Двадцать лет назад 27 февраля 2002 года на 74-м году жизни окончил свой земной путь выдающийся архиерей Русской Православной Церкви Максим (Кроха), архиепископ Могилевский и Мстиславский. И чем дальше в прошлое уходит этот скорбный день, тем больше те, кто знал владыку при его жизни, осознают, с каким великим человеком и архиереем Господь сподобил их общаться, набираться ума, учиться быть православными, сослужить с ним. Как писал известный поэт – лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии.
Всю свою сознательную жизнь от начала учебы в семинарии и до блаженной кончины владыка Максим посвятил служению Богу, в том числе в епископском сане почти 30 лет. Будучи русским человеком, владыка посвятил служению белорусскому православному народу в общей сложности около 27 лет (из них могилевской пастве почти 13 лет). Владыка Максим хорошо знал характер белорусского народа, его быт, историю, духовно-нравственные проблемы. Он был пастырем добрым, умел и вразумить, и утешить, и дать нужный совет, и оказать молитвенную помощь обращавшимся к нему. Отличительными чертами его характера были открытость, простота и доброта.
Архиепископ Максим был призван к архиерейскому служению Самим Богом еще во время его учёбы в Ленинградской семинарии. Когда в ноябре 1947 г. Ленинград посетил митрополит Гор Ливанских Илия (Карам) (†1969), который молился во время войны за спасение России, семинарист Борис Кроха прислуживал в качестве иподьякона во время божественной литургии. По окончании литургии митрополит Илия после небольшого курьеза, связанного с послушанием иподьякона Бориса, снял с себя одну из архиерейских панагий, благословил его ею, надел на него и по-русски сказал: «Храни, она тебе пригодится». Затем перекрестил Бориса и поцеловал в голову. А призыв-повеление принять монашество прозвучал два года спустя, в 1949 г. В ту памятную ночь с 13-го на 14-е августа Борис Кроха проснулся от сильного грома, увидел на небе Крест и услышал голос: «Не будете как дети – не войдете в Царство Небесное» (это повторилось три раза). Борис обратился за разъяснением этого знамения к своему духовнику иеромонаху Петру и ректору семинарии митрополиту Григорию (Чукову). Владыка митрополит расценил этот знак как волю Божию на принятие семинаристом Борисом монашества и благословил его на этот важный жизненный шаг. Десять дней спустя Борис Кроха уже был пострижен в монашество с именем Максим в честь Преподобного Максима Исповедника (†662).
Архиепископ Максим принимал самое деятельное участие в восстановлении из руин старых и в строительстве множества новых храмов Божиих, в открытии монастырей, а главное – в строительстве храмов в душах людей, изуродованных десятилетиями безбожного правления. Одним словом, в духовном возрождении некогда православного народа России, русского зарубежья, Беларуси, насильно оторванного от Бога и своей христианской веры.
Архиепископ Максим был исповедником Православия подобно своему небесному покровителю Максиму Исповеднику, которого очень почитал. Он стойко и мужественно защищал на протяжении всего срока своего священнического и архиерейского служения православную веру от нападок безбожников и еретиков. Как известно, т. н. советская власть под руководством КПСС провозглашала своей целью строительство рая на земле (коммунизма), но превратила жизнь народов России в настоящий ад. Будущий святитель хорошо знал истинную сущность этой власти и творцов государственного переворота 1917 года. Рано лишившись отца, который был сослан на Беломорканал и там мученически погиб лишь за то, что имел двух лошадей, пятилетний Борис вместе с матерью и братьями рано изведал ссылку в холодную Сибирь и крайнюю нужду. Много позже советская власть, даже прекратив разрушать храмы и расстреливать священнослужителей, в каждом архиерее, добросовестно исполнявшем свои обязанности, возрождавшем в людях веру, видела своего «идейного противника». В конце 70-х управляющий Госкомитетом по делам религий при Совете Министров СССР в минуту откровения как-то рассказал владыке Максиму о трех категориях архиереев РПЦ: одни из которых помогают, другие не мешают, а третьи мешают строить коммунизм. Архиепископа Максима, управлявшего тогда Омско-Тюменской епархией, он отнес к третьей категории – мешающих строить коммунизм.
Архиепископ Максим «мешал строить» и экуменизм – выступал против бесплодных «диалогов» с еретиками, против всяких уний с католиками (Баламандской, Шамбезийской и др.), чем вызывал на себя гнев высокопоставленных экуменистов РПЦ. Один протоиерей, приближенный к синодальным кругам, рассказывал, что, по мнению одного из членов Священного Синода, архиепископ Максим по своим заслугам достоин был звания митрополита, но не стал им потому, что «не умел ладить с начальством».
