Введение
Становление христианства сопровождалось возникновением сект. Первые секты возникли тогда, когда человек решил ортодоксальное осмысление веру заменить теми представлениями, которые рождались якобы в процессе «просветления разума». При этом космогонические конструкции выстраивались на основе использованных знаний древних языческих культов, якобы помогавших пониманию Божией премудрости. Общим для гностических сект было дуалистическое мировоззрение, в рамках которого противопоставлялось духовное начало материальному, сколь «тонким» бы ни было это материальное.
Само язычество изначально не было чуждо идее единого Бога, Согласно книге блаженного Августина «Град божий» все античные учёные всех верховных божеств в языческом мире представляли одним и тем же Юпитером. Собственно говоря, и само язычество – т.е. многобожие – это результат деградации изначально монотеистического сознания[1]. Психологически проще «договариваться» с неким «служебным духом», нежели иметь упование на то, что Единый услышит тебя.
Однако, подобное мировоззрение подразумевало, что различные духовные силы, всё-таки, являются сотрудничающими.
Речь идёт о том, что в рамках мировоззрения, предполагающего растворение творца в Своём творении, мы имеем дело с мистическим материализмом. Мистический материализм, точнее, пантеизма предполагает, что Творец растворился в Своём творении, И в мире действуют некие силы, которые человеческое сознание воспринимает в качестве служебных духов. То, что в опошленном виде преподносится в качестве некой безликой Силы. Это – мировоззрение магическое.
Но что делать с осмыслением природы ЗЛА, если Сила якобы безлика?
Понять природу ЗЛА в рамках дуалистического мировоззрения значительно проще именно в контексте дуалистического осмысления, нежели в контексте строго монотеистического или безлико магического.
Поэтому мыслителям древности проще было оперировать контекстами противоборства неких космических начал, манифестациями которых являются существа материального мира. либо противопоставлять мир материальный, сотворённый одними началами, миру духовному, сотворённому Верховным Творцом.
К примеру, Пифагор, пожалуй, был самым последовательным выразителем языческой мысли по происхождению человека, приводя в пример миф о создании человеческой души от Диониса, а человеческого тела – от титанов. Данную версию дуализма и усвоили раннехристианские гностики, которые на его основании и развивали свои учения.
Согласно Тальбергу Н.Д. возникло две "гностические" школы: "Антиохийская" и "Александрийская". Если "Александрийская" школа рассматривала материю как живой источник зла, и один из первых ее теоретиков Валентин считал, что это один из "эонов" -"плирома (или плерома)", смешавшись с хаосом, и породил материю, от которой следовало освободить дух, то "Антиохийская" школа считала, что материя живое зло и была лишь поглощена "плиромой (плеромой)". Соответственно, если в "Александрийской" школе демиург считался источником добра, помогая освобождению от материи путем аскетизма, то в "Антихийской" школе демиург считался источником зла, который, владея материей, препятствовал душе двигаться к высшему божеству и, тем самым, распутство в этой школе было достаточно популярным методом «подавления» плоти.
***
Еще Иоанн Богослов выступал против одной из первых сект тогдашнего времени "докетов[2]", говоривших лишь о призрачных страданиях Иисуса Христа, ибо, согласно их лжеучению, сама телесность Его была мнимой.
О первой секте "николаитов" упоминается в "Откровении Иоанна Богослова", где приводятся слова Господа. обличающие лжеучение. Согласно "Истории церкви" Н.Д.Тальберга "николаиты", пропoведуя умерщвление плоти и свободу духа, ввели в практику своих религиозных собраний обычное распутство. Как пишет Епифаний Кипрский источником ереси стал Николай, один из семи дьяконов, избранных апостолами.
Похоть, как считал Епифаний Кипрский, была причиной этой ереси, явившейся корнем многих других ересей, например, фибионитов, учеников Епифена, стротиотиков, левитиков и т.д. Как пишет Епифаний Кипрский, каждый из этих еретиков, «соглашая ересь свою со своими страстями, придумывали тысячу страстей к пороку». Можно предположить, что это было отличительной особенностью ранних ересей.
По словам апостола, в соблазн вводила Иезавель, чья историческая фигура известна приверженностью культу Ваала с его жертвоприношениями и распутством[3].
