Какими словами можно дать характеристику проблемам окружающей нас социальной действительности, воздействие которой мы испытываем каждодневно, порою даже во сне? Актуальные, животрепещущие, острые, наболевшие, насущные, жгучие, злободневные… Но все эти определения можно заменить одним: требующие решения, причём решения первоочередного, настоятельного и самое главное – реального. Именно такие проблемы и раскрываются в новой книге известного тверского и российского писателя Валерия Кириллова «Спрос на родные одёжки» (Тверь: СФК-офис, 2022. – 230 с.). В своеобразный публицистический триптих (в книге три раздела) вошли как более ранние произведения, так и свежие, написанные по горячим следам развернувшихся эпохальных событий, после которых мир уже не станет прежним.
Книга писателя-патриота, почти не имеющая аналогов в современной журналистике, обладает целым рядом достоинств. Во-первых, она познавательна. Валерий Кириллов показывает конкретику проявления резонансных общегосударственных проблем на низовом уровне – в российской глубинке. Законы пишутся в столице, а реализуются (или тормозятся) властью на местах, в тысячах городов и весей. Во-вторых, он предлагает для каждой из них решение, основанное на зримом, материальном, практическом опыте, а не на виртуально смоделированном кейсе, оторванном от реальности, и подводит читателя к мировоззренческому выводу: «Жизнь не продвигается вперёд, если она лишена высоких национальных смыслов, воплощённых в государственной идеологии».
Истоки убедительности его материалов, образующих связанное русской идеей публицистическое повествование, прежде всего – в личных жизненных наблюдениях, в многолетнем журналистском и политическом опыте их осмысления и обобщения. Валерий Кириллов живёт в самой настоящей провинции, районном центре Андреаполе, малом городе Тверской области, часто и подолгу общается с простыми горожанами и сельчанами. Поэтому, кроме авторских рассуждений, в книгу включены их оценки и мнения о происходящем в стране, большей частью оправданно негодующие; они сливаются в общий глас народа и убеждают писателя в правильности собственной точки зрения. Чёткое и постоянное стремление видеть за внешними обстоятельствами их сущность и скрытые причины возникновения, жёсткая, но аргументированная, критика и предложение конструктивного преодоления неблагоприятных ситуаций с помощью совместного обсуждения, органичный перевод социальных и экономических аспектов в сферу духовности, обращение к истории с целью объяснения современности – черты творческого почерка Валерия Кириллова, позволяющие назвать жанр, в котором работает, аналитико-публицистической статьёй, тяготеющей к социологическому очерку. Уже названия материалов говорят сами за себя: «Два типа, две морали», «Клановая «демократия», «Скрепы или изгои?», «Сеятели раздора», «Довольно играть в «толерантность!», «Брендизм напролом»…
Накануне великих потрясений начала ХХ века в образном строе консервативной ветви российской публицистики начала доминировать метафора болезни, обрисовывающая тогдашнее духовное и культурное состояние общества. У любой болезни – лишь два исхода: либо выздоровление, либо смерть; в крайнем случае инвалидность с последующим прогрессирующим угасанием и тем же финалом. Сегодня, как и более столетия назад, лечение болезни требует умения её диагностировать. Ёмко и хлёстко оценивает Валерий Кириллов положение дел в нынешней российской культуре, которой впору дать приставку «анти-»:
«Абсурд выдаётся за норму. Не инженеры, пахари, учителя, офицеры, конструкторы, не талантливые представители классической русской культуры и народного творчества, не общественники-патриоты, а эта ликующая гламурь преподносится в качестве идеала, предмета для подражания». Дальше – длинный перечень этой «гламури» и диагноз: «Вся система либеральных “ценностей” нацелена на раскультуривание, расчеловечивание русского народа».
А в перспективе, при продолжении такой антикультурной политики наш народ ждёт одичание. Писатель с вопиющими фактами в руках показал, как идёт процесс раскультуривания в самом Андреаполе. Он также заостряет и сопутствующую проблему: наверху власть принимает правильные решения, а внизу всё идёт по пословице: жалует царь, да не жалует псарь, а если точнее, то «опять подмена сущего, борьба со следствием, а не с причинами».
В статье «О чём грустит моя Родина» он с опорой на цифры и факты с грустью пишет о том, как сокращается население Тверской области, как деградирует культурная жизнь в городе и районе, как приватизируются земельные участки в водооохранной зоне в результате «инвестпроектов». Парадокс и нелепость в одном флаконе, когда «в деревнях появляются современные детские площадки, а на школы вешают замки из-за отсутствия детей». По всей срединной России происходит постепенное и упорное убивание русского мира. Писатель бескомпромиссен, его инвективы доказательны и выверены, ибо основаны на страшной жизненной правде, а не на абстрактных построениях:
«“Юнкерсы” и “хейнкели”, после освобождения района, жестоко бомбили стратегически важный мост. Но кто “разбомбил” в мирное время округу так, что не стало ни посёлка, ни лесоучастка, ни Донской школы, в которой обучалось до трёхсот ребятишек, ни множества деревень, ни дорог?» Вот она – бьющая в глаза конкретика, которую не скроешь; только один из множества знаков общероссийской беды. Пронзительны и щемящи картины вымирания деревень, особенно в очерке «Скрепы или изгои?», причём перед читателем предстают не художественные образы, а сама жуткая, неумолимая действительность.
