itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Некоторые аспекты вопроса о посмертной участи павших воинов в православии и исламе

Доклад на военной секции минувших Рождественских чтений и на Богословской конференции ПСТГУ

Освободительный поход Русской армии на Украину  Герои России 
2 Тимофей56  VETERAN 
1281
Время на чтение 14 минут
Фото: В.Верещагин. Побежденные. Панихида, 1879 г.

Введение

Вопрос о посмертной участи павших воинов всегда стоял в центре работы по укреплению морального состояния любой армии, особенно в период активных боевых действий. В этом свете представляется интересным и полезным изложить краткую историю вопроса для армий христианских государств на примере армии Византийской империи – одной из крупнейших держав средневековья – затем перейти к империи Российской, начиная от Куликовской битвы и заканчивая Первой мировой войной и, наконец, завершить обзор состоянием данного вопроса в наше время – тем более, что продолжающаяся СВО актуализировала его уже не в теоретической, но в сугубо практической форме. В рядах наших бойцов, большинство из которых являются этническими христианами, достойно сражаются и представители второй по численности религиозной конфессии нашего государства – мусульмане, для которых данная тема также актуальна. Поэтому для сравнения кратко скажем, как решается этот вопрос в рамках исламского вероучения в теории и на практике исламского сообщества нашей страны.

Данный вопрос является одним из аспектов воинского служения христианина - вопрос же правомерности участия христиан в боевых действиях представляет собой отдельную обширную тему и в материале рассмотрен не будет.

  1. История вопроса: Византия – военный и богословский аспекты

Армия Византии была, несомненно, одной из сильнейших в мировой военной истории, что и позволило империи просуществовать более тысячи лет в крайне агрессивном окружении.

Будучи империей христианской, она и для армии своей формулировала задачи исходя из мировоззрения христианского – так, высшее предназначение воинов было определено как «быть «защитниками и первыми вслед за Богом спасителями христиан». (1) По словам одного из историков, «в основе высокой боеспособности этого войска лежали уже не столько старые античные рациональные принципы стратегии и тактики, сколько мистическая вера в справедливость военных действий, ведомых Воинством Христовым под знаменем с изображением Спаса Нерукотворного на битву с врагом Христа».(2)

Перед сражением воины должны были соблюдать трехдневный пост, принести покаяние в грехах, а непосредственно перед боем причаститься Святых Тайн на Литургии, отслуженной военными священниками. Особенно эта деятельность активизировалась при императоре Льве Мудром (+912), что было вызвано в первую очередь военными успехами наиболее агрессивных из всех окружающих Византию народов – сарацин (арабов), создавших к тому времени могучий халифат, подчинивший себе окружающие народы, в первую очередь персов. Император Лев объяснял эти успехи как спецификой военной организации, так и особым морально-психологическим состоянием войска, воодушевленного идеей священной войны – джихада, важное место в которой как раз и занимало положение о том, что все павшие воины становятся шахидами, то есть получают в раю высшую степень блаженства, на чем мы подробнее остановимся ниже.

В противовес этой концепции император Лев разработал концепцию «христолюбивого воинства», согласно которой высшее предназначение воинов состоит в том, чтобы ратоборствовать во имя торжества православия. Оппонируя своему идейному противнику, он фактически обосновывает собственную теорию «священной войны», противопоставляя ее христианский вариант мусульманскому прототипу. По его мысли, ромейский стратиот сражается на поле боя за спасение своей души, и если ему уготована гибель, он может твердо уповать на вознаграждение своей жертвенности - всех тех, кто положил жизнь за веру и братьев по вере, ждет вечное блаженство в раю.

Кроме того, прямо и непосредственно как мученики могли почитаться и военнопленные, убитые иноверцами за отказ отречься от Христа,

В целях увековечения памяти воинов, павших на полях сражений, а также для подъема боевого духа сражающихся император Фока +969) пожелал приравнять их по статусу к святым мученикам – эта идея была широко распространена в массовом сознании и риторике - император лишь стремился догматически ее закрепить. Для этого он организовал созыв специального собора, однако намерение императора встретило отпор со стороны ряда архиереев во главе с патриархом Полиевктом, указавших на 13-е правило святителя Василия Великого, которое рекомендует участникам любых сражений, как осквернившим руки пролитием крови, 3 года воздерживаться от церковных таинств. Впоследствии подобные инициативы не предпринимались.

