К 40-летию «Покровских ворот»

Фильм М.Казакова

0
1885
Фото: из открытых источников

 

Коммунальная кинопоэма великолепна: тут всё летит, сверкает, пересекается фейерверками: взаимоотношений, ошибок, нелепостей…

«Покровские ворота» вызревали не быстро: постепенно уточнялись детали, проявлялись актёры, которым предстояло (помимо прочих заслуг) предстать в этом созвездии ролей, упрочив свою славу…

 …ссора Льва и Маргариты – перед поездкой в загс последней: с брутально-забавным, таким жизненным и настолько противоречащим всяким дактилям Саввой: ссора, смешная и трагичная, от которой кажется книги загорятся…

 Вот…выбывший из строя Велюров: и как великолепно-роскошен пьяный Броневой, обличающий Костика…

 Вся обстановка: родная определённым поколениям: и – тёплая, дружественная, ставшая фильмом, в который можно входить и входить, смотреть фрагментами, кусками, и никогда не приедается…

Зима лучше лета: колоритно сияет каток; зима белеет кипенно, представляя хороший фон персонажам, идущим из магазина, и Велюров снова прикладывается у пивного ларька…

 Но и лето роскошно: летом произойдёт развязка…

 Забавный Хоботов: большое дитя, не выросший маменькин сынок: столь добрый, честный, порядочный, что все недостатки уходят…

 Очаровательная Людочка: с наивно-восторженными глазами, с мудрой простотой в душе…

 И льются, льются вновь и вновь великолепные фейерверки людских взаимоотношений, и смотрят, смотрят коммунальную кинопоэму, не может надоесть, каждый раз раскрываясь новыми ракурсами…

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

47. Ответ на 41, Русский Сталинист:

Уважаемый Дмитрий! Ни в коем случае не идеализирую послесталинское советское кино. Я лишь хотел сказать, что тема войны, а значит и Победы, пронизывает его насквозь и это неудивительно, ведь в те годы, 50-е, 60-е, 70-е, эту мощнейшую тему практически невозможно было обойти стороной, замолчать и проигнорировать. И если Рязанову, например, это удавалось сполна (в созданном им сорокалетнем киномирке войны как бы и не было вовсе), то, например, тот же Казаков в своих "Воротах" показал себя гораздо более честным в этом плане, несмотря на все фиги, которыми их нашпиговал. А советское кино я бы ещё проще разделил: на сталинское и послесталинское. И это два совершенно разных кинематографа. Также как сталинский и послесталинский Советские Союзы - два совершенно разных государства. Но я ещё один момент хотел бы отметить. Перестав быть сталинским, советское кино не перестало блистать талантами и создавать шедевры, пусть уже и не идеологически выдержанные, а, зачастую, и идеологически вредные и даже разлагающие. Но шедевры! С гениальной игрой актёров и завораживающим воздействием на сердца миллионов зрителей. Которыми, в общем-то, засматриваются до сих пор и не только советские поколения, но и современная молодёжь, ощущающая голод по НАСТОЯЩЕМУ ИСКУССТВУ. И в этом дьявольская ловушка для неё. Ибо сердцам отрада, а умам то разврат. Воздействие гораздо более тонкое и ядовитое, чем способно оказать всё бесталанное, бездарное, бессмысленное, тупое и примитивное современное массовое российское кино-...но
Алекс. Алёшин / 19.02.2022, 19:38

46. Ответ на 45, Наблюдатель:

