Ангел-хранитель Городца художник Е.А. Расторгуев

О выставке в нижегородском Кремле

0
590
Время на чтение 7 минут

3 августа в нижегородском Кремле, в бывшем Доме губернатора и где сейчас располагается Нижегородский государственный художественный музей, открылась выставка с необычным названием – «Прогулка с ангелом». В экспозиции представлены произведения живописи, графики замечательного русского художника, заслуженного деятеля искусств РФ Е.А. Расторгуева.

Посвящена выставка 100-летию Евгения Анатольевича. Но так она светла, по своему внутреннему состоянию радостна, оптимистична, что кажется – художник никуда не ушёл, а остаётся среди нас. Лишь притаился в укромном уголочке и оттуда с лукавинкой во взгляде наблюдает – как мы, зрители, пришедшие посмотреть его картины, реагируем на его творческие фантазии. Потому что подавляющее большинство картин – это именно фантазии на тему «повседневной жизни обитателей города Городца».

Родился будущий художник в приволжском селе Николо-Погост Нижегородской губернии 23 февраля 1920 года. Через четыре года семья переезжает в Городец, где и пройдут детские и юношеские годы Евгения, оставившие неизгладимый след на всю оставшуюся жизнь. Влюблённость в этот небольшой, но старинный волжский городок, в итоге и породит совершенно новый, особый период в творчестве художника, откроет его новый неповторимый стиль изображения, творческого видение окружающего мира, ставшие узнаваемыми, без преувеличения, во всём мире.

Но до этого много ещё чего должно было произойти в жизни Евгения Анатольевича.

В 1935 году Расторгуев поступает в Горьковское художественное училище. Уже первые его значительные живописные работы «Мельница» и «Ветреный день», показанные на областной художественной выставке 1940 года, были отмечены особым внимание коллег.

Но наступил 1941 год. Молодого художника мобилизуют в действующую армию. Демобилизован он будет лишь в 1946 году, успев повоевать на Карельском фронте, получить звание лейтенанта, орден Отечественной Войны второй степени, медали «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Но вот удивительная судьба художника – и в действующей армии оказались востребованными его талант, знания, творчество, его умение по-особенному понимать и видеть происходящее, запечатлевать его на листе бумаге, холсте. Рисунки Расторгуева публикует фронтовая газета, а затем по приказу маршала К.А. Мерецкова в составе других художников, а также скульптора Л. Бобровникова (архитекторы Б. Воронцов, А. Калайда) Евгения Анатольевича в 1944 году направляют оформлять мемориал «Свирская Победа».

Вернувшись к мирной жизни, Расторгуев в Москве поступает в Государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. Так исполнилась давнишняя мечта. С этого времени только творчество становится смыслом жизни.

За долгий жизненный срок Расторгуев написал множество полотен, создал графических листов, оформил более ста книг в издательствах «Советский писатель», «Молодая гвардия», «Детгиз», совершил многочисленные поездки по стране от северных областей до Дальнего Востока как самостоятельно, так и от журнала «Юность», с которым сотрудничал как иллюстратор.

Картину Е.А. Расторгуева «Юность» после выставки приобретает Государственная Третьяковская галерея (1957). Он посещает Италию (1959) и создаёт серии этюдов «Венецианские зарисовки» и «По Италии» на картоне гуашью и маслом. Наконец, он создаёт множество небольших скульптурных произведений из шамотной глины, расписывая их.

Но вернёмся в выставочные залы Нижегородского художественного музея.

Хранители творческого наследия Е.А. Расторгуева московские художники Людмила и Наталья Варламовы, невестка и внучка Евгения Анатольевича, предоставили в Нижний Новгород 46 живописных полотен и 25 графических листов. Тут и несколько ранних работ (на их фоне и происходило выступление гостей, приглашённых на открытие выставки), таких как «Дождь» (1965), «Портрет жены» (1950). Есть и работы самого последнего периода жизни художника, выполненные на газетных листах масляными карандашами. В витринах выставлены совсем небольшие зарисовки из цикла «Ничевошки» – моментальное отображение нового впечатления. Отдельно представлены публикации о Е.А. Расторгуеве. Тут есть и два номера журнала «Вертикаль. ХХI век».

Церемонию открытия вела известный нижегородский искусствовед, куратор выставки Ирина Маршева.

Вначале была продемонстрирована на экране запись выступления доктора филологических наук Парижского университета, мецената, президента-основателя Общества по сохранению русского культурного наследия во Франции, большого друга семьи Расторгуевых Ренэ Герра, который рассказал о своих встречах с художником, о пребывании семьи Расторгуевых у него во Французско-русском доме, который они с братом Аленом основали во Франции в 1991 году.

«Расторгуев певец ушедшего в небытие купеческого мира своего родного Городца. Этот приволжский городок, конечно, вымышленный, но для художника он реальнее настоящего. Этот город населён вечными чудаками, над их головами проносятся Жар-птицы, голосят петухи, строго смотрит вещий филин.

В его работах неприкрыта ностальгия о прошлом, об ушедшей России, и она, эта ностальгия, мне очень близка… Записки, которые он вёл с 50-х годов, служат продолжением и дополнением его живописного творчества.

Я ценю его длинные содержательные письма с удивительными и неожиданными словесными зарисовками, настолько насыщенными оригинальными мыслями.

