Патриотизм — это Любовь!

Светлой памяти автора. К 10-летию кончины

Екатеринбургские останки  Калязинские Чтения Русского Собрания 
0
1522
Время на чтение 18 минут
Фото: А.И.Буркин (6.07.1955 — †14.07.2013)

Последние месяцы я регулярно по средам выступаю в прямом эфире перед радиослушателями станции «Народное радио». Темой нашей беседы 8 июля (1998 года. — Ред.) был русский патриотизм. Острота реакции моих соотечественников на этот животрепещущий вопрос понуждает меня продолжить тему и на страницах «Десятины».

Как отмечают православные аналитики, проблема российского патриотизма в последние два года все более заботит высшие властные структуры Российской Федерации. Прошла эйфория увлеченности «универсальными» демократическими реформами. Политики и газеты, до этого проповедовавшие откровенный космополитизм, ходульные «общечеловеческие» моральные ценности, вдруг заговорили о «национальной идее» общегосударственного значения. Теперь уже разрабатывается федеральная программа воспитания российского патриотизма среди молодежи. Недавно я участвовал в обсуждении этих проблем в Государственной Думе России.

А ведь всем нам еще памятны первые «перестроечные» годы, когда на высшем государственном уровне Советского Союза методично разрушалась сама концепция патриотизма. С той поры патриотизм как идеология стал уделом различных оппозиционных течений. С одной стороны, о патриотизме говорили так называемые партократы старой формации. Они, конечно, говорили только о «советском» патриотизме. С другой стороны, идеи дореволюционного российского патриотизма стали популярны среди различных объединений православных мiрян — братств, союзов, обществ, и среди различных монархических группировок. Некую среднюю позицию между «левыми» патриотами и «правыми» заняли так называемые государственники, для которых одинаково неприемлемы и уже изжившая себя доктрина «ленинизма», и идеология Православного Самодержавного Царства. Однако они принимали в свой актив и все достоинства (по их представлениям) дореволюционной поры, и все культурные, научно-технические, экономические и социальные достижения советского периода.

Первоначально российскими демократами фактически подвергалось массированной обструкции в СМИ любое проявление патриотизма. Слово «патриот» становилось ругательным почти наравне с «фашистом». Особого накала эта кампания в средствах массовой информации достигла в первые месяцы после 19 августа 1991 года. Всех патриотов — и «советских», и русских тогда обзывали «красно-коричневыми», объединяя их по единственному признаку — и те и другие выступали за целостность нашего Отечества. Одни в границах СССР, другие в тех же границах, но с идеологией православной Империи.

Развал Союза, а потом обострение политическо-социального кризиса в рамках Российской Федерации наглядно продемонстрировали ущербность и нежизнеспособность реформ, идеология которых основывалась на абстрактных «общечеловеческих» стандартах.

За последние десять лет для нас — бывших советских, а ныне российских граждан, которые продолжают пользоваться паспортами “эСэСэСэРовского” образца, были предоставлены самые широкие возможности ознакомиться с моральными, культурными, политико-социальными, религиозными, экономическими и даже материальными идеалами Запада. Через кинематограф, телевидение, туризм, через деловые и культурные контакты, через рынок миллионам моих соотечественников пришлось на собственном жизненном опыте познакомиться с идеологией западного общества, с его «идеалами» и в особенности с так называемым американским «образом жизни». Носители этого «идеала» при всех абстрактных декларациях об «общечеловеческих» ценностях на деле уделяют много сил и средств воспитанию US-патриотизма и культивированию уважения к этому чувству среди народов остального мiра. Мои соотечественники, особенно русские люди, сейчас уже однозначно поняли, что за призывами и декларациями о некоем космополитизме, «мiровом гражданстве» скрываются четко сформулированные и чуждые нам национальные интересы. За этим скрывается строго разработанная экспансивная стратегия превращения «слабых» государств в «рыночное пространство» для собственного производителя, в источник дешевого сырья, в источник неквалифицированной дешевой рабочей силы и т.д., и т.п.