Архиепископ Максим «мешал строить» и новый мировой порядок (НМП) или глобализм, который строится в противовес старому мировому порядку, установленному Богом. Владыка считал, что процесс глобализации, сопровождающийся стиранием государственных границ, ведется с целью подготовки к воцарению единого правителя для отступившего от Христа человечества – антихриста. Владыка обличал античеловечную и антихристианскую практику присвоения человеку т. н. идентификационного номера (от лат. identifico – отождествлять), т. е. цифрового имени вместо христианского имени, полученного в таинстве крещения.
Архиепископ Максим был не просто исповедником Православия, он был бескровным мучеником. На его жизнь, как и в свое время на жизнь Святителя Георгия (Конисского), не один раз совершались покушения. Так, во время его служения в Аргентине 22.10.1972 г. автомобилю, в котором ехал владыка, была устроена авария, и он лишь чудом по милости Божией остался жив. От проникающего ранения грудной клетки металлическим штырём его защитила панагия митрополита Гор Ливанских Илии (Карама), принявшая удар на себя. В Омске, куда он прибыл в начале января 1975 г. на освободившуюся кафедру вместо зверски убитого в архиерейском доме 23.10.1974 г. архиепископа Мефодия (Мензака), в течение года владыка Максим получал письма и телеграммы с угрозами убийства. До него занять эту кафедру другие иерархи отказались. Имела место угроза убийством владыке и в Туле в 1987 г., причем владыка безбоязненно молился около 15 минут, находясь под дулом направленного на него пистолета наемника. Во время его служения в Беларуси нечестивые люди и враги Церкви также не успокоились. После его поездки в Брест 19.12.1993 г. и богослужения там он вернулся совершенно больным. Консилиум врачей установил, что владыка был отравлен – его беспокоили головные боли, паралич голосовых связок, голос пропал на несколько месяцев. Летом 2001 г. за несколько месяцев до кончины владыки в Свято-Никольский монастырь Могилева из Гомеля приехал мужчина, который с вызовом назвал свою семитскую фамилию и высказывал угрозы в адрес владыки Максима.
Архиепископ Максим был высокообразованным богословом, имел ученую степень кандидата богословия, смело выступал по важным общецерковным вопросам – за избрание Св. Патриарха жребием на Поместном Соборе 1990 г., за канонизацию Святых Царственных мучеников и другим.
Архиепископ Максим был настоящим столпом Православия, как митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов), архиепископ Георгий (Конисский) и другие святители и священномученики, представленные им к канонизации в лике святых.
Архиепископ Максим был признанным в Русской Церкви гимнографом – автором богослужебных последований. Им написаны службы с акафистами митрополиту Московскому Иннокентию (Вениаминову), Сибирским и Тульским Святым, Могилево-Братской иконе Божией Матери (в соавторстве), Святителю Георгию (Конисскому), священномученику Павлину и др. Архиепископ Максим, где бы ни служил – в Сибири, в Туле, в Могилеве – уделял большое значение канонизации святых. Почему он делал это? Согласно учению Церкви, канонизация есть лишь подтверждение того, что давно свершилось на небесах. Она нужна не святому, а народу Божию. Канонизация – это подтверждение, что путь жизни данного святого – верный путь. Канонизация Святых – это не церковная награда им, от Бога они уже получили свою славу. Святых канонизируют как образец для подражания христианам и для того, чтобы мы прибегали к ним с молитвами для еще большей помощи Церкви Небесной для чад Церкви земной.
Архиепископ Максим был большим патриотом Родины – триединой Великой, Малой и Белой Руси, как и приснопамятный Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (†1995 г.) с которым он проживал в одной комнате во время учебы в Ленинградской семинарии.
Архиепископ Максим был воистину великим человеком и архиереем в соответствии с его монашеским именем (Maximus лат. – величественный, большой, величайший). Он служил божественную литургию с благоговением и страхом Божиим и требовал того же от сослуживших с ним. Он строго пресекал разговоры, шуточки-улыбочки, а тем более разговоры по мобильному телефону в алтаре, которые порой имеют место ныне в некоторых храмах. Он часто повторял, что в Церкви все должно быть «по чину и с благообразием».
