Уже несколько недель как алавиты и христиане в Сирии в городах Хомс, Тартусе, Латакия, как и в пригороде Латакии Джабле как и в христианской посёлке Скальбия выходят на демонстрации против ХТШ. Впоследствии в некоторых районах провинции Латакии произошли вооруженные столкновения между военнослужащими бывшей САА боевиками ХТШ.
Уже известно что новые сирийские власти составили многотысячные списки тех кого надо арестовать по обвинению в преступлениях режима Асада.
Причем кто составлял эти списки, по какому принципу, какие суды принимали решения неизвестно.
Сами «содержания» представляют собою избиения и убийства всех «подозреваемых» без суда и следствия
Подробной информации пока нет, но алавиты начали выражать недовольство подобным произволом.
Причин тут объяснять не надо и тот кто, пытается убедить, что боевики ХТШ это «люди мира и добра», тому было бы неплохо переехать на постоянное место жительство в какое-нибудь село в Дагестане, с повышенным процентом этих «людей мира и добра». Впрочем, ясно что никуда подобные «эксперты» не переедут, а продолжат убеждать российское общество в том, что не то что сирийские боевики - прекрасные люди, заботящиеся о благе Сирии, но их собратья в России (некоторые правда ныне как раз находятся в «паломнических поездках» в Сирию), люди не менее замечательные, но просто их россияне неправильно воспринимают.
Что касается преступлений салафитских боевиков в Сирии, то мол по логике таких «экспертов» во всем мол виноват режим Асада. Серьёзных же исследований по вопросу Сирии выходит очень мало. В итоге фактор сирийских алавитов в данном случае мало понятен даже тем кто своей деятельностью был связан с Сирией. Есть, разумеется, немало текстов по их истории, особенно на французском языке, есть переводы и на русский, как например текст Алавиты - В. Видеманна.
Есть материалы в свободном доступе в интернете, в том числе в Википедии на английском
Однако, современная роль алавитов в политической жизни Сирии часто заслонялась ролью династии Асадов и ролью правящей партии БААС.
К тому же в РФ часто придают гипертрофированную роль вмешательству ВС РФ в 2015 году в сирийскую войну на стороне Башара Асада. Разного рода специалисты, у некоторых из которых очевиден не только недостаток в образовании и в культуре, но и нередко в умственном развитии создали в РФ картину полностью не способных к чему-либо сирийцев. Возникает вопрос а как вообще Сирия существовала без столь «ценных» российских специалистов, у которых видимо дома все было отлично устроено. Как та же САА смогла с 2011 по 2015 удержать контроль над территориями с населением большая часть которого вследствие принадлежности к суннитской арабской общине потенциально была уязвима к антисирийской пропаганде, ведшейся из всех окружающих Сирию стран? Ведь Турция, Саудовская Аравия, Израиль, Катар, США открыто отправляли оружие сирийской оппозиции, финансировали её и готовили её боевые отряды, тогда как авиация США и Израиля беспрепятственно наносили по её территории удары.
Помощь Ирана была значительной, но иранцы не могли обеспечить работу местного госаппарата, так как не имели в Сирии идейных сторонников исламской революции Хомейни. Ведь собственно шиитов в Сирии было лишь около миллиона. Алавиты шиитами являются условно, так как процесс по их приближение к шиитам начал Хафез Асад по политическим причинам, и он же дал указание строить шиитских мечети, так как у алавитов во многих деревнях и мечетей не было, Очевидно, что главную роль в цементировании гос аппарата Сирии как и в ведении боевых действий САА сыграли алавиты. Однако власть в Сирии алавитской по своей природе не была. Так же как Саддам Хусейн и Гамаль Насер, Хафез Асад был арабским социалистом и сторонником панарабизма. Его партия БААС была идеологически близка идеям «насеризма» египетского президента Гамаля Насера.
