15 лет назад, 27-28 января 2009 года в Москве состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви, на котором был избран новый - шестнадцатый в истории РПЦ Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ (Гундяев). 1 февраля в храме Христа Спасителя состоялась Божественная Литургия с чином Интронизации Новоизбранного Патриарха. Своими воспоминаниями об этом историческом событии делится участник Собора, постоянный автор РНЛ журналист, член Союза писателей России,бакалавр религиоведения Станислав Рыжов (Магадан).
***
«ПРИЗРИ, ВСЕБЛАГИЙ ВЛАДЫКО, НА ПРЕДСТОЯЩИЙ СОБОР…»
Поместный Собор 2009 года подвел итоги минувшего двадцатилетия. Напомним, что предварил его Архиерейский Собор, состоявшийся 25-26 января 2009 г. Поместный Собор начался 27 января с Божественной литургии в нижней, Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. Правили ее члены Священного Синода во главе с Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Кириллом…
Отъезд был ранний, в 7 утра, начало литургии в 8 ч. Кавалькаду наших автобусов сопровождали милицейские машины, были и кареты скорой помощи. Движение повсюду перекрывалось, нас пропускали в первую очередь.
Пространство вокруг храма Христа Спасителя тоже было огорожено кордонами милиции и спецназа, так что пройти можно было только по специальным пропускам и удостоверениям члена Собора. Так было все дни, с 27 января по 1 февраля.
За Божественной литургией прозвучало особое прошение, предложенное комиссией по подготовке Собора 24 декабря 2008 г. для возношения на Сугубой ектении до окончания Поместного Собора во всех храмах Русской Православной Церкви: «Призри, Всеблагий Владыко, на предстоящий Собор архипастырей, пастырей и верных чад Твоих, во еже благоугодно совершити им устроение Церкве нашея, и подай им духа премудрости и разума, духа страха Божия, духа благочестия и ревности о славе имене Твоего Святаго; огради же их от всяких искушений, соблазнов и разделений, да непреткновенно в любви и единомыслии совершат они избрание Первосвятителя Церкве нашея, молимся Тебе, Всещедрый Господи, услыши и помилуй».
Непривычно было видеть в центральной части храма, а не в алтаре множество архиереев – митрополитов, архиепископов, епископов…
Впрочем, эта непривычность уже чувствовалась и в гостинице, и в автобусах, на которых соборяне отправлялись на заседание. Все рядом, все вместе, все – как члены Собора – равны.
Делегаты (их было избрано 711 от всей полноты РПЦ, включая Зарубежье) были размещены в трех гостиницах: «Салют» (там и наша магаданская делегация), это на Ленинском проспекте, в «Университетской» и «Даниловской».
В фойе гостиницы «Салют» со столиков вниманию участников Собора предлагались, в том числе, две книжечки – брошюры «Какие взгляды у митрополита Кирилла?» (подборка материалов для сайта Церковь и СМИ), и «Церковь выбирает Патриарха». Это оперативно подготовленные издания, приуроченные к началу Собора.
Вторая брошюра – сборник статей полемического характера, перечислю в последовательности: 1) Епископ Венский и Австрийский Иларион. «Нужен ли нам «молчаливый» Патриарх?»; 2) Диакон Андрей Кураев. «Выборы Патриарха жребием: мужество веры или инфантилизм?»; 3) Сергей Чапнин. «О партиях, группировках и борьбе за власть»; 4) Диакон Андрей Кураев. «Можно ли прогнозировать исход выборов?»; 5) Диакон Андрей Кураев. «Патриарху надлежит быть... молитвенником?»; 6) Епископ Венский и Австрийский Иларион. «Ответ на «открытое письмо» Патриаршему Местоблюстителю Митрополиту Кириллу», опубликованное на портале «Правая.Ру»; 7) Диакон Андрей Кураев. «ОПК: двойные стандарты Министерства образования и уступчивость Церкви».
После литургии, позавтракав, делегаты начали размещаться в северной и южной частях Храма Христа Спасителя, каждый на своем месте. Архиереи заняли места в центральной части храма.
Еще при регистрации 26 января, в гостинице каждый из нас получил небольшой портфельчик, в котором, помимо напечатанных в виде брошюр «Журналов заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от 6, 10 и 24 декабря 2008 года», «Программы», Памятки (каждодневное расписание), «Доклада Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла», находился и План размещения участников Поместного Соборе. (В комплекте также был блокнот для заметок, ручка, Приглашение на праздничный молебен в честь интронизации Патриарха в Успенском Соборе Московского Кремля, на 2-е февраля, а также транспортная карта – весьма красивая – для бесплатного проезда 27-29 января в метро).
Наша делегация расположилась на Северной стороне, в начале седьмого ряда, на первом месте – протоиерей Сергий Барицкий, секретарь епархии, настоятель кафедрального собора Сошествия Святого Духа на апостолов, на втором – игумения София (Постельняк),настоятельница Покровского женского монастыря, и аз грешный – на 3-м.
Мы сидели прямо у иконы Рождества Пресвятой Богородицы, что меня очень радовало.
Наш епископ Гурий (Шалимов) был среди архиереев, расположившихся в центральной части Собора.
Среди членов собора было 72 женщины (как клириков – 40 %, мирян – 23,4 %; мужчин – 89,7 %, женщин – 10,3 %.
Президиум расположился прямо у солеи, по центру, в него вошли все члены Священного Синода – и постоянные, и временные.
И вот, когда все уселись, вышел из алтаря митрополит Кирилл и после молебного пения огласил Грамоту Архиерейского Собора о созыве Поместного Собора РПЦ и объявил Собор открытым. После этого все торжественно пропели «Символ веры».
Затем был избран Президиум Собора, оглашены приветствия, и выступил с докладом Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Кирилл.
ИТОГИ ПЯТНАДЦАТОГО ПАТРИАРШЕСТВА
Подводя итоги пятнадцатого патриаршества, Местоблюститель напомнил слова Святейшего патриарха Алексия II, произнесенные в его интронизационной речи в 1990-м году: «Много вопросов встает сегодня перед Церковью, перед обществом и перед каждым из нас. И в их решении нужен Соборный разум, нужно совместное решение и обсуждение их… Мы должны служить примиряющей силой, объединяющей силой… Мы должны сделать все, чтобы способствовать укреплению единства Святой Православной Церкви».
«Служение примирения и объединения, – сказал Местоблюститель, – почивший Первосвятитель пронес до конца своего Патриаршего поприща…».
Говоря о масштабах изменений, Местоблюститель Кирилл привел данные о состоянии церковной жизни, опубликованные в связи с Поместным Собором 1988 года. Тогда в Русской Церкви было 76 епархий и 74 архиерея, 6893 прихода, 6674 священника и 723 диакона, 22 монастыря с 1190 монашествующими, 2 духовные академии и 3 семинарии.
По состоянию на конец 2008 г. в РПЦ – 157 епархий; 203 архиерея, из них 149 правящих и 54 викарных; кроме того, 14 архиереев пребывают на покое. Русская Православная Церковь имеет 29263 прихода. Общее количество духовенства – 30670 человек, из них священников 27216, диаконов 3454. Особенно показательна ситуация в Москве, для которой Предстоятель Церкви является правящим архиереем.
Количество действующих храмов в столице увеличилось в 22 раза: было 40, ныне – 872. До 1990 г. был один монастырь, сейчас – 8; существует также 16 монастырских подворий.
В черте города действуют 3 семинарии и 2 православных вуза (раньше не было ни одного церковного учебного заведения). «Знамением духовного возрождения Русской Церкви после многолетних гонений и преследований стало воссоздание Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя, где ныне мы имеем возможность проводить Поместный Собор…».
Местоблюститель Кирилл сказал, что служение Святейшего Патриарха Алексия II было отмечено и активнейшим возрождением монашеской жизни, были открыты и восстановлены многие монастыри, имеющие общецерковное значение и особо почитаемые верующим народом, среди них – Александро-Невская Лавра, Соловецкий монастырь, Серафимо-Дивеевская обитель, Святогорская Успенская Лавра, Ново-Нямецкий Свято-Вознесенский монастырь, Полоцкий Свято-Евфросиниевский женский монастырь и многие, многие другие.