В результате этого отрезвления большинство критиков нашего отечественного патриотизма из так называемой партии власти сами увидели, что для выживания нашего государства, для преодоления системного кризиса российский патриотизм просто необходим. К сожалению, для многих такое осознание стало поводом для изобретения велосипеда. Желание сформулировать современную патриотическую концепцию, отличную от идеалов «правой» и «левой» оппозиции, пока лишь породило тошнотворные суррогаты, опять-таки составленные по западным рецептам и пропорциям, но на этот раз с отечественными составляющими.

Касаясь той или иной темы, я предпочитаю идти от основы ПОНЯТИЯ. Иногда для этого достаточно заглянуть в словари. Обращаясь к словарным статьям, посвященным понятиям «патриот» и «патриотизм», мы обнаруживаем поразительное единогласие относительно этого явления.

Так Словарь иностранных слов изводит патриотизм от греческого слова πατρίς (патрис) — отечество, родина — любовь к Отечеству, преданность своей родине, своему народу. Этимологический словарь русского языка поясняет: «Слова патриот и патриотизм впервые в России появляются у Петра I. Слово патриот заимствовано из немецкого языка — Patriot, или непосредственно с французского patrioteсын Отечества, от латинского patriota, которое в свою очередь идет от греческого слова πατριώτηςземляк, соотечественник». Академик Владимир Иванович Даль в своем Толковом словаре живаго великорусскаго языка свидетельствует, что «патриотизм — любовь к Отчизне, патриот — любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб или отчизник». Сколь же богат наш великий язык на образные оттенки и сколь же емок он по смыслу! Одно слово «отчизнолюб» — пусть книжное и редкое — о многом говорит сердцу русского человека.

Почтенный Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона подтверждает: «Патриотизм — любовь к Отечеству». Почти век спустя не отстает от него Словарь современного русского литературного языка (1989): «Патриотизм — любовь к своему Отечеству, преданность своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Патриот — человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины».

Говоря о природе патриотизма, святитель Филарет Московский подчеркивал, что худой, то есть плохой гражданин царства земного, не может быть добрым гражданином и Царства Небесного. Греческий корень «патр» означает отца. Таким образом патриотизм есть отношение к Отечеству. Само же понятие «Отечество» происходит от понятия как отца земного, так и Отца Небесного. Отечество и отец есть то, ОТ чего происходит каждый человек. Таким образом, благословенное Богом отцелюбие, приверженность к отцовскому наследию (одна из десяти Синайских заповедей говорит об обязательном почитании родителей) есть природная почва для возрастания и процветания патриотизма. Отвержение отцелюбия, отвержение патриотизма есть отвержение от собственных корней и означает духовное и родовое самоубийство.

Самая главная загадка во всех этих словарных пояснениях — Любовь. Христиане знают, что Любовь есть одно из имен Божиих. Бог есть Любовь (1 Ин. 4: 16). Именно через любовь в каждом без различия земном человеке проявляется образ Божий, то есть осуществляется Божественная благодать.

Православные со словом «любовь» всегда вспоминают непревзойденное пояснение «от противного» сего высокого свойства человеческой души, изреченное Апостолом Павлом в тринадцатой главе его Первого послания Коринфянам:

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви: то я ничто. И если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею: нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, отчасти пророчествуем. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь я знаю отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13: 1–13).

Вот, что есть Любовь!

Страшно повторить, что Любовь больше Веры и Надежды. Но все правильно, ибо Любовь и есть Бог, а Вера — только вера в Него, и Надежда — только надежда на Него. Именно так в Божественной полноте определяется и любовь к Отечеству. Отсюда прослеживается и верность Родине: живое, необходимое стремление к общегражданскому миру и единству. Все это невозможно выразить одними идеологическими формулами, однако само явление любви к Отечеству вполне поддается осмыслению и определению для гражданского повседневного и повсеместного употребления в жизни. Поэтому мы попытаемся кратко изложить составные патриотизма в понимании православного человека, в свете апостольского учения Русской Православной Церкви.

