«Мне цель – народ, и я слуга народа…»

Предвыборные литературно-политические параллели

0
602
Время на чтение 16 минут

И снова выборы, кандидаты в депутаты, дебаты и партии, единые дни голосования… Так и до замятинского «Единого Государства» ненароком докатиться можно. Старые слова, от которых уже не только голова кружится, но и тошнота к горлу всё сильнее подкатывает. Сегодня не только в столицах, но и во глубине России царит предвыборный шум, гремят витии, идёт газетная, журнальная, телевизионная, интернетная, митинговая и листовочная PR-война. Как-то вечером, решив хотя бы ненадолго отключиться от созерцания батальных сцен текущей политики, я отложил в сторону газеты, выключил телевизор и взял с полки стеллажа толстую книгу «Русская сатира XIX – начала XX века». И чем больше я вчитывался в этот несколько потрёпанный временем фолиант, тем больше мне хотелось смеяться и плакать одновременно, настолько точно картины давней политической жизни России проецировались на день сегодняшний. Как будто в России за 150 лет ничего и не изменилось. Итак…

О чём не устаёт вещать сегодня подавляющее большинство российских СМИ, что прикормлены разноуровневыми органами государственной власти – от районной до федеральной? Практически об одном и том же: наша экономика находится на подъёме, доходы населения (особенно в бюджетной сфере) растут, неожиданный инфляционный взлёт в пределах нормы, образование успешно разруша… простите, реформируется по европейским стандартам, с коррупцией ведётся борьба (регулярно симпозиумы и конференции по этой проблеме организуются и огромные средства выделяются), государственные предприятия банкротятся на законном основании, количество сельских больниц и школ в рамках нацпроектов неуклонно уменьша.. опять виноват, оптимизируется… Одним словом – жить стало лучше, жить стало веселее. Хотя… Истинную жизнь огромного числа наших сегодняшних граждан, а именно – неустанно и покорно трудящихся на благо государства бюджетников, описал ещё Николай Некрасов в 1866 году в стихотворении «Балет»:

…Но вглядись: при наружном различье

В нас единство глубокое есть:

Нас безденежье всех уравняло –

И великих, и малых людей –

И на каждом челе начертало

Надпись: «Где бы занять поскорей?»

Однако это вовсе не означает, что в России денег нет. Только где они? Ответ находим в том же стихотворении классика:

Есть в России ещё миллионы,

Стоит только на ложи взглянуть,

Где уселись банкирские жёны, –

Сотня тысяч рублей, что ни грудь!

В жемчуге лебединые шеи,

Бриллиант по ореху в ушах!

В этих ложах – мужчины евреи,

Или греки, да немцы в крестах.

Но это – высшая финансовая стратегия, тайны которой простым людям, именуемым политиками электоратом, юмористами – одноразовым народом, а завсегдатаями закрытых элитных тусовок – быдлом, знать не положено. И потому любой кандидат в депутаты очередной Гор-Рай-Обл-Госдумы будет без устали расписывать ему розовые перспективы, которые откроются после новых парламентских выборов. Причём расписывать в прошедшем времени, как нечто уже свершившееся, ибо народ теперь лишён последней возможности протеста – голосования ногами:

Гой еси, читатель! Слушай, человече,

Некое сказанье о недавнем вече…

За столом сидели умные «особы»

И решали плавно, чинно и без злобы

О хозяйстве сельском хитрые вопросы.

Это были «наши». Это были «россы».

Люди с головами, все экономисты,

Помыслы их были радужны и чисты…

Такую парламентскую идиллию изобразил русский поэт Леонид Трефолев в 1881 году в стихотворении «Буйное вече». Умный был человек, знал почём фунт лиха и потому резал правду-матку не столько о настоящем, сколько о будущем:

Каждый добрый русский к водке меньше жаден,

Если он приедет даже в Баден-Баден;

Но туда не часто ездят пошехонцы,

Для вояжа нужны звонкие червонцы,

А у нас их мало; но на рубль кредитный

Можно выпить водки славной, аппетитной.

Веселись, трудящийся российский народ, славной и аппетитной водкой, наполовину палёной, наполовину разбавленной, а не по баден-баденам, в смысле куршавелям разъезжай! Переключайся на быстротекущие житейские радости и распевай «Песенку бедных акционеров», сложенную в 1860 г. острым на язык поэтом Василием Курочкиным:

Самой природой святы

Законы нам даны:

Немногие богаты.

Все прочие бедны.

Блюдя свои законы,

Природа, по уму,

Одним даёт мильоны.

Другим даёт суму.

Между тем, наш просвещённый кандидат в депутаты, солидаризируясь с планов наших громадьём и реформ шагами саженьими, ощущая себя великим гуманитарным деятелем, продолжает трещать-вещать примерно так:

…России предстоит,

Соединив прошедшее с грядущим,

Создать, коль смею выразиться, вид,

Который называется присущим

Всем временам; и, встав на свой гранит,

Имущим, так сказать, и неимущим

Открыть родник взаимного труда.

