Фантасмагорические визиты Чичикова, на которые, как на волшебную нить, нанизаны мёртвые души…
Одна из книг Юрия Манна называлась «В поисках живой души», и исследовала сакральный русский роман-поэму с истовой яркостью и истинной радостью.
Ибо – хоть выводы из романа Гоголя неутешительные, наличие его в мире русском – есть праздник.
Манн показал, что «Мёртвые души» больше, чем великолепный художественный текст, они есть судьба Гоголя: они сопровождали его почти большую часть жизни, требуя такого сосредоточения сил, что на иные части их не могло уже хватить: только на фрагменты.
К тому же рай в применение к социуму, бушующему пороками, просто невозможен, колоритно высказался об этом И. Аксаков:
«Задача найти примирение и светлую сторону там, где ни то, ни другое невозможно, - в обществе, - неразрешима».
Но – Гоголь метался в жажде видеть именно живые души, среди бумаг его был лоскуток с такой записью: «Будьте живые, а не мертвые души! Единая дверь в небесное царствие - Иисус Христос! Всяк, прелазяй инуду тать есть и разбойник!..»
Колорит книги Манна своеобразен, а мысль остра, как биссектриса.
Драма и трагедия Гоголя: они показаны Манном так выпукло, что взгляд на классика уточняется: ибо сложный вопрос о соотношение религии и искусства был для Гоголя неразрешим.
Искусство вне храма?
Мы знакомы с таковым в избытке, а Гоголь хотел видеть другое.
Ю. Манн создал трёхтомный монолит «Гоголь», пожалуй, как никто другой подойдя к разгадке одного из самых таинственных русских классиков.
Но он писал разнообразно: слои текста – простые и ясные – совмещаются с периодами сложных раздумий.
В них стоит вслушаться, вчитаться.
Ещё многие, для кого Гоголь значим в жизни будут обращаться к книгам Юрия Манна, черпая в них необходимое.