Всего сегодня в Русской Православной церкви 804 монастыря, из них в России мужских – 234, женских – 244; в других странах СНГ и Балтии – 142 мужских и 153 женских; в странах дальнего зарубежья – 3 мужских и 3 женских монастыря. 16 мужских и 9 женских обителей находятся в ведении Русской Православной Церкви заграницей.
Воплощая в жизнь соборный принцип бытия Церкви, Святейший Патриарх Алексий стремился обсуждать все важнейшие для Церкви вопросы и принимать по ним решения в сонме собратьев-архипастырей. За период его Патриаршества состоялось 8 Архиерейских Соборов: в 1990-м, дважды в 1992-м, в 1994-м, 1997-м, 2000-м, 2004-м и 2008-м годах. В межсоборные периоды церковное управление осуществлялось, в соответствии с Уставом, Священным Синодом, который регулярно собирался на заседания под председательством Его Святейшества…
На рассматриваемый период выпали многие знаменательные даты, послужившие размышлением о прошлом, настоящем и будущем нашей Церкви. Вот лишь некоторые из них. Это 2000-летие Рождества Христова, которому был посвящен юбилейный Архиерейский Собор. Великий юбилей христианства, ознаменовавший собою смену столетий, дал нам возможность оценить историю нашей Церкви в сложном и драматичном ХХ веке и сформулировать церковные ответы на вызовы, которые поставило перед нами начало ХХI столетия…
Празднование 1020-летия Крещения Руси позволило глубоко поразмыслить над тем, что нами сделано за двадцать лет церковного возрождения и в каких областях нужно усилить церковные труды. Эта памятная дата напомнила нам и об общей истории православных народов, крещенных в Киевской купели. Не случайно Архиерейский Собор 2008 года был посвящен теме церковного единства, а празднование 1020-летия в Москве, Киеве и Минске стало мощным свидетельством общности народов, духовно руководимых нашей Церковью…
Отмечая две замечательные даты – 80-летие и 90-летие восстановления Московского Патриаршего Престола, мы засвидетельствовали консолидирующее значение Патриаршества, благодаря которому труды епископата, клира и церковного народа приобретают целостность и должную направленность. Подобно тому, как в начале ХХ века имя Святителя Патриарха Тихона было символом сплоченности всех духовно здравых сил Русского Православия, на рубеже двух тысячелетий Святейший Патриарх Алексий стал объединяющим символом для Православия русской традиции на всей территории исторической Руси и далеко за ее пределами…
На протяжении двух минувших десятилетий были канонизированы более тысячи семисот святых, что стало ответом Русской Церкви на поставленный перед ней обществом вопрос о духовном преемстве с христианами предшествовавших веков и об оценке подвига церковной иерархии, клира, монашествующих и народа в эпоху лютых гонений.
Нашей Церковью были обретены мощи многих святых, что было воспринято церковным народом как знак особой милости Божией. Это мощи преподобного Серафима Саровского, святителя и исповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, преподобного Александра Свирского, преподобных оптинских старцев, святителя Феофана Затворника и многих других подвижников благочестия.
На свое историческое место была возвращена Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, Владимирская и Донская иконы Божией Матери стали доступны для поклонения. Вернулся в Россию и древний почитаемый Владимирский образ Богоматери, перед которым сегодня мы совершили молебен, открывая Поместный Собор…
Начало Патриаршего служения почившего Первосвятителя, сказал Местоблюститель Кирилл, пришлось на время быстрых и далеко не безболезненных перемен, связанных с прекращением существования единого государства на пространстве исторической Руси и с появлением новых суверенных государств, что нередко сопровождалось ростом межнациональных противоречий. Возникла принципиально новая политическая реальность, к которой Русская Православная Церковь была призвана…
«ПРИЕМЛЮ, БЛАГОДАРЮ И НИМАЛО ВОПРЕКИ ГЛАГОЛЮ»
После итогового доклада Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Кирилла состоялся перерыв, на втором пленарном заседании были утверждены Повестка дня, Программа и Регламент Поместного Собора, избраны рабочие органы и утверждена процедура избрания Патриарха Московского и всея Руси.
Как известно, вечером 25 января 2009 года члены Архиерейского Собора Русской Православной Церкви избрали трех кандидатов на вдовствующий Московский Патриарший Престол. Ими стали Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (он получил 97 голосов), управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент (32 голоса), Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет (16 голосов).
Второе заседание Поместного Собора открылось кратким выступлением митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Он рассказал о современном положении Украинского Православия и значении братской поддержки всей Полноты Русской Церкви в противостоянии расколам и разделениям. Он также сообщил делегатам Собора, что отдает свой голос за кандидатуру Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.
Участники Поместного Собора Русской Православной Церкви утвердили программу, регламент и повестку дня, а также процедуру избрания Патриарха Московского и всея Руси. Перед делегатами выступил председатель мандатной комиссии архиепископ Хустский и Виноградовский Марк. Он доложил о наличии кворума.
После обстоятельной дискуссии Собор принял решение не выдвигать дополнительных кандидатов на Патриарший Престол.
Затем слово взял митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Экзарх всея Беларуси. Он объявил о том, что снимает свою кандидатуру в пользу Патриаршего Местоблюстителя.
Он подчеркнул, что немало размышлял над этим решением и поблагодарил собратьев архиереев за оказанное ему доверие. «Мы должны консолидироваться перед избранием Патриарха», — подчеркнул он.
Митрополит Филарет выразил пожелание, чтобы Собор явился свидетельством единства епископата, духовенства и мирян в Духе Святом.
Митрополит Кирилл в ответном слове подчеркнул, что Господь явит Свою волю в выборе Поместного Собора. В настоящий же момент он склоняет голову перед митрополитом Филаретом, которого глубоко почитает, и с глубоким удовлетворением вспоминает два десятилетия, в течение которых они вместе работали в составе Священного Синода под водительством Святейшего Патриарха Алексия.
После краткого перерыва, в 17.30 делегаты Собора приступили к процедуре избрания…
Около 22 ч. были оглашены официальные результаты голосования. Митрополит бюллетени в урну. Таким образом, в голосовании участвовало 700 бюллетеней, 23 из которых были недействительны.
Все стоя приветствовали аплодисментами нового, шестнадцатого Патриарха Русской Православной Церкви.
На традиционный вопрос киевского митрополита Владимира о принятии избрания Кирилл ответил: «Избрание меня Патриархом… приемлю, благодарю и нимало вопреки глаголю», после чего состоялась церемония наречения нового Патриарха. Затем Кирилл обратился к участникам собора с благодарственным словом:
«Со смирением и полным пониманием ответственности воспринимаю я жребий Божий, через который вручается мне Патриаршее служение. Оно велико. Оно ответственно. Но в центре этого служения — Крест Господень, Крест таких размеров, каковые познать и прочувствовать может только тот, кто его несёт.
Принимая от вас изъявление воли Божией, прошу прощения за мои слабости, прошу помогать мне своим советом, прошу быть рядом со мной в несении Патриаршего служения. Но более всего прошу ваших молитв…»
* * *
К немощи нашей человеческой была принесена на Собор и положена рядом с Евангелием и Крестом на аналой мироточащая икона Божией Матери «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»). В самые напряженные моменты дня выборов 27 января, когда началась дискуссия, и Собор проголосовал за предложение не выдвигать четвертого кандидата, а следом снял свою кандидатуру экзарх Белорусской Церкви Высокопреосвященный митрополит Филарет и призвал всех сторонников голосовать за Местоблюстителя…некоторым членам Собора показалось, что сценарий этой процедуры был расписан и согласован заранее, с тем, чтобы осталось для голосования лишь два кандидата на патриарший престол - в эти вот минуты и часы «Семистрельная» стала обильно мироточить, вся внутренняя сторона стекла покрылась точечными каплями…
К умягчению наших сердец явственно призывала по воле Божией Пресвятая Богородица, и изволением Духа Святого был избран новый Патриарх.
Господь судил быть таковым Местоблюстителю Кириллу (Гундяеву). И все смиренно приняли это, что было явственно видно и прочувствовано всеми…
27 января я уехал из Храма Христа Спасителя около 23 вечера и добрался домой к полуночи…
28 января избранный Патриарх Кирилл благословил, в связи с поздним окончанием первого дня работы, начать литургию не в 8 ч., как было запланировано, а в 10.
