О ЛЮДЯХ ХОРОШИХ
«Золотой медали» Российского Фонда Мира не так давно был удостоен Олег ИВАНОВ, руководитель компании «Торжокские золотошвеи». Редкую награду – за благотворительную деятельность и возрождение народного промысла - Олегу Алексеевичу вручили в Твери.
Ощущение необычное, будто я вошёл в чудо, как в собственный дом. Чудо потрясало своим искусством, притягивало, как магнит. Оно имело название - «Земля новоторжская». Это - внушительное панно, сотворённое мастерицами золотого шитья. Подобного нет у нас в стране, да, пожалуй, и во всём мире. Неизбывным теплом Родины, далёким прошлым, гордостью за дела предков веяло от данной, без преувеличения, чудной картины, самой масштабной за всю историю старинного промысла.
В её основе – план Торжка XIX века, с архитектурными сооружениями, рекой Тверцой, она разделила город на две части, с монастырями и церквями, заставами – Ржевской, Бежецкой, Московской, Осташковской и другими. Со сценами народной жизни, будто только что уведенными за окном. И, конечно, - с гербом, утвержденным Императрицей Екатериной II.
Шесть голубей – шесть дорог, ведущих в Торжок.
Три золотых голубя – богатство города.
Три серебряных голубя – гостеприимство.
Фото панно «Земля Новоторжская»
Красные ленточки на шеях голубей напоминают о трагических временах, когда город был деревянным и несколько раз сгорал дотла. Да ещё иноземные захватчики более двадцати раз разрушали Торжок за всю его тысячелетнюю историю. Но, будто мифический Феникс, город восставал из пепла и руин краше, чем прежде…
Перед картиной вспомнилось, как говаривали в старину: «Привези мне из Торжка два сафьянных сапожка». Этими сапожками сафьяновыми новоторы всерьёз славились. Но главные подарки из города на Тверце связаны с золотым шитьём. Недаром Александр Сергеевич Пушкин, бывавший в Торжке более двадцати раз, писал жене поэта Петра Вяземского, своего друга, что он привезёт ей из Торжка пояса, которыми она заткнёт за пояс всех столичных красавиц. Конечно, речь шла о поясах с золотым житьём. Но задолго до Пушкина слава о мастерицах из Торжка гремела по всей Руси великой…
Страшно даже подумать, что относительно недавно старинный промысел был на грани краха. От него, наверное, ничего не уцелело бы, как ничего не осталось от знаменитого на весь мир стекольного завода «Красный май» под Вышним Волочком. Слава Богу, нашёлся в прямом смысле спаситель, взвалил на плечи ответственность за дело, которое составляет гордость не только Торжка, но и в целом Верхневолжского края. Им стал инженер Олег Иванов, прежде уже пробовал свои силы в рыночных условиях.
- Олег Алексеевич, что побудило Вас поддержать «золотую нить»? В чём секрет уникального промысла? Любовь ко всему прекрасному, чудесной окрестной природе или практический расчёт?
- В двух словах не объяснить, но я скажу коротко и ясно. Мне дважды предлагали купить фабрику. Первый раз мы не сошлись в цене, акционеры искали инвестора, который сразу бы нашёл средства, предприятие находилось на грани банкротства. Это было десять лет назад. Позже всё же взяло верх чувство патриотизма. Я вырос в Торжке, здесь у меня семья, родные, друзья. Город прекрасный, и я подумал: «Почему бы его не развивать?». И бросил, что называется, вызов самому себе: захотел доказать, что народные промыслы могут полноценно существовать в новых экономических условиях, быть модными и прибыльными.
- Честно признаюсь, - продолжал собеседник, - я купил «кота в мешке». Когда пришёл на фабрику, там «царил коммунизм»: бюст Ленина у входа, работницы пели, плясали, читали книги, играли в духовом оркестре, ходили в библиотеку, и всё – в рабочее время. Я людям сказал: «В рабочее время будем работать» и привёл свою команду управленцев. Да, тогда тяжело было, сложно. Но я уже имел кое-какой опыт: руководил организацией по строительству дорог, занимался деревообработкой, пробовал разные виды бизнеса. Когда вник в значимость золотого шитья, стал разбираться в швах, материалах, моделях, я просто в него влюбился.
- Даже скажу больше: золотое шитьё в Торжке – не просто промысел, это - искусство вышей пробы. Оно стало моим любимым детищем, оно – для души. В том принципиальная разница между золотым шитьём и другими видами бизнеса, которыми я также продолжаю заниматься.
Думаю, Олег Алексеевич глубоко прав. Золотое шитьё – именно искусство. Трудно установить дату, когда оно возникло на новоторжской земле. Находки, сделанные в Борисоглебском монастыре на берегу Тверцы, свидетельствуют, что промысел продолжал существовать и после нашествия войск татаро-монгольского хана Батыя, которые после длительной осады сожгли город дотла.
Очень важно, что золотошвеи тесно связаны с православными традициями, сохраняли их, развивали. Это говорит о духовной составляющей промысла. В ХIХ веке лучшими мастерицами считались монахини Воскресенского женского монастыря в Торжке, уцелела большая их работа «Троицкий литургический комплект» (1860).
Отрадно, что и золотошвеи наших дней ничуть не уступают своим предшественницам. Они создали одно из самых красивых панно - «Нило-Столобенская пустынь», работа изумляет своим содержанием. Здесь был впервые использован особый способ шитья золотом. Отдельно отшивалась фигура святого преподобного Нила Столобенского, основателя монастыря на острове Столобном на Селигере, образы Ангелов, контуры обители. Автор – художница Вероника Алексеева, ну, а осуществлял её замысел весь коллектив вышивальщиц.