Надеюсь, вам понятно, господа? (1878)

Какова словесная эквилибристика! Превосходнейшая! Вот где школа для потенциальных блюстителей универсальной справедливости и пиарщиков, адептов бытового публичного ремесла в рамках текущего политического тезиса. Но и те, и другие, к сожалению, русскую сатирическую поэзию вряд ли когда-нибудь прочтут даже ради любопытства. Не приучены-с! Что, однако, вовсе не мешает им врать сегодня точно так же, как и 140 лет тому назад:

Я в переносном смысле говорю:

Мой идеал – полнейшая свобода, –

Мне цель – народ, и я слуга народа (1878).

А народ, периодически выключающийся из бытия после употребления «славной и аппетитной», тем не менее, в состоянии оценить велеречивость подобных «слуг народа» по достоинству – именно так, как это сделал поэт и публицист Михаил Михайлов в 1862 году:

Тошно из уст его слышать и самое слово свобода.

Точно как будто кастрат стал о любви рассуждать.

Знаменитый критик и не менее одарённый поэт Николай Добролюбов в стихотворении «Сила слова» (1857) оставил далёким потомкам выразительный портрет доброхота-агитатора «за народное благо», а заодно и показал, как правильно «организовывать» предвыборные митинги:

Моралист красноречивый

Нам о нищих говорил,

Речью мудрой и правдивой

Помогать им нас учил…

Говорил о цели жизни,

О достоинстве людей,

Грозно сыпал укоризны

Против роскоши детей…

Речь его лилась так складно,

Был он так красноречив,

Что ему внимали жадно

Все, дыханье затаив, –

И, чтоб не развлечь вниманья,

Отогнали двух старух,

Что на бедность подаянья

Под окном просили вслух…

Народ, хочется верить, всё ж таки не дурак. Даже грех виноблудия не мешает ему давно лицезреть недоступные плоды рыночных реформ – высотные офисы, куда не всякого ещё пустят, огороженные в три ряда колюще-режущей спиралью Бруно и бдительными взорами быковатых охранников элитные жилые кварталы, дачные многоэтажные особняки, которые построены на скрываемые от налогов многомиллионные доходы (нынешние «зарплаты в конвертах»):

Смотри – вот золото сияет над тобою:

Богатство здесь без счёта, без числа;

Владельцы их идут сплошной толпою –

Но золота толпа не принесла

Отчизне в дар, а, зная блага в жизни,

Его сама украла у Отчизны.

Здесь всё: и миллион казны твоей,

Последний грош, пожертвованный нищим,

Хлеб ратнику, пособие врачей,

Оружие, одежда… Мы отыщем,

Наверно, лепты здесь самих воров –

Недаром все они слывут за бедняков (1856).

Но, несмотря на столь социально-возмутительное поведение населения, и политические партии в целом, и кандидаты в «слуги народа» по отдельности всё равно ринутся в последний (на текущий момент) и решительный бой за голоса быдлектората, своего и чужого. Только тактика у них теперь иная – как можно щедрее и гуще мазать чёрной пиаровской грязью друг друга. Вы думаете, читатель, это ново? Ничуть не бывало! Сей общественный феномен зафиксировал тот же Николай Добролюбов:

Сознаём мы откровенно,

Как мы все грязны,

Как вонючи, как презренны

И для всех смешны.

Слава нам! В грехах сознанье

Мы творим смеясь,

И слезами покаянья

Мы разводим грязь.

Гордо, весело и прямо

Всем мы говорим:

«Знаем мы, чем пахнет яма,

В коей мы стоим…»

Друг на друге растираем

Мы вонючий ил,

И друг друга мы ругаем,

Сколько хватит сил (1859).

Добавим: сколько хватит охоты и денег на оплату заказных статей и репортажей в СМИ… Да, российским газетам и журналам, находящимся на содержании власть имущих, от язвительных сатириков во все времена крепко доставалось. А и поделом. Технический прогресс налицо, а сущность нашей прессы за полтора века осталась прежней. Вот пародийная «Колыбельная песня» (1862) Петра Вейнберга, адресованная редактору:

Ходит всюду слух нелестный,

Ходит резкий свист,

Будто ты не слишком честный,

Ловкий журналист;

Плюнь на слухи! Тискай смело

Нужную статью…

Это выгодное дело…

Баюшки-баю!

Ещё бы невыгодное! Ведь как заживёт редактор такой газеты! Хорошо заживёт:

Зажил ты богато, шибко,

Как в земном раю, –

Вот что значит гнуться гибко…

Баюшки-баю!

А то, что настоящая журналистика в подобных газетах-«содержанках» полностью заменяется угодно-лакировочными материалами под дубоватыми заголовками вроде «Единство с народом», «В единой системе единой России» и т.п. – это так, мелочи жизни по сравнению с редакторским (да и, пожалуй, редакционным) благополучием. Всё тот же Николай Добролюбов в русских газетах середины XIX века:

Читал о ходе просвещенья,

Торговли, фабрик, промыслов,

О размноженье населенья,

О бескорыстии судов,

Шоссе, дорогах и каналах,

О благоденствии крестьян,

О наших дивных генералах,

О чувствах доблестных дворян…

Читал и думал: Боже правый!

