II
Идея «Москва – Третий Рим» − сокровенная мечта православного мира
О Золотом веке и Царствии Божием
Митрополит Митрофан акцентирует внимание на том факте, что идея «Москва – Третий Рим» никогда нами не забывалась. Ее берегли, как сокровенную мечту всего православного мира. …
Не затерявшись в долгих столетиях, она перешла к нам от той Великой языческой Ойкумены, Империи Рима Первого, сумевшей две тысячи лет назад переплавить в себе и в полной мере воспринять духовную высоту учения Христа Спасителя. Эта мечта о Золотом веке и Царствии Божием воплотилась в идеалах православной симфонии Церкви и государства.
Владыка Митрофан подчеркивает, что в рамках идеи «Москва – Третий Рим», Сталин наряду с восстановлением Российского Патриаршества взялся вновь решить задачу: получить для России Константинополь и Проливы. И это было не спонтанным импульсом, а давним продуманным решением. Об этом говорит тот факт, что шаги в данном направлении стали предприниматься Сталиным заранее.
Уже вскоре после победы под Сталинградом и Курском пошли активные дипломатические демарши против Турции. Стамбул обвинялся нами в явном сотрудничестве с Германией, что предполагало его «наказание».
Оказывалось давление на Турцию с целью добиться строительства военно-морской базы в Черноморских проливах, при Константинополе (Царьграде). Сталин был настроен решительно и «7 августа 1946 года СССР предъявил Турции ноту. Параллельно начались военные приготовления вдоль границ Турции»[1].
«Бесовским чутьем» прочувствовали
Но здесь вновь, как и всегда, наши «англосаксонские партнеры» встали грудью против попытки России открыть для себя свободный путь в Средиземное море, и закрыть вход в море Черное от наших «заклятых друзей».
По образному выражению митрополита Митрофана, «бесовским чутьем» прочувствовали духовную опасность сталинского «византийского» плана.
России пригрозили ядерным ударом по двадцати важнейшим городам уже в конце 1945 года. Именно тогда был разработан этот план под названием «Тоталити»[2].
Бомбардировщики B32 на заводе в ФортУорте (Техас), предназначенные для доставки ядерного оружия
План стал известен нашей разведке, и Сталину пришлось отступить – до своей атомной бомбы еще оставалось два-три года.
Но до конца жизни Сталин, особенно когда СССР стал ядерной державой, не оставлял мысли о Босфоре и Дарданеллах. Окончательный крест на этих сталинских идеях, как и на многом другом, поставил тот же Никита Хрущев.
Проект Сталина «Святая Земля»
Своей помощью в создании государства Израиль Сталин преследовал долгосрочные духовно-стратегические планы. В 1945 году именно СССР выступил с идей создания Израильской демократической республики на территории Палестины.
Появление независимого государства Израиль стало возможным лишь благодаря активному личному покровительству Иосифа Сталина, полагавшего, что «созданное при советской поддержке и возглавленное советскими репатриантами государство может превратиться в важного союзника СССР на Ближнем Востоке. Ради реализации этой цели Сталин пошел даже на осложнение отношений с арабскими компартиями»[3].
«И вновь следует признать, что на глазах всего мира происходило нечто невероятное.
Божья воля была явлена настолько решительно и определенно, что иначе как чудом произошедшее назвать было нельзя. Целый народ на две тысячи лет (!) был лишен Родины и рассеян по всему миру. И вдруг, собрался обратно, и вновь появилось государство Израиль.
Лишь пророки древности могли такое прозревать: “Кто слыхал таковое? Кто видал подобное этому? Возникала ли страна в один день? Рождался ли народ в один раз, как Сион?” (Ис.66,8).
И к этому тоже в полной мере оказался сопричастен Сталин.
В развитие этих целей, в этом же году по рекомендации Сталина Патриарх Алексий I впервые в истории московских первосвятителей посетил Святую Землю – Иерусалим, Александрию, Каир, Бейрут, Дамаск и Лидду[4].
Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) с делегацией РПЦ в Иерусалиме. Июнь 1945 года
Это историческое паломничество стало видимым отражением духовных смыслов, «сокрытых в пройденном Россией непростом историческом пути. Россия, культурно и политически тяготея в своей истории и к Востоку, и к Западу, тем не менее, духовно жила восприятием библейского образа Святой Земли»[5].
Этим визитом Москва заявляла не только о своем историческом праве на церковное присутствие в Святой Земле, но и на много большее, если учесть политические планы Сталина при создании государства Израиль.