Патриотизм как проявление в первую очередь высоких сердечных, душевных чувств имеет глубокие духовные корни. Патриотизм — явление богоугодное, ибо Сам Господь разделил человечество на языки, то есть народы, и даровал каждому из них земные уделы — отечества.

Патриотизм — явление географическое, геополитическое. Нет безземельного патриотизма. Тому наглядный пример странствующие народы, издревле прервавшие связь с родиной. Страдания и утеснения цыган и до недавнего прошлого евреев суть свидетельство непреложного несчастия из-за лишения земного отечества. Это, конечно, тема особого рассмотрения. Но для нас в этом примере важно то, что родовой национализм является лишь составной частью патриотизма, но не может им поглощаться.

Патриотизм как национальная государственная идея формируется на всем протяжении истории Отечества и, опираясь на прошлое, он, как развивающаяся идея, всегда устремлен в будущее.

Патриотизм есть поприще любви. Мы знаем, что без любви (даже плотской) не бывает продолжения рода.

Патриотизм, таким образом, явление наследственное, передающееся буквально от отца к сыну, от одного поколения к другому. Патриотизм во временном и генетическом плане явление безпрерывное. Даже гипотетическая полная утрата патриотизма в одном поколении лишит этого чувства все последующие поколения. Точнее, утрата чувства воспроизводства любовью будущего просто прекращает живое наследие. Так, содомия лишена будущего, она культивирует только сегодняшний день, а потом и трава не расти, потом — хоть потоп.

Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования как Отечества, так и каждого соотечественника.

Патриотизм явление и объективное в силу вышеперечисленных факторов, и весьма субъективное, индивидуальное по выражению, как чувство и самосознание личностное.

Российский имперский патриотизм складывался и собирался постепенно — тысячелетиями из высоких чувств любви к роду и родине, к отцу и матери каждого из племен славянских, кавказских, угорских, тюркских. Только документально-историческое прошлое Руси и русской государственности насчитывает более одиннадцати веков. Анализ же архаических преданий, косвенных летописных свидетельств эллинского, арабского, индийского и китайского происхождения, анализ археологических памятников дает основание полагать, что наша праисторическая государственность начитывает более двух или даже трех тысяч лет. Это так называемые гиперборейская и рифейская цивилизации (то есть северная и уральская культуры).

Уже древние античные авторы изображают наших предков как людей, любящих свою землю, своих пращуров и свое потомство, готовых не на жизнь, а на смерть защищать свой земной удел.

После Крещения Руси в десятом веке русский народ в свете Христовой истины стал постигать и сакральное значение Русской Земли, особого удела Матери Божией, называя собственную Отчизну Домом Пресвятой Богородицы и Святою Русью, как любимый образ Святой Земли, как Новый Израиль, Новый Иерусалим. Еще первый Московский Святитель Петр называл нашу родину Новым Иерусалимом, а один из величайших подвижников ХХ века святой праведный Иоанн Кронштадтский величал Русскую Землю подножием престола Господня.

С возникновением из множества княжеств сначала Московии, а при Иоанне Грозном Русского Царства русский духовный патриотизм возвышается до вселенского масштаба православного патриотизма, ибо Русь из-за падения Византии становится к тому времени последним государственным оплотом Православия для всех поместных Православных Церквей. Русское Царство становится многонациональным Царством, и наши предки постепенно начинают усваивать новую степень царского, а потом имперского патриотизма, который многократно возвышается собственно над русской национальной патриотической идеей, ничуть не умаляя ее саму, но облагораживая ее, обогащая. Именно с той поры можно говорить о новом мессианском и миссионерском характере российского патриотизма. С таким уникальным духовным сокровищем, унаследованным от многомудрых и боголюбивых предков, русский народ и пришел к двадцатому столетию от Рождества Христова.

Патриотизм — явление собирательное и соборное.

Страшная духовная катастрофа, которая потрясла наше Отечество во время революции, не уничтожила нашей любви к Отечеству, хотя в первые годы революции (как и в совсем недавнем прошлом) шла настоящая идеологическая война против патриотизма. Новое же великое испытание для нашей Державы — Великая Отечественная война, которая так стала называться с первых же дней фашистского нашествия, воспламенила вновь в душах рядовых соотечественников и в душах «атеистических» властителей спасительное чувство патриотизма.