Во время патриаршества Михаила IV Авториана (1208–1214) после Четвертого крестового похода, когда латиняне завоевали Константинополь и создали Латинскую империю, патриархат был вынужден отправиться в изгнание в Никею. В этих новых и изменяющихся политических обстоятельствах патриарх Михаил IV Авториан предпринял радикальный шаг, пообещав отпущение грехов никейским солдатам, погибшим в бою в контексте сражений против латинских крестоносцев.

Другой пример: прп. Симеон Солунский (XV век) заявил, что отлучит от Церкви тех, кто хотя бы помыслит добровольно сдаться в плен туркам, а те, кто погибнут во время войны, будут уподоблены мученикам за веру. (3)

Таким образом, вопрос о возможности канонизации павших воинов в Византийской империи не получил в рамках Церкви положительного решения.

  1. История вопроса: Ислам о посмертной участи воинов, погибших на священной войне

Концепция священной войны мусульман – «джихада», однозначно провозглашала, что наградой павшим в сражениях «на пути аллаха» (т.е. за веру) будет прощение грехов, сами они вознесутся в рай, чтобы там блаженствовать в вечной радости: »Тем, что сражались ради Меня и были убиты, Я непременно отпущу прегрешения и введу их в сады, где текут ручьи…». (Коран 3;195) Предание в одном из хадисов рассказывает: «Один человек спросил Мухаммада, где я окажусь, если меня убьют (в сражении за веру)? В раю, ответил он».(4) При этом, выражение «павшие на пути аллаха» не относится к тем, кто пошел на священную войну с целью удовлетворить свое тщеславие или по материальным соображениям.

Добавим в качестве примечания, что, согласно исламского вероучения в рай попадет так или иначе любой мусульманин, который не отречется от своей веры, однако условия пребывания там будут различны и высшие блага ожидают именно воинов, павших на пути аллаха, то есть шахидов.

  1. История вопроса: Российская Империя – военные и религиозные аспекты

Идея святости воинов, погибших в бою, защищая Веру и Отечество, оформляется в народном и церковном сознании со времен Куликовской битвы, что нашло свое яркое отражение в написанном XV веке «Сказании о Мамаевом побоище", что подтверждает в своем «Послании на Угру» (1480 г.) Святитель Вассиан Ростовский (Рыло), прославленный в Соборе Ростово-Ярославских святых: «А достойный похвал великий князь Дмитрий (Донской)..., пошедший на подвиг Господа ради, и доныне похваляем и славим не только людьми, но и Богом. Ангелов он удивил и людей возвеселил своим мужеством, а те, что подвизались вместе с ним до смерти, от Бога получили оставление грехов и мученическими венцами почтены были, также как и древние мученики, которые за веру пострадали от мучителей, за исповедание веры Христовой умерли». (5)

Святитель Макарий Московский в 1552 году в пастырском послании к царю Иоанну Грозному и его войскам, находящимся в Казанском походе, вдохновлял на брань с неверными русских воинов следующими обещаниями:

«Если случится кому из православных христиан на той брани до крови пострадать за святые церкви и за святую веру христиан­скую и за множество людей православных и потом живым быть, и те поистине пролитием своей крови очистят прежние свои грехи, имиже по святом крещении согрешали и осквернены были… А иже случится кому ныне от православных христиан на том ополчении не токмо кровь свою пролитии, но и до смерти пострадати за святые церкви и за православную веру христианскую и за множество людей православных… той второе мученическое крещение воспримет и пролитием своей крови очистит и омыет от души скверну своих согрешений и восприимет от Господа Бога нетленная и небесная и вхождение в вышнего града Иерусалима наследие».(6)

В этом же ключе продолжали учить свою паству виднейшие русские богословы XIX в. Cвятитель Игнатий (Брянчанинов) писал Н.Н. Муравьеву-Карскому: «Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых».(7)

Святитель Филарет Дроздов говорил: «Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом; умри за веру и Отечество – ты примешь жизнь и венец на Небе».(8)

В 1893 году во время учений в Финском заливе затонул броненосец «Русалка». Тогда вместе с кораблем погиб весь его экипаж в составе 177 человек. Массовая гибель военных моряков в мирное время взволновало все русское общество.