Точное описание культа николаитов с их обрядами неизвестно, но из сочинения «Панарион» Епифания Кипрского становится очевидным, что некоторые еретики, вышедшие из этой ереси, прославляли Барбело[4], женскую ипостась, находящуюся на восьмом небе и являвшуюся дочерью Отца и матерью Ялдобаота, или Сабаота, насилием овладевшего седьмым небом[5].
***
Известным трудом посвященной этим ересям являеться книга Епифания Кипрского «Панарион» (Adversus na ereses – Против ересей).
Епифаний Кипрский, как предполагается, родился между 307 и 320 годами в Безандуке около Элевтерополиса Палестинского. Он был евреем, рано потерявшим родителей и воспитывавшимся в доме богатого еврея по имени Трифон. В шестнадцать лет Епифаний принял православие и принял монашеский постриг в Египте. Через четыре года он возвратился в Палестину и основал вблизи Безандука монастырь, которым и управлял. В 364 году его избрали епископом Константии (древнего Саламина) на Кипре, а в 403 году Епифаний Кипрский преставился.
Согласно Епифанию Кипрскому, первой ересью со времен Христа стала ересь Симона-волхва, родившегося в Гиттоне – городе в Самарии. Самарянам он представлялся Отцом, а иудеям – Сыном.
Симон был крещён. В Евангелии описано, как он пытался за деньги приобрести у апостола Петра право рукоположения, то есть за деньги купить благодать Святого Духа. Позднее это получило название «симония».
Симон Волхв проповедовал учение о Пруник или Барберо, которая, по его мнению, была мыслью, существовавшей ещё до сотворения мира и представлявшая своего рода силу, неподвластную Богу. Более того, он считал, что Ветхий Завет был сотворен не Богом, а некой недоброй силой.
По мнению Епифания Кипрского, Симон Волхв, проповедуя о разных небесах и о существовании на них различных сил, и утверждая необходимость тайноведения и умения приносить жертвы эти силам (то есть проповедуя магический образ действия), положил начало так называемым гностикам.
Мир, по мнению Симона Волхва, был создан не Богом, а этими силами, от которых он скрывался, проходя через небеса и изменяясь под воздействием Мысли.
Согласно другому христианскому богослову Юстину Мученику влияние Симона Мага распространилось до Рима, где он создал первое гностическое движение, а писал о магии, практиковавшейся Симоном, в первом веке христианства и св. Ириней Лионский.
Святой Ириней Лионский в книге «Против ересей» писал об учении Симона Волхва, упоминаемого евангелистом Лукой в Деяниях апостолов (8, 9-11) , и его ученика Менандра.
Как писал Иреней Лионский, Симон Волхв, самарянин, благодаря искусству волхования был награжден императором Клавдием установкой статуи.
Святой Ириней называет Симона Волхва отцом всех ересей. Жрецы его культа практиковали магию и молились на изображения Симона, представленного в виде Юпитера, и его спутницы Елены, рабыни, выкупленной им в Тире, представленной в виде Минервы. На Симона-Мага, как на известного оккультиста, ссылаются и многие авторы "оккультных" книг, например, Джерри Холл со своей оккультной "Энциклопедией".
Этот магический культ называем гностическим, поскольку Симон Волхв в своем учении широко использовал ссылки на Святое Писание.
Его ученик Менандр также был самарянином и следовал учению своего учителя. Менандр, сохранив учение Симона Волхва, именовал себя тем, кто может спасти людей и ввести некоторых из них в тайны его, понимая под этим чародейство. От Менандра учение переняли его ученики Саторнил (или Сатурнин) и Василид, ставшие основателями движения гностиков.
Саторнил был основателем Антиохийской школы.
Святой Ириней Лионский в книге «Против ересей» писал, что Сатурнин, подобно Менандру, учил, что существовал один невидимый бог, тогда как мир и всё, что в нем находится, создано семью ангелами.
Под одним из ангелов (архонтов) Саторнил понимает бога иудеев (Ветхий Завет), а Сатана является одним из ангелов (архонтов), противодействующих ангелу – богу иудеев. Христос, по его мнению, послан Высшей Силой, дабы привести мир к покорности этой силе.
