Вестники Пасхального торжества

Размышления о новой книге священника Леонида Сафронова

0
689
Время на чтение 8 минут
Фото: Портрет о.Леонида Сафронова. Фото А.Рассанова

 

Она называется «В Россию грачи прилетели».

Открыв ее, я вошел в чудный, неповторимый, удивительный мир, который называется Россия. На меня пахнули ее запахи, я увидел ее краски,  любовался ее тихими закатами, ко мне навстречу вышли русские люди с их самобытными характерами, с поисками правды и справедливости, с их болью и страданиями.

 Во многих стихотворениях автор говорит о нашем сегодняшнем невыразимо тяжелом положении. А скажите, когда нам было легко? Я что-то такого времени не припомню. Татарское иго – разве это не кровь и муки? Смутное время – разве это не крик отчаяния? Поляки уже сидели в Кремле, не сомневаясь, что с Россией покончено. А войны? Одна за другой, одна за другой. Где уж тут думать об отдыхе и покое?

Отец Леонид чаще всего говорит о деревне, потому что Россия – это прежде всего деревня и ее обитатели. А город – это цивилизация, шумные, сверкающие огнями реклам города, многолюдство, суета, борьба за место. Деревня -  это пахари и кузнецы, а город – это многолюдные улицы и проспекты, где человек не видит человека.

Почти в каждом стихотворении звучит жгучая боль  о сегодняшней России, о разоренных сельских очагах.

 

             Во мраке деревня гнилая –

             Остатки крестьянских домов:

             Не слышно собачьего лая,

             Не видно вечерних дымов.

 

             И только над сломанным вязом,

             Над миром разбитых корыт

Кошачьим пронзительным глазом

             Звезда голубая горит.

 

             И шорох таится мышиный

             По мертвым забитым складам...

             А мимо несутся машины

             К далеким большим городам.

 

Стихотворения «Коровушка», «Павел Иванович Чичиков», «Перевернутый баркас», «Итак, она звалась Татьяной...», «Забытое поле Куликово...», «Красивая баба» и другие повествуют о трагизме  современной жизни. Почему наша жизнь так круто изменилась? Почему мы страждем и бедствуем уже долгое-долгое время? Почему слезы не высыхают на глазах отчаявшихся вдов и сирот? Почему солнце сокрыто за темными, тяжелыми тучами и никак не может вырваться на простор весеннего голубого неба?

Ответ мы находим в одном из произведений поэта.

 

             Как над селами космос засвищет,

             Так согнувшись от тяжких вериг,

             Что-то во поле бродит и ищет

             Синим светом обросший старик.

 

             Раз набрел на лихую ватагу:

             Не народ, а сплошной матерьял:

             «Что ты ищешь?» «Небесную тягу

             На земле, - говорит, - потерял».

 

             Отвалили ему полковриги;

             С голодухи и хлеб – колбаса:

             «Ты бы сбросил, - гогочут, - вериги,

             Легче станет попасть в небеса».

 

             Тут такая в них тягость поперла,

             Подхватить не успели кошли,

             Всей оравой по самое горло

             В ненасытную землю ушли.

 

             И не могут сработать ни шагу

             Из нее ни назад, ни вперед,

             Чуют носом небесную тягу,

             Да земная за горло берет.

 

Если бы только эта беззаботная ватага потеряла небесную тягу, было бы полбеды, а то почти весь русский народ утратил ее. А без небесной тяги спасение невозможно, без нее все православные храмы сокрыты в густом тумане, без нее вспомнить о Боге некогда – ежедневные заботы и бестолковая суета не дают даже голову поднять и посмотреть вверх, на небо.

 Стихотворения о. Леонида – это, как правило, развернутые новеллы. Их подсказывает сама жизнь: то ли встреча с каким-то человеком, то ли посещение сельского кладбища, то ли запомнившаяся сценка в пивном баре в Твери, то ли неожиданный, поразивший воображение, пейзаж. У поэта свой мягкий, задушевный голос, родившийся в сокровенной глубине русской земли.

 

Портрет художника Алексея Саврасова

 

В качестве иллюстраций к своей книге о. Леонид избрал картины замечательного русского художника Алексея Саврасова. Поэт и художник удачно дополняют друг друга: то, что не сказал о. Леонид, восполняет Алексей Саврасов; и наоборот: то, что не сказал художник, восполняет поэт. Впрочем, у книги есть и третий автор – фотограф Андрей Рассанов, создавший два прекрасных портрета о. Леонида.

Книга издана прекрасно, бумага мелованная, иллюстрации смотрятся хорошо. Но я все же съездил в Третьяковскую галерею, чтобы еще раз увидеть картины художника, особенно «Грачей», в оригинале. Полотна экспонируются в зале номер восемнадцать. К большому сожалению, их немного, всего четырнадцать (остальные в запасниках и в других музеях).

 

А. Саврасов. «Грачи прилетели»

 

Картина «Грачи прилетели» является как бы камертоном для всей книги. Это духовное произведение с глубоким и важным подтекстом. Грачи прилетают к нам, в Россию, весной, в конце марта или в начале апреля. Природа пробуждается, скоро, очень скоро деревья оденутся яркой зеленой листвой, в поле расцветут цветы, пчелы полетят собирать нектар, птицы радостными звуками станут воспевать Творца. А через некоторое время наступит самый главный, самый радостный, самый ликующий праздник – Пасха Христова! И воздух огласит громкий звук церковных колоколов. Значит, Россия скоро воскреснет! «Грачи прилетели» - мажорное, светлое, жизнеутверждающее произведение.