Святитель Феофан Затворник по поводу участи погибших моряков писал:

«Скончавшиеся по причине крушения “Русалки” должны быть причислены к сонму мучеников. Я желал бы, чтобы все матери и отцы, братья и сестры и жены умерших тогда прочитали сии строки, поверили истине их и утешились. Я почитаю смерть их, в отношении ко спасению вечному, лучше смерти всех, кои в ту пору умирали, будучи окружены родными и знакомыми. Да упокоит Господь души их в Царствии Небесном!»(9)

Таким образом, налицо согласие ряда святых отцов в мнении, что православные воины, жертвующие своей жизнью на войне за отечество приравниваются к святым мученикам.

Разразившаяся в 1914 г Первая мировая война дала целый ряд примеров, подтверждающих это мнение. Блаженная Прасковья Дивеевская говорила о видении, в котором павшие русские солдаты («бывшие разбойнички», как она их называла) «в Царство Небесное так валом и валят» по причине великого милосердия Божия.

Сергей Нилус в своей книге «На берегу Божьей реки» передает рассказ раненого воина, который видел, как Матерь Божия шла по полю битвы, густо усеянному телами павших русских и германских солдат и время от времени, склонившись, возлагала венцы красоты неизобразимой на головы то одного, то другого русского воина…В ответ на просьбу раненого возложить и на него такой же венец Матерь Божия ответила: » Тебе не время еще. Иди и зарабатывай. Заработаешь, — такой же получишь».(10)

  1. Российский ислам – мнения в свете СВО

Несмотря на четкую позицию исламского вероучения в вопросе о посмертной участи павших воинов-мусульман, вскоре после начала СВО руководители большинства официальных мусульманских сообществ России приняли ряд важных документов, среди которых, в частности:

- Координационный центр мусульман Северного Кавказа (Исмаил Бердиев) заявил: «Подтверждаем, что …исходя из слов Священного Корана, а также из согласия улемов (авторитетных богословов) относительно положения шахидов, мы провозглашаем, что все мусульмане, кто с верой в Аллаха был убит, исполняя свой долг по защите своей Родины – Российской Федерации, своих сограждан, являются шахидами». (11)

- Центральное духовное управление мусульман России (Талгат Таждутдин) издал специальную фетву (богословское заключение), гласящую, что защита Родины является священным долгом гражданина и мусульманина и ссылающуюся на слова Мухаммада: «любовь к Отчизне – составная часть веры», поэтому мусульманин, павший на поле боя (или скончавшийся в госпитале), является шахидом – праведным мучеником.(12)

- Муфтий Чечни Салах Межиев еще 28 февраля 2022 года объявил, что чеченские военные, находящиеся на Украине, «находятся на пути Аллаха». Он сравнил чеченских военных со «сподвижниками пророка Мухаммада, которые воевали в составе эфиопской армии против ее противников под командованием христианина». (13)

- Всероссийская научно-практическая конференция «Духовное служение и социальная миссия религиозных организаций в контексте формирования общероссийской гражданской идентичности», состоявшаяся во Владикавказе в марте 2022 года и собравшая в числе других участников 16 представителей и руководителей основных мусульманских организаций России своим решением выразила такое же мнение.

В то же время руководство Духовного управления мусульман России (Равиль Гайнутдин) и Духовного управления мусульман азиатской части России (Нафигулла Аширов) занимают в этом вопросе пока что выжидательную позицию, ограничиваясь одобрением признания ДНР и ЛНР (позиция ДУМР). (13)

  1. РПЦ – соборное мнение пока не нашло четкого выражения

Единственным на сегодняшний день соборным документом, формулирующим мнение Церкви о посмертной участи павших воинов – христиан является принятая в 2000 году Социальная концепция, которая в разделе 3 главы 8 приводит высказывание Св. Равноап. Кирилла Философа в его диспуте с агарянами: «Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют Святую Церковь, охраняют государя, в священной особе коего почитают образ власти Царя Небесного, охраняют отечество, с разрушением коего неминуемо падет отечественная власть и поколеблется вера евангельская. Вот драгоценные залоги, за которые до последней капли крови должны сражаться воины, и если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет их к лику святых мучеников и нарицает молитвенниками пред Богом». (14)

Впоследствии, однако, было выяснено, что данное мнение опирается на спорную цитату, потому и само это мнение не было принято всей полнотой Церкви. Практическая сторона вопроса нашла выражение в рассылке молитвы о скорейшем восстановлении мира для чтения по сугубой ектинье за Божественной Литургией, в которой просим: «на брани убиенным — прощение грехов и блаженное упокоение сотвори». (15)

25 сентября 2022 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина и сказал на проповеди: «Воин, погибающий при исполнении своего долга на полях междоусобной брани, приносит за других себя в такую жертву, которая смывает все его грехи».