Согласно Саторнилу, в мире есть две категории людей – добрые и злые, причем подразумевается, что одни были изначально добры, а другие изначально злы. Саторнил проповедовал, что вкушение мяса животных и всех одушевленных существ – от Сатаны, как, впрочем, брак и рождение детей. Пророчества из Библии для Саторнила также были делом Сатаны. Человек также был создан этими ангелами, но искру жизни в него вдохнула Высшая Сила, к которой эта искра возвращается после смерти человека.
Василид, соученик Саторнила, стал основателем Александрийской школы.
Василид из Александрии, как пишет Ириней Лионский, «желая казаться, что он открыл нечто высшее и вероятнейшее, дал своему учению бесконечное развитие». Он представлял, что от нерожденного Отца родился Ум, от него – Слово, от Слова – Разум, от Разума – Премудрость и Сила, от Премудрости и Силы – силы, начальства и ангелы, сотворившие первое небо. Потом через истечения от них появились другие ангелы, создавшие второе небо, затем по истечению от последних ангелов появились новые ангелы, сотворившие третье небо, и таким образом были созданы 365 небес.
Ангелы последнего неба создали всем видимый материальный мир, разделив между собой народы.
Согласно учению Василида, тот, кого считали Богом иудеев, был ангелом, который захотел подчинить себе все прочие народы, отнявшие поэтому от него и иудеев.
Христос же был Первородным Умом нерожденного Отца, посланный, чтобы привести Отцу все народы. При этом Христос страдал только видимо, поэтому тот, кто верит в его распятие, находится во власти ангелов, сотворивших тела, а тот, кто не верит, свободен от них. Христа-Спасителя они еще называют Кавлакау.
Последователи Василида, по свидетельству Иринея Лионского, занимались колдовством, ели идоложертвенное и не отказывались от прочих удовольствий.
Очевидно, Василид обладал знанием египетской магии и использовал её при создании своей ереси, потому как египетская религия и дает базу для столь сложных конструкций.
Епифаний Кипрский считал, что хотя Василид и рассуждал о предметах более возвышенных, чем Саторнил, однако основные положения были им заимствованы у Симона Волхва и Саторнила.
По Василиду, от Отца, представлявшего нерожденное, изошел Ум, из Ума изошло Слово, из Слова – Мышление, из Мышления – Сила и Мудрость, из Силы и Мудрости – Начала, власти и ангелы. От этих сил и ангелов произошло первое небо и другие ангелы, которые, в свою очередь, произвели третье небо. Подобным образом было создано до 365 небес.
Бога иудеев Василид считал одним из ангелов, а Христос, по Василиду, не страдал, а преобразился в Симона, несшего его крест, а Симона Киринеянина преобразил в себя.
Василид отрицал мученичество за веру и его последователи, как пишет Епифаний Кипрский, избегали говорить о том, что они христиане. Превысшую силу, все сотворившую, Василид называл Абрасакс.
Ересь Маркиона
Еще одним известным ересиархом был Маркион.
Согласно Иринею Лионскому, начало ереси Маркиона положил Кердон, пришедший в Рим при епископе Гигине (девятый епископ Рима) и учивший, что Бог, проповеданный Законом и пророками, не является Отцом Господа Иисуса Христа, так как того знали, а этот был неведом.
Учение Кердона распространял Маркион, говоривший, что Бог, проповеданный Законом и пророками, есть виновник зла и непостоянен в Своем намерении. Иисус же происходил от того Отца, который выше Бога – Творца мира.
Иисус, по мнению Маркиона, явившись в Иудее при Понтии Пилате, разрушил все дела Бога, создавшего мир, дела пророков и Закон.
Бога Творца Маркион называл миродержателем и, искажая Евангелие от Луки, внушал своим ученикам, что он достойнее доверия апостолов. Также он искажал и послания апостола Павла.
Как пишет Ириней Лионский, Маркион утверждал, что Каин и ему подобные, содомляне, египтяне, так же, как и все народы, жившие в разврате, спаслись, когда Иисус Христос спускался в ад, и они прибегли к нему, тогда как Авель, Енох, Ной и прочие библейские праведники, а также потомки патриарха Авраама вместе со всеми пророками спасения не получили, и их души остались в преисподней.
Фактически Маркион известен в истории как человек, который проповедовал полное неприятие народа Израиля.