Именно фактами – подлинными и потому неопровержимыми – сильна и эта книга, и вся публицистика Валерия Кириллова. Собранные в единую цепь, они аргументированно разоблачают действия внутрироссийской «пятой колонны», тех самых агентов влияния, которые извращают понятия Отечества и патриотизма, служения и долга, совести и морали. Воспитывают толерантных «этастранцев», беспочвенно обвиняют и СССР, и Россию в преступлениях, которых не было, вроде массовых расстрелов органами НКВД польских военнопленных в Катыни и под Медным (основательный разбор этих фальсификаций с приведением сенсационных подробностей сделан в очерке «Прогибы и последствия»). Есть такие пособники глобалистов, проходившие стажировку в зарубежных пропагандистских центрах, и среди тверских журналистов; сейчас они либо засунули свои поганые языки в известное место, либо, продолжая пописывать, перекрасились – кто в патриота, кто в православного. Но, как говорится, «перестроить можно рожу, ну а душу – никогда» (И. Тальков).
«Пятая колонна» в России есть, и с ней надо бороться, как путём привлечения вражеской агентуры к юридической ответственности, так и гласным разоблачением её антигосударственных, антирусских аморальных деяний. Итог борьбы должен стать уроком для современников и предупреждением для следующих поколений.
Другая привлекательная особенность книги Валерия Кириллова – общеисследовательская направленность, подразумевающая анализ значимых широких вопросов, раскрытие которых соотносится с актуальной практикой развития государства и социума. Острейший из них – русский: «Жизнь поставила ребром вопрос о выживании православно-славянской цивилизации». И поставила уже в прямом – демографическом – смысле. Поэтому «власти следует провозгласить близкую и понятную народу идеологию национального развития», а «русские должны быть русскими и жить по-русски».
Здесь две стороны медали. Первая – что значит жить по-русски? Для этого, «прежде всего, надо восстановить свойственную русскому мироощущению святость таких понятий как Родина, Государство, Труд, Достоинство, прекратить торговать землёй, ибо в представлении русского человека это означает торговать Родиной». Автор проводит историческую параллель с 1917 годом: на тот момент огромная доля отечественной промышленности принадлежала иностранным компаниям; на фронте – снарядный, а в деревне – продовольственный голод; Государственная Дума и либеральная пресса действуют отнюдь не в интересах России. В результате заработал принцип «домино», когда падение (= разрушение) одного государственного звена влечёт за собой падение всех остальных по цепочке, друг за другом. Сегодня, по его мнению, «пока повторения худшего не предвидится», но есть то, что мешает нам жить по-русски.
Мешает отчуждение.
«Экономика отчуждается от Родины. Государство – от человека. Крестьянин – от земли. Город – от деревни. Культура – от нравственности. Образование – от знаний. Свобода – от совести. Потребность – от нормы. Тело – от личности. Народ – от национальности…».
В этих ясных, отточенных, понятных всем и каждому формулировках определены и сама проблема, и однозначные пути её решения – без всяких философских умствований и мудрёной терминологии. Первейшая из задач – восстановить и укрепить доверие людей к государству. Примеров разобщённости народа и власти в книге приведено немало; они не просто тревожные – порой вопиющие, начиная от сознательного пренебрежения и игнорирования низовыми руководителями нужд и запросов местного населения до поступков, которые по советскому Уголовному кодексу с большой степенью вероятности квалифицировались бы как «вредительство».
А что же народ? Валерий Кириллов не боится говорить о нём правду, продолжая традицию национальной самокритики: «Преобладающая часть населения России поражена пассивностью, “синдромом вымученной беспомощности”. Подчиняясь воле обстоятельств (“от меня ничего не зависит, власть всё равно сделает по-своему”), русский человек терпеливо сносит то, что ему должно бы претить».
Это действительно так. Однако, на мой взгляд, виноват в пассивной позиции не только (и не столько) сам народ. Повернём вопрос другой гранью: а какие существуют у народа сегодня возможности – реальные, а не декларированные – влияния на власть? Разве не абсурд, не извращение демократии, когда главу города выбирает кучка депутатов, а не его жители? Или отсутствие порога явки на любых выборах? Писатель с горечью признаёт: «Но сколько уже пылких русских мечтаний разбилось о холодный прагматизм буржуазной касты без всякого намёка на их практическое осуществление».
Небольшое отступление. В одной из своих недавних статей я написал: «Думается, оппозиция “глобальное / национальное” внутри России трансформировалась в оппозицию “Москва / регионы” и в первую очередь на уровне эмоционального стереотипа». Один из комментаторов (разумеется, анонимных) ответил: «Какое же отчуждение, когда вся (! – А.Б.) провинция тянется в Москву, находит здесь себе работу, снимает жильё и никакого отчуждения приехавшие из провинции и москвичи меду собой не ощущают. Кто-то специально провоцирует вражду».
