Я стараюсь как можно чаще посещать Московский Кремль; в нем много храмов, много святынь, много мощей великих угодников Божиих, особенно в Успенском соборе. В один из будничных летних дней я снова отправился туда; день выдался облачным и нежарким, поэтому желающих посетить Кремль гораздо больше, чем несколько месяцев назад в коронавирусный период. Строгостей по-прежнему достаточно: один контроль, затем другой, с электронной проверкой. Но все это занимает считанные минуты.
Вхожу в Успенский собор; многолюдно; несколько экскурсионных групп, в том числе иностранцев - ведь это не просто храм, а храм-музей. Экскурсанты мне не помеха, у них свои дела, а у меня свои: я пришел помолиться священномученику Ермогену, Патриарху Московскому и всея Руси. Его святые и цельбоносные мощи покоятся в ажурном металлическом шатре, который расположен в западной части храма. Патриарх Ермоген - спаситель России, и кому молиться в наши тревожные и суровые дни, как не ему...
Судьба России в начале семнадцатого века висела на волоске: ей угрожали как внутренние враги, так и внешние. Самозванец Лжедмитрий с одурманенными и ослепленными сподвижниками направился к Москве и остановился в Тушино. Патриарх Ермоген направил изменникам несколько посланий. В одном из них он писал: «Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику... Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых. Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющих к Богу. Вспомните, на кого вы поднимете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? не свое ли Отечество разоряете? Заклинаю вас именем Бога: отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца».
Вскоре тушинского вора постигла кара Божия: он был убит своими приближенными.
Более серьезная опасность исходила от внешнего врага. Польское войско во главе с королем Сигизмундом III захватило Москву; начались грабеж, мародерство, надругательство над святынями; поляки хотели искоренить православную веру в русском народе и насадить католичество. Патриарх Ермоген рассылал по всем городам и селам письма, призывая русский народ забыть разногласия, сплотиться и изгнать иноплеменников за пределы Русской Земли.
Авторитет Патриарха был настолько высок, что ляхи трепетали при упоминании его святого имени. Вместе с изменниками-боярами они насильно свели Ермогена с Патриаршего престола и заточили его в Чудов монастырь. Но и отсюда Святитель рассылал письма во все пределы страны, воодушевляя соотечественников на борьбу с оккупантами. День и ночь он молился Христу, умоляя Его простить грехи и беззакония русским людям и помиловать страждущую Русь. Пламенные молитвы Патриарха сделали свое дело: избавление от нечестивых супостатов было уже не за горами.
Девять месяцев томился святой мученик в монастырском подвале, терпя голод и холод. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к нему послов: «Если не прикажешь русскому ополчению отойти от Москвы, то тебя ждет смертная казнь».
Святитель отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы; если останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру».
Мужество и стойкость Патриарха, его непоколебимая адамантовая вера, его дерзновенное стояние пред Богом спасли Русскую Землю...
Я подошел поближе к ажурному шатру и помолился Святителю такими словами:
-Угодниче Божий, ты в начале семнадцатого века спас Русскую Землю от верной гибели; спаси нас и ныне, ибо мы находимся в еще более отчаянном обстоянии - мировое зло раскрыло свою мерзкую пасть, чтобы поглотить Россию. Да не будет этого! Все козни сатанинских сил претвори, угодниче Божий, в пыль, в прах, в ничто. Ты находишься сейчас у Престола Божия и с еще большим успехом, чем раньше, можешь помочь нам. Аминь.
Фото автора
Успенский собор в Московском Кремле
Шатер в Успенском соборе, где находится рака с мощами Святителя Ермогена