Архиепископ Максим взрастил в своей душе плоды Святого Духа «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). Господь щедро наградил его многими из даров Святого Духа: словом мудрости и словом знания (учительства), сильной верой, дарами исцелений, чудотворения и другими. Господь живо откликался и откликается на его молитвы о помощи нуждающимся в ней. Имеется множество свидетельств и о благодатной помощи владыки Максима по молитвам к нему как при его жизни, так и после его блаженной кончины (некоторые из них будут приведены ниже).
Таким образом, Сам Господь уже прославил архиепископа Максима, как учит апостол Павел: «кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30). И далее апостол говорит: «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Кто осуждает?» (Рим. 8:31-34).
До этого мы писали об архиепископе Максиме в прошедшем времени «был». Однако этот глагол неверен в отношении Святых Божиих. Архиепископ Максим жив, он пребывает с нами и после своей праведной кончины, так как «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Какое это утешение для всех нас! И мы тоже не умрем, после того, как окончим свой земной путь…
Какой же любящий у нас, грешных, Господь, Который являет нам Своих Святых, наших заступников и помощников! Архиепископ Максим и ныне является для нас, ревнителей его памяти, учителем, пастырем добрым, помощником и покровителем.
К владыке Максиму в полной мере относятся слова апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный» (2 Тим. 4:7-8).
Воспоминания об архиепископе Максиме и свидетельства об его благодатной помощи
Наталья Теплякова, прихожанка Собора Трех Святителей г. Могилева: При жизни владыки Максима я обращалась к нему с просьбой помолиться о здравии моей мамы, которая тогда находилась на лечении в реанимации по поводу опухоли кишечника. Врачи сказали, что ее состояние безнадежно. Владыка обещал помолиться, и уже назавтра маму перевели в общую палату и вскоре выписали. После этого она прожила еще пять лет.
Алла Анатольевна Моргунова, 1973 г. р.: Около 15 лет тому назад, зимой, когда я только начала воцерковляться, ревнитель памяти архиепископа Максима раздавал в монастыре фотографии владыки. Я взяла одну и решила подарить ее своему брату, который живет в Москве. Когда я вручила фотографию брату, она вдруг замироточила, причем миро истекало вопреки законам физики снизу вверх. Вскоре половина фото стала мокрой от мира. Это чудо укрепило мою веру. Более двух лет тому назад мне пришлось уволиться с работы (поваром), и я не могла найти работу. По молитвам владыки Максима, к которому я обращалась за помощью, мне была предложена работа в Свято-Никольском женском монастыре, где я и работаю уже два года рабочей на кухне и в огороде.
Мария Гавриловна Семенец: Выйдя на пенсию в 1997 году, я купила маленький деревянный домик рядом со Свято-Никольским монастырем. При жизни владыки Максима я с ним лично не общалась, только на богослужениях в монастыре слушала его проповеди. Я много лет страдаю артериальной гипертензией и болезнями сердца. Весной 2003 года, уже после праведной кончины владыки Максима, поздно вечером мне вдруг стало плохо, появились боли в сердце, сильная слабость, головокружение… Я приняла все имеющиеся у меня лекарства, но улучшения не было. Ни домашнего, ни мобильного телефона у меня тогда не было. Таким образом, я не могла ни вызвать «Скорую», ни позвонить дочери. Мне было настолько плохо, что я подумала, что умираю, силы меня покидали, я находилась в состоянии полузабытья. Помощи ждать было не от кого, помню только, что молилась о помощи Святителю Николаю. Вдруг то ли во сне, то ли наяву в комнату вошел владыка Максим, он был в монашеских одеждах. Он подошел к моему молитвенному уголку с иконами и спросил: «Где твои листочки?». Я ответила: «Не знаю», так как растерялась и не знала где их искать. Тогда владыка посмотрел в сторону серванта, сказал два раза: «Бери листочки и читай» и… исчез. В тот же миг я пришла в себя. С трудом я поднялась с постели и, держась за стенку, подошла к серванту, на который мне указал глазами владыка и о, чудо, увидела эти «листочки» лежащими сверху. Я взяла их и с трудом снова направилась к постели. Лёжа начала читать молитвы, напечатанные на этих «листочках». Это были молитвы для защиты от чародейства и от злых духов, которые мне дали верующие, так как перед этим мне приходилось общаться с недобрыми людьми, которые занимались чародейством. Прочитав эти молитвы, я незаметно для себя уснула. Наутро я проснулась совершенно здоровой. Я очень благодарна владыке Максиму за оказанную мне помощь. Я не могла и подумать, что он придет ко мне, грешной и недостойной рабе Божией, на помощь в такую трудную минуту. Почему ко мне пришел именно он, а не святитель Николай, не знаю, Бог знает. С тех пор я начала помогать монахине Гаврииле ухаживать за могилками архиепископа Максима и его верной помощницы игуменьи Евгении и украшать их, высаживая цветы. Я с большой охотой и любовью делаю это уже около 20 лет.