Сирия и Египет были и политическими и военными союзниками и их врагами был как Израиль, так и организация «Братья мусульмане».
В Сирии большинство суннитов при Хафезе Асаде поддерживало БААС и именно поэтому даже при его сыне Башаре большинство армейского генералитета САА были сунниты.
«Арабская весна» 2011 года изрядно подорвала влияние БААС в суннитской среде, чем воспользовались сторонники исламских радикалов-салафитов. В среде последних большим влиянием пользовались «Братья мусульмане».
Однако, с ходом войны возникли десятки салафитских организаций, и тогда стало расти влияние Аль Каиды, а после раскола в её сирийском руководстве в Сирии появился и ИГИЛ.
Правда, значительная масса суннитов-арабов в Сирии, особенно городских отказались поддерживать салафитов, однако Турция в Идлибе сделала ставку именно на салафитов. Христианская община Сирии была недостаточно велика что бы играть важную роль в политической жизни Сирии, тем более что небольшая часть её подержала в начале «Арабскую весну». Община друзов оказалась расколотой между сторонниками и противниками Асада и последние оказались под влиянием Израиля.
Исмаилитская община Сирии с центром в Саламии хоть и подержала Асада но числено была невелика. Еще меньше было в Сирии армян которые живя в городах, так же поддержали Асада. В итоге ни на кого, кроме как на своих алавитов Башару Асаду нельзя было рассчитывать. Алавиты поэтому заняли непропорционально много постов в спецслужбах и в гос аппарате, что у других этнорелигиозных групп нередко вызывало раздражение. Особую ненависть алавиты вызывали у суннитов-арабов из Идлиба чему были исторические причины. Арабы-сунниты из Идлиба были главной опорой Османской власти в Сирии и занимали в Сирии главенствующее положение.
Алавиты, которых Османская власть считала «неверными», по мере усиления турецкого национализма в 19 веке стали эту власть всё больше раздражать. Турция вела против алавитов репрессивную политику, тем более что алавиты поднимали восстания против Порты и промышляли разбоем. Порта на их земли заселяла мухаджиров (беженцев) с Кавказа, а в конце 19-го века попыталась устроить им геноцид.
«После поражения Османской империи в Первой Мировой войне алавитские вождь Салих Аль-Али (Salih al-Ali) создал в 1919 году Алавитское государство со столицей в порту Латакия. Франция оккупировала большую часть Сирии в 1918 году и получила мандат на «Область алавитов» от Лиги Наций 2 сентября 1920 года.
В октябре 1921 года Салих Аль-Али капитулировал перед французами. 1 июля 1922 года «Область алавитов» была включена в состав французской подмандатной территории Французская Сирия. В 1922 г. глава французской администрации, генерал Максим Вейган (Maxime Weygand) позволил составным частям Сирии избрать собственные представительные советы и 29 сентября 1923 года Область алавитов была провозглашена государством со столицей в Латакии.
22 сентября 1930 года Область алавитов была переименована в санжак Латакия. Население её к тому времени составило 278 тысяч человек. 5 декабря 1936 года (фактически с 1937) вошла в состав Сирии» (Из Википедии ).
Передача Сирии под власть Франции для алавитов было спасением и они неоднократно просили французское правительство разрешить им создание собственного государства на сирийском побережье. Так дед Башара Асада был одним из авторов таких петиций.
Всё это раздражало арабов-суннитов из Идлиба, которые после получения независимости Сирией стал центром оппозиционных активностей против власти. Именно поэтому первое вооружённое восстание против Хафеза Асада организация салафитов «Братья-мусульмане» организовали в Хаме в 1982 году. Алавиты будучи опорой Хафеза Асада как раз в 70-х годах, смогли оттеснить своих соседей из Идлиба из выгодного бизнеса морской контрабанды, лишив их доходов.
Таким образом, между двумя сирийскими общинами существовала в 70-80ых годах вражда и после 2011 года эта вражда переросла в вооружённое противостояние в рамках более масштабной борьбы официальной власти Сирии против оппозиции.