От ересей Сатурнина и Маркиона, согласно Иринею Лионскому произошла ересь энкратитов («воздержных»), которые проповедовали безбрачие и воздержание от употребления мяса.
Кроме того, они поддерживали ересь Татиана, бывшего слушателя святого Иустина, о том, что Адам не был спасен, а брак – это растление и блуд.
Ересь валентиан
Еще одним ересиархом из Египта был Валентин.
Как пишет святой Ириней Лионский в своей книге «Против ересей. Доказательство апостольской проповеди», основой ереси валентиан было учение об эонах.
Суть такова: изначально существовал Эон Первоначало, именовавшийся также Первоотцом и Глубиной, совместно с соприсущей ему Мыслью, называемой еще Благодатью и Молчанием. Первоначало произвел эоны Ум и Истину. Это первая четверка эонов.
Затем Ум и Истина произвели эонов Слово и Жизнь, которые, в свою очередь, родили Человека и Церковь. Это восьмерка эонов.
Следующие десять эонов были произведены Словом и Жизнью – это Глубинный, Смешение, Нестареющий, Единение, Самородный, Удовольствие, Неподвижный, Срастворение, Единородный и Блаженный.
Затем Человек и Церковь сотворили еще двенадцать эонов, имена которых Утешитель, Вера, Отчий, Надежда, Матерний, Любовь, Вечный Ум, Разумение, Церковный, Блаженство и Премудрость.
Хаос тридцати эонов усугубился тем, что эоны первой четверки имели по несколько имен. Так, эон Глубина назывался Первоначалом и Первоотцом, а соприсущая ему Мысль именовалась еще Благодатью и Молчанием. У эона Ум были имена Единородный, Отец и Начало всего.
Последний и младший эон Премудрость, по валентианам, испытал страсть исследовать Отца, но был остановлен особой силой – Пределом.
Предел, которого валентиане называли еще Крестом, Освободителем, Отделителем, Пределоположником и Предводителем, не имел четы и был безжизненным. Этот Предел, остановив и очистив Премудрость, отделил от нее ее Помышление, которое осталось вне обиталища эонов – Плеромы.
После этого, по валентианам, эон Единородный (Ум) произвел эонов Христа и Духа Святого, которые привели эонов в порядок, так что все мужские эоны стали Умами, Словами, Человеками и Христами, а все женские эоны стали Истинами, Жизнями, Духами и Церквями.
Помышление же, именовавшееся еще Ахамот («премудрость» по-еврейски), подвергшись страданиям, и стало тем, из чего произошла всякая душа мира, в том числе Демиург, как и вся материя в мире и все стихии. Помышление создало Демиурга как образ Единородного сына, а ангелов и архангелов – как подобие эонов. Демиург находился на своем седьмом небе, а его мать Ахамот валентианами была помещена на восьмое место. Дьявол и духи злобы также сотворены Демиургом (его печалью), как и человек, созданный из невидимого вещества как существо, по мнению валентиан, «душевное».
В это же время Ахамот без ведома Демиурга родила людей духовных, тайно вложив духовный корень в некоторых из созданных Демиургом душевных людей. Таким образом, валентиане считали, что душу они имеют от Демиурга, тело – от персти (невидимого разлившегося в мире текучего вещества), плоть (мясо и кожа) – из вещества, а духовного человека – от Ахамот.
Отделяя себя от обычных «душевных» людей, валентиане считали, что для них нет никаких запретов, так как спасение им гарантировано. Спасение принесет им Иисус, называемый Спасителем, Христом, Словом и Всем, произведенный в Плероме всеми тридцатью эонами, вместе с сопутствующими ему ангелами. По мнению валентиан, спасение их будет заключаться в том, что «избранные» совлекшись душ, как умные духи войдут в Плерому и станут невестами ангелов. В Плерому войдет и Ахамот, став невестой Спасителя, а Демиург перейдет на ее место, то есть в среднее жилище, где упокоятся и души праведных «душевных людей».
После этого таящийся в мире огонь возгорится и, истребив всякое вещество, сам обратиться в ничто.
Как пишет Ириней Лионский, всех людей валентиане делили на три категории: земную, душевную и духовную, как Каин, Авель и Сиф. Первые идут в погибель, вторые могут спастись, а третьи спасутся независимо от чего-либо.