 

А. Саврасов. «Грачи прилетели» (фрагмент)

 

Саврасов написал свою картину в 1871-ом году. Это было время, когда духовные скрепы России сильно ослабели, если не сказать больше, и наше Отечество постепенно катилось по наклонной плоскости. Вот почему на первом плане его произведения – тонкие, хилые, согнутые как будто какой-то болезнью березки. Художник долго бродил по окрестностям Костромы, куда приехал на этюды, пока не нашел того, чего искал, – эти березки.

Это один акцент картины. Второй – на заднем плане: православный храм за длинным-длинным забором и за какими-то сараями – это о нашей пошатнувшейся вере. Третий акцент – солнце, которого не видно, так как оно за облаками, но которое дает о себе знать – заметные тени от березок  и от забора; кажется, солнце вот-вот прорвет облачную завесу, и ослепительные лучи заиграют на стволах березок, на стенах храма, на слегка подтаявшем снегу. И, наконец, четвертый акцент: прилетевшие из южных стран грачи, занятые приятными хлопотами: осваивают старые гнезда и вьют новые.

Почти все картины Алексея Саврасова выполнены в печальных грустных тонах. Почему? Художник пишет Россию такой, какова она есть. Для него важна в первую очередь правда жизни. Судьба русского народа очень трудна - пасмурная погода часто преобладает над солнечной.

Но в его полотнах всегда есть луч света и надежды; почти во всех его произведениях присутствует храм Божий, без которого русский народ не мыслит своего существования; есть богомольцы, монастыри; есть радуга, есть рассвет над огромным пространством России.

 

А.Саврасов «Вид на Кремль в ненастную погоду»

 

Вот, например, картина «Вид на Кремль в ненастную погоду». Все небо затянуто мрачными тучами, холодный ветер треплет кроны деревьев, вот-вот начнется ливень, - и только в одном месте просвет, там, где Кремль с его соборами и  колокольней Ивана Великого, только отсюда исходит радужное сияние.

«К заутрени. Морозная ночь». Пасха ранняя, поэтому еще лежит снег. Люди спешат в храм, который озарен огнями; как бы не опоздать к началу службы.

 

А. Саврасов. «Дворик. Зима»

 

 «Зима». Зимняя дорога, снег, небо темное, слева и справа от дороги тонкие промерзшие березки. Куда же ведет узкая извилистая дорожка? Она ведет к храму, который едва-едва заметен на горизонте.

В картине «Грачи прилетели» (это вершина его творчества) художник высказал сокровенную мысль русского человека: Россия бессмертна, как бессмертен Спаситель. Наше Отечество идет путем Христа, а Европа, скатившись в католичество и протестантизм, отказавшись от Бога, блуждает во тьме. Россия гонима, как был гоним Иисус Христос, а Европа пребывает в благополучии, построив Вавилонскую башню цивилизации. Россия неминуемо воскреснет, а Европа останется у своего изобильного корыта.

 Книга озарена Пасхальным сиянием. Каждая ее строка и каждая картина говорят о трудном, но неуклонном восхождении русского народа к Небесным Чертогам. Авторы прикоснулись к тайне русской жизни, к невидимой духовной силе, которая выдержит любое испытание.

Россия – это духовный организм. Если смотреть на него светскими очами, то ничего не увидишь и ничего не поймешь. Россия открывается только духовным ключом.

Если река замерзла и покрылась толстым слоем льда, то это не значит, что все потеряно, - и подо льдом вода течет. Если русский народ оступился, то это не значит, что он не сможет подняться; он много раз падал и много раз снова поднимался. О. Леонид и Алексей Саврасов верят, что русский народ еще скажет свое последнее слово.

 

             На холм вела тропа крутая.

             И средь бурьяна на холме

             В пустой деревне Русь Святая

             Явилась мне, открылась мне...

             Здесь было все вокруг красиво:

             Туман сплетался в кружева...

             И я увидел, что Россия –

             Святая Русь – еще жива.

             Ведь даже в этих избах древних,

             Где огнь в печи давно потух,

             Еще таится дух деревни,

             А значит: самый русский дух.

 

             ......................................

             .....................................

             .....................................

 

             Себя на время обретая,

             В своей душе, в своем уме,

             Подумал я: «О Русь Святая!

             Ты на любом стоишь холме!»

             Вокруг меня уже смеркалось,

             Деревня покрывалась мглой.

             И небо звездное смыкалось

             С холмистой русскою землей.

 

Николай Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России

Фото автора

 

А. Саврасов. «Рожь»

 

 А. Саврасов. «К концу лета на Волге»

 

А. Саврасов. «Озеро в горах Швейцарии»

 

У картин А. Саврасова

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Петрович Кокухин
Крест над Америкой
Его начертала десница Господня
10.07.2024
«Я была как на Небе!»
9 июля – память Тихвинской иконы Божией Матери
08.06.2024
Всякое дыхание да хвалит Господа
Пасхальный рассказ
24.05.2024
Роковая ошибка царя Додона
Перечитывая А. Пушкина
15.05.2024
Мы идем путем Христа
Нас будут гнать до Второго пришествия Сына Человеческого, и ничего изменить нельзя
19.04.2024
Все статьи Николай Петрович Кокухин
Последние комментарии
История с бутафорией покушения в США
Новый комментарий от Калужанин
15.07.2024 21:48
Михаил II – был ли он Императором Всероссийским?
Новый комментарий от Zakatov
15.07.2024 20:18
Сократить их присутствие до крайнего минимума
Новый комментарий от Константин В.
15.07.2024 20:17
«Мастера семейного счастья»
Новый комментарий от Сергей иванович
15.07.2024 18:09
Ухо Трампа и задачи России
Новый комментарий от Рабочий
15.07.2024 15:32