Предлагаем читателям ещё два отрывка из книги «О помощи Пресвятой Богородицы в Великой Отечественной войне» (М.: «Сибирская благозвонница», 2020). Сборник, как сказано в нём, составлен из проповедей и произведений старца Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Наума (Байбородина; 1927-2017).
Россия молилась…[1]
Религиозный подъем в народе фиксировала и немецкая агентура в СССР. В донесении штаба полиции безопасности и СД в Берлин о положении в Москве в конце 1941-го - начале 1942 года, в частности, сообщалось: «...В последние месяцы советское правительство все больше ограничивало мероприятия, враждебные церкви. Недавно даже было объявлено о свободе церкви. Все сохранившиеся храмы были открыты, их посещает много народа. Регулярно проводятся богослужения, в которых звучат молитвы о свободе русской земли».
Россия молилась. Молился и Сталин (об этом есть свидетельства). И именно Божией Матери. Было решено перенести мощи святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, в Богоявленский собор, где всю войну стояла та самая чудотворная Казанская икона Божией Матери, которая была еще с ополчением 1612 года. Пришло время возвращения веры на Русскую землю, как и предсказывали наши святые.
Православные люди, оказавшиеся по обе стороны фронта, постарались максимально воспользоваться дарованной им Богом вынужденной религиозной терпимостью советских и немецких властей. Но вопреки ожиданиям немцев, религиозное возрождение на оккупированных территориях было самым тесным образом сопряжено с ростом национального самосознания и патриотизма русских людей. Большинство народа России правильно определило, где наибольшая угроза.
Массовое открытие церквей на оккупированной территории шло по инициативе и при непосредственном участии народа. Немцы довольно скоро увидели, что большие массы народа, особенно крестьян, остались верны Православной вере. В бюллетене полиции безопасности и СД в сентябре 1942 года говорилось: «Церкви переполнены молящимися. Священники имеют так много дел, что едва с ними справляются, число причастников и детей, которых крестят, поразительно большое. Верующие с усердием и самопожертвованием заботятся о ремонте и убранстве своих церквей. Священные предметы, которые во время ограбления церквей большевиками были спасены, снова возвращаются в церковь. Церковные песнопения не забыты, и поэтому во всех приходах создаются церковные хоры... Родители охотно доверяют своих детей священникам для религиозного образования».
Командиры партизанских отрядов поощряли открытие церквей в партизанских зонах, разрешали ставить кресты. Согласно немецкому полицейскому донесению, в одну из таких вновь открывшихся церквей прибыл партизанский отряд, и его командир обратился к молящимся так: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братья и сестры! Бог есть и будет! Мы были временно одурманены, потому что пренебрегли Богом. Богу надо молиться. Молитесь за нас и за всех бойцов и партизан. Аминь!»
Одними из мотивов, вызвавших восстановление Церкви во время Великой Отечественной войны, могли быть и личные религиозные мотивы Сталина: пробуждение в нем страха Божия под влиянием катастрофических неудач, чувства собственного безсилия и непомерной ответственности. Такому движению души могло способствовать воспитание, полученное в детстве от верующей матери, и семинарское прошлое Сталина.
Сталин уже в 1941 году осознал, что с богоборчеством в истекающей кровью стране пора кончать, а проявлениям веры народа в Божие заступничество за Россию не следует препятствовать. А значит, и вызревало понимание того, какие полководцы должны вести солдат в бой.
Единственный военачальник, к которому Сталин при людях во время войны всегда подчеркнуто обращался не по фамилии, а по имени-отчеству, был маршал Борис Михайлович Шапошников. Он, бывший полковник Генштаба русской императорской армии, руководил Генеральным штабом Красной армии в самое тяжелое время – с июля 1941-го по май 1942 года. По свидетельству очевидцев, русский патриот Б.М.Шапошников носил финифтевый образ святителя Николая и каждый день молился ему.
Из свидетельства немецких военнопленных
Святитель Николай, которому молился маршал Шапошников, по свидетельствам немцев, действительно помогал русским. Многие из них во время своего бегства из-под Москвы видели грозного Николу – русского Бога, шедшего впереди стремительно наступавших сибирских дивизий, в которых было изрядное число православных бойцов.