* * *
Этот второй день работы Поместного Собора избранный и нареченный Патриарх митрополит Кирилл предложил начать с освящения оклада Феодоровской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, той самой, пред которой венчался на царство первый из рода Романовых юный Михаил в 1613 г.
Святейший поведал, что в годы лихолетья и гонений оклад, украшенный драгоценными камнями, пропал, и вот ныне, стараниями владыки Александра, архиепископа Костромского и Галичского, с помощью благочестивых людей он был идентично воссоздан.
После освящения весь Собор прикладывался к иконе, конечно же, все фотографировались, и делегациями, и отдельно. Снялись и мы у этого чудотворного образа.
В течение второго дня работы Собора были одобрены и утверждены полнотой Русской Церкви изменения в Устав РПЦ, которые были внесены Архиерейским Собором 2000 г.
В завершение работы Собора, программу которого удалось выполнить в два дня (благодаря одному туру голосования), было принято «Послание Поместного Собора возлюбленным о Господе пастырям, честным инокам и инокиням и всем верным чадам Русской Православной Церкви».
В нем говорится, что «Собор оценил плоды, которые, по милости Божией, принесла Господу наша Церковь за восемнадцать лет, прошедшие со времени предыдущего Поместного Собора…».
Воздавая дань великим трудам Святейшего Патриарха Алексия II, Послание отмечает, что «Важнейшим деянием, совершенным Святейшим Патриархом совместно с блаженнопочившим митрополитом Лавром, стало восстановление единства Русской Зарубежной Церкви с Церковью в Отечестве».
В завершение каждый член Собора подписал Акт об избрании Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
СЕРГИЕВА ЛАВРА, ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ, БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР
29 января стало для нас выходным днем, а 30-го все мы побывали в Троице-Сергиевой Лавре, где в Успенском соборе избранный и нареченный Патриарх Кирилл отслужил молебен преподобному Сергию, прося его благословения и помощи в предстоящих трудах.
После этого мы пошли поклониться и приложиться к мощам Преподобного в Троицкий Собор (а также потом – к мощам преп. Никона и множества святых Церкви, что почивают в этом храме), после обеда в академической столовой – поехали в Софрино, где прошла короткая экскурсия по цехам (наша группа побывала в свечном). Сейчас здесь трудится 3 тысячи человек.
А главное – побывали, после музея, в храме преподобного Серафима Саровского, замечательном, сверкающим небесным золотом. Каждый член Собора на прощанье получил пакет с проспектами, рассказывающими о Софринской продукции, а перед отъездом, в магазине, что снаружи у входа – я взял замечательную иконочку преп. Серафима – пасхальную, с его напутствием: «Христос воскрес, радость моя!»
Здесь же взял и образочек Божией Матери, который раньше не встречал: «Невеста Неневестная».
* * *
31 января члены Собора поехали в Донской монастырь, где избранный и нареченный Патриарх Кирилл провел молебен у мощей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.
После Донского мы отправились в Богоявленский Кафедральный Собор, здесь Патриарх Кирилл совершил молебен святителю Алексию, митрополиту Московскому, а затем состоялась лития у гробниц Патриархов Алексия II и Сергия.
ИНТРОНИЗАЦИЯ, ВЕЛИКИЙ ПАРАМАН
И вот 1 февраля в Храме Христа Спасителя состоялась Божественная Литургия с чином Интронизации Новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
У солеи, под иконой Рождества Христова – президент Д.А. Медведев с супругой, премьер-министр В.В. Путин, президент Молдовы В.Н. Воронин, мэр Москвы Ю.М. Лужков, вдова первого президента РФ Н.И. Ельцина…
Перед началом этого торжественного богослужения до входа в Собор нового Патриарха 15 минут звучал благовест со всех колоколов храма…
На интронизацию собралось порядка 5 тысяч человек. В общей массе – представители многих иноверных конфессий, губернаторы, парламентарии, известные всей стране люди… Здесь все 702 члена Поместного Собора, среди них – более 200 архиереев, на интронизацию прибыли главы и представители православных и других христианских церквей – Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, митрополит Варшавский и всей Польши Савва, митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, и.о. председателя Священного Синода Сербской Церкви митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, другие видные иерархи…
При входе, в начале богослужения, на избранного и нареченного Патриарха надевается голубая, еще митрополичья мантия, в которой он начинает Литургию. (Кстати, в марте 2009 г. исполнилось 33 года его архиерейской хиротонии).
Но главное – на него возлагают первый знак Патриаршего достоинства – Великий параман (четырехугольник из ткани с изображением Креста, обычный параман возлагается на новопостригаемого монаха). Позже, после интронизации Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Не случайно на плечи Патриарха возлагается Великий параман – символ отречения от всего, что не есть партиаршее служение, символ готовности быть верным Богу до конца, через предание себя в послушание Его воле по образу Того, Кто «смирил Себя, быв послушлив даже до смерти, и смерти крестной».
Литургия транслировалась на всю страну, на весь мир…
Вот наступают кульминационные минуты, рядом с нареченным Патриархом встают два старейших архиерея РПЦ, постоянные члены Священного Синода Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Высокопреосвященный Владимир.
Обратившись к Востоку, они трижды кланяются вместе с Патриархом, и взяв его под руки, возводят на Горнее место к патриаршему трону. Затем они обращаются к западу, к предстоящим во храме, и Блаженнейший митрополит Владимир возглашает: «Божественная благодать, немощная врачующи, оскудевающая восполняющи и промышление всегда творящи о святых своих Православных Церквах, посаждает на Престоле святых Первосвятителей Российских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Ермогена и Тихона, отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха великого града Москвы и всея Руси…».
Затем со словами: «Во имя Отца. Аксиос. (Достоин – греч.). Аминь. И Сына. Аксиос. Аминь. И Святого Духа. Аксиос. Аминь» – старейшие митрополиты трижды посаждают нареченного Патриарха на патриарший трон.
Он встает по обычаю, отказываясь от власти, но звучат мощные возгласы тысяч людей, взлетая под своды храма, откуда льется колокольный звон: «Аксиос!.. Аксиос!... Аксиос!..».
Этот возглас многократно усиливается четырьмя хорами, которые участвовали в интронизации (Троице-Сергиевой Лавры, Сретенского монастыря, Храма Христа Спасителя и СвятоНикольского храма при Третьяковской галерее – где хранится Владимирская икона Божией Матери).
Патриарший трон, на который окончательно садится шестнадцатый Предстоятель Русской Церкви – тот самый, на котором восседал в 1917 году избранный Первосвятитель Патриарх Всероссийский Тихон. Этот трон был сохранен из первого, разрушенного Храма Христа Спасителя. Перед взрывом Храма в 1931 году его вынесли и с риском для жизни тайно переправили в Ленинград, и укрыли там в одном из храмов, где он и переждал времена лихолетья…
Затем Предстоятеля облачают в патриаршие богослужебные одежды темно-зеленого цвета с золотым шитьем, возлагают на него нагрудный Крест и две Панагии (иконы Божией Матери). Две панагии имеет право носить только Патриарх.
Справа от царских врат встал диакон с Предносимым Патриаршим Крестом.
Служба продолжается, перед Причастием оглашается «Послание Поместного Собора».
* * *
Затем выносится Чаша, и первой к Святейшему Патриарху Кириллу подходит и приобщается Святых Христовых Таин супруга президента Светлана Медведева, которую исповедовал до этого ее духовник, священник Владимир Волгин.
Впервые после революции 1917 г. супруга первого лица государства принимает Причастие… Среди причастников и другой известный всей стране человек – кинорежиссер Никита Михалков…
Я тоже причастился на этой литургии – к нам, стоящим за ограждением, вышел с Чашей один из архиереев.
После завершения литургии митрополит Минский и Слуцкий Филарет и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возложили на Патриарха Кирилла зеленую патриаршую мантию, с его инициалами…
А митрополит Санкт-Петербургский Владимир вручил Святейшему Патриарший Куколь. Когда Патриарх Кирилл надел его, лик Предстоятеля изменился: Куколь, низко сидящий, прямо над глазами, как бы полностью поглотил весь облик Патриарха, и в этом была символическая заключительная нота патриаршего настолования, подчеркнувшая абсолютную поглощенность самости человеческой абсолютной покорностью воле Божией и абсолютной предназначенностью служить Ему, пасти Церковь Христову…
Этот миг уловили многие люди – и здесь, в Храме, и те, кто смотрел интронизацию по телевидению.
