жар-птицы, голосят петухи, строго смотрит вещий филин.
В его работах неприкрыта ностальгия о прошлом, об ушедшей России, и она, эта ностальгия, мне очень близка… Записки, которые он вёл с 50-х годов, служат продолжением и дополнением его живописного творчества.
Я ценю его длинные содержательные письма с удивительными и неожиданными словесными зарисовками, настолько насыщенными оригинальными мыслями.
Евгений Расторгуев поистине был предан искусству, живо всем интересовался, готов был восхищаться и тут же возмущаться. Был щедрым в общении, интересным и умным собеседником, всегда готовым поделиться новыми впечатлениями, открытиями и радостями», – сказа Ренэ Герра.
Затем было предоставлено слово Секретарю Союза писателей России, председателю Нижегородской областной организации Союза писателей России, академику Международной академии культуры и искусства, главному редактору журнала «Вертикаль. ХХI век» В.В. Сдобнякову.
Предоставлено не случайно. Все свои последние статьи Евгений Анатольевич публиковал именно в журнале «Вертикаль. ХХI век». В свой очерк прощания с художником, после кончины Евгения Анатольевича, Валерий Сдобняков поместил интереснейшие письма к нему Е.А. Расторгуева.
Но начал свои воспоминания Валерий Викторович с того, что выразил восхищение преданности художника одной женщине, тоже художнику Тамаре Гусевой, которую любил всю жизнь, и после гибели которой невероятно по ней тосковал.
– Это особенно проявилось в стихах, которые писал Евгений Анатольевич. Вернее эти эссе, приведённые в некую поэтическую форму, сложно назвать только стихами. Тут особенное состояние духа, философского размышления, художественного видения мира. Это осмысление долгого пройденного пути, воспоминания о пережитом. В определённом смысле сборники стихов – продолжение прозаических записок художника, вошедших в его книгу «Записки из зазеркалья». Я попытался найти стихи Расторгуева в интернете – и не нашёл ни одного произведения. Потому к столетию Евгения Анатольевича мы у себя в журнале повторили мой очерк о нём и дали большую подборку этих уникальных текстов. Заодно на обложке опубликовали подаренный мне Расторгуевым в его мастерской на Верхней Масловке небольшой автопортрет, который теперь весит у меня в комнате. Потому можно сказать, что я с Евгением Анатольевичем вижусь ежедневно.
Письма Расторгуева, действительно, были содержательными. Кроме того художник поздравляя своих корреспондентов с праздниками, присылал им собственноручно нарисованные открытки на листах белого ватмана. У меня их оказалось три, они тоже опубликованы в 70-м номере «Вертикали».
В общении Евгений Анатольевич был человеком обаятельнейшим. В то же время в отстаивании своих взглядов совершенно бескомпромиссным, твёрдым.
Людмила Варламова в первую очередь подарила Валерию Сдобнякову замечательно изданную книгу-альбом, в которой собраны наиболее интересные статьи о жизни и творчестве Евгения Расторгуева. Затем хранительница творческого наследия Расторгуева, сама талантливый художник, подробно рассказала о представленной выставке. В частности предложила обратить внимание на картину «Дядя Вася с красной балалайкой. Из серии Городецкие фантазии» (1969), с которой и начался новый этап в живописи Евгения Анатольевича.
В подаренной книге под иллюстрацией этого холста есть такая запись автора: «Хочу создать свою землю и назвать её Городец, со своим небом и своими героями, где нет злодеев, всякой прочей швали, а населяют её милые моему сердцу чудаки». И художнику, действительно, удалось создать неповторимый, красивый, весёлый, яркий, добрый свой мир, который уже никуда и никогда не исчезнет.
Людмила Васильевна подробно рассказала о разных периодах поиска художником наиболее выразительной формы разговора со зрителем. Сообщила, что ещё одна выставка произведений Е.А. Расторгуева в эти дни открывается в Самаре. Как же велико наследие мастера!
Остаётся отметить лишь то, что до сих пор город, прославлению которого художник посвятил столько творческих сил, до сей поры так и не отметил его память ни музеем, ни картинной галереей, где было бы собрано наследие творца, ни названием улицы, ни даже мемориальной доской. Как же порой мы бываем расточительны в отношении сбережения истинного своего богатства. И дело не столько в материальном сбережении, сколько в духовном. Сколько в сбережении ПАМЯТИ.
В завершении встречи Валерий Сдобняков подарил устроителям замечательной выставки Людмиле Варламовой и Ирине Маршевой свою книгу «Душа живая», где помещён очерк о Е.А. Расторгуеве и номера журнала «Вертикаль. ХХI век» с материалами о творчестве неповторимого русского художника.
Павлова Наталья родилась и училась в Нижнем Новгороде. Окончила Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ) по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Статьи публиковала в газетах «Слово», «Городской курьер» (г. Саров), на сайте Русская народная линия, постоянный автор журнала «Вертикаль. ХХI век». Живёт и работает в Нижнем Новгороде.