Как Русь велика и сильна!

Наверно, в свете нет державы,

Такой блаженной, как она!

Что же можно прочесть в российских газетах сегодня в начале третьего десятилетия XXI века? Всё те же статьи об увеличении рождаемости, реформе образования, строительстве высокоскоростных магистралей, о фермерстве как панацее от сельскохозяйственного упадка и т.п. И ещё – о благотворительных балах. Но стоит сравнить газетно-пиаровский лубок с действительным прозябательным существованием народа, то легко убеждаешься в том, что, между ними, как и всегда, – дистанция огромного размера. Вновь дадим слово Николаю Добролюбову:

Я видел в Руси свод законов,

Водимый прихотью судей,

Я слышал стоны миллионов

И вопль обиженных семей…

Видал насильства архьереев,

Разврат и пьянство у попов,

Видал я школы для лакеев

И государственных воров,

Видал несчастные обвалы

Казённых зданий и мостов

И бар блистательные балы

На счёт обеда их рабов… (1855).

Однако хотим мы того или нет, демократия восторжествует, и новая Гор-Рай-Обл-Госдума будет выбрана. Иначе нельзя, когда в стране:

Фабрики закрыты. Выброшен рабочий.

Нищета съедает – жить ему нет мочи;

Нет ему покою… Что же дальше будет?

«Вот сберётся дума – дума всё рассудит…»

…А Улита едет – и когда-то будет!.. (1906)

Кстати, кое-кто из новоиспечённых депутатов по первости будет продолжать предвыборную игру, подобную той, что изображена поэтом-сатириком Иваном Можайским в стихотворении «Провинциальный прогрессист» (1862):

А с мужиком беседовал –

На стул его сажал,

И правду проповедовал,

Как истый либерал.

Но, изрядно хлебнув из кормушки депутатских привилегий, «народный» избранник претерпит разительную метаморфозу:

Потом поуспокоился,

Стал мягче на язык,

И с обществом освоился,

И к делу попривык.

Теперь уж пас все здешние

Пред ним в искусстве брать –

Доходы ли безгрешные,

Иную ль благодать.

Господи, найдётся ли в сегодняшней России тот, кто, прямо скажет всем этим «прогрессистам», «гибким» журналистам, любителям «политики с подходцами» и прочим «народолюбцам», как это сделал Леонид Трефолев в 1881 году:

…Силой красноречья

Вас, народолюбцы, не могу увлечь я.

Это и не нужно, добрые сеньоры!

Ни к чему не служат ваши разговоры,

Ни гроша не стоят съезды и «дебаты»:

Будем ли прямыми, если мы горбаты?

А ведь мы… горбаты! Мы перед народом

Вечно, вечно будем нравственным уродом.

Да-с, «дебаты» наши лишь игра в бирюльки.

Мы играем вечно, начиная с люльки

До сырой могилы, волею народа, –

Видим в нём лентяя, пьяного урода,

Или же, напротив, в нём героя видим…

Наш народ – не мальчик, вас самих поучит,

Если… если голод вдосталь не замучит

Вашего «героя», вашего «пьянчужку».

Слёз о нём не лейте ночью на подушку:

Слёзы крокодила – это не алмазы.

Хлеб народу нужен, а не ваши фразы (1881).

Единственный вывод, который напрашивается после этого путешествия по страницам русской сатирической поэзии, следующий: самый главный урок истории в том, что из неё никто не извлекает уроков. Но, может быть, мы, периодически обретая высокое звание избирателя и реализуя наше конституционное право, всё же попробуем извлечь из глубин политического прошлого России кое-какие уроки в преддверии любых грядущих выборов?

Александр Михайлович Бойников, член Союза писателей России, г. Тверь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Михайлович Бойников
«Все недовольны в наше время»
Размышления над публицистикой К.П. Победоносцева
11.11.2023
За право жить по-русски
Вышла новая книга Валерия Кириллова
13.07.2023
«Провинция и есть настоящая Россия…»
Русский вопрос в публицистике Валерия Кириллова
12.03.2023
Летопись народной борьбы
Размышления над книгой Валерия Кириллова «Кому ты так обязан», посвященной партизанам, их командирам, бойцам, разведчикам, врачам, связным и обычным деревенским жителям
24.08.2017
Все статьи Александр Михайлович Бойников
Последние комментарии
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Алексей Ощепков
13.12.2024 15:54
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
13.12.2024 13:50
Злая сатира И.Е.Репина
Новый комментарий от E.O.
13.12.2024 13:50
Как Андреевский флаг отобрали у Андрея Первозванного
Новый комментарий от Мирянин
13.12.2024 13:32
120 лет со дня рождения Клиффорда Саймака
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.12.2024 12:29
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
13.12.2024 11:14
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
13.12.2024 11:07