«Кино между раем и адом» организуется по принципу светового вектора…
Именно так называлась книга А. Митты: режиссёра, какой, будучи ориентирован на классическую традицию, делал фильмы, призванные поднимать души.
Пестовать их.
Нравственное начало было стержнем: кинолент Митты, и конфликты, организуемые внутри них, строились так, чтобы, показав сущностное в человеке, подчеркнуть необходимость осветления жизни.
«Друг мой, Колька!..» доказывает насколько внешняя сторона жизни может казаться главной: хотя не должна таковой являться.
Всё изнутри: если нет душевного жара, горения, света – внешнее, даже и правильно организованное, будет пусто.
Митта насыщал свои фильмы метафизикой.
Постижение жизни давалось разнопланово: через деталь, они вкусно, колоритно показываются; через образ…
Через... своеобразную энергию, определяющую движение фильма, его развитие.
Митта был честен.
Он любил правду: и фильмы его, исследуя оную, давали художественную меру: тот вариант границы, переходить какой не стоит.
Бушевал историей и красотой «Сказ о том, как царь Пётр арапа женил»…
Любовь арапчонка, подаренного Петру, и боярской дочери звучала эпосом: снова рождалось понимание того, что внешнее не главное…
А. Митта снял фильм о Шагале: о Шагале и Малевича: таинственный фильм, словно мерцающий сложными оттенками сущности искусства.
Какое – в том, чтобы мир осветлять и души поднимать…
А иначе и снимать не стоит…
Образ А. Митты, его творчества хорошо показывает это.