Борис Михайлович, не скрывавший своих религиозных убеждений, молился перед боем: «Господи, спаси Россию и мой народ!» Он часами беседовал со Сталиным, и многие его советы (в том числе одеть войска в старую форму царской армии с золотыми погонами) были приняты.
Именно по его рекомендации на пост начальника Генштаба на смену ему был назначен Александр Михайлович Василевский – штабс-капитан русской императорской армии, выпускник Костромской Духовной семинарии, сын священника села Новопокровское Кинешемского района Ивановской области протоиерея Михаила Василевского и дочери псаломщика Надежды Ивановны. По существовавшим до войны классовым «правилам» будущий маршал был вынужден чураться отца и матери... Никто не измерит меру «невидимых мiру» страданий, выпавших в связи с этим на долю выдающегося полководца. Сталин, узнав о сложившейся ситуации, в беседе с А.М.Василевским в 1940 году сказал ему, чтобы тот немедленно установил связь с родителями, оказывал бы им систематическую материальную помощь и сообщил об этом (его) разрешении в парторганизацию Генштаба. Есть свидетельство о том, что маршал Василевский тайно приезжал в Троице-Сергиеву Лавру и причащался Святых Христовых Тайн. Святой праведный Сергий Радонежский и Пресвятая Богородица его вразумляли, ни один полководец не мог руководить так, как он. Какую мудрость ему дал Господь!
В двадцатом, сложном веке, как и прежде, Господь Иисус Христос и Его Пречистая Матерь невидимо обитали в сердцах полководцев, укрепляли их и помогали одерживать победы над врагами.
Победу добывали люди, насмерть стоявшие на поле боя, и те, кто готовил ее в штабах разных уровней.
Битва за Москву
Идея контрнаступления под Москвой начала вынашиваться еще в начале ноября 1941 года. Александр Михайлович Василевский непосредственно занимался подготовкой резервов, которые формировались из сибирских и дальневосточных дивизий.
Ставку безпокоило пребывание миллионной Квантунской армии у советских границ. Мощность японских войск к сентябрю 1941 года достигла своего пика. Взятие Москвы немцами послужило бы сигналом к вступлению в войну Японии. Однако время шло, а коренное изменение на советско-германском фронте в пользу вермахта не наступало. В этих условиях в Токио было решено отложить нападение на СССР.
Агентурные сообщения помогли Верховному Главнокомандованию вовремя сориентироваться и перебросить часть войск с Дальнего Востока и Сибири в район Москвы.
Подготовка и использование резервов в битве под Москвой была равноценна проведению крупной операции. Суметь за короткий срок подготовить и скрытно перебросить 8 резервных армий в районы оперативного использования - это свидетельство высочайшего искусства руководства Генерального штаба, в первую очередь А.М. Василевского.
Во время битвы за Москву митрополит Николай (Ярушевич) часто выезжал на передовую, совершал богослужения в московских храмах.
Огромное значение имел традиционный парад войск на Красной площади 7 ноября 1941 года. Сталин в своем напутствии войскам призвал помнить имена тех, кто создал и защищал Россию, ее национальных героев - Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова.
Сразу же после парада был отслужен молебен перед Казанской иконой Божией Матери и совершен крестный ход вокруг площади, прося у Бога милости и помощи.
В первой половине ноября гитлеровское командование создало две мощные ударные группировки для перехода в наступление.
В Генштабе считали, что нужно сорвать готовящиеся удары противника своими упреждающими контрударами. Один контрудар надо нанести в районе Волоколамска, другой - из района Серпухова во фланг немецкой группировки, где собирались крупные силы для удара по Москве. По предложению Василевского, в районе Серпухова было решено использовать 2-й кавалерийский корпус генерала П.А. Белова.
Главнокомандующий распорядился срочно перебросить к Москве кавкорпус Белова с юго-западного направления. Василевский лично осуществлял контроль отправки вагонов под войска, конский состав и боевую технику корпуса, что способствовало своевременной переброске этого соединения, нанесшего существенный урон противнику под Москвой.
