Истоки современного салафизма на Ближнем Востоке

0
295
Время на чтение 12 минут

Источник: блог автора

Салафизм это современное движение в суннитском исламе, имеющее целью возвращение к истинному или «чистому» исламу предков.

Мусульмане едины во мнении , что в начале истории Ислама после смерти Мохаммеда было четыре праведных халифа, срок правления которых продолжался тридцать лет. 

Некоторые алимы (учителя) добавляют к этому числу и имама Хасана, который законным образом получил Халифат после своего отца Али бин Аби Талеба и отказался от него через шесть месяцев в пользу Муавии под определёнными условиями, которые не были выполнены. 

Так что этот срок точно соответствует хадису согласно которому «праведное правление после его ухода будет длиться тридцать лет и шесть месяцев».

Шииты и сунниты так же совпадают в убеждении, что в конце истории

и придёт ожидаемый Махди, который возглавит всех истинно верующих мусульман в борьбе против Даджала. 

Махди — по-арабски «ведомый» — это праведный и последний халиф, который согласно сунне за время своего царствования«наполнит землю справедливостью.

Собственно, идея Махди и есть та идея, которая движет современными салафитами (салафи праведные предки, то есть возвращение к вере предков) которые стремясь установить истинный «чистый» ислам, тем самым приближают приход Махди

Знамя ислама после смерти ал Мустасима последнего халифа из династии Аббасидов в 1258 году перешло к османам и султаны Порты старались себя идентифицировать как наследника Мухамеда и вождей ислама.

Однако будущий Махди должен быть арабом и то из племени курейшитов, откуда и был Мухамед

Между тем в 1574 года Османская империя во главе с султаном Селимом II завоевала Аравийский полуостров и турецкий султан установил свою власть над Меккой и Мединой

Это было безусловно большим ударом по самолюбию арабских племен Аравии так как турки-османы в глазах аравийских арабов никогда не имела легитимитет вождей ислама.

Пленный турецкий султан Баязит перед Тамерланом после битвы под Ангорой в 1402 году.

Именно поэтому Порте легче было устанавливать свою власть в Сирии, в Египте и в Алжире нежели в Аравии.

Если в Северной Африке турецкие переселенцы ассимилировались местной средой и так «кулугли»-потомки турецких солдат, в первую очередь янычар, занимали достаточно влиятельное место в обществе, то арабская аравийская среда не принимала инородцев-турок.

Из-за ксенофобичности аравийских арабских племен не было удивительно что именно в Аравии и появился первый современный пример «чистого» ислама–ваххабизм.

Ваххабизм стал известен во время царствования турецкого султана Селима Третьего (1761-1808 г после Р.Х.) после того, как ваххабиты заняли Мекку, запретив хадж паломникам из Египта и Сирии.

Затем ваххабиты в 1773 году захватили Рияд, сделав своей столицей, а в 1788 году напали на Кувейт и затем дошли до Багдада.

В 1803 году они захватили Мекку, в 1804 году – Медину, а в 1810 году ваххабиты дошли до Дамаска.

Их успехам в войне против турок способствовала высадка в 1798 году Наполеона в Египте, а так же то что в это же время сербы в 1804 году подняли восстание против Порты в Белградском пашалуке.

Одновременно и британцы, захватив в 1798 году в Омане порт Маскат, установили союзнические отношения с Саудом, и в 1810 году Сауд дал приказ не нападать на британские корабли, после чего британцы захватили Бахрейн.

Ваххабиты (Вехабии) получили свое имя по Мухаммед ибн Абдул-Вахабу из племени Бену Темин, который был рожден в 1703 году, а умер в 1792 году.

Будучи в Медине, он изучил ислам, где стал практиковать текфир против мусульман, то есть упрощено, говоря провозглашал врагами ислама тех мусульман, которые выступали против его учения.

Он так же требовал, чтобы прекратили читать дову Аллаху, в которой вспоминались Мухаммед или какой другой посланник, дабы получить милость.