Меня спрашивали радиослушатели «Народного радио»: «А как быть с коммунистами? Какова природа их патриотизма, когда они проливали свою кровь за Родину?» Мы ведь с вами не младенцы, по слову апостола Павла, и знаем, что любовь, это ничем неодолимое чувство, больше веры и надежды. Атеизм явление сравнительно новое в истории человечества, хотя корни у него древние, как и само зло. Зародившись как мiровоззрение в XVIII веке, он стал поветрием относительно массовым лишь в Западной Европе второй половины XIX века. И тогда один мудрый человек отметил (это был военный человек): «В окопах атеистов не бывает». Душа человеческая, появляясь на свет, рождается христианкой. Так и перед лицом воинской смерти человек вольно или невольно думает о Боге, хотя бы и проповедовал до этого атеизм. И генералиссимус Сталин, и вслед за ним маршал Жуков постоянно, хотя как бы невзначай, начиная крупнейшие фронтовые операции, говорили: «Ну, с Богом». Вряд ли до конца убежденный атеист станет бросаться такими словами. Я так считаю: коммунисты, отдававшие свои жизни за наше Отечество, самой своей кровью омывались от грехов богоотступничества. Ведает Бог их посмертную участь. Я знаю одно: сейчас их души не исповедуют атеизм, ибо они лицом к лицу не с этим призрачным материальным мiром, а лицом к лицу с духовной реальностью, лицом к лицу с Вечностью.

Современный русский, российский патриотизм, устремленный в будущее нашего великого Отечества, должен вобрать в себя все лучшее, что собирали в эту сокровищницу наши предки и при великих князьях, и при царях, и при советской власти. Нам ведь есть чем дорожить и что ценить в истории России ХХ века. Но один образец любви и патриотизма мне дороже и ближе всего. Вновь и вновь я ставлю его в пример. Помазанник БОЖИЙ Император Николай II, конечно же, предвидел Свою участь и путь уготованный Ему ГОСПОДОМ. Сознательно и смиренно Он предавал Себя и Свою Семью на смерть и сожжение тел (1 Кор. 13: 3). Но перед самой искупительной для нас, для Отечества, для России жертвой, перед своим христоподражательным подвигом Царь-Мученик великим Иисусовым смирением стяжал Христову любовь и, пребывая в ней, пророчествовал нам: «то зло, которое сейчас в мiре, будет еще сильнее, но не зло победит зло, а только любовь».

Тут урок и объяснение русского православного патриотизма. Мы должны искать в себе в первую очередь апостольскую любовь, и только потом мы можем дерзать называться патриотами, то есть любящими наше Отечество, Россию. Храни нас Бог!

Москва, 17 июля 1998 года от Р.Х.

***

Комментарий нашего постоянного автора Леонида Болотина:

Одним из видных общественно-политических деятелей русского православно-патриотического движения самого конца ХХ века — начала века XXI был известный российский искусствовед и антиквар Александр Иванович Буркин (6 Июля 1955 — † 14 Июля 2013) — создатель и первый лидер Общероссийского общественного движения «Россия Православная», на создание которого его благословил Патриарх Алексий Второй. С А.И.Буркиным в конце 1996 года меня познакомил мой старший Друг, главный редактор народной газеты «Русь Державная» Андрей Николаевич Печерский.