Елена Терентьева, бывший регент Архиерейского хора при Владыке Максиме, ныне – регент хора в храме Святых Царственных Страстотерпцев и всех Новомучеников XX века: Прошло 30 лет со времени возрождения Могилевской епархии, которое возглавил Владыка Максим. Сейчас, когда мы видим великолепие свято-Никольского монастыря, храм Трех Святителей, величественный огромный Спасский собор, строительство которого он начал, трудно представить ту картину разрухи, неустройства, духовного запустения, которая предстала перед Владыкой Максимом при открытии епархии. Удивляешься величию подвига Архипастыря! Разве возможно было столько сделать человеческими силами?! Это под силу только святому человеку! В таком же дремучем состоянии была и духовная жизнь. Сколько надо было усилий, чтобы настроить богослужение «по чину и с благообразием»? Пели в храмах в те времена бабушки-пенсионерки самоучки. Надо было привлекать грамотных молодых людей и терпеливо их воцерковлять. Меня, вчерашнюю студентку, совсем ещё «зеленую», Владыка благословил быть регентом Архиерейского хора (к моему полному ужасу и растерянности). А теперь поделюсь чудом Владыки Максима! Это было 3 февраля 2021 г. Моему супругу Юрию сказали на работе, что контракт не продлят, он работал (инкассатором), нарушений и замечаний не имел. Ему оставалось тогда 4,5 года до пенсии. Переживал, где работу найти? Ночами не спит. Стал он объявления смотреть, ездить, спрашивать (пока отпуск), куда бы устроиться. Где ни спросит, то место уже заняли, то по возрасту не подходит, руками разводят, ничего не обещают... Пошла я 3 февраля на могилки к Владыке Максиму (день его тезоименитства) и матушки Игумении Евгении и стала их просить, чтобы помогли найти мужу работу, не оставили нас, беспомощных, своей милостью. И в тот же вечер стал опять муж просматривать объявления в интернете, мелькнуло что-то с почты. Почтальоном он даже не думал устраиваться, не обратил бы внимания, если бы не оговорка «с ношением оружия». Заинтересовался. Оказалось, есть всего 1 место, как раз похоже на его специальность. Поехал туда назавтра и его приняли на эту работу. Вот такая скорая помощь! Разве не чудо?! Уже год прошел с тех пор, муж работает, новой работой доволен. Господи, молитвами Владыки Максима и Матушки игуменьи Евгении помилуй нас и помоги в жизненных трудностях!
Юрий К., могилевчанин: Архиепископ Максим (Кроха) хоть и не прославлен еще в лике святых, однако чудеса по его молитвам происходят сейчас часто, как случалось и при его земной жизни. Раньше я, как и многие, заблуждался и думал, что прибегать за молитвенной помощью нужно только к канонизированным святым. Но потом одно событие полностью изменило мое мнение. Однажды мне попалась книга (дали почитать), посвященная памяти владыки Максима, и я обратил внимание на большое количество чудес по молитвам владыки. В один из вечеров, когда книга с фотографией владыки Максима лежала на моем столе, пришла с работы супруга, причем довольно расстроенная. Дело в том, что перед уходом в декретный отпуск супруга фактически исполняла обязанности специалиста по рангу выше и, учитывая образование и опыт, полагала, что после отпуска она займет это место. Но после ее выхода на работу вместо моей жены была «избрана» другая сотрудница. И дело было не столько в желании роста по службе и более высокой зарплаты, но и в нарушении принципа справедливости. Я утешал жену, но успокоиться и самому было непросто. «Если это дело неправое, то Господь неведомым нам путем всё исправит», – сказал я жене. Во мне горела какая-то необычная уверенность в положительном решении ее проблемы, хотя я понимал, что изменить ситуацию может только чудо. Как раз в этот момент мой взгляд упал на фотографию владыки Максима. Вспомнив его неприятие лжи и несправедливости, я в мыслях как к живому обратился к нему с просьбой о помощи: «Владыка Максим, ты был такой борец за истину! Если в этой ситуации есть несправедливость, то неужели всё так и останется? Неужели ничего нельзя исправить?». Потом как-то мы успокоились, эмоции улеглись. Наутро про свое краткое мысленное обращение к архиепископу я забыл. Вечером супруга сообщила, что тот человек, которого то ли избрали, то ли назначили на должность вместо моей жены, по непонятным причинам отказался от назначения. В моей памяти сразу всплыла та краткая спонтанная молитва-обращение к владыке и из глубины души вырвались чувства благодарности владыке. Так вот какая сила молитвы владыки Максима! Хоть пока и не святой, а, как святой, помогает.