Фото панно «Нило-Столобенская пустынь»
Эта прекрасная работа заняла I место в Москве на выставке-ярмарке в номинации «Православие в современном производстве».
- Как Вы, Олег Алексеевич, оцениваете в целом состояние народных промыслов в России и сбережение традиций?
- На сегодняшний день состояние отрасли тяжёлое. Да, Министерство промышленности и торговли поддерживает некоторые промыслы, и они чуть-чуть живут. Если бы не было этой поддержки, то половина из них уже могла бы умереть, а так ещё держатся на плаву. В стране есть промыслы, которые советская власть сохраняла для народа, так сказать, для рабоче-крестьянского сословия – что-то из бересты, что-то из глины, всё то, что можно было сделать из каких-то подручных материалов. Ну, а золотное шитьё та же власть, мягко говоря, гнобила. Оно было нужно только для того, чтобы вышивать на знамёнах портреты вождей, костюмы и декорации для постановок в театрах или для съёмок кинофильмов. Но как искусство промысел практически не развивался. Когда же наступила перестройка, он просто обвалился. А чтобы промысел развивался в данном направлении, требовалось создать новую, свою систему управления и всего остального.
И, действительно, мы изменили схему создания продукции, учёта и торговли. Провели очень серьёзные маркетинговые исследования. Возродили художественный совет, ныне он стал самым важным «рабочим органом», через обсуждение проходят практически все изделия фабрики - от больших до сувениров. Более трёх лет фабрика приносила убытки, но потом мы достигли самоокупаемости, и остаёмся на этом уровне. Мы вошли в десятку самых крупных народно-художественных промыслов. Сегодня Тверская область известна в стране и за рубежом двумя символами - золотым шитьём из Торжка и пивной продукцией фирмы «Афанасий».
К сожаления, пандемия принесла золотошвеям большие проблемы. Пришлось, во-первых, перестраивать внутреннюю работу, мы ощутили падение спроса. Во-вторых, турист стал не столь платёжеспособным, как прежде. Поменялась и структуру туризма, уже не приезжают на больших автобусах, а чаще - на машинах, поменялись предпочтения, поменялось и восприятие туристами промысла. Раньше приезжали даже иностранцы – немцы, китайцы, теперь это - редкость. Мы тоже пересмотрели подходы, что позволило удержаться от впадения в очередной кризис. Удержались благодаря тому, что у нас есть опыт работы во многих отраслях, и мы берём средства оттуда на поддержку промысла, в первую очередь на наши музеи, потому что они – социальные объекты. Через них мы привлекаем жителей области, туристов к истории города, к истории промысла золотое шитьё.
Музеи в Торжке, созданные по инициативе Олега Алексеевича и фактически на его средства, - явление уникальное. На центральной улице Торжка открыли музей «Дом Пояса». В нём взгляду предстаёт неповторимый, расшитый «Пояс Богородицы», на котором отшита известная православная молитва «Живый в помощи Вышнего…» (90-й псалом Давиды) .Думаю всем, кому удалось побывать здесь, надолго сохранять в душе светлые чувства.
Фото музея «Дом Пояса Пресвятой Богородицы»
- Вот вы побывали в «Доме пояса» и узнали, какое символическое значение имел пояс на Руси, - продолжал собеседник. – Моя задача как руководителя и гражданина сделать так, чтобы было больше подпоясанных – культурных, надёжных, нравственных людей – и меньше распоясанных. Рядом с этим Домом была помойка, мы привели территорию в порядок, создали «Парк Любви и Верности», он стал любимым местом отдыха горожан. А есть ещё придорожный комплекс «Птицы счастья», другие музейные объекты. Я всегда говорил и продолжаю утверждать, что промыслы, подобные нашему золотому шитью, представляют для народа, для страны, пожалуй, куда большую ценность, чем, скажем, « Газпром», Лукойл или другие уважаемые компании. Будут ли они существовать через 100 лет? Неизвестно! А промыслы будут. Потому что они представляют собой соединение русских традиций, русской народности, высокой моды, что очень важно для воспитания настоящего, а не показного патриотизма. Поэтому следует беречь народные промыслы, определять стратегию их развития, сохранять мастерство.
К слову, о мастерстве. Без него промысел не может существовать. Как Вы готовите кадры?
- Тяжелый вопрос. Мало кто идёт в народные промыслы, из Торжка молодёжь чаще уезжает. Где взять кадры? Проблема из проблем! Мы пытаемся либо вернуть старые кадры, либо сами кого-то выучить. Да, есть училище, но за десять лет оно дало нам не более десяти выпускников. Молодые хотят «всё и сейчас», а шить, особенно вручную – труд кропотливый, надо учиться годы, чтобы стать мастером – десятки лет. Ситуация требует разрешения. На мой взгляд, пока Министерство образования не поймёт, что в подготовке кадров главную «скрипку» должны играть предприятия, толку не будет. Изменения в этом направлении есть, мы надеемся, что они дадут хорошие результаты.
- Какие перспективы Вы видите?
- Хотя пандемия нанесла нам серьёзный урон, но мы многое в своей деятельности перестроили и с оптимизмом смотрим в будущее. Через наши музеи пройдут тысячи людей, они прикоснутся к искусству золотого шитья и не останутся равнодушными. Стараемся представить наши изделия по всей стране и за её пределами, и неплохо получается. Недавно ездили на выставку-ярмарку «Славянский базар» в братскую Белоруссию, где встретили хороший приём, а белорусам очень понравилась наша продукция. Самое главное - у нас дружная команда на производстве, в музейном сообществе, и это подаёт надежду.
Сердечно благодарю за беседу.
Геннадий САЗОНОВ, член Союза писателей России
ТОРЖОК-ВОЛОГДА
Фото панно «Путешествие из Петербурга в Москву»
Фото панно «Серебряный звон»