15 ноября немецкие войска перешли в наступление, стремясь обойти Москву с севера, через Клин и Солнечногорск, и с юга, через Тулу и Каширу. На столицу было брошено 73 дивизии и 4 бригады.
В эти дни особо прославились конники генерала Белова. Именно они начали первыми громить танковую армию Гудериана под Москвой. В самый критический момент оборонительного сражения советских войск, когда передовые танковые части Гудериана подошли к Кашире и готовились к прыжку на южные окраины Москвы, группа генерала Белова не только остановила их, но и сама перешла в наступление, отбросив противника на десятки километров на юг. Удар войск под командованием генерала Белова по врагу, а затем контрнаступление армий Западного фронта настолько ослабили армию Гудериана, что она так и не смогла больше возобновить наступление на Москву.
Однако, несмотря на героические усилия советских войск, враг упорно продвигался к столице. Казалось, что ничто уже не в силах его остановить.
В некоторых местах оккупанты подошли к Москве на 25-30 км. В районе Красной Поляны установили орудия для стрельбы по Москве, которую можно было рассмотреть в бинокль. По Ленинградскому шоссе немцы дошли до Химок, где теперь построили кольцевую автомобильную дорогу, – никто не оказывал им сопротивления. Столица была открыта.
Но в церквах усиленно молились о спасении России, и молитва была услышана.
Сонм русских святых во главе с Пресвятой Богородицей пришел на помощь русскому воинству, защитив Небесным Покровом многострадальную Русь.
В эти дни чудотворная икона Тихвинской Божией Матери была обнесена самолетом вокруг Москвы. Затем состоялся крестный ход вдоль оборонительных сооружений, после чего началось резкое похолодание.
Наступление фашистских орд было остановлено сильнейшими морозами. Сам фюрер и его генералы свое поражение под Москвой объясняли небывалыми морозами. Гитлер говорил: «Той зимой, когда Наполеон уходил из России, самая низкая температура была 25 градусов, этой же зимой [1941/42 г.] она достигала 52 градусов по Цельсию, то есть вдруг ударили страшные морозы, а такое в России бывает только раз в 150 лет»[2].
Морозы для немцев был ужасным бедствием. Замерзало все: техника, топливо, люди. Количество обмороженных достигло 228 тыс. человек.
Вот что пишет капеллан, служивший в итальянской армии:
«Однажды ночью, во время возобновления боевых действий, когда машины должны были ринуться в последнюю атаку на город, немецкие части вздрогнули от ужаса. Неожиданный скачок температуры превратил трассы в ледовое бездорожье, прибил к мерзлой земле и людей, и танки. Осознав это, немцы почувствовали растерянность, граничащую с ужасом; принимались отчаянные, нечеловеческие усилия, чтобы продолжить движение. Все бесполезно... В ответ - тишина: колеса не крутятся... Разве не видно руки Божией в том, как неожиданно и бесповоротно отказали машины перед тайными силами природы? И почему люди не умеют прозревать этот лик Бога, Который величаво идет на крыльях бури?»
Русские люди много согрешили перед Богом, отошли от веры, увлекшись атеистическими и богоборческими учениями, поднялись на бунт, кровопролитие, но в войну пришло покаяние, вера, открылись храмы, и по молитвам Богородицы Господь помиловал Россию.
Немецкие генералы пишут в своих мемуарах: «Нас Мадонна (так они называют Божию Матерь) не впустила в Москву. Мы видели Ее в облаках с Ангелами и отступили».
Немцы бежали, гонимые каким-то паническим ужасом, оставляя за собой трупы и разбитую технику. Никто из гитлеровских генералов так и не понял, что же случилось на самом деле.
Итак, наступление немцев захлебнулось. Причинами тому послужили жестокая зима и решение Генштаба перейти в контрнаступление.
К началу декабря изменилось соотношение сил воюющих сторон. В составе нашей действующей армии было около 4,2 млн человек, 22,6 тыс. орудий, 583 установки реактивной артиллерии, 1954 танка и 2238 боевых самолетов. Вражеская армия имела в то время около 4 млн человек, 26,8 тыс. орудий, 1940 танков и 3280 боевых самолетов.