Помимо Идлиба алавиты имели врагов в лице сирийских туркоманов, которых в Сирии проживает до двух сот тысяч, в основном на севере провинций Латакии и Алеппо. Алавиты имели на севере Латакии с ними вооруженные столкновения с началом войны, так как туркоманы поддержали частично Свободную сирийскую армию, а частично тогдашнюю Нусру. К началу 2016 года большая часть туркоманских вооруженных отрядов с севера провинции Латакия была выбита, так что частично они перебрались в Турцию, а частично в Идлиб.
В то же время современная Турция не рассматривала алавитов как серьёзную угрозу, в отличии от курдов или ИГИЛ. Главные враги алавитов были в Идлибе, но ныне местные арабы, отличаюсь лукавостью, стараются к расправам над алавитами использовать моджахедов из Кавказа и Средней Азии не особо разбирающихся, да и не желающих разбираться в местных условиях.
Тем самым алавитская община загоняется в такие условия, что у них остаётся как выход лишь вооружённое сопротивление. Удивительно как настойчиво в РФ целый ряд пропагандистов, пытаются доказать полезность взаимодействия с ХТШ.
Возникает вопрос, а чем моджахеды ХТШ отличаются от исламских террористов в самой РФ?
Тем более что в самом ХТШ предостаточно этих самых «террористов» прибывших непосредственно из РФ. Джулани сам заявил что он даст сирийское гражданство иностранным боевикам своего ХТШ, чьё число он оценил от 10 до 20 тысяч. При том многие алавиты сразу после падения Асада считали, что в зоны Латакии и Тартуса войдут подразделения Свободной Сирийской армии, чему видимо были какие-то основания и существовали данные кем-то гарантии. Алавиты в Сирии во многом были под влиянием западной культуры, причём многие из них жили в Европе и революцией в Сирии они поднимать не хотели. В Сирии связи между общинами все же сохранились и алавитские верха надеялись, как и раньше договориться с идлибскими суннитами о примирении. Вместо этого как раз в Латакию и в Тартус командование ХТШ отправило иностранных моджахедов, которые посчитали, что эти города принадлежат им, а местные алавиты и христиане их рабы.
Именно действия этих моджахедов, как и ничем особо от них не отличающихся исламских боевиков ХТШ из Идлиба, и является главной причиной появления вооружённого сопротивления у алавитов. К тому же ЕС сразу, после сверления Асада отказалось принимать беженцев из Сирии, тогда как о возможности бегства в РФ могли думать лишь сирийцы с хорошими связями на базе Хмеймин. Так что и бежать-то как алавитами, так и христианам было некуда. Оружие и боеприпасы у них остались в большом количестве и решение напрашивается само собой. Новая власть ХТШ это понимает и потому и начала компанию разоружения именно с алавитских и христианских районов. Так целью компании разоружения стал христианский городок Маалюля, где находится православный монастырь с мощами святой Феклы широко почитаемой в Сирии, в том числе и многими алавитами.
То, что в Сирии действуют целые отряды иностранных моджахедов тревогу у новых властей и у их иностранных «партнёров» не вызывает. Видимо на то есть основания, и уже возможно есть планы привлечения этих моджахедов в другие регионы мира.
Турция имеет долгую традицию использования салафитов в своих интересах, тем более, что особо тёплых чувств турки к России никогда не испытывали.
Что касается алавитов, то тяжело сейчас предугадать в каком направлении будут развиваться события в их регионе. В международной политике Сирия как была, так и осталась важным фактором. Ее важность тем более высока что она граничит с Израилем главным эпицентром политики на Ближнем Востоке. Прибрежные города Латакия и Тартус поэтому без внимания не останутся. Таким образом, можно ожидать появления у алавитов собственного политического движения которое станет важным фактором в судьбе Сирии.