Однобокость прослеживается и у тех почитателей Советского Союза, которые взирают на всю советскую эпоху через розовые очки. Но это такая же крайность, как и демонизация всей советской эпохи воинствующими антисоветчиками. Советский Союз в разные периоды своей истории был очень разным, и невозможно свести всю многогранную сложную противоречивую советскую эпоху к одному знаменателю. Что касается брежневской эпохи, то да, я лично её не застал, но это не настолько отдалëнная историческая эпоха, чтобы я не мог судить о ней. Мои родители, мои деды и бабки жили в ту эпоху, имеется большое количество исторических исследований по той эпохе, написанных современниками тех событий. Ведь мы же, будучи людьми разумными, способны судить не только о том, что видим своими глазами и можем потрогать руками, мы можем рассуждать и об исторических событиях, отделëнных от нас столетиями и даже тысячелетиями. Что касается упомянутых Вами фильмов о войне, снятых при Брежневе, то я их хорошо знаю и много раз смотрел, отличные фильмы, но ведь я отвечал на утверждение уважаемого Алекс. Алëшина, что всё советское кино до "перестройки" так или иначе было о войне и о Победе. Я же лишь перечислил те фильмы, снятые в брежневскую эпоху, которые не имели никакого отношения к теме войны и Победы. И я отнюдь не стремлюсь очернить период правления Брежнева, я лишь смотрю на него объективно. Да, была стабильность, была уверенность в завтрашнем дне, экономика развивалась так, что нынешней РФ об этом можно только мечтать. Советский Союз был по-настоящему Великой Державой, о которую никто не смел безнаказанно вытирать ноги. Но при всём при этом не прошло и десяти лет после смерти Брежнева, как Советского Союза не стало. Неужели в этом трагическом финале существования Советского Государства нет личной вины Леонида Ильича,18 лет стоявшего во главе Партии и Советского Союза? Неужели он никак не причастен к возвышению Горбачёва, Ельцина, Шеварднадзе и прочих будущих могильщиков Советского Союза, сделавших карьеру именно при нём? Конечно, он не мог предвидеть, кем они станут впоследствии, после его смерти, но само то обстоятельство, что при нём на руководящих постах оказалось столько двуличных перевëртышей, разве не является свидетельством деградации Системы, окончательно сложившейся за 18 лет его правления?

45. Ответ на 41, Русский Сталинист: однобокость

Я уже упоминал фильмы брежневской эпохи 70-х- начала 80-х годов, воспевающие мещанство- "Гараж", "Служебный роман", "Афоня", "Москва слезам не верит", "Ирония судьбы или с лёгким паром", "Вокзал для двоих". Какое они имеют отношение к войне и к Победе?

Дмитрий, у Вас красной линией проходит какой-то однобокий взгляд на брежневскую эпоху, которую, как я понимаю, Вы сами не застали. Вы даете правильную оценку тем, фильмам, которые перечислили, но в это же время были сняты такие фильмы, как "Офицеры", "Освобождение", "Они сражались за Родину", "А зори здесь тихие", "В бой идут одни "старики", "Горячий снег" и др.

"Покровские ворота" ни разу не смотрел от начала до конца: чужие люди, чужие нравы, чужой юмор. Еще с детства не любил Гурченко и все фильмы с ее участием, быть может, за исключением "Любовь и голуби", где она сыграла саму себя.
Наблюдатель / 19.02.2022, 15:19

44. Русский Сталинист

Зачем детально разбирать Детское кино?
Русский Иван / 19.02.2022, 12:01

43. Ответ на 40, Полтораки:

.А это тут причем? Зачем смешивать актера с персонажем?

Оставляем персонажа. Хорош ПОБЕДИТЕЛЬ?

42. Ответ на 30, Потомок:

об экспансии местечковости в русскую культуру

Вот и я о том же. "Любовь и голуби" - в деревне у людей есть свой острый и глубокий народный юмор, он подменён местечковыми иронично-высокомерно-издевательскими смешочками извне, над людьми.
"Покровские ворота" - у интеллигенции есть свой специфический и умный юмор, он подменён теми же местечковыми покровительственными смешочками извне.
ОСт / 19.02.2022, 10:36

41. Ответ на 38, Алекс. Алёшин:

В этот же перечень и Семён Семёнович Горбунков "с войны не державший в руках боевого оружия". Тоже ПОБЕДИТЕЛЬ. И вообще, всё советское кино, вплоть до перестройки, невзирая на жанры, по большому счёту, о войне и о Победе.


