Выступление на Круглом столе в офисе Петровской академии наук и искусств 8 апреля 2022 г. посвященного обсуждению Указа Президента РФ в сфере национальной безопасности Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей»
Ситуация, в которой в настоящее время пребывает Россия, является, пожалуй, одной из самых экзистенциально напряженных и драматичных за всю историю ее существования. Война, сконструированная Вашингтоном и их сателлитами, посредством сформированного на Украине русофобского режима, единственной целью которого является война с Россией, небывалые в истории экономические санкции, беспрецедентное политическое давление на нашу страну и ее союзников предназначено для уничтожения России как суверенного государства. В условиях неминуемого роста дефицита природных ресурсов, куш раздела России настолько сладок, что можно идти на все.
Понимая, что захват России военным путем в нынешних условиях неосуществим, агрессивный американоцентричный Запад, в рамках информационной войны, развязанной против нашей страны, нацелен на дискредитацию традиционных ценностей, очернение российской истории, деперсонализацию национального самосознания, опорочивание идеи российского патриотизма.
Столь драматическая ситуация, когда на кон истории поставлены не только национальная идентичность, но и само существование России как суверенного государства, диктует необходимость опоры на архетипические основания русской цивилизации, воспроизводящиеся на протяжении веков. Как заметил Иван Александрович Ильин: «Быть русским — значит видеть её драгоценную самобытность и неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный русским людям».
Исходя из того, что бытие сущего, в котором пребывает человек, в обобщенном виде можно подразделить на природу и культуру, такими факторами являлись география и патриархальность.
Очевидно то, что облик русского человека определила особая география страны. Со времен Ивана Калиты размеры России удивляли взор любого иностранца. Поэтому в России прогноз погоды передача – геополитическая – метеорологического движения от Сахалина до Калининграда, напоминающая необъятных просторах России. Ведь неспроста председателем Российского географического общества является министр обороны Сергей Кожугетович Шойгу, а итоговые годовые собрания в его основном офисе, находящемся в Петербурге проходят при участии самого Президента.
Для русского человека территория обладает сакральным смыслом, она, говоря словами Н.А. Бердяева, определила облик его широкой души, способной вместить в себя окружающий мир. У русского любовь к Родине – ландшафтная, к природе, к географии страны. При опросах молодежи, необъятные просторы России, удивительная красота, ее природные богатства ставится на первое место в ответе на вопрос: с чем ассоциируется Россия. Защита территории, «собирание земель» – императив, которому стремились следовать правители России на протяжении ее политической истории. Что выражено в ироничной форме: У Абе спрашивают: Как прошли переговоры с Путиным? — Успешно! Хоккайдо и Хонсю удалось отстоять.
Относительно культурологической скрепы русской идентичности, очевидно ее основу образует патриархальность. Наша культура – патриархальна. Это проявляется во взаимодействии поколений. Как себя поведет молодежь – наиболее активная часть общества? Не приведет ли в эпоху глобализации так называемый разрыв поколений к преобладанию контрпродуктивных молодежных движений, нацеленных на принятие ценностей, чуждых национальной традиции посредством «цветной» революции. «Первый канцлер Германской империи О. Бисмарк сформулировал рецепт покорения России: «Русских невозможно победить. Но русским можно привить лживые ценности и тогда они победят сами себя». Он оказался прав. Россию разрушали не столько оружием поражения, а, сколько оружием соблазнения, как это случилось в феврале 17 -го и в 90-е годы прошлого столетия, а ныне происходит с Украиной.
В России ферментом сплочения сменяющих друг друга поколений на протяжении веков выступала идея «отцовства». В плане реализации идеи отцовства, молодое поколение обладает достаточной степенью свободы выбора относительно собственных жизненных ориентиров. Нельзя же в новых социальных условиях вложить в полном объеме молодежи опыт отцов. Но это не означает, что выбор молодого поколения должен быть обусловлен исключительно выгодой и меркантильными интересами без учета нравственных ориентиров предков, от которых оно не может отвернуться по бытовым, политическим и иным соображениям. Сын не пойдет против «отца» в полном смысле слова, даже, не согласившись с позицией отца, на уровне подсознания он все равно полагает, что глубинном смысле выполняет его волю, являясь его наследником. В этом и есть суть подлинного консерватизма, как политической модели, которая устраняет восстание детей против отцов, создавая неотъемлемую связь поколений.
Институт отцовства и есть цивилизационный код России в развернутых в трех его ипостасях семейной – родительской, политической и религиозной.
Отец – это, собственно, отец семейства. «Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы. (Соломон). «Пока я Президент, у нас не будет «родителя номер один» и «родителя номер два» – будет мама и папа… (В.В. Путин) А вот после.... Боже упаси....
Это – Царь – Помазанник Божий, отец нации. А государство – есть государь-ство, функционирование которого связано с «двойным телом короля» (Э. Кантарович), в котором государственные институты, вся государственная служба – есть продолжение тела Государя. Образ правителя, восходящий к «Слову о Законе и Благодати» митрополита Илариона, стал архетипом, который прочно обосновался в коллективном бессознательном нашего общества. На протяжении всей нашей истории судьба России была неразрывно связана с жизнью её лидера, который являлся главным катализатором всех политических и общественных процессов. При демократии – «пустого трона» (К. Лефор), когда правитель избирается на определенный срок, воплощением Отца становится Отечество и его национальный лидер.
Это – Бог, в ипостаси Отца, как трансцендентного начала мира, от которого исходит Святой Дух.
Архетипы русской цивилизации явно обнаруживаются в Российской армии – институте, обладающим особым авторитетом в обществе. «Во всем свете у нас только два верных союзника – наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас». (Александр III).
— Несмотря на известную дедовщину, возникающую в отдельных подразделениях, в экстремальных условиях осуществляется полное взаимопонимание, складываются братские отношения между военнослужащими различных сроков службы и представителями различных национальностей. Эстафета воинских подвигов передается от поколения к поколению. Героический дискурс – бессмертен: … «Сбит с ног – сражайся на коленях, идти не можешь – лежа наступай. (Василий Маргелов) … «Работайте братья» (Магомед Нурбагандов).
— Во все времена основные усилия России направлялись на защиту неуклонно возрастающей территории, представляющую собой самостоятельную силу, силу - causasui, не требующую легитимации. «Война, предпринятая против государства столь обширного, как Россия, есть такая глупость, на которую ни один здравомыслящий политик и полководец не должны были соглашаться (М.И. Кутузов)
— Мне солдат дороже себя. (А.В. Суворов). Командир – «Батяня», несущий персональную ответственность за выполнение боевой задачи и жизнь подчиненных.
— Государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого.
— Молись Богу – от Него победа. Бог наш генерал, Он нас и водит. (А.В. Суворов).
Политическая история – не столько процесс, а, сколько эксцесс – пылающий факел, поливаемый потом и кровью. Защищая и восстанавливая свою историческую полноту, проявляя терпение (люди Донбасса показали, как надо защищать свои ценности, восемь лет ожидая этого контрудара), жертвенно служа Отцу, Отечеству и Богу, мы сохраняем не только основы русской цивилизации. Сегодня на Украине в непримиримой схватке с США, патриархальная Россия, неся бремя защитницы всего консервативного мира, включая Китай и Индию, открывает новую страницу в мировой политической истории, историю полного преображения мира – свободного от американского диктата.
Александр Иванович Кугай, профессор кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, профессор