Аноним не удосужился спросить у самого себя: почему «вся провинция тянется»? Ему неведомо, что житель провинции, «не только сбит с толку пропагандой, но и озабочен выживанием своего семейства. Мотается, скрепя сердце, за сотни километров в пропитанную духом торгашества и ростовщичества Москву, возводит вместе с мигрантами вороватым богачам особняки, охраняет их с дубиной в руках. В стране более трёх миллионов охранников, основная часть в столице». Он мог бы жить и трудиться на родной земле, если бы она не угнетала взор и душу разрушенными предприятиями и фермами, ликвидацией школ и клубов, полями, которые заросли уже не бурьяном, а лесом…
Что же касается «провоцирования вражды», то сей упрёк следует адресовать мэру Москвы Собянину, который ухитрился насчитать в российских деревнях «условно “лишних” 15 млн. человек». Ничего не напоминает?
Будет ошибкой обвинять Валерия Кириллова в нагнетании апокалиптичности и мировой скорби: он – жёсткий реалист, называющий вещи своими именами. Кто сейчас считается элитой? Бизнесмены, политики, банкиры, звёзды эстрады и прочие медийные личности, в общем нувориши, живущие за счёт народа, делающие миллионы из воздуха и ничего не производящие, кроме пиаровской шумихи. «Никакая это не элита, – пишет он, – а классические паразиты. Потому как по русской традиции, по совести и здравомыслию не могут относиться к элите те, кто не защищает государство, не служит ему, не укрепляет его, создавая для народа и для будущих поколений материальные и духовные ценности». Опаснее всего та её часть, что «укрепилась в государственных структурах России, на телевидении, в культурных, образовательных ведомствах». И нужно, «чтобы слова Президента Владимира Путина в отношении либерализма были подкреплены из кремлёвских “верхов” ощутимыми действиями. “Низы” ждут этого».
Ждут и надеются…
Валерий Кириллов не прошёл мимо «украинского излома». В очерке «Сеятели раздора» анализируются корни неприязни «части украинцев» (принципиально важное уточнение!) к русским; но их следует искать не только в «законсервированной на украинской территории непримиримости Рима и Византии. <…> «На деньги доморощенных космополитических олигархов и американских спонсоров воспитывали поколение остервенелых националистов, видящих главное зло и для Украины, и для себя лично в России и в нас, русских, а своим кумиром считающих пособника фашистов Бандеру». Вновь цифровые выкладки и факты (исторические и сегодняшние), опровергнуть которые невозможно. Вступление в состав России новых регионов, начало специальной военной операции подтвердили правоту выводов писателя.
С огромным интересом читается заключительный блок книги, где в фокусе пристального авторского внимания проблемы культуры и образования. Если же выразиться более образно, то Валерий Кириллов сорвал маски с целой галереи бесов от культуры, которые методично и цинично разлагают и культуру, и образование, и журналистику и вообще стремятся замолчать, изгадить, «захрюкать» (В. Розанов) любой источник патриотизма и русского взгляда на мир. И сделал это беспощадно, масштабно, с разящим блеском – на уровне лучших образцов патриотической журналистики рубежа XIX–XX веков, украшенной именами Михаила Меньшикова, Константина Победоносцева, Алексея Суворина.
Результат антикультурной бесовщины – внедрение чуждых ценностей, забвение нашей истории, культивирование извращённых норм поведения, эгоизма и безнравственности, особенно среди молодёжи. Подмена национальных идеалов космополитическими химерами, подавление русского языка модными англосаксонскими словечками, в конечном счёте отупление человеческого сознания. Вот один из обнародованных в книге фактов: Московский драматический театр на Бронной поставил спектакль, где гвоздевая сцена – поедание фекалий с соответствующими сей трапезе репликами. Такая теперь «ирония»… Приведу также пример из собственной практики: магистранты (за плечами средняя школа и бакалавриат!) первого курса направления «журналистика» Тверского государственного университета не знают, кого из видных фашистских военачальников воины Красной Армии взяли в плен во время Сталинградской битвы.
Некоторые общественные недуги наконец-то начали преодолеваться решениями государственной власти (возвращение ряда произведений советской литературы в школьную программу, увеличение количества часов на изучение русского языка), но другие – не менее серьёзные – остались: «…отвергаемые народом либералы борзеют и наступают (иногда нахраписто, иногда тонко маскируясь под традиционалистов, монархистов, патриотов)». А ещё «по-прежнему сохраняется пагубный для России либеральный экономический курс». Буквально на днях осуществлён информационный вброс о неизбежности новой приватизации (да ещё в интересах пенсионеров) как единственной панацеи от спада экономики. Опять грандиозный обман и очередная афера?
«Спрос на родные одёжки» – не только своевременная, но и насущно необходимая сейчас книга. Читать её нужно вдумчиво и не торопясь. Пронизанная пафосом исторической надежды, эта книга нужна тем, кто осознаёт гражданскую ответственность за судьбу России и действует на избранном жизненном и профессиональном поприще во имя сохранения, защиты и укрепления русского мира.
Александр Михайлович Бойников, доцент Тверского Государственного университета, кандидат филологических наук, член Союза писателей России