Нет смысла повторять учение валентиан об Иисусе Христе, так как его подробно описал Ириней Лионский, и их толкование Святого Писания, в первую очередь Евангелие. К тому же и толкования, и само учение об эонах изменялось учениками Валентина, например, Секундом, Птолемеем, Колорвасом, Марком.
При этом, как пишет, валентиновская система сложна для понимания, так как одинаковые имена употребляются для различных пунктов его учения (субъектов).
Святой Ириней Лионский в своей книге «Против ересей» основное внимание уделил критике ересиарха Валентина и его учеников, в первую очередь Марка.
По словам Иринея Лионского, Марк, ученик Валентина, обладал способностью творить чудеса, наделять людей, прежде всего женщин, даром пророчества и обольщать женщин, творя это с помощью бесов.
Марк, заявив, что исправляет ошибки своего учителя Валентина, стал, по сути, основателем новой ереси, однако в истории его учение сохранило имя Валентина.
В учениях Валентина и Марка при толковании Священного Писания большое значение придавалось числовому символизму.
Ересь офитов
Святой Ириней Лионский в книге «Против ересей» большое внимание уделил ереси офитов которая была порождена учением Валентина.
По их учению в силе Глубины находится первый свет, который есть Отец всех вещей и Первый Человек. Из него произошедшую мысль называют Его Сыном (Сыном Человеческим), а ниже – отдельные стихии, над которыми носится Дух, называемый у них Первой Женой. От этой троицы родился Третий Человек – Христос.
Христос вместе со своей матерью Духом был взят в нетленный эон, тогда как сила, перелившаяся от Жены, спустилась вниз, получила тело и сотворила из него видимое небо.
Сын же, имея в себе некое дыхание из вод, сам создал себе второго Сына, тот сотворил третьего, и так возникли семь сыновей - Иалдаваоф, Иао, Саваоф, Адонаи, Элои, Орей и Астанфей, которые сидели на небе в порядке своего рождения.
Как пишет святой Ириней, офиты учили, что Иалдаваоф, начав войну с остальными сыновьями, обратил внимание на лежащую внизу тину материи и своей похотью создал Ум в образе змия, отсюда дух, душа и все что в мире.
Как учили офиты, Иалдаваоф сказал: «Я Отец и Бог, кроме Меня нет никого». Жена-Дух воскликнула к нему: «Не лги, Иалдаваоф, ибо выше тебя есть Отец всего – Первый Человек и Второй Человек, Сын Человеческий». После чего Иалдаваоф сказал: «Придите, сотворим человека по образу нашему». Шесть остальных сил, услышав это, при содействии Матери создали человека, в которого Иалдаваоф вдохнул дыхание, тем самым лишившись силы.
Затем, согласно учению офитов, Иалдаваоф от своего Помышления создал женщину – Еву. Мать (Жена-Дух) посредством змия обольстила Еву, которая вместе с Адамом вкусила запретный плод и была изгнана из рая Иадаваофом.
Иалдаваоф был изгнан в дальний мир, где родил шесть сыновей – демонов, противостоящих роду человеческому.
По учению офитов, после изгнания из рая тела Адама и Евы изменились – из легких, светлых и как бы духовных они превратились в темные, тяжелые и неповоротливые. Но затем от Пруникос они получили орошение света и осознание самых себя и своих материальных тел. После этого рожденный ими Каин был развращен змием и убил Авеля.
Позже родились Сиф и Норей, и люди после шестой седмерицы развратились под воздействием Матери, спасавшей «орошение света», и отпали от святой Седмерицы, под которой офиты понимали семь звезд, суть семь планет.
Иалдаваоф, разгневавшись на людей, послал на них потоп, но Премудрость (Пруникос) противодействовала ему и посредством орошения света спасла Ноя.
После восстановления человеческого рода Иалдаваоф избрал Авраама, заключил с ним завет, вывел его потомков из Египта и дал им Закон, сделав их иудеями.
Пророки Израиля, согласно учению офитов, были разделены между семью силами – Иалдаваофом, Иао, Саваофом, Адонаи, Элои, Ореем и Астанфеем.
Рождение пророка Иоанна Крестителя и Иисуса, по учению офитов, произошло силою Пруникос через Иалдаваофа.