1 декабря 1941 года вышел исторический приказ №396 о нашем контрнаступлении под Москвой за подписью «Ставка Верховного Главнокомандования. И. Сталин, А. Василевский».
Сталин послал телеграмму во Владимир об открытии Успенского собора, и был дан приказ маршалу Жукову начать наступление в день памяти Александра Невского – 6 декабря. Святой благоверный князь Александр Невский в 1242 году победил немцев и ровно через 700 лет снова спас Русь от порабощения иноземцев и иноверцев.
Перед решающим наступлением Сталин пригласил к себе в Кремль митрополитов Алексия и Сергия. На встрече он спросил митрополита Сергия: «Что нужно делать?» – «Отслужить молебен, хотя бы в одной церкви», – ответил митрополит. – «Служите в семи», – сказал Сталин.
7 декабря 1941 года можно было уже с уверенностью сказать, что немецкое наступление на Москву провалилось.
Ударные дивизии группы армий «Центр» были разгромлены и отброшены от Москвы на 150-300 км. Немцы, отступая, потеряли полмиллиона солдат, 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тыс. автомашин и много другой техники.
В России Гитлер, как и Наполеон, уже через полгода после начала боевых действий, в ходе зимней кампании, потерпел сокрушительное поражение.
Москву защитила Тихвинская чудотворная икона Божией Матери. Чудесным является факт освобождения 9 декабря 1941 года (т.е. вскоре после облета с иконой столицы!) г. Тихвина Ленинградской области. В этом районе немцы сосредоточили большие силы: до пяти дивизий. У нас же на этом направлении было лишь минимальное превосходство над противником в пехоте и артиллерии (без должного количества снарядов). Однако противник при этом значительно превосходил нас в танках.
Должного обезпечения наступления нашим командованием проведено не было. Начатое 19 ноября 1941 года контрнаступление вскоре фактически выдохлось. Первые дни наступления были характерны тем, что почти на всем фронте боевые действия приобрели форму встречных боев: противник не просто с необычайным упорством и ожесточением оборонялся, но сам повсюду переходил в контратаки. И вдруг, 9 декабря, противник поспешно отступает, бросая обозы, технику, сжигая склады с продовольствием, боеприпасами и горючим. Кого испугались немцы?
Вот как на этот вопрос отвечают сами участники освобождения Тихвина.
Два танка КВ, имея задачей совершить разведку боем, заплутав в снежной пурге, выскочили на окраину, а затем и в центр города, не встретив сопротивления противника, да и самих немцев. Дислоцированный в городе немецкий штаб был пуст. На улицах наблюдается брошенная военная техника. Местная жительница объяснила им, что немцы в страхе бежали, напуганные будто бы наступавшими по фронту двумя танковыми дивизиями русских и засвидетельствовала явление Божией Матери как раз над разрушенным монастырем. Командующий германской армией генерал Эрнст Буш действительно дал команду своим войскам спешно отходить, так как сразу восемь командиров его передовых частей доложили ему о приближающейся танковой армаде русских.
Подобных примеров, не объяснимых с чисто военной точки зрения событий, имеется в отечественной истории немало. Объяснение им находим в Священном Писании: Господь сделал то, что стану Сирийскому послышался стук колесниц и ржание коней, шум войска большого... И встали и побежали в сумерки, и оставили шатры свои, и коней своих, и ослов своих, весь стан, как он был, и побежали, спасая себя (4 Цар. 7: 6,7).
Поражение немцев под Москвой предотвратило нападение Японии и Турции на СССР. Япония официально уведомила Гитлера, что ее вступление в войну откладывается на 1942 год.
Победа под Москвой окрылила советских военачальников и руководителей. Сталин, генштабисты, полководцы - участники Московской битвы - знали не понаслышке, как тяжело далась эта победа. Всем было ясно и другое - Москва была спасена чудом.
Враг был отогнан от столицы заступничеством Пресвятой Богородицы.
Советский вождь, да и многие военачальники, бойцы понимали тогда всю важность связи человека с Богом, и то, что в союзе с Церковью Православной Россия непобедима.
Есть свидетельства, что Сталин заходил в Богоявленский собор Кремля и там в одиночестве молился. Он в точности исполнил переданное ему определение Божией Матери.
1.