Требовал Мухаммед ибн Абдул-Вахаб запретить посещать могилы (кабури) пророка и других святых ислама,так как все это было для него ширк.

Ширком он считал и то, если кто-то приписывал какое-то благостное воздействие чему-то или кому-то, кроме Аллаха.

Как писал Мухамед Хусейн Шендуб, доктор педагогического факультета Ливанского университета, самое большое влияние на Мухаммада ибн Абдул-Вахаба имел ибн Теймийе.

Проповеди Мухаммада ибн Абдул-Вахаба получили популярность у племенной знати восточных областей Дерйети на плато Неджад.

Те оказали ему помощь и, перетянув на свою сторону бедуинов, начали войну против «кафиров» и «мушриков».

Эмиром Дерийеты был Мухаммед ибн Сауд из племени Бени Ханифе, из которого произошел Мусейлен Кеззаб, лжемессия из времен халифа Абу Бекра.

Область Неджид была диким местом, полном междоусобиц, здесь царили суеверия – кубе, тюрбет и святого дерева и она была разделена на несколько племен.

Абдул Вахаб и Мухамед ибн Сауд в 1747 году заключили договор, по которому Вахаб поддерживал династию Сауди и давал ей право собирать налоги.

После смерти Мухаммеда ибн Сауда в 1765 году  у власти остался его сын Абдул-Азиз ибн Мухаммед ибн Сауд.

.В 1788 году существовавший мирно вахабитский “мазхаб” начал резко активизироваться после того, как в 1787 году эмир Абдул-Азиз провозгласил самостоятельное государство и наследственность династии для своего сына Сауда.

Абдул-Вахаб считал, что мусульмане до него 600 лет жили в «ширке», и его миссия была их освободить.

Также Абдул-Вахаб считал, величание пророка и его имени (ибадет) является ширком, и потому они не могут получить баракат (благословение).

Абдул-Вахаб вел ожесточенную борьбу против тогдашней улемы в Мекке и Медине, которая считала его «заблудившимся» и «нечестивым», называвшем большую часть мусульман мушриками, то есть политеистами, так как по его мнению они были в текфире –то есть вышли из ислама.

В ответ улема Мекки и Медины написала ферман шариатскому суду в Мекке о том, что ваххабиты – куфр (то есть неверные).

Так как учение Абдул-Вахаба расширилось по Аравии и Йемену, достигнув Сирии (Шама), то быстро начались вооруженные столкновения между племенами, поддерживавшими Абдул-Вахаба из района Дерийеты и войсками эмира Мекки Шерифа Галифа ибн Мусаида, властвовавшего тогда над Хиджазом с 1797 года.

 Успех сопутствовал ваххабитам и в 1809 году ваххабиты завоевали Тайф, перебив большую часть мужчин.

Заняв в 1810 году Мекку, откуда эмир бежал в Джидду, они силою здесь установили свои обычаи.

После неудачной осады Джидды, ваххабиты возвратились по домам, и в Мекку вернулся эмир Шериф Галиб, однако в 1812 году они опять захватили Мекку, а затем и Медину.

В 1818 году ваххабиты разгромили войско египетского Мухамеда Али Паши. В Мекке они разрушили надгробные памятники на могиле Пророка.

Однако новая османская армия из Египта, подкупив племена, взяла Мекку и Медину.

Восстание было подавлено везде, кроме области Дерийеты, где был эмир Абдулах ибн Сауд,но затем и его разбил Мухамед Али-паша.

Абдулаха ибн Сауда, привели к султану в Стамбул, где и убили в 1827 году.

В 1824 году племени Саудов удалось восстановить свое государство с центром в Эр Рияде но в 1891 году враждебное им племя Рашиди напав на Эр Рияд разбило их силы и Саудам пришлось бежать в Кувейт.

В 1902 году Абдул-Азиз из рода Саудов опять захватил Эр-Рияд, расправившись со своими врагами из рода Рашиди.

