Римское благородство,

или Как римское простодушие продлило жизнь Карфагену на сто лет

2 Григорий Калюжный  Наталья Сидорина 
2305
Время на чтение 8 минут

[Послесловие к войне Карфагена с собственной армией]

Часть I

Часть II

 

Только помощь Рима спасла Карфаген

 

В нашем рассказе о войне Карфагена не на жизнь, а на смерть со своей сицилийской армией и примкнувшими к ней ливийскими повстанцами мы до настоящего времени оставили без внимания реакцию Рима и римлян на эту войну. Ведь очевидно, что у Рима был уникальный шанс ‒ практически не прилагая к тому усилий ‒ покончить навсегда со страшным врагом, с которым он только что воевал почти четверть века.

Напомним, что даже после первых побед Гамилькара над мятежниками, несчастья Карфагена все еще нарастали. Полибий свидетельствует: «запасы [продовольствия] подвозимые из так называемых у карфагенян Эмпорий [карфагенских поселений в районе Малого Сирта], те запасы, на которые они возлагали наибольшие надежды касательно прокормления войска и снабжения его всеми нужными предметами, погибли на море от бури».

«В то же самое время наемные солдаты, составлявшие гарнизон в Сардинии, подражая Матосу и Спендию, восстали против карфагенян, находившихся на острове. Бостора, бывшего в то время начальником вспомогательных войск, они заперли в кремле [цитадели] и убили вместе с его согражданами.

Когда карфагеняне снова отправили Ганнона [так называемого Ганнона Сардинского, не путать с Великим] военачальником во главе войска, это последнее покинуло его и передалось мятежникам; самого военачальника они взяли в плен и тотчас распяли на кресте.

После этого восставшие предавали всех карфагенян на острове неслыханным, изысканным мучениям и смерти, а затем покорили своей власти города и стали обладателями острова, пока не поссорились с сардинцами и не были выгнаны в Италию.

 

 

Так потеряна была для карфагенян Сардиния, остров замечательный по величине, многолюдству населения и по своему плодородию». А заодно бывший источником дополнительного снабжения Карфагена продовольствием, особенно в трудные для того времена.

«Довершением бедствия было отпадение городов Гиппакрита и Утики, единственных в целой Ливии, которые не только мужественно переносили тягости настоящей войны, но оказали упорное сопротивление врагу во времена Агафокла и при вторжении римлян в Ливию, словом, всегда оставались верными карфагенянам.

Напротив, теперь без всякого повода города эти перешли на сторону ливийцев и вместе с переменою обнаружили нежнейшее расположение и доверие к мятежникам. Мало того: по отношению к карфагенянам они проявили непримиримую злобу и ненависть.

Так, явившийся к ним от карфагенян вспомогательный отряд, около пятисот человек, они истребили вместе с начальником его, сбросив всех их со стены, а самый город передали ливийцам. Карфагенянам мятежники отказали даже в просьбе похоронить несчастных.

Матос и Спендий, ободренные этими удачами, приступили к осаде самого Карфагена».

Как видим, Карфаген был окружен со всех сторон, лишен всякой помощи, отрезан от продовольствия. Риму стоило высадить в Африку несколько легионов, замотивировав это «гуманитарной помощью» воюющим сторонам, и с Карфагеном, как субъектом международной политики, было бы покончено.

Ведь помимо всего прочего, перешедший на сторону мятежников крупнейший в Ливии после Карфагена город Утика, попросил покровительства Рима. «Утика даже обратилась к Риму с просьбой принять ее в систему римских союзов; если бы Рим воспользовался этим предложением, его африканская провинция, несомненно, была бы создана примерно на сто лет раньше»[1]. Под покровительство Рима попросилась и принадлежащая Карфагену Сардиния.

Но Рим проявил необъяснимое до сих пор благородство к поверженному сопернику. «Он отклонил предложение Утики и тем самым отказался от блестящей возможности закрепиться на североафриканском побережье.

Нам неизвестно, какими мотивами руководствовалось римское правительство, совершая такой исключительный поступок»[2].

Более того, Рим не только не предпринял враждебных Карфагену шагов, но еще стал помогать Карфагену в его борьбе с мятежниками. Из Рима шло в Карфаген продовольствие, с восставшими наемниками было запрещено поддерживать торговые отношения.

Были возвращены все пленные и каждую просьбу Карфагена римляне выполняли, как пишет Полибий, «охотно и любезно». Рим отказал не только Утике, но и Сардинии в покровительстве. Полибий говорит, что только помощь Рима спасла Карфаген в дни Ливийской войны. В ином случае Гамилькар просто не успел бы проявить свой талант полководца.