Неслучайно вскоре Израиль предоставил Московскому Патриархату все те исторические храмы и монастыри, которые оказались на его территории.
При этом, что удивительно, общеизвестным фактом является отсутствие у Сталина планов присоединить Израиль к блоку просоветских стран. Даже известная премьерминистр Израиля Голда Меир в 1947 году с удивлением высказывала свое “убеждение, что Сталин помогает евреям из какихто иных, высоких моральных соображений”[6].
Но опять вмешались американцы, и решающую роль “сыграли деньги богатейшей американской еврейской общины”. В результате влияние СССР сошло на нет.
Но, как оказалось, идея Сталина по созданию государства Израиль несла в себе много более глубокие политические задачи.
В узком кругу Сталин так излагал свою политическую задумку:
− Израиль будет как “шило в заднице” для арабских государств, что и заставит их повернуться спиной к Британии. В конечном счете британское влияние будет полностью подорвано в Египте, Сирии, Турции и Ираке[7].
Этот долгосрочный «внешнеполитический прогноз Сталина по Ближнему Востоку оправдался. В арабских и во многих других мусульманских странах было подорвано влияние не только Британии, но и США.
И вновь отметим, сколь ненавистны были «верным ленинцам» эти шаги Сталина по восстановлению нашего присутствия на Святой Земле и как они спешили уничтожить все плоды тех важнейших усилий.
В октябре 1964 по инициативе Хрущева большая часть нашего имущества, что так усердно собиралось нашими правителями на Святой Земле Палестины в течение столетий, были проданы Израилю за апельсины и текстиль.
Министр иностранных дел Израиля Голда Меир и чрезвычайный и полномочный посол СССР М. Бодров подписывают Соглашение № 593 «О продаже правительством Союза Советских Социалистических Республик имущества, принадлежащего СССР, правительству государства Израиль».
Позорная хрущевская «апельсиновая сделка» состоялась 7 октября 1964 года
В ходе “апельсиновой сделки” мы потеряли двадцать два объекта недвижимости площадью около 167 тысяч кв. метров.
Надо заметить, что несколько дней спустя Хрущев был снят с должности и отправлен на пенсию».
Хотя за такие «штучки» и вышки было бы мало. Как видим, у предателя Горбачева были достойные предтечи!
Формула «Москва – Третий Рим» − символ всемирной собирательной идеи
«Оценивая эти шаги и имевшие место успехи и неудачи, следует признать очевидный и неоспоримый факт: осуществленное Сталиным «сближение церкви и государства привело к значительному укреплению внешнеполитических позиций СССР»[8].
И это касалось не только славянских стран Восточной Европы, вошедших в соцлагерь по итогам войны.
В конце 1940х – начале 1950х годов в сфере влияния Москвы находились Иерусалимская, Александрийская и Антиохийская Церкви.
Соответственно и главы Церквей соцлагеря – Польши, Румынии, Болгарии, Чехии, Албании в полной мере ориентировались на Москву.
Представители Зарубежных Церквей на праздновании 500-летия Автокефалии Русской Православной Церкви, 1948 год
Решалась геополитическая задача – создать в Москве Всемирный православный религиозный центр. В православном мире вновь громко зазвучала мудрость, идущая из глубины веков: “формула «Москва – Третий Рим» остается по-прежнему символом всемирной собирательной идеи”[9].
Эта идея, служившая ориентиром российской политики со времен Василия III Великого, была глубоко воспринята Сталиным и являлась побудительным мотивом и составной частью общего плана пересмотра отношений с Церковью.
В этом смысле показателен факт, что именно по его инициативе и под личным контролем в 1944 году был снят фильм “Иван Грозный”. Чтобы прочувствовать всю радикальность эволюции взглядов Сталина за время войны, следует сравнить два фильма тех лет.
Первый – полностью одобренная им лента “Александр Невский”, снятая в 1938 году, где Церковь отсутствует напрочь и благоверный князь даже лба ни разу не перекрестил.
Фильм «Иван Грозный», 1944 год. Сцена венчания на царство.
За спиной царя митрополит Макарий Московский
И снятый в 1944 году той же командой режиссера С. Эйзенштейна фильм “Иван Грозный”, насыщенный религиозными сценами и воспевающий идею “Москва – Третий Рим”.
Столь радикальные действия Сталина в этом направлении справедливо вызывают у нас удивление и уважение.
О том, что думали об этих переменах его соратники по партии типа Хрущева, Берии, Кагановича и др., теперь мы можем догадаться, оценивая их поспешные и подлые шаги, предпринятые после смерти вождя».