Рашиди обратившись за помощью к туркам в 1904 году вместе с турками напали на Эр Рияд, но Абдул-Азиз ибн Абдуррахман Аль Сауд их разбил и в 1912 захватил весь регион Неджд.

В годы Первой Мировой войны Сауды подняли востание аравийских арабов против турок при подержке Великобритании.

Хорошо известна роль майора британской службы Лоуренса Аравийского (Томаса Эдварда Лоуренса) (1888 -1935), которого управление британской разведки в Каире в октябре 1916 года отправила его в Мекку.

Майор британской службы Лоуренс Аравийский (Томас Эдвард Лоуренс)

Очевидно, что находившийся в Египта штаб командующего британского Египетского экспедиционного корпуса во главе с генералом Эдмундом Аленби тогда действовал по инструкциям, полученным из Лондона, где так же очевидно решили использовать арабский фактор против Османской империи.

Как раз в это время британские войска понесли тяжелые потери (свыше двухсот тысяч убитыми, раненными и пропавшими без вести) в боях против турецкой армии за Черноморские проливы в так называемой битве под Галиполи.

Эта операция была начата 19 февраля 1915 года по личной инициативе Уинстона Черчилля, одного из главных разжигателей Первой Мировой войны и ее неуспех с последующей эвакуацией 9 января 1916 года как и огромные потери которые понесли английские, австралийские и новозеландские части больно ударил по престижу Черчилля а тем самым и кругов стоящих за ним.

Причем причина высадки в Галиполи британских войск заключалась в попытке захвата черноморских проливов и самого Стамбула.

Показательно что, когда ранее в России говорили о необходимости осуществления этой цели русскими как наследниками православной Византии, в Англии пресса потешалась над «примитивным русским невежеством и фанатизмом».

Однако, когда «просвещенные британцы» в 1916 году выбрали в союзники диких и фанатичных аравийских арабов, по сравнению с которыми турки были высокоцивилизованной нацией, то никаких насмешек над британской политикой не последовало.

Выбрав союзниками арабов, они подержали и их очевидно религиозные цель среди которых были не только контроль над Меккой и Мединой, но и над Иерусалимом.

Между тем в военном отношении Иерусалим не имел для Британии такого значения как Константинополь для России и то, что британские войска так к нему стремились не могло быть обусловленно какими-то военно-политическими интересами Великобритании.

Великобритания, очевидно, стремилась к полному установлению власти над всем миром, что было бы невозможно без контроля над религиозными центрами мировых религий.

Мекка и Медина поэтому так и важны были британцам, так как установление контроля над ними старыми британскими союзниками-вахабитами, давало возможность Лондону контролировать мировой ислам.

Мекка тогда с середины 19го века находилась под контролью младшей ветви хашемитов-рода Аль Аун.

Хашимиты в широком смысле были потомками легендарного мекканца Хашима ибн Абд Манафа из племени курайшитов, прадеда Мухаммеда и с конца 10 – начала 19 вв. несколько ветвей Хашемитов (Аль Муса, Аль Сулайман, Хавашим, Аль Катада) с небольшими перерывами управляли Меккой с титулом «шариф».

Хашемитский род Аль Аун во главе с Хусейн ибн Али (1853/54–1931) и его четырьмя сыновьями Али (1879–1935) и Абдаллахом (1882–1951), Фейсалом (1883–1933) и Зайдом (Зейд; 1898–1970) оказал поддержку Великобритании в борьбе против Османской империи подняв в 1916 году востание арабов в регионе Хиджаза (Хиджазское восстание 1916–18) в ходе которого Хусейн ибн Али провозгласил себя королём Хиджаза.

Майор Лоуренс, получив поддержку в Мекки вместе с британскими инструкторами и арабским ополчением шерифа Мекки, как раз и организовывал Хиджазское восстание.