Пруникос призвала свою мать, Первую Жену, которая упросила Первого Человека послать в помощь дочери Христа. Христос должен был возвестить миру Первую Жену, и, пройдя семь небес, лишил силы семь их ангелов (сил). Соединившись с Премудростью (Пруникос), Христос вошел в Иисуса.
Согласно учению офитов, когда Иисус начал проповедовать, что Он Сын Первого Человека, Иалдаваоф как Отец Иисуса разгневался на него и постарался умертвить. Христос удалился из Иисуса, и тот был распят.
Многие из его учеников не знали этого, как и того, «что плоть и кровь Царствия Божия не получат».
По мнению офитов, Христос сидит рядом с Иалдаваофом, чтобы души, познавших Христа и Иисуса принять в себя, без ведома Иалдаваофа, лишая его силы. Когда он соберет все «орошение света», и наступит конец света.
Как пишет Ириней Лионский, Премудрость (Пруникос) и есть змий.
Ересь каинитов
В книге «Против ересей» святого Иринея Лионского описана ересь каинитов.
Каиниты считали, что Каин, Исав, Корей, содомляне и им подобные происходят от высшей силы. Гонимые Творцом, они были взяты к себе Премудростью.
По учению каинитов, из апостолов лишь Иуда знал истину, потому и совершил предательство, разрешив земное и небесное.
Вымышленную историю подобного рода каиниты называют Евангелием Иуды.
В своей книге Ириней Лионский пишет, что собрал все сочинения каинитов, в которых они призывали разрушить все дела Истеры – Творца неба и земли. Подобно Карпократу, они считали, что человек не может спастись, пока не пройдет все роды дел, то есть все грехи. Совершая эти грехи, они призывают ангела, которому и приписывают «свою дерзость и нечистоту».
Ересь Карпократа
Еще одной, ересью согласно Епифанию Кипрскому, стала ересь Карпократа. Карпократ учил, что есть Отец, представлявший одно начало, неведом и неименуем. Однако, мир и все, в мире существующее, создано ангелами, отступившими от него. Иисус, согласно Карпократу, был человеком, родившимся от Иосифа и Марии, но с сильной душой. Эта душа потом и взошла к Отцу, возведя и другие подобные ей души.
По мнению Карпократа, не только душа Иисуса, но и души его последователей могут превзойти ангелов-мироздателей. Таким образом, последователи Карпократа считали, что могут не только стать равными Иисусу, но и превзойти его.
Согласно В.С. Соловьёву, карпократы полагали, что лучший способ презирать материальный мир — это совершать все возможные плотские грехи, сохраняя при этом бесстрастие, не привязываясь ни к каким вещам или ощущениям. Заключение евангельской притчи «ты не выйдешь оттуда (из темницы), пока не заплатишь последней полушки» (Лк. 12:59) они объясняли следующим образом: «необходимо изведать на собственном опыте все возможности греха, чтобы отделаться ото всех грехов и получить свободу». Они, веровавшие в переселение душ, полагали, что всякая душа может освободиться от цепи перевоплощений, только лишь пережив все возможные чувственные состояния, рождаемые в результате совершения неких греховных действий. Таким образом, «истинными гностиками» становятся якобы те, кто в предыдущих перевоплощениях уже испытали большую часть этих чувственных переживаний, и тепреь им нужно лишь довершить недоделанное. Дабы после кончины душа их уже не переходила в следующее тело, но отправлялась из «темницы тела» прямо в царство безначального Отца.
для того. чтобы физически быть способными к достаточно активной и весьма специфической активности сексуального плана, карпократы использовали самые разные способы мобилизации своих организмов. Это и любовные напитки, и некие магические способы усиления способностей.
Ириней Лионский писал, что некоторые последователи Карпократа для отличения своих учеников прижигали заднюю часть правого уха.
Себя последователи Карпократа называли гностиками. Св. Ириней упоминал одну из них, Марцеллину, пришедшую в Рим при Аниките и увлекшую многих.
У учениов Карпората имелось изображение Христа, сделанное, по их мнению, Понтием Пилатом и выставляемое вместе с изображениями Пифагора, Платона, Аристотеля и других языческих философов, которым они выказывают почтение.