С Александром Ивановичем мы вскоре не только стали близкими соратниками, но очень быстро подружились. Одно из главных направлений деятельности ООД «Россия Православная» было посвящено идеологической работе среди рядовых соотечественников, чиновников, военных, сотрудников силовых структур России. При моем участии в исполкоме Движения «Россия Православная» была создана аналитическая служба, к деятельности которой по просьбе А.И.Буркина я приглашал к сотрудничеству на постоянной или временной договорной основе К.Ю.Душенова, А.Д.Степанова, А.Ю.Хвалина, В.В.Архипова, М.В.Попову, В.Н.Шестопалова, Е.П.Бутузову, П.Г.Петина, Л.Д.Симоновича-Никшича и некоторых других моих соратников и друзей. Сам Александр Иванович приглашал к идеологическому и духовному сотрудничеству протоиерея Валерьяна Кречетова, игумена Алексия (Просвирина), отца Александра Шумского, В.Н.Крупина, М.В.Назарова, Ю.Т.Лисицу, генералов А.В.Черкасова, Л.В.Шебаршина и ряд других как сугубо общественных деятелей, так и действующих или незадолго до того ушедших в отставку военных. В какой-то относительно непродолжительный, но вместе с тем значительный период рубежа тысячелетий Центральный совет Движения «Россия Православная» и его аналитическая служба стали своеобразным общественным идеологическим штабом российской державной патриотики.

Конечно, я бы не дерзнул сравнить ту общественно-политическую деятельность с идей государственного Идеологического Генштаба, которую последние годы успешно пропагандирует и продвигает в сознание представителей высшего эшелона российской власти наш замечательный соратник по «Русскому Собранию» и «Калязинскому клубу» Федор Алексеевич Папаяни. Одна именно потому являюсь горячим сторонником плодотворной идеи Ф.А.Папаяни, поскольку сам четверть века назад имел отношение к подобному, хотя и негосударственному, а общественно-политическому начинанию. И мне хорошо известно, насколько подобная деятельность даже на общественном уровне положительно повлияла на постепенный переход от ельцинского периода разрушительных «реформ» к «путинской» России. Движение «Россия Православная» на общероссийской конференции было учреждено в Феврале 1997 года, а уже к лету того же года начала выходить в свет газета православных мiрян «Десятина» — главный орган Движения.

Конечно, сам Александр Иванович Буркин не был профессиональным журналистом или политическим писателем, но он был глубоко и самостоятельно думающим патриотом, самобытным мыслителем, который мог оценивать значение перспективных идей, активно участвовать в их формулировании и поддерживать необходимые для того исследовательские разработки. И хотя такие разработки и общая литературно-редакторская работа над идеологическими, искусствоведческими или историческими текстами в разных случаях могла осуществляться А.Ю.Хвалиным, А.Д.Степановым, К.Ю.Душеновым, П.Г.Петиным или мною, как правило, сам замысел той или иной темы принадлежал непосредственно А.И.Буркину, и каждое слово тех текстов, что у нас в «Десятине» — в «Колонке редактора» выходили под его фотографией, им тщательно выверялось, и он готов был нести всю полноту ответственности за написанное и опубликованное.

А.И.Буркину особенно нравился именно «катехизический» жанр в изложении тех или иных ключевых идей. Так, материал о значении понятия «патриотизм» был задуман лично им ещё в 1997 году. Историческими и филологическими разработками по теме данной передовицы несколько месяцев занимались мы с вместе с историком П.Г.Петиным. Но у нас получалось довольно громоздкое многостраничное текстовое сооружение, которое годилось скорее для доклада на какой-нибудь конференции, чем для газетной колонки. Мы неоднократно читали совместно с А.И.Буркиным тот текст, отбирая с его точки зрения самое главное, но все равно получалось, на его вкус, слишком многословно. Наконец, в начале Июля 1998 года возник случай, когда в прямом эфире станции «Народное Радио» он обсуждал со слушателями данную тему.

Важно понять определенный политический контекст того времени. 3 Июля при до сих пор окончательно невыясненных обстоятельствах был убит депутат Государственной Думы, генерал-лейтенант Лев Яковлевич Рохлин, который во многом олицетворял собой патриотические настроения в Вооруженных Силах России. В первые дни после убийства генерала в политических кругах ходили слухи, что он со своими единомышленниками ещё в конце Июня готовил военный переворот, начало которого было сорвано из-за несогласованных действий заговорщиков и активного противодействия иностранных спецслужб, которые «слили» информацию о заговорщиках напрямую Б.Н.Ельцину. Российская патриотическая общественность бурлила в то время не только из-за с убийства генерала, но и в связи с подготовкой церемонии захоронения так называемых екатеринбургских останков в Петропавловской соборе Санкт-Петербурга под видом останков Царской Семьи, ну и конечно, из-за напряженной экономической обстановкой: будет дефолт или нет.