Затем Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир вручил Святейшему посох святителя митрополита Петра, который уже семьсот лет хранит благодатное тепло Предстоятеля, перенесшего Первосвятительскую кафедру из Киева (разоренного к тому времени татаро-монголами) во Владимир, а потом в небольшой еще городок по имени Москва, и который пророчествовал, что станет он великим городом и сердцем Русской земли и благословил начать строительство главного храма Руси Православной – Успенского Собора в Московском кремле. (Посох святителя Петра постоянно находится в Оружейной палате, до этого он дважды покидал свое место при пятнадцатом Патриархе: в день интронизации Святейшего Алексия II и в день его 70-летия).
НАЧАЛО – В ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРКА ЕФЕССКОГО
Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился с речью к собравшимся, ко всей Полноте Русской Православной Церкви.
Прежде всего, он обращает внимание на то, что начало его Патриаршего поприща, «которое не может быть ни легким, ни беспрепятственным», совпало с днем памяти святителя Марка Ефесского – защитника и поборника православной веры.
Подчеркнув, что Патриарх является защитником «внешних канонических рубежей Церкви», Святейший говорит, что это служение приобретает особое значение в современной ситуации. Независимые государства на пространстве «исторической Руси» требуют уважения их суверенитета и радения о благе каждого из этих государств, но это не отменяет заботы о сохранении и укреплении духовных связей между населяющими их народами, чтобы ценностно не распалась «православная цивилизация Святой Руси».
Патриарх говорит далее о церковной проповеди духовно-нравственных идеалов применительно к реалиям современной жизни. «Свидетельство об истине и красоте Православия может быть принято и усвоено только тогда, – уверен он, – когда люди ясно поймут значение этого свидетельства для своей личной семейной и общественной жизни и научатся сопрягать вечные Божественные слова с реальностями повседневной жизни».
Соединить православную веру и евангельскую мораль с повседневными мыслями, чаяниями и надеждами людей означает помочь им ответить на сложнейшие мировоззренческие и этические вопросы современности, подчеркнул Патриарх.
Предметом особой заботы Церкви назвал Святейший молодежь, которая, по его мнению, сегодня особенно остро нуждается в духовном руководстве.
– В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям, – сказал Патриарх. Сильная личность, сплоченная и многодетная семья, солидарное общество – все следствие того образа мыслей и того образа жизни, которые проистекают из искренней и глубокой веры, подчеркнул он.
Не должна быть забыта и забота о страждущих, о сиротах, о бедных, об инвалидах, о престарелых, о заключенных, о бездомных – «голос Церкви должен стать в том числе и голосом слабых… взыскующих справедливости».
В конце своей речи Патриарх вспомнил заветы первого и пятнадцатого Предстоятелей Русской Церкви.
«Доброе дело – украшать и воздвигать церкви, – писал Патриарх Иов, – но если в то же время мы будем осквернять себя страстями, то Бог не пощадит ни нас, ни наших церквей».
А Святейший Патриарх Алексий II оставил слова, звучащие как надежда и пророчество: «Восстанет, как уже не раз бывало, из пепла и из бездны греховной новая Русь – Русь, давшая миру многих подвижников веры и благочестия, Русь, созидающая храмы в городах, весях и сердцах, Русь, сияющая всему миру правдой и любовью, Русь святая».
* * *
Впервые в новейшей истории России глава Русской Православной Церкви получил личные поздравления главы государства.
Поздравляя его со вступлением на первосвятительскую кафедру, Президент подчеркнул, что «это огромное событие в жизни нашей страны, жизни всех православных народов».
– Это событие, которое открывает и новую эпоху развития Православия в нашей стране, создает, мы надеемся, и новые условия для полноценного, солидарного диалога между Русской Православной Церковью и государством, – подчеркнул Дмитрий Медведев.
Сказав, что служение Патриарха – это «действительно исключительно сложный, великий крест», он отметил, что «сегодня, когда Россия развивается, когда мир остается столь же противоречивым и когда он несет на себе такую же печать проблем, как и многие века назад, такого рода совместная работа, работа между государством и Русской Православной Церковью будет обязательно востребована во имя развития нашей страны, во имя развития всех православных народов».
– Россия, – сказал президент, – сложное государство, где живут люди разных народов, разных верований, и в этом смысле миссия Патриарха Московского и всея Руси также является весьма особенной.
Завершил поздравления Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, пожелав новоизбранному Патриарху крепкого духовного и телесного здравия, могучей силы во исполнение Патриаршего служения.
* * *
По окончании Интронизации состоялся торжественный приём в Трапезных палатах Храма Христа Спасителя для участников Поместного Собора… В завершение приёма клирики и игумении – члены Собора – получили памятные иерейские кресты, пришедшие по пригласительным билетам – икону Божией Матери «Знамение», а также памятную медаль «В память интронизации Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла 1 февраля 2009 года» (реверс) с изображением Предстоятеля на аверсе, а также памятный знак (для ношения) «Поместный Собор Русской Православной Церкви».
* * *
«– Не может быть корабля без кормчего, а Церкви – без пастыря, – говорит на выходе из храма писатель Владимир Крупин. – Столько слышу отзывов со всей России, что Пастырь избран достойный, уважаемый всеми. Наблюдая за выборами Патриарха, я на сайте «Русская линия» не выдержал, написал, что нам не надо тыкать в раны и царапины друг друга, враги наши и без нас в них ткнут. Лучше помнить, что наша вера – самая лучшая, самая близкая ко Христу».
* * *
Назавтра, 2 февраля состоялся молебен в Успенском Патриаршем Соборе Кремля, за котором соборяне во главе со Святейшим молились ко всем великим предшественникам его на Патриаршем Престоле – святителям Петру, Алексию, Ионе, Филиппу, Ермогену, а также Макарию, Иову, Макарию, Филарету, Иннокентию, Тихону, Петру… После молебна мы приложились к святым мощам Первосвятителей Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена, которые почивают в Успенском Соборе.
СУДЬБОНОСНОСТЬ МОМЕНТА
Этими словами обозначены впечатления о прошедшем Соборе, которыми поделился протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в одной из православных газет.
«– На меня Поместный Собор произвел впечатление очень значительного и символического события. В нем участвовало гораздо больше епископов, чем в Соборе 1917-1918 годов. Было представлено множество заграничных епархий и структур Церкви, и общее число делегатов было значительно больше, чем на каком-либо бывшем ранее православном соборе. При таком обширном и разнородном составе можно было ожидать разноголосицы при выдвижении нескольких альтернативных кандидатов на выборах патриарха Московского и всея Руси. Однако избрание на патриарший престол Высокопреосвященного Кирилла подавляющим большинством голосов обнаружило удивительное единодушие, что не может не радовать.
Что ожидает шестнадцатого русского Патриарха в наступившем ХХI столетии? Сейчас все явственнее становится приближение новой эпохи и в России, и во всем мире. В 2008 году разразился мировой экономический кризис, как-то разом сменились президенты России и США, непрерывная череда военных конфликтов, повсюду перемены, какой-то странный водопад всевозможных реформ, и все это – на фоне быстро прогрессирующего во всем мире нравственного разложения…
Что день грядущий нам готовит, сказать трудно, но радужных перспектив пока не видно, спокойствие и мир душевный ощущаются только в Церкви. Ей более всего нужны непоколебимость в вере и единство, общая горячая молитва и неотъемлемый внутренний мир. В это новое тревожное время через соборные выборы Господь поставляет Русской Православной Церкви нового Патриарха, который призывается на новый подвиг в стремительно меняющемся мире. Да укрепит его Господь Своею благодатью!
Думаю, что все делегаты Собора по-своему воспринимали исключительную важность и судьбоносность момента. И чем дальше будут отодвигаться эти дни, тем явственнее будет осознаваться значение события, в котором Господь призвал их участвовать».