Учения Карпократа придерживался и ересиарх Керинф, который, согласно Епифанию Кипрскому, ничего не изменил в учении, но придерживался иудейства. Иисус для него был рожденным от Иосифа и Марии человеком, который и страдал, а Христос являлся духом, сошедшим на Иисуса, который перед страданием вознесся. Ириней Лионский пишет о ересиархе Керинфе как о наученном в Египте.
***
При этом не все ереси себя явно декларировали как отдельные культы. Некоторые из них существовали тайно среди членов современной христианской церкви. Примером тому является ересь гностиков-борборитов, с которой Епифаний Кипрский лично сталкивался и лично разоблачил.
Еретики-борбориты, как пишет Епифаний Кипрский, имели ряд своих книг, одна из которых называлась «Норием» якобы по имени Нории - жены Ноя, хотя, по словам Епифания, жену Ноя звали Бартенос. Нория, по учению еретиков, и открыла существование Барбело.
Как пишет Епифаний, членов культа Барбело называли коддианами (от сирийского слова «кодд» - тарелка), так как им подавались кушанья на отдельных тарелках, считая их оскверненными. В Египте их называли стратиотиками и фибионитами. Существовали и другие названия для них – закхли и барбелиты.
Борбориты толковали Ветхий и Новый Завет как заблагорассудится. Подобные толкования они давали во многих книгах, например, в «Вопросах Марии», лжеевангелии, лжеоткровениях и мифах (миф о Ялдабаоте, получившем еще и имя Сет).
Все книги борборитов, как пишет Епифаний Кипрский, полны богохульных аналогий и обрядов с текстами из Святого письма.
Епифаний Кипрский в своей работе "Панарион", подробно отметил ересь "борборитов" в 16-ой главе, названных по имени их "матери" - "Барберо" или "Барбело" и практиковавших акты каннибализма абортируемого плода, описываемые Епифанием как "мистический акт".
Оплодотворение борбориты считали злом, потому не случайно распространение среди них гомосексуализма, согласно Епифанию Кипрскому. Особенно подобная практика была распространена среди их священников – левитов.
Епифаний Кипрский, по собственному признанию, столкнулся с этой ересью в молодости. Он писал, что лишь Бог спас его от сетей «негодных женщин» из секты борборитов. По его словам, эти женщины были «весьма привлекательны лицом и легко (его) склоняли к своему падению, а ввиду развращения своего ума обладали всем безобразием дьявола». Епифаний Кипрский избежал их сетей.
При этом Епифаний Кипрский жил в начале IV века после Р.Х., когда церковь уже вышла из подполья благодаря эдикту царя Константина.
Епифаний пишет, что «постарался указать их (то есть членов секты) епископам того места, сделать известными скрытные в церкви имена, изгнать их из города человек до восьмидесяти имен и очистить город от этих проросших в нем плевел и тернов».
Таким образом, можно понять, что секта борборитов существовала внутри христианской церкви, а ее члены умело притворялись христианами.
Во времена Епифания Кипрского христианство было разрешенной, но не обязательной религией. В тот период существовали и другие религии, например, языческие культы и те же манихеи.
Борбориты существовали как тайный культ в составе христианской церкви, по крайней мере, в городе, где жил Епифаний, иначе ему не было бы нужды открывать епископам их имена. Очевидно, встреча с борборитами подтолкнула Епифания Кипрского к борьбе против различных ересей и плодом этой борьбы стала книга «Панарион».
В книге «Панарион» упоминаеться и секта манихиев, возникшая в одно время с борборитами. Манихеи с борборитами имели немало общего. Примером могут быть верования борборитов о том, что в мясе и овощах существует душа. Они считали, что, поедая подобную пищу, возносят душу на небеса.
В этом очевидна была аналогия с верованиями другой секты-манихеев, считавших, что в мясе, овощах и прочих растениях, и плодах есть душа. Единственным отличием в этом вопросе является то, что борбориты в отличие от манихеев употребляли эти плоды в пищу. Так же очевидно, что манихеи именно от борборитов усвоили учение о переселении душ.
Однако корни появления манихеев были отнюдь не гностические.