Это благородство потом стоило Риму еще двух Пунических войн и сотен тысяч жизней своих соотечественников.

 

Поступить иначе римляне не могли

 

«Что заставило римлян быть так нерасчетливо великодушными?

Боялись ли они, как объясняли всегда впоследствии сами, попрать договор и соблюдали нерушимую верность слову, которой так гордились?

Претил ли им союз с шайкой кровожадных и диких разбойников»[3], в которую превратились сицилийские ветераны Гамилькара? Или, как объясняют марксисты и либералы, «рабовладельцы двух стран проявили классовую солидарность»?

На самом деле, римляне не поняли тогда до конца, что за враг им противостоит, и поступили просто порядочно, как и предписывал старый римский менталитет.

Поступить иначе римляне той поры не могли.

И только когда быстро морально оправившийся Карфаген для поправки истощенной казны стал втихую захватывать римские торговые корабли, грабить их, а команду топить в море, чтобы следов не найти, римляне узнав об этом пришли в ярость[4].

Испугавшись новой войны, Карфаген отдал Риму в качестве компенсации «за моральный ущерб» Сардинию, а также согласился увеличить репарации еще на 1 200 талантов. Отметим, что прибывший в Сардинию первый консул 238 года Тиберий Семпроний Гракх, «чтобы дважды не ходить», прихватил в пользу Рима заодно и Корсику.

Есть версия, что Рим просто забрал Сардинию у ослабленного Ливийской войной Карфагена. Но даже если это так, то, во-первых, еще в конце 256 года, во время десанта в Ливию корпуса Регула, Карфаген готов был выйти из войны, примирившись с потерей и Сицилии и Сардинии.

Во-вторых, благородно отказавшись во время Ливийской войны от поддержки восставших наемников в Сардинии, Рим по ее окончании совершенно резонно рассудил, что нельзя оставлять плацдарм столь малопредсказуемого государства, как Карфаген под самым своим боком, ‒ смотрите карту.

А в-третьих, повторим, все это и много больше Рим мог бы получить, вмешавшись на другой стороне, или просто встав над схваткой.

Даром Риму его благородство не обошлось. Не с теми связался.

[Не стоит забывать и России о вреде излишнего миролюбия и благородства во время текущей спецоперации. В которой нам противостоит враг ‒ в лице киевского нацистского режима, ‒ по морально-политическим качествам худший, чем все вместе взятые карфагенские олигархи.

И единственно возможный договор с этим режимом ‒ договор о его полной и безоговорочной капитуляции].

 

Гамилькар Барка покидает Карфаген

 

С окончанием Ливийской войны началась «мистическая» или «мифологическая» составляющая Пунических войн. Началась с того, что жадные и, судя по их поступкам, не слишком умные, или, во всяком случае, не слишком дальновидные карфагенские олигархи, после победы в Ливийской войне попытались привлечь спасшего их Гамилькара Барку к суду «как виновника бедствий отечества»[5].

Понятно, что инициаторами предполагаемого судебного процесса были те же силы, что смогли навязать Гамилькару Ганнона Великого для соучастия в победном окончании войны. Здесь «силы» малость не рассчитали, так как в руках у Барки была новая победоносная армия. Так что олигархам он сделал ручкой и отправился приводить окончательно под свою руку Испанию.

Казалось бы, Гамилькар должен был после всего этого возненавидеть этих самых олигархов, не давших ему выиграть войну в Сицилии, а затем заставивших воевать с собственными солдатами. И вдобавок обвинивших его в государственной измене. Ну, не получилось вообще придавить их в Карфагене, так царствуй себе в Испании. Никто реально помешать не может. И горя не знай.

Так нет. Гамилькар продолжал пылать «священной» ненавистью к Риму, который, между прочим, только что спас Карфаген от поражения в Ливийской войне и косвенно способствовал победам в ней самого Гамилькара.

И ненависть к Риму Гамилькар передал сыновьям. Во всяком случае, самому известному из них – Ганнибалу Барке. Главному герою грядущей Второй Пунической войны, едва не поставившей крест на самом существовании Рима.

Но о Второй Пунической и о подготовке к ней ‒ отдельный рассказ.

 

 

[1] Кораблев И.Ш. Ганнибал. С. 48.

[2] Там же.

[3] Бобровникова Т.А. Сципион Африканский. Картины жизни Рима эпохи Пунических войн. – М., 1998. С. 25.

[4] Аппиан Александрийский. Римская история. – М.: Наука, 1998. Книга VIII. Пунические войны. Часть 1. Пунические войны. I. 5. С. 116.

[5] Кораблев И.Ш. Ганнибал. С. 50.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Галенин
Все статьи Борис Галенин
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26