Участник собора епископ Женевский Михаил (Донсков) сказал: «Это был первый Поместный Собор, когда архиереи РПЦ и РПЦЗ вместе избирали нового Предстоятеля Русской Православной Церкви. Этот акт имеет очень большое значение для Церкви, для всего русского народа и для всего православного мира».
О.Андрей Кураев так высказался о новом патриархе: «Патриархом Московским и всея Руси стал сильный лидер, ощущающий ответственность за всю Церковь. У него не общее выражение лица. Он не равен своему титулу и сану, не растворился в нём. Это крайне редкое в России сочетание: интеллектуал, облечённый властью <…> Не могу не отметить, что митрополит Кирилл, будучи местоблюстителем престола, ни с кем не торговался, никому ничего не обещал за поддержку, не сулил высоких постов. Это означает, что он сохраняет свободу <…> Считаю, что именно такая личность отвечает требованиям нынешнего века: патриарх должен быть миссионером».
Историк и журналист , более десяти лет публиковавший негативные статьи о деятельности митрополита Кирилла и вообще об РПЦ (в «Московском комсомольце»), заявил о прекращении своей борьбы: «Патриарх есть Патриарх. Если я считаю себя православным христианином, значит, он является и моим Патриархом».
ПАТРИАРХ – О ГЛАВНОМ
Миллионы наших сограждан в прошедшие полтора десятилетия еженедельно ждали с нетерпением, смотрели и слушали замечательные беседы-проповеди, которые вёл на
телевидении митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Всегда захватывающе интересные, простые и доходчивые, проникали они до самых сердечных глубин и обращали множество людей ко Христу.
Известно, что и основным инициатором и разработчиком многих важнейших документов РПЦ, в том числе «Социальной концепции» был также митрополит Кирилл. Уже по избрании его Святейшим Патриархом мы узнали о многих неизвестных фактах его биографии, его семьи, о беззаветном и мужественном служении Христу и Церкви его деда Василия Степановича Гундяева, прошедшего 47 тюрем и несколько ссылок, и отца Михаила Васильевича, четыре года отбывавшего срок в колымских лагерях.
Часть этих сведений была собрана в изданной Свято-Даниловым монастырём книге «Неизвестный» Патриарх Кирилл». Размышления и суждения шестнадцатого русского Патриарха, отличающиеся актуальностью, точностью и глубиной, да помогут каждому из нас укрепить православное мировоззрение, чтобы чётко ориентироваться во всё более усложняющемся мире.
* * *
Отвечая на вопрос журналистов о целях и задачах, которые стоят в нынешних условиях перед Церковью, Святейший Патриарх подчеркнул, что в этом нет ничего революционно
нового: «В своем слове после возведения меня на Патриарший престол я обозначил основные приоритеты. Конечно, это только общие контуры и некие акценты. Требуется, может быть, четкая прорисовка всех деталей, связанных с дальнейшим церковным развитием. Самое главное – Церковь, которая является душой и совестью своего народа, должна всегда такой оставаться, должна иметь реальный духовный авторитет,
быть опорой своего народа и в радостях, и в скорбях. А для этого нужно, чтобы слово Церкви отзывалось в сердцах. Если слово ее будет отзываться в сердцах все большего числа людей, то совсем другой станет наша жизнь. Вот это и есть главная, стратегическая цель. Все остальное – некие механизмы и способы достижения этой цели».
«РУКА БОЖИЯ НАДО МНОЙ С ДЕТСТВА»
– Скажите, Владыко, как Вы, будучи человеком глубоко и по-настоящему верующим, ощущаете, понимаете для себя Бога? Что для Вас вера?
– Настоящая вера дает человеку огромную силу и умение преодолевать любые трудности в жизни. Поскольку я вовлечен в сложную церковно-государственную политику, то, конечно же, работа моя вызывает недовольство в иных кругах, и нередко я бываю мишенью для нападок. Как-то одному человеку, который склонен к таким нападкам, я пояснил: «Неужели вы не понимаете: если Господу неугодно, чтобы я
ушел с моего поста, то никакая сила не сможет меня отсюда сдвинуть. Но если Богу будет неугодно, чтобы я был здесь, не нужно никаких кампаний, секунда – и меня нету!».
Я глубоко, беспредельно верю в этот Божий Промысл над собой, и поэтому все, что происходит со мной, я принимаю как то, что получаю из рук Божиих. Если радости – слава Богу! Если горе – значит, мне надо через это пройти. Человек состоится как личность, только когда он познает и радости, и горе. Вот это и называется полнотой бытия. Не надо пугаться горя, не надо ломаться под натиском жизненных передряг. И я чувствую, вижу над собой руку Божию с детства и по сегодняшний день.
СВОБОДА ПАДШЕГО «Я»
«Апостол Павел призывает нас к свободе – но к свободе от греха, к тому, чтобы человек стал свободным во Христе. А что предлагает в противовес этому либеральная идея?
Либеральная идея не призывает к освобождению от греха, ибо само понятие греха в либерализме отсутствует. Она требует полной свободы для падшего человека – не спасенного, а падшего. Не должно быть ничего, что сковывает и ограничивает меня в проявлении моей самости, в утверждении моего «я». Пусть оно греховно и даже преступно – это никого не касается до тех пор, пока я не совершаю преступных деяний. Либерализм полагает некую границу в утверждении греховного «я» человека – в виде права и закона. Но в своей внутренней жизни человек признается свободным абсолютно и ни от кого, кроме самого себя, не зависящим. Значит, то, что как-либо ограничивает его в этой сфере, автоматически будет считаться нарушением его неотъемлемых прав, несправедливостью и злом. Как еще недавно говорили у нас, «пережитком прошлого», противоречащим достижению «великой» цели полного освобождения человека. Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека, и всякий человек свободен в той мере, в которой его свобода не ограничивает свободу другого.
Такова первая и главнейшая заповедь либерализма.
С точки зрения Предания, попрание его нормы есть ересь, преступление против веры. Между тем либеральная идеология, не ведающая понятия греха и воздаяния за него, видит в освобожденном от духовных ограничений человеке носителя его собственной, индивидуальной нравственной нормы. Либеральная идея несет нравственное раскрепощение греховному человеку, реализует греховный потенциал человеческой личности. И в этом смысле либеральная идея является антихристианской, ибо диаметрально противоположна христианской идее.
Когда во главу угла поставляется человеческий эгоизм, когда либеральные институты защищают право на грех, то общество, лишенное представления о норме жизни, неизбежно обрекается на духовное вырождение, становясь ареной буйства темных страстей».
(Из книги «Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них Православная Церковь?» М. Даниловский благовестник, 2001).
«СПАСИТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ НАМ ИНЫЕ ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ, ЧЕМ ТЕ, КОТОРЫМИ МЫ ЖИВЕМ»
«До сих пор человеческие представления о счастье, о благополучии не соответствуют тому, что Христос предлагает миру…
Совсем не Заповеди Блаженств являются нашей современной декларацией о человеческих ценностях, а другие, созданные людьми, декларации. Но, может быть, дело обстоит даже хуже. Собственного говоря, руководящим началом жизни людей вообще никакие декларации сегодня не являются. У абсолютного большинства людей есть только одно целеполагание – жить хорошо. И под этим словом «хорошо» непременно подразумеваются власть, деньги и способность использовать их так, чтобы получать наслаждения и удовольствия».
«Даже тот, кто не сознает, какие подлинные цели он в жизни преследует, если повнимательнее разберется в самом себе, проанализирует, чем он занимается с утра до вечера, в течение всей трудовой недели, увидит, что для многих, кто называет себя христианином, Заповеди Блаженств не являются ни целью, ни ценностью. Вот и получается, что до сих пор Христос – предмет пререкания. И не всегда на уровне интеллектуального спора, а просто иногда на уровне желудка и кармана. Несмотря на то, что многие принимают Спасителя мыслью и сознанием, люди своим образом жизни отказываются от Господа, вовлекаясь в этот общий поток течения человеческой истории, не будучи способными остановиться на середине этой стремнины и постараться удержаться под напором этого течения, а затем, развернувшись, пойти поперек него».
К сожалению, Заповеди блаженств не являются ценностью даже для тех, кто называет себя христианами. «Спаситель предлагает нам иные цели и ценности, чем те, которыми мы живем», – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.