Уважаемый Александр, на ютьюбе есть хороший подробный детальный разбор истории Советского кинематографа по десятилетиям, от 1920-х до начала 1990-х. "Кино советское, несоветское, антисоветское", кажется, так называется это видео. Там и про "Покровские ворота" говорится. А ещё про этот фильм есть отдельный разбор именно с точки зрения его утончëнной антисоветскости. Лично я считаю, что настоящее Советское Кино, как и настоящий Советский Союз, кончилось в середине 50-х годов, после двойного убийства Сталина- сперва физического, в марте 53-го, а потом политического и идеологического, на ХХ съезде. После этого непрерывно шёл процесс деградации и разложения по всем направлениям- и в правящей партократии, и в идеологии, и в культуре. Я уже упоминал фильмы брежневской эпохи 70-х- начала 80-х годов, воспевающие мещанство- "Гараж", "Служебный роман", "Афоня", "Москва слезам не верит", "Ирония судьбы или с лёгким паром", "Вокзал для двоих". Какое они имеют отношение к войне и к Победе? Но даже если мы возьмём культовый советский сериал "Вечный зов", снимавшийся с 1973 по 1983гг., который, несомненно, является шедевром отечественного кинематографа, и который я крайний раз в январе этого года с удовольствием пересмотрел на новогодних праздниках, то даже в нём мы видим очернение Сталина и эпохи 30-х годов в образе оборзевшего от вседозволенности начальника местного НКВД Якова Алейникова, в образе зловещего молодого нквдэшника, зама Алейникова, в образе "невинно репрессированного" Ивана Савельева, в истории о том, как Кружилину пришлось срочно скрываться в какой-то Богом забытой Ойротии, чтобы его не арестовали алейниковские подручные. В общем, уже в то время стало зарождаться то, что впоследствии расцвело буйным цветом в "перестройку" и в постсоветском российском кинематографе о сталинской эпохе и о Великой Отечественной войне, олицетворением чего стал пьяный мордоворот-нквдэшник в исполнении актëра Мадянова. Поэтому я бы не стал идеализировать советское кино постсталинского СССР.

40. Ответ на 37, Советский недобиток:

"Когда деревья были большими". Персонаж от Юрия Никулина, фронтовика и актера, - он-то да и ПОБЕДИТЕЛЬ?.

А это тут причем? Зачем смешивать актера с персонажем?
Полтораки / 19.02.2022, 07:58

39. Ответ на 34, Георгий:

Именно такие люди, как Савва и его фронтовой друг, Леонтий Минаевич (добрые и безхистростные - как говорят в народе) и есть те самые ПОБЕДИТЕЛИ. Вот ведь - никогда бы не подумал, что этот фильм вскроет такие духовные пласты.

В этот же перечень и Семён Семёнович Горбунков "с войны не державший в руках боевого оружия". Тоже ПОБЕДИТЕЛЬ. И вообще, всё советское кино, вплоть до перестройки, невзирая на жанры, по большому счёту, о войне и о Победе.
Алекс. Алёшин / 19.02.2022, 07:04

38. Георгию

Братка, критиканами всегда выступают люди, которые ничего полезного для Родины и Трудового народа не сделавшие. Пустышки. Всё же прав великий кормчий Мао, нужно всех этих культурологов и пр. "манагеров" отправить на общественно-полезные работы. Что, впрочем, вскоре случится. А уклонистов - по законам военного времени...
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Львович Балтин
Все статьи Александр Львович Балтин
Последние комментарии
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2024 20:40
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Наталья Сидорина
14.12.2024 19:56
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
14.12.2024 19:28
Мы не знаем, чем все кончится
Новый комментарий от Игорь Ал
14.12.2024 19:16
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2024 18:58
Улетайте в Париж, пока не наступила «нелётная погода»
Новый комментарий от Владимир Николаев
14.12.2024 16:08
Чем больше планов «хороших» и «мирных», тем лучше
Новый комментарий от Калужанин
14.12.2024 15:20