Формирование советского религиозно-геополитического проекта
«Сталин проводил в жизнь идею объединения вокруг патриарха Алексия не только русского народа, но и всех славян. Вторая мировая война раздвинула границы советского пространства до центра Европы, и славянские народы заняли значительное место в новом геополитическом ландшафте.
Сталин совершенно ясно предпочел опереться на коллективное славянское самосознание, а не на солидарность рабочего класса»[10].
Это отступление от догм «марксизмаленинизма» было просто немыслимо. Все это ему припомнили позже, в 1956 году на XX съезде КПСС в хрущевском докладе «О культе личности и его последствиях».
Начиная с 1943 года именно по инициативе Сталина «происходило формирование советского религиозно-геополитического проекта.
Процесс этот включал несколько этапов: объединение народов СССР вокруг русского народа, объединение славянского пространства в целом, и объединение всей православной ойкумены вокруг Москвы»[11].
Подкуп и шантаж
Этот проект вселенского значения не мог не столкнуться с ожесточенным сопротивлением. Вся финансовая мощь США и Англии была использована для подкупа руководства Церквей Востока.
В наибольшей степени это касалось ее греческой ветви. Успех был достигнут.
В результате и по сей день политика Константинопольского патриархата – «Фанара» − следует прямым указаниям Госдепа США.
В наше время это ярким образом проявилось в «украинском вопросе».
9
Патриарх Варфоломей и госсекретарь США Джо Байден. «Полное понимание».
Конечно, приступая к продвижению идеи изменения статуса Московского Патриархата, в руководстве нашей страны хорошо понимали, что Восточные Церкви исторически всегда были ориентированы на куплю-продажу. Потому определенные расходы на эти цели были предусмотрены. Однако таких сумм, которые были в результате обозначены, мы после тяжелейшей войны позволить себе не могли.
И наоборот, разжиревшие на военных заказах Штаты быстро и не скрываясь, перекупили церковных лидеров, с которыми как раз в интересах России вел переговоры преданный нам митрополит Гор Ливанских Илия (Карам).
Митрополит Илия (Карам)
Мы хорошо понимаем, что под двойным сопротивлением врагов внешних и внутренних «соратников по партии» руки у Сталина были во многом связаны. Не говоря уж о том, как на его здоровье сказался страшный груз войны, донесенный им на своих плечах до Победы.
Однако и то, что он смог свершить вопреки буквально всему, продолжает вызывать почтительный пиетет.
Величие дел нашего «Удерживающего» особенно оттеняет низость, ничтожество и мерзость людишек, до сих из подворотен большинства СМИ продолжающих поносить великое имя.
И все же в День Победы мы вновь и вновь вспомним нашего Верховного Главнокомандующего и отдадим ему честь.
О его военных заслугах и талантах − отдельный рассказ.
[1] Иванов И.С. Очерки истории Министерства иностранных дел России. 1802–2002. В 3 т. М., 2002. Т. 2. С. 509.
[2] См.: Mark E. The War Scare of 1946 and Its Consequences // Diplomatic History. 1997. Vol. 21. №3. P. 385.
[3] Полонский И.В. Как сталинский СССР помог создать Израиль //Военное обозрение. М., 2018.
[4] Зернов М., свящ. Историческое путешествие // ЖМП. 1945, № 8. С. 6–26 и ЖМП. 1945, № 9. С. 16–25.
[5] Платон (Игумнов), архимандрит. Посещение Святейшим Патриархом Алексием I Святой Земли в мае 1945 года //Богословские труды. М., 1999. № 35 (БТ). С. 60/
[6] Meиp Голда. Моя жизнь. Автобиография. Иерусалим: «Б-ка Алия», 1990. С. 257/
[7] Из указаний Сталина МИД СССР. Цит. по: Окороков А.В. Война за независимость. 1936–1948 гг. //Секретные войны Советского Союза. М.: «Эксмо», 2008/
[8] Клименко А.Н. Влияние идеи «Москва – Третий Рим» на Российскую геополитику XIX–XX вв. С. 110.
[9] Антоний (Марченко), архиепископ. Мои впечатления при возвращении на Родину //Журнал Московской Патриархии. М., 1946. № 9. С. 55.
[10] Каррер д’А.Э. Евразийская империя. История Российской империи с 1552 г. до наших дней. -, М.: «Российская политическая энциклопедия», 2010. С. 132.
[11] Клименко А.Н. Влияние идеи «Москва – Третий Рим» на Российскую геополитику XIX–XX вв. С.113.
1.