На базе ополчения была создана целая арабская армия которой стал командовать эмир Фейсал

По воспоминаниям Лоуренса в начале арабы не слишком хотели воевать против турок, которые, используя Хиджазскую железную дорогу, смогли перебросить подкрепление в Медину. Часть арабов примкнула к ним, а часть, вследствие плохого обеспечения, хотела прекратить войну

Только жестокость командующего турецкими войсками в Медине – Фахри-паши, истребившего занятое восставшими арабами предместье Медины – Ауали, вызвала новый всплеск ненависти к туркам.

Британцы в лице Лоуренса воспользовались этим и развернули широкую партизанскую войну, сделав одной из главных целей железную дорогу.

Арабские отряды наносили больший урон туркам и при этом арабы, более привычные к местным условиям, несли меньшие потери по сравнению с британскими.

Армия же британцев страдала от холода и голода, ибо по словам Алленби интендантская служба в Лондоне оставила армию без палаток, одеял и обуви, пребывая в иллюзии о теплом климате в горной местности Палестины.

Когда генерал Алленби понял преимущество партизанской войны в тылу турок, то оказал большую поддержку силами и средствами, откомандировав офицеров в штаб Фейсала, создав при нем целый британский штаб.

Благодаря подобной поддержке Лоуренс смог усилить своих конных арабов отрядами британских солдат на броневиках.

В глубоких рейдах этих совместных сил был захвачен и разрушен  целый ряд железнодорожных станций.

Одновременно более мелкие отряды арабов разрушали железнодорожное полотно,подрывая его и паровозы следовавшие по нему  так что со временем тыл турок был парализован.

Турки так и не смогли организовать охрану железной дороги и люди Лоуренса во главе с ним совершенно беспрепятственно устанавливал подрывные заряды на под рельсы и мосты, привозя их на арабских верблюдах.

Ополчение Фейсала получая британскую военную помощь из Египтагде находился штаб командующего Египетским экспедиционным корпусо генерала Эдмунда Аленби, как и британских военных советников парализовало движение по Хиджаской железной дороге и в июле 1917 года захватили Акабу.

После разгрома Турции и получения Великобританией мандата на управление Трансиорданией и Ираком в 1920–21 годах сын Хусейна ибн Али-Фейсал   стал с британской помощью королем Ирака, а второй сын Хусейна Абдаллах ибн Хусейн стал эмиром Трансиордании, ставшей с 1946 королевством Иордании.

В 1924 в Хиджазе на королевском престоле Хусейна сменил его третий сын Али, однако тут в дело вступил род Саудов, имевших более долгую историю сотрудничества с Британией.

В  1925–26 годах войска Саулов выступив из Эр Рияда против короля Али.

Абдул-Азиз в 1925 году захватили Мек

ку, а 10 января 1926 года Абдул-Азиз Аль Сауд был провозглашен королём Хиджаза,свергнув с власти династию Хашимитов бывших британских союзников.

В 1927 году Великобритания признала королевство Хиджаз, после чего за пару лет Абдул-Азиз захватил весь Аравийский полуостров.

23 сентября 1932 года Неджд и Хиджаз были объединены в одно государство, названное Саудовской Аравией, сам же Абдул-Азиз стал королём Саудовской Аравии, распространяя в среде всех аравийских арабов ваххабизм.

Эта дата и является по сути датой начала возрождения исламского салафизма (салафи-праведные предки), чей поход на неверных лишь ненадолго отложила Вторая Мировая война, но который ускорили Арабо-израильские войны.

История исламского салафизма в ХХ веке, по сути, повторяет движение Абдул Вахаба в конце XVIII – начале XIX веков. Ничем кардинальным первое движение не отличалось от второго, разве что видами вооружений да отсутствием роли СМИ во втором случае.

При глубоком рассмотрении нет здесь ключевых отличий ни от аналогичных движений более раннего времени и, по сути, от самого возникновения ислама во времена Магомета.

В данном случае современные салафисты вполне правы, они действительно представляют собой истинных мусульман, ибо именно так, как поступают они, поступали и ранние мусульмане, пророк Магомет и четыре его халифа.

Но безусловно возникновение салафизма произошло благодаря политике Лондона.Эту политику хорошо описал в своей книге «Наше положение»Алексей Ефимович Едрихин.