Большая часть критики в адрес Церкви исходит не изнутри самой церковной жизни, а от тех, чье собственное представление о христианстве не совпадает с проповедями Христа, так как «некоторые во что бы то ни стало хотят подверстать жизнь Церкви под свое собственное мудрование». По словам Святейшего Патриарха, задача Церкви – ясно и сердечно выражать то, о чем проповедовал Спаситель.
Из проповеди на Божественной литургии 15 февраля 2009 г., в праздник Сретения Господня.
ПРАВОСЛАВНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – УСЛОВИЕ ВЫЖИВАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ
«Традиционные ценности необходимы нам как воздух во имя нравственного становления личности, полноты духовной жизни индивидуума и межличностных отношений. Если мы в России вслед за Западом утратим понятие греха, заместив его понятием свободы, то мы создадим совершенно нежизнеспособную цивилизацию, которая рухнет под бременем греховных страстей.
И потому либеральное и традиционное начала, православный образ жизни и западный секулярный стандарт могут сочетаться только при одном условии – при сохранении наших традиционных ценностей, нашего образа жизни, которым предусматривается возможность противостоять греху, начиная с его ясного именования и обозначения его опасности для человека и общества. Уже ради одного этого религиозному образу жизни должно быть гарантировано право существования в нашем мире и особенно в России.
Забота об этом должна стать не только церковным, но и государственным делом. Государство, положив либеральную идею в основу государственно-общественной модели развития страны, должно противопоставить ей утверждение в сфере воспитания, образования и межличностных отношений традиционные для России ценности – наш с вами православный образ жизни.
Сегодня другого ответа и быть не может.
Безрелигиозное общество обречено. У него нет шансов на выживание. При всей развитости экономики, социальных и политических институций люди способны жить вместе только на основании нравственного закона. Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и люди начинают друг друга уничтожать. И никакие законы не помогают, никакие законы не работают, если уходит нравственное начало».
(Из книги «Вызовы современной цивилизации…»)
ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ИЗ МИРА ИЗЪЯТЬ ДОБРО?
«Если человек не имеет религиозного взгляда на жизнь, то зло просто человека перемалывает, разрушает его личность, лишает счастья, доводит до петли. Но, наверное, поэтому мы и проповедуем Христа Распятого, Божью Силу и Божью Премудрость.
Я глубоко убежден, что вне религии нет смысла и развития для человеческой цивилизации. Ведь зло – оно динамично. Злу свойственно расширяться, и если ему не поставить предела, оно может стать всеобъемлющим. Что такое конец мира? При каких условиях может наступить апокалипсис?
Ведь апокалипсис не только погибель Вселенной – он апогей зла, то есть смерть, небытие. Это можно сказать и в отношении личности, и всей нашей цивилизации. Но апокалипсис может наступить только при условии, если злу не будет положен предел. В слове Божием сказано: «Не будет конца мира, пока не будет взят удерживающий». И вот некоторые богословы размышляют: что же такое удерживающий? Иные полагают, что это государство, это некая сдерживающая сила, а на самом деле удерживающий – это добро. Если из мира будет взято добро, то мир превратится в банку со скорпионами.
(Из интервью «Комсомольской правде», 28.01.2009).
О СОХРАНЕНИИ ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА
«Богослужение – это колоссальный культурный пласт, который был сформирован в Греко-славянской культуре. Если его просто перевести на русский язык, это будет профанация. В основном богослужебные тексты – это стихи, это греческая поэзия.
Русский язык не является калькой с греческого языка. С греческого языка калькой является славянский. Значит, сохранить ритмику, сохранить поэзию можно только на славянском языке».
Из интервью программе «Вести недели» (ГТРК «Россия», 19 ноября 2006 г.)
ОБ АПОКАЛИПТИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЯХ
«С самых ранних времен существования христианства возникали подобные апокалиптические настроения. В какой-то момент Церковь их осудила, но они продолжают возрождаться время от времени. Причем, объективно рассуждая, у проявляющихся сегодня апокалиптических настроений имеются некоторые поводы.
Ведь далеко не все благополучно в жизни рода человеческого, даже на самый поверхностный взгляд. А приглядевшись, мы обнаружим некие грозные знаки серьезного кризиса, который ныне переживает человеческая цивилизация.
До сих пор никогда и нигде, даже в языческой Римской империи, грех не оправдывался публично, никогда и нигде до сих пор грех не подкреплялся нормой закона. Такого в человеческой истории еще не бывало. И вот мы дожили до времени, когда грех подкрепляется нормой закона, а значит, и силой власти.
Такое развитие событий генерирует в некоторых умах апокалиптические настроения. Трезвое религиозное сознание способно их преодолеть, потому что у глубоко верующего и религиозно образованного человека есть ответы на эти мучительные вопросы нашего бытия, но многие другие люди таких ответов не находят. И они чувствуют свою беспомощность, неспособность на что-либо повлиять. Отсюда – самозакапывания в пещеры, бегство от этой жизни, бесплодные поиски спасения вне Церкви.
Поэтому нужно, конечно, прежде всего, молиться за этих людей, пастырски работать с ними, если только они способны расслышать пастырское слово. Эта тема шире, чем история о 20 затворниках в Пензе. Это вызов пастырской деятельности Церкви, ибо она призвана учить и вести людей по пути спасения, невзирая ни на какие обстоятельства жизни.
А что касается конкретно этих людей – я бы их не тревожил. Если хотят в пещере посидеть, пускай посидят, лишь бы, сохрани Бог, не обвалилась эта их пещера».
Из выступления на пресс-конференции в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс» 28 июля 2008 г.
НЕ ВХОДИТЬ В КОМПРОМИССЫ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ МУДРОВАНИЕМ
Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что большинство критических слов в адрес Церкви звучит не изнутри церковного организма, благодатной жизни Церкви, а со стороны тех, чье представление о христианстве и о Церкви не совпадает с реальностью – подобно тому, как критика и неприятие Спасителя проистекали оттого, что представления о Мессии не совпадали с Его образом.
«Чаще всего люди формируют свой собственный образ христианства и Церкви, – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, – этим особенно страдает наше интеллигенция – и «правая», и «левая». Она формирует некий идеал церковной жизни, исходя из своего понимания истории, своих философских взглядов, своих предпочтений, а затем соотносит этот свой идеал, свое представление с реальной жизнью Церкви, и если видит несоответствие, то вновь и вновь Христос становится предметом пререкания».
«Для того, чтобы идти вперед по тому пути, который Бог нам указывает, мы должны ясно понимать подлинные цели и задачи, которые стоят перед Церковью. Она призвана спасать человека. Не ее задача входить в компромиссы с человеческим мудрованием, ее задача – ясно и сердечно выражать то, чему научена Церковь от Самого Спасителя: мы должны продолжать учить, исцелять, освящать народ и всю вселенную, ибо это и есть призвание Церкви».
«Как важно, чтобы наше церковное самосознание было всегда направлено на достижение тех целей, которые Господь поставил перед нами».
Из проповеди на Божественной литургии в праздник Сретения Господня 15 февраля 2009 г.
НАША ПАСТВА – ЭТО БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕСТВА
«Разве в советское время тему общественного благополучия или неблагополучия связывали с Церковью? Нет. Потому что в сознании общества Церковь была лишь местом, где люди встречаются и вместе молятся, но к обществу, к жизни народа в сознании большинства людей Церковь не имела никакого отношения, – отметил Святейший Патриарх Кирилл. – Однако за последние двадцать с лишним лет произошло, может быть, самое главное: люди начали связывать свою жизнь, свое благополучие, нравственное здоровье страны с Русской Православной Церковью. Какая же колоссальная теперь на нас ответственность!»
По мысли Святейшего Владыки, деятельность Церкви теперь нужно оценивать не только по числу храмов и монастырей, но и по влиянию, которое Церковь оказывает на жизнь людей и общества, в том числе и в таких сферах, как профилактика преступности, сохранение семей, защита жизни нерожденных младенцев.
«Спаситель не сказал ученикам: сидите там, в Галилее, к вам придут люди, вы крестите их, и все будет в порядке. Он велел: идите и научите. Если мы сегодня хотим научить наш народ, то должны пойти к нему. Если мы хотим научить, а сегодня это необходимо, – нужно идти к народу».
