Она называется «В Россию грачи прилетели».
Открыв ее, я вошел в чудный, неповторимый, удивительный мир, который называется Россия. На меня пахнули ее запахи, я увидел ее краски, любовался ее тихими закатами, ко мне навстречу вышли русские люди с их самобытными характерами, с поисками правды и справедливости, с их болью и страданиями.
Во многих стихотворениях автор говорит о нашем сегодняшнем невыразимо тяжелом положении. А скажите, когда нам было легко? Я что-то такого времени не припомню. Татарское иго – разве это не кровь и муки? Смутное время – разве это не крик отчаяния? Поляки уже сидели в Кремле, не сомневаясь, что с Россией покончено. А войны? Одна за другой, одна за другой. Где уж тут думать об отдыхе и покое?
Отец Леонид чаще всего говорит о деревне, потому что Россия – это прежде всего деревня и ее обитатели. А город – это цивилизация, шумные, сверкающие огнями реклам города, многолюдство, суета, борьба за место. Деревня - это пахари и кузнецы, а город – это многолюдные улицы и проспекты, где человек не видит человека.
Почти в каждом стихотворении звучит жгучая боль о сегодняшней России, о разоренных сельских очагах.
Во мраке деревня гнилая –
Остатки крестьянских домов:
Не слышно собачьего лая,
Не видно вечерних дымов.
И только над сломанным вязом,
Над миром разбитых корыт
Кошачьим пронзительным глазом
Звезда голубая горит.
И шорох таится мышиный
По мертвым забитым складам...
А мимо несутся машины
К далеким большим городам.
Стихотворения «Коровушка», «Павел Иванович Чичиков», «Перевернутый баркас», «Итак, она звалась Татьяной...», «Забытое поле Куликово...», «Красивая баба» и другие повествуют о трагизме современной жизни. Почему наша жизнь так круто изменилась? Почему мы страждем и бедствуем уже долгое-долгое время? Почему слезы не высыхают на глазах отчаявшихся вдов и сирот? Почему солнце сокрыто за темными, тяжелыми тучами и никак не может вырваться на простор весеннего голубого неба?
Ответ мы находим в одном из произведений поэта.
Как над селами космос засвищет,
Так согнувшись от тяжких вериг,
Что-то во поле бродит и ищет
Синим светом обросший старик.
Раз набрел на лихую ватагу:
Не народ, а сплошной матерьял:
«Что ты ищешь?» «Небесную тягу
На земле, - говорит, - потерял».
Отвалили ему полковриги;
С голодухи и хлеб – колбаса:
«Ты бы сбросил, - гогочут, - вериги,
Легче станет попасть в небеса».
Тут такая в них тягость поперла,
Подхватить не успели кошли,
Всей оравой по самое горло
В ненасытную землю ушли.
И не могут сработать ни шагу
Из нее ни назад, ни вперед,
Чуют носом небесную тягу,
Да земная за горло берет.
Если бы только эта беззаботная ватага потеряла небесную тягу, было бы полбеды, а то почти весь русский народ утратил ее. А без небесной тяги спасение невозможно, без нее все православные храмы сокрыты в густом тумане, без нее вспомнить о Боге некогда – ежедневные заботы и бестолковая суета не дают даже голову поднять и посмотреть вверх, на небо.
Стихотворения о. Леонида – это, как правило, развернутые новеллы. Их подсказывает сама жизнь: то ли встреча с каким-то человеком, то ли посещение сельского кладбища, то ли запомнившаяся сценка в пивном баре в Твери, то ли неожиданный, поразивший воображение, пейзаж. У поэта свой мягкий, задушевный голос, родившийся в сокровенной глубине русской земли.
Портрет художника Алексея Саврасова
В качестве иллюстраций к своей книге о. Леонид избрал картины замечательного русского художника Алексея Саврасова. Поэт и художник удачно дополняют друг друга: то, что не сказал о. Леонид, восполняет Алексей Саврасов; и наоборот: то, что не сказал художник, восполняет поэт. Впрочем, у книги есть и третий автор – фотограф Андрей Рассанов, создавший два прекрасных портрета о. Леонида.
Книга издана прекрасно, бумага мелованная, иллюстрации смотрятся хорошо. Но я все же съездил в Третьяковскую галерею, чтобы еще раз увидеть картины художника, особенно «Грачей», в оригинале. Полотна экспонируются в зале номер восемнадцать. К большому сожалению, их немного, всего четырнадцать (остальные в запасниках и в других музеях).
А. Саврасов. «Грачи прилетели»
Картина «Грачи прилетели» является как бы камертоном для всей книги. Это духовное произведение с глубоким и важным подтекстом. Грачи прилетают к нам, в Россию, весной, в конце марта или в начале апреля. Природа пробуждается, скоро, очень скоро деревья оденутся яркой зеленой листвой, в поле расцветут цветы, пчелы полетят собирать нектар, птицы радостными звуками станут воспевать Творца. А через некоторое время наступит самый главный, самый радостный, самый ликующий праздник – Пасха Христова! И воздух огласит громкий звук церковных колоколов. Значит, Россия скоро воскреснет! «Грачи прилетели» - мажорное, светлое, жизнеутверждающее произведение.