Едрихин , выходец из крестьян, окончил Виленское офицерское училище, а после военной службы – Николаевскую академию Генштаба. Принимал участие в англо-бурской войне на стороне буров. В 1899 г. в журнале «Новое время» опубликовал свои «Письма о Трансваале» под псевдонимом Вандам.

В 1903 г. Едрихин А.Е. стал помощником российского военного агента в Китае, а через три года переходит на службу в Генеральный штаб. С началом Первой Мировой войны получил звание полковника и должность командира полка. В ходе войны дослужился до звания генерал-майора. После революции участвовал в «белом движении». После поражения «белых» армий бежал в Эстонию, где и умер в 1933 г.

Вот что А.Е. Едрихин (Вандам) писал о политике Великобритании: «Простая справедливость, требует признания за всемирными завоевателями и нашими жизненными соперниками англосаксами одного неоспоримого качества – никогда и ни в чём наш хвалёный инстинкт не играет у них роли добродетельной Антигоны. Внимательно наблюдая жизнь человечества в её целом и оценивая каждое событие по степени влияния его на их собственные дела, они неустанной работой мозга развивают в себе способность на огромное расстояние во времени и пространстве видеть и почти осязать то, что людям с ленивым умом и слабым воображением кажется пустой фантазией. В искусстве борьбы за жизнь, т.е. политике, эта способность даёт им все преимущества гениального шахматиста над посредственным игроком. Испещрённая океанами, материками и островами земная поверхность является для них своего рода шахматной доской, а тщательно изученные в своих основных свойствах и в духовных качествах своих правителей народы – живыми фигурами и пешками, которыми они двигают с таким расчётом, что их противник, видящий в каждой стоящей перед ним пешке самостоятельного врага, в конце концов, теряется в недоумении, каким же образом и когда им был сделан роковой ход, приведший к проигрышу партии?»

Для Едрихина была очевидна роль Британии, подстрекавшей Турцию против России, еще в развязывании Крымской войны.  Преследуемые Англией цели этой войны носили не только политический, но и религиозный характер, и главная их цель – отнять у России роль защитницы христиан Востока и лишить Россию всякого влияния на Иерусалим.

Для православной империи, которой являлась Россия, защита Иерусалима, в котором и зародилось христианство, носила первоочередной характер.

Однако русское общество начала ХХ века, копируя «прогрессивную» европейскую логику, стало слишком рациональным, что в конечном итоге и привело Россию к катастрофе 1917 года.

 

Литература:

Sejjid Ahmed ibn Zejn, Dehlan-muftija Mekkanski.“Vehabizm-šta je to” Izdvać Džema't Saburee. Minhen Prijevod sa arapskog.

Т. К. Кораев. Хашимиты. Большая Советская Энциклопедия.

Лоуренс Аравийский. Семь столпов мудрости. СПб. Азбука.2001. (Lawrence N.E. Seven Pillars of wisdom; A/ TriumphAnchor, 1991.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Валецкий
Салафизм и фактор фульбе в Сахеле
В современной истории Африки значительная часть фульбе попала под влияние идей исламского фундаментализма (салафизма)
15.07.2024
Русские добровольцы под Вышеградом. Часть 2
Глава из книги «Волки Белые (Сербский дневник русского добровольца)»
01.06.2024
Все статьи Олег Валецкий
Последние комментарии
Хватит ныть!
Новый комментарий от Калужанин
08.11.2024 14:02
Два полюса украинского Православия
Новый комментарий от влдмр
08.11.2024 13:44
Узнаем ли мы Илию?
Новый комментарий от влдмр
08.11.2024 13:39
Ностальгирующим по советскому прошлому
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
08.11.2024 12:50
Кощунство не пресечено!
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.11.2024 12:26
«Начнёт самодеятельность – получит пулю в голову»
Новый комментарий от Фромназарет
08.11.2024 11:16
В православии истина не большинством утверждается
Новый комментарий от seaduck
08.11.2024 11:13