«Если ядром приходской жизни будет богослужение и молитва, а вокруг него будет формироваться образовательная и социальная деятельность, то приходы у нас станут центрами не только богослужебной, но и общественной жизни», – подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви.
«Надо изменить угол зрения, мы должны понять, что наша паства – это не только те люди, которые сегодня пришли в храм. Наша паства – это как минимум 60 процентов нашего народа и нашего общества», – заявил Святейший Патриарх Кирилл.
Из выступления на встрече с архиепископом Тульским и Белевским Алексием и духовенством епархии 11 марта 2009 г.
МЫ НЕ СКОТЫ, СКОТЫ НЕ МЫ
– Очень много вопросов поступает по поводу программы «За стеклом».
– Я бы ответил так. Мы категорически против подобного рода экспериментов на нашем телевидении. Не просто осуждаем, а более чем осуждаем. Думаю, что в ближайшее время у нас будет какое-то заявление по поводу этой программы, потому что слишком много в наш адрес людей обращаются.
А теперь я бы хотел сказать господам, которые сочинили всю эту историю. Что достигается вот такими программами, что достигается порнографией, что достигается эротикой? Раскрепощается человеческий инстинкт.
Бог дал человеку разум, волю и нравственное чувство для того, чтобы, опираясь на свои убеждения и нравственное чувство, человек мог управлять инстинктами. Инстинкт вложен в нашу природу для того, чтобы человек мог существовать. Если не будет инстинктов, не будет выживания человеческого рода, не будет его продолжения. Но, в отличие от животного, мы призваны управлять инстинктом. А животное не управляет инстинктом, оно и живет по инстинкту. Вот то, что нам предлагается на телевидении, что сейчас предлагается массовой культурой: это раскрепощение инстинкта, это снятие всякого волевого мировоззренческого контроля за инстинктом.
Живи, как хочешь. Но ведь это же призывы жить всем в стойле, в поросятнике! Это же просто попытка сделать из человека животное! Ну если человек живет столь раскрепощенно, скажите, на основе каких сдерживающих факторов он будет себя ограждать от того, чтобы убить, ограбить, если ему захочется это сделать? Поэтому господа, которые ставят на телевидении эксперименты, пилят сук, на котором сидят.
Ведь у них же тоже дети – дочери и сыновья. Или они думают, что они сами живут за стеклом от всего общества? А потом, это просто, простите, скотство – эксплуатировать половой инстинкт людей.
Фрагменты интервью Владыки Кирилла «Комсомольской правде», 27.01.2009 г.
ОБРЕТЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ
«В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям – как бы это ни было трудно для нас, людей среднего и старшего поколения, – помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье».
Из интронизационного слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 февраля 2009 г.
«ЛИНИЯ ФРОНТА ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ ВАШИ ДУШИ…»
«… Невозможно защитить сегодня нашу молодежь и детей от информации, которую они потребляют. Только внутри самого человека должны быть выстроены эти рубежи обороны, причем выстроены должны быть очень творчески. Эти рубежи обороны в масштабах личности, семьи и государства не должны отождествляться с охранительной политикой. Человек должен быть достаточно открыт к восприятию того, что несет ему современный мир, и одновременно быть способным защищать самые сокровенные глубины своей жизни, сохраняя свою национальную, духовную, религиозную, культурную самобытность, а вместе с этой самобытностью сохраняя нравственную систему ценностей. Вот это последнее очень трудно дается современной молодежи, потому что современная массовая субкультура оказывает настолько сильное влияние на молодежь, что выстроить разумную оборону против ее влияния очень и очень тяжело. Я объясню, почему тяжело. Потому, что массовая субкультура в абсолютном своем большинстве, за исключением каких-то выдающихся проявлений, апеллирует не к разуму, не к интеллекту, а к человеческому инстинкту.
Человеческая цивилизация, живущая по закону инстинкта, нежизнеспособна. Никакая правовая культура, никакое мощное правовое поле и развитое законодательство не способны регулировать человеческое поведение ежечасно – лишь голос совести. Когда нам говорят: живи как хочешь, только других не обижай (а такова сегодня философия современного либерализма), – нас тем самым подталкивают к жизни по закону инстинкта. Именно поэтому в современной либеральной философии отсутствует понятие греха, есть лишь плюрализм поведенческой модели, а нравственность – не более чем условное понятие: «то, что нравственно для тебя, безнравственно для меня». Вот эта философия, которая инкорпорирована в законодательство очень многих стран и во многом формирует контрсовременные массовые культуры, является убийственной для человеческой цивилизации.
Чем раньше человечество поймет, что нравственность – это способ выживания коллектива, семьи, личности, общества, всей человеческой цивилизации, тем лучше. Если это поймет наша молодежь – мы будем самыми сильными, потому что сила нации – в силе духа».
Из выступления на встрече со студентами калининградских вузов в Российском государственном университете им. И. Канта 23 марта 2009 г.
В УСЛОВИЯХ РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЫ ИСКУШЕНИЯ СТАЛИ БОЛЕЕ УТОНЧЕННЫЕ
Борьба с искушениями в наши дни требует от христиан таких же веры и мужества, какие были у древних мучеников, считает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «И сегодня от нас требуются вера во Христа и верность Господу… Только искушения и соблазны более уточенные», – сказал Патриарх во время проповеди на богослужении в честь мученика Трифона в Москве, передает Интерфакс-Религия.
По словам Патриарха, сегодня нас не наказывают за посещение храма, крещение детей, но в условиях религиозной свободы более утонченные искушения воздействуют на наши сознание и волю, отрывая нас от Бога. «Во многих процветающих богатых странах, на которые нам показывают пальцем как на пример для подражания, происходит массовый отход людей от веры, и не потому, что их кто-то гонит, и не потому, что быть верующим опасно. Совсем нет. Стоят открытые храмы, есть высшие богословские заведения, много семинарий и духовных школ, но все это стоит пустым, народ уходит из храмов. И страны, которые еще недавно называли себя христианскими, сегодня боятся или не желают сказать о том, что они христианские страны», – отметил Предстоятель Русской Церкви.
По его мнению, происходит это потому, что души отрывают от Бога соблазном, указанием ложных жизненных путей, показывают привлекательность жизни по закону плоти, бессмысленность хранения чистоты, целомудрия, воздержания.
«Люди с легкостью, без всякой идеологической пропаганды, без всякого насилия, без всякого принуждения постепенно как бы обволакиваются этой страшной и губительной трясиной, которая засасывает, как бездонное болото», – сказал Патриарх.
Эта жизненная философия является сегодня «великим соблазном для молодежи», на нее работают СМИ, глянцевые журналы, которые погружают человека в виртуальный мир, возбуждают его, заставляют усиленно потреблять и увлекают различными удовольствиями.
«Быть христианином сегодня – это быть исповедником веры без видимых физических усилий каждый день», – убежден Патриарх Кирилл. Предстоятель Русской Церкви выразил надежду, что никакие искушения не остановят того поступательного движения нашего народа, благодаря которому наши храмы сейчас переполнены. Сердце радуется при виде молодежи в них.
«СУПЕРМАРКЕТЫ ПРЕВРАТИЛИ В ХРАМЫ ШАГОВОЙ ДОСТУПНОСТИ»
Предстоятель РПЦ обратился с напутствием к студентам и преподавателям:
– Больше всего в Москве за последнее время было построено коммерческих центров, и люди туда идут в субботу и воскресенье. Это такой секулярный храм-развлекаловка,
в котором, с одной стороны, можно купить, а в то же время и выпить-закусить и не надо никуда ходить при этом. Сегодня именно такие центры досуга и торговли, огромные
супермаркеты превращаются в храмы ХХI века – их сейчас строят по принципу шаговой доступности точно так же, как строили церкви в городах в то время, когда 100% были воцерковлены.
А на украинском телевидении накануне Патриарх обсуждал финансовый кризис, сравнив его с лестницей, приставленной не к той стене:
– Люди лезли, расталкивали друг друга руками, добрались, а там пустота. Трагедия в том, что этому человек посвящал всю свою жизнь. И образ счастливого современного человека – всего лишь иллюзия, миф…
Из выступления Патриарха Кирилла перед студентами Киевской духовной академии, 29 июля 2009 г.