Нам с А.И.Буркиным в Четверг 16 Июля стало точно известно, что Святейший Патриарх не будет в Санкт-Петербурге, а с утра 17 Июля примет участие в тожественном Богослужении в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. И вот в день ельциновской Петропавловской церемонии мы с П.Г.Петиным сидели в кабинете А.И.Буркина и наблюдали по телевизору репортаж из Санкт-Петербурга, а заодно дорабатывали материал, который тогда получил ключевое название «Патриотизм — это Любовь!». Через заголовок пришли решения, что оставить, какие длинноты вымарать, а какие формулировки уточнить, но самое главное: тогда у нас родилась убедительная концовка, посвященная Святому Царю-Мученику Николаю Александровичу. К концу дня материал осталось только отдать в корректуру. Июльский номер «Десятины» в понедельник был подписан в печать.

В штате исполкома ООД «Россия Православная» мы с П.Г.Петиным и А.Ю.Хвалиным проработали до Октября 2009 года, когда из-за тяжелого финансово-экономического положения в антикварном и торговом бизнесе А.И.Буркина он вынужден был кардинально сократить траты на общественную деятельность. Расстались мы полюбовно с выходным пособием в месячный оклад. По крайней мере, я не испытывал никаких обид по отношению к своему Другу. Эпизодически мы продолжали сотрудничать. Сам А.И.Буркин сохранял надежду, что его материальное положение изменится, и он сможет возобновить деятельность Движения в прежнем масштабе и с нашим участием.

Сообщение о смерти Александра Ивановича Буркина, которое я получил от П.Г.Петина вечером 14 Июля 2013 года, психологически «раздавило» меня. Так сложилось, что накануне — около полудня 13 Июня я стал очевидцем аварии с рейсовым автобусом в Ознобишино, в результате которой погибло 18 человек. С большим трудом я нашел в себе силы, чтобы после пережитого написать несколько слов в память о моем Друге и Соратнике. Как потом выяснил, смерть А.И.Буркина была довольно загадочной. Его тело нашли в большом дачном бассейне, где он регулярно занимался плаванием. Со своей морской юности он был выносливым, опытным пловцом. Вскрытие показало, что в его легких воды не было: он не утонул, не захлебнулся. Причина остановки его крепкого сердца была какой-то иной.

Могила А.И.Буркина на Перепеченском кладбище

С той поры считаю своим долгом обращаться к нашим общим соратникам с просьбами помолиться о душе раба Божия Александра в его памятные дни — 6 и 14 Июля… К нынешней десятой годовщине его безвременной кончины хотел подготовить данную публикацию, но по моим грехам задержался. Однако уместно духовно вспомнить царелюбца Александра Ивановича Буркина и в нынешние Царские Дни. Царствие Небесное рабу Божию Александру!

Леонид Болотин, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело»

16 Июля 2023 года

© Фотографии из архива ООД «Россия Православная»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Буркин
Все статьи Александр Буркин
Екатеринбургские останки
Все статьи темы
Калязинские Чтения Русского Собрания
Резолюция конференции «Образ будущей России: Вера, Семья, Родина»
XI выездное расширенное заседание Международной общественной организации «Русское Собрание», г. Калязин, 20 февраля 2024 года
11.03.2024
«Иосиф Сталин – строитель новой цивилизации»
Доклад на Калязинских чтениях 20 февраля 2024 г.
07.03.2024
Тайна крови
Впечатления от Калязинских чтений Русского собрания в Калязине в свете празднования Дня защитника Отечества
26.02.2024
«Образ будущей России: Вера, Семья, Родина»
В Калязине прошли ХI Калязинские чтения Русского Собрания
23.02.2024
«Да» и «нет» не говорите, красный с белым не берите
Доклад на XI Калязинских Чтениях
22.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28