Евгений Расторгуев поистине был предан искусству, живо всем интересовался, готов был восхищаться и тут же возмущаться. Был щедрым в общении, интересным и умным собеседником, всегда готовым поделиться новыми впечатлениями, открытиями и радостями», – сказа Ренэ Герра.

Затем было предоставлено слово Секретарю Союза писателей России, председателю Нижегородской областной организации Союза писателей России, академику Международной академии культуры и искусства, главному редактору журнала «Вертикаль. ХХI век» В.В. Сдобнякову.

Предоставлено не случайно. Все свои последние статьи Евгений Анатольевич публиковал именно в журнале «Вертикаль. ХХI век». В свой очерк прощания с художником, после кончины Евгения Анатольевича, Валерий Сдобняков поместил интереснейшие письма к нему Е.А. Расторгуева.

Но начал свои воспоминания Валерий Викторович с того, что выразил восхищение преданности художника одной женщине, тоже художнику Тамаре Гусевой, которую любил всю жизнь, и после гибели которой невероятно по ней тосковал.

– Это особенно проявилось в стихах, которые писал Евгений Анатольевич. Вернее эти эссе, приведённые в некую поэтическую форму, сложно назвать только стихами. Тут особенное состояние духа, философского размышления, художественного видения мира. Это осмысление долгого пройденного пути, воспоминания о пережитом. В определённом смысле сборники стихов – продолжение прозаических записок художника, вошедших в его книгу «Записки из зазеркалья». Я попытался найти стихи Расторгуева в интернете – и не нашёл ни одного произведения. Потому к столетию Евгения Анатольевича мы у себя в журнале повторили мой очерк о нём и дали большую подборку этих уникальных текстов. Заодно на обложке опубликовали подаренный мне Расторгуевым в его мастерской на Верхней Масловке небольшой автопортрет, который теперь весит у меня в комнате. Потому можно сказать, что я с Евгением Анатольевичем вижусь ежедневно.

Письма Расторгуева, действительно, были содержательными. Кроме того художник поздравляя своих корреспондентов с праздниками, присылал им собственноручно нарисованные открытки на листах белого ватмана. У меня их оказалось три, они тоже опубликованы в 70-м номере «Вертикали».

В общении Евгений Анатольевич был человеком обаятельнейшим. В то же время в отстаивании своих взглядов совершенно бескомпромиссным, твёрдым.

Людмила Варламова в первую очередь подарила Валерию Сдобнякову замечательно изданную книгу-альбом, в которой собраны наиболее интересные статьи о жизни и творчестве Евгения Расторгуева. Затем хранительница творческого наследия Расторгуева, сама талантливый художник, подробно рассказала о представленной выставке. В частности предложила обратить внимание на картину «Дядя Вася с красной балалайкой. Из серии Городецкие фантазии» (1969), с которой и начался новый этап в живописи Евгения Анатольевича.

В подаренной книге под иллюстрацией этого холста есть такая запись автора: «Хочу создать свою землю и назвать её Городец, со своим небом и своими героями, где нет злодеев, всякой прочей швали, а населяют её милые моему сердцу чудаки». И художнику, действительно, удалось создать неповторимый, красивый, весёлый, яркий, добрый свой мир, который уже никуда и никогда не исчезнет.

Людмила Васильевна подробно рассказала о разных периодах поиска художником наиболее выразительной формы разговора со зрителем. Сообщила, что ещё одна выставка произведений Е.А. Расторгуева в эти дни открывается в Самаре. Как же велико наследие мастера!

Остаётся отметить лишь то, что до сих пор город, прославлению которого художник посвятил столько творческих сил, до сей поры так и не отметил его память ни музеем, ни картинной галереей, где было бы собрано наследие творца, ни названием улицы, ни даже мемориальной доской. Как же порой мы бываем расточительны в отношении сбережения истинного своего богатства. И дело не столько в материальном сбережении, сколько в духовном. Сколько в сбережении ПАМЯТИ.

В завершении встречи Валерий Сдобняков подарил устроителям замечательной выставки Людмиле Варламовой и Ирине Маршевой свою книгу «Душа живая», где помещён очерк о Е.А. Расторгуеве и номера журнала «Вертикаль. ХХI век» с материалами о творчестве неповторимого русского художника.

Павлова Наталья родилась и училась в Нижнем Новгороде. Окончила Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ) по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Статьи публиковала в газетах «Слово», «Городской курьер» (г. Саров), на сайте Русская народная линия, постоянный автор журнала «Вертикаль. ХХI век». Живёт и работает в Нижнем Новгороде.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Павлова
Журналы «Москва» и «Вертикаль. ХХI век» на фестивале «Читай Горький»
В областной библиотеке в Балакиревском зале прошла презентация новых номеров журналов
09.10.2024
Прошлое и современность
Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 89, 2024 г.
04.09.2024
История страны и наше время
Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 84, 2024 г.
12.08.2024
Без анализа прошлого не будет достойного будущего
Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 88, 2024 г.
23.06.2024
Наш дар земной на небесах отмечен
Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 87, 2024 г.
18.05.2024
Все статьи Наталья Павлова
Последние комментарии
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:51
Апокалипсис на сегодня
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 22:46
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22