В данной статье лишь кратко намечены вехи насыщенной интересными и важными событиями жизни архиепископа Могилёвского и Мстиславского Максима. В последующих публикациях мы намерены более подробно остановиться на наиболее важных из них. Апостол Павел повелевал нам: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Во исполнение данного повеления апостола, исходя из долга ученика, сыновней благодарности и любви к своему духовному наставнику и отцу, с которым Господь сподобил общаться на протяжении около десяти лет, автор и написал эти строки.
В заключение хочется сказать следующее.
В Русской Православной Церкви имеется традиция захоронения заслуженных священнослужителей и архиереев внутри храмов. Так, например, в Новосибирском Кафедральном Соборе захоронен митрополит Варфоломей, который в 1949 году совершил постриг в монашество нашего архиепископа Максима. В Соборе Свято-Никольского монастыря г. Могилева захоронен один из его настоятелей о. Евфимий Бекаревич. В 2002 г. и 2003 г. священнослужители, монашествующие и прихожане Могилевской епархии обращались к митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету с просьбой перезахоронить тело владыки Максима в Соборе Свято-Никольского монастыря. Однако тогда в их просьбе было отказано.
Многие из знавших архиепископа Максима считают его святым. Они смиренно просят членов епархиального совета Могилевской епархии ходатайствовать перед митрополитом Вениамином, Патриаршим Экзархом всея Беларуси о перезахоронении честных останков владыки в Соборе Свято-Никольского монастыря. Как знать, быть может, даст Бог, это деяние станет и актом обретения его святых мощей.
P.S. Учитывая масштаб личности архиепископа Максима и его неоценимый вклад в возрождение Православия за 27 лет служения в Беларуси, в т. ч. и на Могилевщине, редакция газеты «Вечерний Могилев» решила объявить на ее страницах 2022 год годом архиепископа Максима. Ревнители памяти владыки Максима из богоспасаемого града Могилева покорнейше просят знавших его архиереев и священнослужителей Омской и Тульской митрополий, а также Минской и Новогрудской епархий БПЦ (в возрождение которых он внес немалый вклад) присылать свои воспоминания о нашем дорогом архипастыре. Мы будем очень благодарны за любые материалы, документы (копии), фотографии, которые даст Бог, удастся издать в виде книги. Мы также просим всех православных христиан означенных выше епархий, которые знали нашего любимого владыку и удостоились его благодатной помощи, прислать свидетельства об этом. Адрес электронной почты kroha-son52@yandex.ru. Ваши воспоминания и свидетельства можно также выслать обычным письмом главному редактору газеты «Вечерний Могилев» по адресу: 212030 Республика Беларусь г. Могилёв, ул. Первомайская, 77.
Об авторе: Николай Александрович Лайша имел честь более десяти лет знать архиепископа Максима и близко общаться с ним. При первой встрече с автором этих строк владыка подарил ему в благословение книгу «Симфония» - собрание всех встречающихся в Священном Писании слов в алфавитном порядке, с указанием места, где они находятся. Эта книга – неоценимое пособие для миссионеров и христиан, изучающих Писание, а также для авторов, пишущих на религиозные темы. С тех пор по благословению и при участии Владыки Максима автором (врачом-психотерапевтом высшей квалификации) опубликовано значительное количество статей о духовных причинах нервно-психических заболеваний. Опубликовано также немало статей по актуальным темам церковной жизни Могилевской епархии в «Могилевских епархиальных ведомостях» и светских СМИ, а также по проблемам, волнующим многих верующих РПЦ – об антихристовой сущности глобализации, о духовной опасности возрождения язычества и другим. По благословению архиепископа Максима автор этих строк на протяжении ряда лет был членом редколлегии журнала «Столп Православия», издававшегося в епархии, и председателем православного братства во имя Святителя Георгия (Конисского).
Первая статья автора об архиепископе Максиме «Архиепископ Максим (Кроха) – исповедник православия (к 10-летию со дня праведной кончины владыки)» была опубликована в газете «Русский вестник» 02.03.2012 г. http://www.rv.ru/content.php3?id=9449