В основе статьи - фрагмент выступления автора на заседании Санкт-Петербургского регионального отделения Изборского клуба в Северо-Западном Институте управления Российской Академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ 30 мая 2023 г. на круглом столе на тему: «К вопросу формирования суверенной идеологии Российской Федерации на основе сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей».
***
Обращаясь к проблеме формирования суверенной идеологии России на основе сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей, важно определить основополагающие принципы, лежащие в основе ее построения и выявить условия ее создания, механизмы возникновения и воплощения. Очевидно, в становлении идеологии, базовыми являются принципы уместности и своевременности. А условием ее воплощения – способность улавливать общественные настроения и умение встраиваться в трансперсональный резонанс.
. Игнорирование этих основополагающих постулатов, как правило, приводит к гражданской войне и распаду государства.
И в этом плане, во истину образцовой является модель китайской национальной идеологии, ориентированная на длительную перспективу, опирающаяся на философию Великого китайского порядка, сочетающего открытость внешнему миру с защитой китайской культуры от экспансии внешних воздействий. Великий шелковый путь и Великая стена - символы этой идеологии. Если Великий шелковый путь демонстрирует открытость Китая миру, овладение его рынками, то Великая стена является историческим памятником закрытости цивилизации. В этом, состоит двойственный вектор китайской политики. «Путь» (выход за пределы) - это 1) поддержка диаспор («основного экспорта» Китая), создаваемых ими организаций, лоббирующих интересы КНР за рубежом. 2) внедрение в экономику и политику других государств, овладение их рынками, 3) поглощение знаний и овладение передовыми мировыми технологиями. «Стена» – фиксирует границы китайской цивилизации («Земли драконов»), способствуя консолидации единой нации; является принципом, воплощающимся в защите своей финансовой системы от экспансии мировой финансовой олигархии, символизирует сохранность духовно-нравственных ценностей и традиций; защищает своих граждан и каждого китайца в любой стране мира, чьим бы гражданином он ни являлся.
Продуктивность идеологии – в ее способности отвечать на вызовы времени. И в этом плане сегодняшний Китай – «впереди планеты всей», выступая в качестве основного миротворца современности. Убедительной иллюстрацией этого является примирение Китаем с помощью «мягкой силы» посредством установления дипломатических отношений двух, веками враждовавших народов - Саудовской Аравии и Ирана – мировых центров суннизма и шиизма.
Умело китайцы встроились и в украинский кризис. Сформулировав инициативы по мирному разрешению украинского конфликта, назначив своего спецпредставителя для доведения китайской позиции лидерам европейских государств, России и Украины, китайцы исходят из того, что мир более приемлем в мировом сообществе, чем продолжение вооруженного конфликта.
Суть мирного плана Китая состоит в следующем:
- уважение суверенитета всех стран, соблюдение международного права и Устава ООН;
- отказ от менталитета холодной войны и соблюдение принципа, что «безопасность одной страны не должна обеспечиваться за счет других»;
- прекращение военных действий, избежание эскалации и поддержка движения России и Украины к диалогу;
- возобновление мирных переговоров как «единственного жизнеспособного решения» конфликта, Китай готов играть «в этом отношении конструктивную роль»;
- разрешение гуманитарного кризиса, создание гуманитарных коридоров для мирных жителей, увеличение гуманитарной помощи, поддержка ООН как координатора деятельности в данной области;
-защита гражданских лиц и военнопленных, в том числе создание «благоприятных условий» для обменов;
- обеспечение безопасности атомных электростанций;
- противостояние угрозе применения ядерного, химического или биологического оружия;
содействие экспорту зерна в рамках Черноморской зерновой инициативы;
- прекращение односторонних санкций, которые не решают текущие проблемы, а создают новые;
- поддержка стабильности производственных цепочек и цепочек поставок, отказ от использования мировой экономики в политических целях;
- содействие постконфликтному восстановлению, «Китай готов оказать помощь и сыграть конструктивную роль в этом начинании».
Китай исключает достижение мира на Украине через поставки ей оружия
Заметим, что мирные инициативы Китая, в основе своей, резонируют с позицией России по урегулированию украинского кризиса.
Инициативы Китая по разрешению конфликта легли в основу предложений африканских государств. Таков их смысл:
1. Конфликт должен быть урегулирован путем переговоров и дипломатии. «Война не может продолжаться вечно. Все войны должны завершиться в какой-то момент, и здесь сегодня мы для того, чтобы передать вам очень четкое послание о том, что мы бы хотели, чтобы эта война завершилась. Я говорю об этом, потому что война имеет негативные последствия для Африканского континента и, помимо этого, для многих других стран по всему миру». (Президент ЮАР Сирил Рамафоса).
2. Деэскалация конфликта с обеих сторон.
3. Признание суверенитета стран в понимании Устава ООН.
4. Гарантии безопасности всем сторонам.
5. Возобновление поставок зерновых через Черное море.
6. Гуманитарная поддержка всем людям, пострадавшим от конфликта.
Агентство Reuters, ссылаясь на проект документа, поясняет, почему страны Африки заинтересованы в урегулировании: «Конфликт и санкции, которые в связи с ним ввели против России ведущие торговые партнеры Африканского континента, негативно влияют на экономики и жизнеобеспечение африканских стран».
В итоге можно заключить: судя по всему, мир склоняется в сторону миротворческих инициатив Китая в урегулировании украинского кризиса. На этом фоне, очевидно, диссонансом являются призывы назвать национальную идеологию – идеологией Победы. Проект идеологии Победы, как национальной идеологии, эффективный как мобилизационный ресурс, имеющий оправдание в условиях открытой, полномасштабной войны, не может в современных условиях получить интерсубъективное признание в мировом сообществе.
Из этого вытекает то, что основу национальной идеологии России должна составлять ее миросозидательная устремленность. Идеология Победы – идеология специальной военной операции, Победы – в гибридной войне, развязанной против России.
И наконец, политики-правовой аспект относительно формирования национальной идеологии.
Обратимся к Конституциям России и Китайской Народной Республики.
Согласно ст.1 Конституции РФ Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Ст.13. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
Конституция Китайской Народной Республики (КНР) гласит, что ее формой правления является "народно-демократическая диктатура". Конституция также гласит, что Китай является однопартийным государством, которым управляет КПК. Это дает КПК полную монополию на политическую власть, которую она зачастую использует.
Какие следствия из этого вытекают? Политические идеологии всегда имеют привязку к партии. А партия – есть политическая организация, стремящаяся к завоеванию власти и ее осуществлению. В китайской однопартийной политической системе «народно-демократической диктатуры», общество рассматривается как гомогенное целое, руководствующееся социалистической идеологией, цели которой корректируются от съезда к съезду Коммунистической партии Китая.
В России, в условиях идеологического многообразия, связанного с признанием многопартийности, когда никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, в обществе доминирует идеология победившей на выборах партии. В настоящее время, это идеология Единой России – идеология просвещенного консерватизма, базовые положения которой, связанные с защитой национального суверенитета и традиционных ценностей разделяют все парламентские партии.
Александр Иванович Кугай, профессор кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, профессор
1.
Мы не китайцы. Пора бы наконец обратиться к нашим отечественным гениям по вопросам идеологии и социального устроения. Хотя бы в версии главреда РНЛ, сделавшего подробный обзор по теме, опубликованного здесь.