А. Саврасов. «Грачи прилетели» (фрагмент)
Саврасов написал свою картину в 1871-ом году. Это было время, когда духовные скрепы России сильно ослабели, если не сказать больше, и наше Отечество постепенно катилось по наклонной плоскости. Вот почему на первом плане его произведения – тонкие, хилые, согнутые как будто какой-то болезнью березки. Художник долго бродил по окрестностям Костромы, куда приехал на этюды, пока не нашел того, чего искал, – эти березки.
Это один акцент картины. Второй – на заднем плане: православный храм за длинным-длинным забором и за какими-то сараями – это о нашей пошатнувшейся вере. Третий акцент – солнце, которого не видно, так как оно за облаками, но которое дает о себе знать – заметные тени от березок и от забора; кажется, солнце вот-вот прорвет облачную завесу, и ослепительные лучи заиграют на стволах березок, на стенах храма, на слегка подтаявшем снегу. И, наконец, четвертый акцент: прилетевшие из южных стран грачи, занятые приятными хлопотами: осваивают старые гнезда и вьют новые.
Почти все картины Алексея Саврасова выполнены в печальных грустных тонах. Почему? Художник пишет Россию такой, какова она есть. Для него важна в первую очередь правда жизни. Судьба русского народа очень трудна - пасмурная погода часто преобладает над солнечной.
Но в его полотнах всегда есть луч света и надежды; почти во всех его произведениях присутствует храм Божий, без которого русский народ не мыслит своего существования; есть богомольцы, монастыри; есть радуга, есть рассвет над огромным пространством России.
А.Саврасов «Вид на Кремль в ненастную погоду»
Вот, например, картина «Вид на Кремль в ненастную погоду». Все небо затянуто мрачными тучами, холодный ветер треплет кроны деревьев, вот-вот начнется ливень, - и только в одном месте просвет, там, где Кремль с его соборами и колокольней Ивана Великого, только отсюда исходит радужное сияние.
«К заутрени. Морозная ночь». Пасха ранняя, поэтому еще лежит снег. Люди спешат в храм, который озарен огнями; как бы не опоздать к началу службы.
А. Саврасов. «Дворик. Зима»
«Зима». Зимняя дорога, снег, небо темное, слева и справа от дороги тонкие промерзшие березки. Куда же ведет узкая извилистая дорожка? Она ведет к храму, который едва-едва заметен на горизонте.
В картине «Грачи прилетели» (это вершина его творчества) художник высказал сокровенную мысль русского человека: Россия бессмертна, как бессмертен Спаситель. Наше Отечество идет путем Христа, а Европа, скатившись в католичество и протестантизм, отказавшись от Бога, блуждает во тьме. Россия гонима, как был гоним Иисус Христос, а Европа пребывает в благополучии, построив Вавилонскую башню цивилизации. Россия неминуемо воскреснет, а Европа останется у своего изобильного корыта.
Книга озарена Пасхальным сиянием. Каждая ее строка и каждая картина говорят о трудном, но неуклонном восхождении русского народа к Небесным Чертогам. Авторы прикоснулись к тайне русской жизни, к невидимой духовной силе, которая выдержит любое испытание.
Россия – это духовный организм. Если смотреть на него светскими очами, то ничего не увидишь и ничего не поймешь. Россия открывается только духовным ключом.
Если река замерзла и покрылась толстым слоем льда, то это не значит, что все потеряно, - и подо льдом вода течет. Если русский народ оступился, то это не значит, что он не сможет подняться; он много раз падал и много раз снова поднимался. О. Леонид и Алексей Саврасов верят, что русский народ еще скажет свое последнее слово.
На холм вела тропа крутая.
И средь бурьяна на холме
В пустой деревне Русь Святая
Явилась мне, открылась мне...
Здесь было все вокруг красиво:
Туман сплетался в кружева...
И я увидел, что Россия –
Святая Русь – еще жива.
Ведь даже в этих избах древних,
Где огнь в печи давно потух,
Еще таится дух деревни,
А значит: самый русский дух.
......................................
.....................................
.....................................
Себя на время обретая,
В своей душе, в своем уме,
Подумал я: «О Русь Святая!
Ты на любом стоишь холме!»
Вокруг меня уже смеркалось,
Деревня покрывалась мглой.
И небо звездное смыкалось
С холмистой русскою землей.
Николай Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России
Фото автора
А. Саврасов. «Рожь»
А. Саврасов. «К концу лета на Волге»
А. Саврасов. «Озеро в горах Швейцарии»
У картин А. Саврасова