«МЫ ОТ БОГА НИЧЕГО НЕ МОЖЕМ ПОЛУЧИТЬ АВТОМАТИЧЕСКИ…»
Митрополит Кирилл напомнил, что в сознании некоторых людей, особенно недостаточно духовно просвещенных – тех, кто редко читает слово Божие, святоотеческую литературу, назидательные книги, тех, кто не размышляет о своей вере, а просто привык приходить в церковь, – формируется неправильное и опасное отношение к обрядам. «Им кажется, что точное исполнение обряда – вот оно-то и спасает человека и больше ничего делать не надо. Более того, можно участвовать в обряде, находясь в церкви, и в то же время отталкивать человека, который рядом с тобой стоит, или одергивать его, или делать грубые замечания и даже тут же, в храме, обидеть ближнего. Упование на то, что внешние действия нас автоматически спасают, является опаснейшим заблуждением и грехом», – предостерег Владыка Кирилл.
В качестве примера он рассказал историю из собственной жизни. «В течение десяти лет я был ректором в Духовной академии и семинарии в Санкт-Петербурге, тогда Ленинграде.
Жил вначале вместе с родителями, потом родители скончались, и я время от времени посещал их квартиру в обычном доме, где было много жильцов. Когда я приходил туда, меня часто навещала соседка по лестничной площадке. Эта простая, еще не старая женщина, работавшая на фабрике, любила, как она говорила, «побеседовать о Божественном».
И вот однажды пришла она, села на кухне, подперла кулаком щеку и говорит мне: «Слушай, ничего я не понимаю, что происходит». Когда же я спросил, что же произошло в ее жизни, ответила: «Ходила я, ходила к Святителю Николаю, свечки ставила, а Борьку – брата моего – все равно в тюрьму посадили». И она сказала это не по глупости, а потому, что была полностью уверена в том, что одни только свечки перед иконой могут избавить ее непутевого брата, который действительно совершил преступление, от законного наказания. Но ведь так часто мы и думаем: приду, поставлю свечку – и все в порядке, закажу молебен – и автоматически получу все просимое».
«Мы от Бога ничего не можем получить автоматически. По нашей вере и добрым делам, связанным с верой, Он дает нам Свою благодать, Свою силу. И вот именно эта сила и спасает нас, именно эта сила и побеждает в нас грех, ибо никакими человеческими усилиями и внешним исполнением религиозных правил греха не победить, – напомнил Патриарший Местоблюститель. – Бог дает нам свою благодать, и ею мы побеждаем грех. А привлекая благодать Божию, мы можем ею делиться с другими: и с непутевыми братьями и сестрами, с ближними и дальними. Когда у человека преизбыточествует благодать, тогда он начинает ее расточать вокруг».
Из проповеди на Божественной литургии в Покровском соборе Покровского ставропигиального женского монастыря 14 января 2009 г.
ОПАСНОСТЬ ВНЕШНЕГО БЛАГОЧЕСТИЯ
«Если у человека не вырабатывается постоянной потребности обращаться к Богу в течение дня, то и во время богослужения он не может чувствовать связи с Господом. Это касается не только мирян, но и священников. Можно по всем правилам и строго по уставу совершать богослужение, а реальной связи с Богом не ощутить», – подчеркнул митрополит Кирилл, добавив, что верующие должны воспитывать себя в постоянном общении с Богом, как говорили о древних пророках: он ходил пред лицем Божиим».
Из выступления на зимней сессии ХIХ Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в январе 2009 г.
ВЛАСТЬ КРОТКИХ
«Образ кроткого человека не соответствует идеалам, которые воспитывает современное общество, – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. – В числе таких идеалов – сила, успех, хорошая карьера, способность добиваться цели. Среди тех, кого можно назвать «удачниками», почти не бывает кротких людей. Кроткий же человек воспринимается как слабый, ненадежный, вызывающий снисхождение и жалость».
Исправить человеческие грехи можно только духом кротости, в котором проявляется любовь к грешникам, подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. «Только кроткий человек, поучая другого, в первую очередь помнит о собственных грехах. А если помнишь о своих грехах и слышишь о согрешении ближнего, то разве хватит силы обличать этого грешника? Подлинное пастырство и учительство, подлинное исправление грехов возможно только тогда, когда священнослужитель, через себя пропуская воздыхания кающегося грешника, отвечает ему, памятуя о своих грехах. А потому такое слово никогда не будет словом властным и порабощающим, но всегда будет исполнено смирения и любви», – отметил Святейший Владыка.
«Всякое обличение, даже самое справедливое, затрагивает человека, беспокоит его. И в ответ на такие слова у грешника всегда найдется внутреннее самооправдание и обязательно возникнет желание сопротивляться грозному и строгому учительству. Такое учительство может быть очень мудрым, и умом человек будет соглашаться, а всем сердцем принять слышанное ему будет очень трудно», – подчеркнул Святейший Патриарх.
То, что справедливо в отношении пастырства, справедливо также и в повседневных человеческих отношениях, сказал далее Его Святейшество: «Мы сталкиваемся с человеческой неправдой, грехами, конфликтами, в первую очередь в наших семьях. Очень хочется исправить родных и самых близких людей – мужа или жену, детей или даже престарелых родителей. Нам непременно хочется что-то подправить в жизни, нам кажется, справедливо или нет, что есть нужда в исправлении.
Но будем помнить великие слова апостола: Исправляйте таковых духом кротости. И нет другого способа и средства реально воздействовать на другого человека, кроме как любовью и кротостью передавать ему свои мысли и пожелания и разделять с ним свою молитву».
«Почему Серафим Вырицкий стал святым человеком? Почему к нему приходили сотни и тысячи? Почему с такой легкостью люди молятся на его могиле? Потому что он исправлял людей не силой и властью, но духом кротости», – напомнил Святейший Владыка.
Из слова в день 60-летия преставления преподобного Серафима Вырицкого в Казанском храме поселка Вырица Ленинградской области.
НИКОГО НЕ БОЙТЕСЬ, ТОЛЬКО БОГА
По словам Святейшего, дед оказал огромное влияние как на детей, так и на внуков. Перед ними был образ человека несгибаемой воли, абсолютно преданного Богу.
Незадолго до смерти, обращаясь к детям, дед сказал: «Никогда ничего не бойтесь, в этом мире нет ничего такого, чего следовало бы по-настоящему бояться. Нужно бояться только Бога».
3.
РНЛ:
«Если у человека не вырабатывается постоянной потребности обращаться к Богу в течение дня, то и во время богослужения он не может чувствовать связи с Господом. Это касается не только мирян, но и священников. Можно по всем правилам и строго по уставу совершать богослужение, а реальной связи с Богом не ощутить», – подчеркнул митрополит Кирилл, добавив, что верующие должны воспитывать себя в постоянном общении с Богом, как говорили о древних пророках: он ходил пред лицем Божиим».
Из выступления на зимней сессии ХIХ Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в январе 2009 г.
///////////////////////////
Не ущемление ли в том «прав» рядовых грешников «ходить пред лицеем Божиим» и за стенами храма, а не только «в нем»?
Так «то» сказал когда-то митрополит, а каково все же нынешнее мнение Патриарха?
Иль в очередной-который раз "выставим" запрет на комментарии по теме со Святейшим?
2.
«Вы уж сообщайте тогда , что статья 2022 года уже была на сайте»
///////////////////
А разве это «снижает» градусы актуальности данного материала – представляется, что ничуть?
Простой довод-подтверждение – да хотя бы наказ тогдашнего президента Д.А. Медведева:
«– Россия, – сказал президент, – сложное государство, где живут люди разных народов, разных верований, и в этом смысле миссия Патриарха Московского и всея Руси также является весьма особенной.»
Ну и что на сегодня сделано в контексте сказанного – не титанических прорабских усилий по строительству храмов, а именно того «весьма особенного»?
А вот только-только что (в конце 2023 года!) подошли к необходимости «размежеваться» с ИДЕОЛОГИЕЙ и обратить внимание на сторону МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКУЮ, «заговорив» о т.н. мировоззренческом каноне – и, пожалуй, все? С постановкой в народонаселении ВЕРЫ – положение не тяжелейшее ли? Во Вселенскости пришлось изрядно «под-ужаться»? Вообщем, пока остается «греметь» фанфарами, а не в них?
1.