22 декабря, выступая с докладом на ежегодном Епархиальном собрании города Москвы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поделился своими мыслями о важности молитвы за воинов и их духовного окормления, сказав, в частности: «Тех же наших братьев и сестер, кто в эти месяцы принял смерть — воинов и мирных людей — да упокоит Господь во стране живых».(16)

Заключение

Итак, перед полнотой нашей церкви стоит важнейшая задача выработки соборного решения по данному вопросу - нужен доктринальный документ Церкви, который определил бы возможность прославления павших воинов – христиан с детальным разбором конкретных ситуаций.

Андрей Дмитриевич Редкозубов, полковник в отставке, член Совета ветеранов военной разведки, религиовед

ССЫЛКИ

  1. Два византийских военных трактата конца X века / Издание подготовил В. В. Кучма. Ответственный редактор академик РАН Г. Г. Литаврин. — СПб.: Алетейя, 2002. — 412 с. — (Византийская библиотека. Источники), С. 38
  2. Шувалов П. В. Секрет армии Юстиниана: Восточноримская армия в 491–641 гг. СПб., 2006. С. 266.
  3. https://ruskline.ru/opp/2018/fevral/15/svyatost_voinskogo_sluzheniya_po_ucheniyu_cerkvi_kommentarij_na_zametku_protodiakona_kuraeva_my_pahali - прот. Алексий Чаплин Святость воинского служения по учению Церкви
  4. Сборник хадисов «Муслим».
  5. Благодатный огонь. Ко дню защитника Отечества прот. Алексий Чаплин www.blagogon.ru. 7.
  6. «»
  7. «»
  8. «»
  9. Феофан Затворник, свт. О внезапной смерти // Его же. Рукописи из Кельи. – М.: Правило веры, 2008. – 694 с. – С. 281–283.
  10. https://dzen.ru/a/Y6TMS6oovylE2oTe – Смерть на войне как восхождение в Небесный Иерусалим
  11. https://kcmsk.ru/novosti/zajavlenie-liderov-musulmanskih-religioznyh-organizacij-rossijskoj-federacii/

Заявление лидеров мусульманских религиозных организаций РФ

  1. https://islam-today.ru/novosti/2022/03/26/tadzuddin-rossijskie-musulmane-pogibsie-v-hode-specoperacii-na-ukraine-sahidy-na-puti-allaha/

Российские мусульмане, погибшие в ходе спецоперации – шахиды на пути Аллаха

  1. https://eadaily.com/ru/news/2022/03/31/ne-vse-rossiyskie-muftii-podderzhali-voennuyu-specoperaciyu-na-ukraine

Не все российские мусульмане поддержали СВО

  1. http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html Основы социальной концепции РПЦ, глава VIII раздел 2
  2. http://www.patriarchia.ru/db/text/5905833.html Циркулярное письмо митрополита Дионисия
  3. http://www.patriarchia.ru/db/text/5962628.html Патриарх Кирилл о воинском долге

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Редкозубов
Госприёмка для «белых бантиков»
Нужна срочная перезагрузка «Юнармии», если мы хотим иметь мотивированных защитников Отечества
01.02.2024
Автобус в никуда, или осязаемое скверномыслие
Почему мы утрачиваем свою родную русскую культуру?
19.01.2024
«Мужчины, вы помните званье своё?»
Пора просыпаться, иначе мы станем «навозом для произрастания других народов»
02.01.2024
Перемирие или примирение?
О советчиках и антисоветчиках
23.12.2023
Мигранты – это, возможно, навсегда…
Как изменялось и подменялось сознание русского народа
08.12.2023
Все статьи Андрей Редкозубов
Освободительный поход Русской армии на Украину
Все статьи темы
Герои России
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 06:04
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04