Они лежали в описанной в «Панарионе» Епифания Кипрского, ереси назореев. Эта ересь по-сути, представляла тех, кто приняли Иисуса Христа, сохранив при этом иудейские обычаи: соблюдение субботнего дня, обрезание и другие иудейские законы. Ересь эта возникла в Десятиградии по соседству с Пеллою в стране Басанитидской, куда бежали христиане перед осадой Иерусалима.
Из школы назореев, согласно Епифанию Кипрскому, вышла куда более опасная ересь Эбиона, которая сохранив внешнюю верность иудейскому закону, проповедовала, что Иисус был человеком, рожденным от Марии и Иосифа. Согласно Епифанию в этой ереси Эбиона были доведены до абсурда иудейские правила омовения, тогда как образ Христа у эбионитов толковали в разных ипостасях.
Святой Ириней писал, что ебиониты верили в Бога Творца, но считали, что Иисус рожден телесным путем, а Христос сошел на него в виде голубя и удалился перед его распятием. Ебиониты использовали только Евангелие от Матфея, отвергая апостола Павла.
Эбион признавал лишь Евангелие от Матфея, которое частично урезал, а частично дополнил подложными частями, чтобы доказать, что Иисус был лишь человеком, на которого сошел дух – Христос.
Эбиониты пользовались и подложными книгами. Так, книга «Путешествие Петра», написанная римским епископом Клементом (Святой Клемент Папа Римский), была изменена путем удаления одних частей текста и добавления других, подложных.
Эбиониты считали Христа не рожденным, но сотворенным подобно одному из архангелов. Апостола Павла они называли эллином, а его послания – неверными.
Эбиониты, признавая Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Аарона и Иисуса Навина, отвергали Исайю, Иеремию, Даниила, Иезекиля, Илию и Елисея и их пророчества. Пятикнижие Моисея принимали же частично.
Эбиониты проводили службы по подложным книгам, написанным ими от имени апостолов.
Эбиониты считали, что в снеди, приготовленной из плоти, есть душа, поэтому избегали употребления в пищу мяса. По их мнению, совокупление тел производит одушевленное, потому вкушения подобной пищи надо гнушаться. При этом, как пишет Епифаний Кипрский, эбиониты практиковали ежедневное крещение.
У эбионитов, согласно Епифанию Кипрскому, существовало подобие причащения на опресноках и воде. Постились эбиониты раз в году.
Как пишет Епифаний, Эбион соседнее Пелле селение Кокава сделал центром своей ереси.
В этом селении с эбионитами соединился Элксай, лжепророк новых еретиков саинсеев, оссенов и элкесеев.
Как раз у Элксая и заимствовал часть своего учения Мани (Манихей), отец которого и был секты элкесеев.
Можно предположить, что последователи Эбиона и последователи Элксая представляли собой фактически одно направление – так называемых крестителей, известных из истории церкви, которые практиковали ежедневное крещение в водах.
Крестители при любой болезни входили в воду, призывая небо, землю, соль, воду, ветры и ангелов, хлеб и елей, и просили отвратить от них болезнь.
Соединившись с Элксаем, Эбион в дополнение к обрядам обрезания и субботы усвоил восприятие Христа как невидимого человеческого подобия огромных размеров (96 миль), против которого невидимо стоит Святой Дух таких же размеров.
Продолжение следует
[1] Так сербский историк Йован Деретич утверждал, что славяне тысячелетиями веровали в одного Бога – Отца, и появившийся у фракийцев Орфей проповедовал одного Бога
[2] Докети́зм (от δοκέω [dokeō] — «кажусь») — одно из старейших еретических христианских учений, отрицавшее реальность страданий Иисуса Христа и его воплощение как противоречащие представлениям о бесстрастности и неограниченности Бога и утверждавшее иллюзорность его существования
[3] «Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное» (Откр. 2:20).
[4] Святой Ириней Лионский так же пишет о распространившемся в его время учении о Варвелосе (или Барбело), никогда не стареющем эоне. Ему и захотел открыться неименуемый Отец, от которого произошли разные силы и эоны, в том числе Христос. От произведенных Отцом Силы и Мысли, согласно этому еретическому учению, был рожден Саморожденный, создавший совершенного человека – Адаманта
[5] Другие еретики, согласно Епифанию Кипрскому, как и николаиты, прославляли Пруник, женскую ипостась, чью силу, как можно понять из сочинения «Панарион», собирали из месячных истечений женщин и из мужского семени