Две субботы посвятил посещению собраний адвентистов – на Нагатинской улице и в лютеранском храме свв. апостолов Петра и Павла в Старосадском переулке (сюда они перешли из Трёхсвятительского переулка (б. Малый Вузовский), откуда их вытеснили баптисты). В молитвенном доме на Нагатинской попал на занятия для взрослых. Периодически, без всякого напряга звучала молитва «своими словами». Благостная, непринуждённая атмосфера, никакой навязчивости, всё культурно и интеллигентно. У ведущего личностный подход к присутствующим. После общего занятия разбились на три группы. В той группе, в которой оказался я, было семь человек. Ведущей была женщина средних лет в юбке выше колен. Около десяти цитат из Ветхого Завета было приведено в процессе общения. Запомнилось: «Жалко народ – мы с Богом, а они в субботу – день покоя – могут работать». Реплика одной женщины: «А я вот 27 лет в церкви, а покоя у меня нет». Другая выразилась ещё более круто: «У меня 25 лет стаж членства в общине. Я считаю, что для того, чтобы быть христианином, не обязательно соблюдать субботу и вообще Закон – детоводитель ко Христу». Пожилая женщина отнеслась ко мне с особым вниманием, вспомнила, что я появлялся здесь пару лет назад. Сопроводила до выхода, передала книгу авторитетного наставника адвентистов Елены Уайт. На прощание сказала: «Кирилл, мы Вас любим, приходите ещё».
Побывал на собрании центральной адвентистской общины в Старосадском переулке в лютеранской церкви апостолов Петра и Павла (их изображение в рост, причем, в каноническом исполнении, но без нимбов, появилось в правом углу с внешней стороны). Поехал практически наугад, так как точное время начала собрания узнать было невозможно - указанный в справочнике номер телефона не отвечал. Молитвенное собрание началось в 9 часов, а богослужение в 9.30 (для православного восприятия необычна такая градация). Рассматриваю стенды в прихожей (притворе?) храма. Запомнилось следующее: в начале ХХ в. в Российской Империи было 5% протестантов. В правление Петра Первого в 1702 г. была объявлена свобода вероисповедания. В 1825 г. были разрешены браки православных с инославными. Всего немцев у нас проживало около 400 тысяч человек; лютеранских церквей было около 350-ти. В 18 веке из 111 членов Российской Академии Наук 71 были немцами-лютеранами. Первый театр, первые аптеки, система социального страхования были введены у нас по инициативе немцев, проживавших в России. Петропавловский храм в Москве и храм в Саратове были крупнейшими лютеранскими храмами в России (примерно 17 тысяч прихожан в каждом). После революции из 350-ти пасторов 100 эмигрировало, 130 были репрессированы, в т.ч. 40 – расстреляны. После депортации немцев из Поволжья в 1941 г. населённые пункты, в которых они проживали, были переименованы: Вальтер – в Гречихино, Цюрих – в Зоркино, Варенбург – в Приволжское и т.д. В настоящее время в Саратовской и Волгоградской губерниях можно встретить немало заброшенных и разрушающихся немецких кирх.
В самом соборе находится экспозиция «Христиане – мученики – жертвы нацизма». Здесь можно видеть фотографии репрессированных в Германии протестантских и католических священнослужителей (Дитрих Бонхёффер и др.) На стенде, посвящённом одному католическому монаху, умерщвлённому в концлагере в 1942 г. уколом фенола в сердце, прочитал, что в 1937 году папа Пий Х издал энциклику «С жгучей тревогой». В этой энциклике о нацизме говорилось как «рецидиве язычества» и «прямом отступничестве от христианской веры».
Собор довольно вместителен и удобен для собраний. Служба началась с пения хором гимна «Субботний день» (его мотив чем-то отдалённо напоминал «Вечерний звон»). Певцы, в основном женщины, в синих балахонах, стояли спиной к лютеранскому престолу. «О, чудесный день святой! Как отраден тот покой, когда приходим в Божий дом и песнь хвалы поём» - исполняли они припев к следующему гимну. Первый проповедник, в основном, выступал по записям. Свое выступление он обозначил как «урок № 5» на слова Христа «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные…» Про себя я отметил: «Печать пресноты, не хватает огонька». Объявили сбор пожертвований – при этом сначала обращались к сёстрам, потом к братьям. Четыре парня спортивного вида с маленькими кошёлочками пошли по храму под тихую музыку с возглашением соответствующих библейских стихов (участвующие в собрании по видео также могли внести пожертвования через перевод по карточке). По окончании сбора все четверо «мытаря» стали лицом к народу, с кафедры прозвучала краткая благодарственная молитва. Более привлекательной была проповедь сравнительно молодого служителя (по-видимому, он занимает руководящий пост).
Отталкиваясь от того места, где в Библии говорится о сокращении до 120 лет жизни людей, «извративших свой путь на земле», проповедник привел интересные данные о том, что сердце человека обновляется каждые 20 лет, мозг также. Кожа – каждые 2 месяца, кровь – каждые полгода, легкие – каждые 2 года; новый скелет появляется каждые 10 лет. Психически человек обновляется каждые 7 лет. «В чем же тогда причина старения?» - задался вопросом проповедник. «В перебоях по линии ДНК, из-за чего замедляется становление стволовых клеток» - ответил он же. Эти «перебои» он назвал «ошибками», что равно греху. Привел стих из Послания апостола Павла, что «возмездие за грех – смерть». Итак, причиной старения является накопление греха, что, в конечном счете, ведет к смерти. Исполнение же заповедей ведет к жизни вечной. Проповедь прошла в более энергичном стиле, с умеренной жестикуляцией, без экзальтации и искусственного возбуждения. Домашним заданием для присутствующих было – выписать текст заповедей Блаженств из Нагорной проповеди. Никакой реакции слушателей на, в общем-то, неплохую проповедь, не последовало (не так, как у нас гулом проносится «спаси Господи!»). Пропели еще один гимн (он же псалом за номером 238 в адвентистском молитвеннике). Запомнились слова одного куплета:
Таков, как есмь, иду к Тебе –
Прости мой грех, дай силы мне,
Дай помощь в горе и нужде!
К Тебе, Спаситель мой, иду!
Заключительный гимн общим пением исполнили довольно бодро, особенно припев:
Боже, жизнь мою
Я Тебе дарю.
Мной управляй, веди меня
Своей стезей.
По окончании было объявлено «время для личных тихих молитв». Временной формат оказался очень ограниченным – не более полуминуты. Я про себя воздохнул о вразумлении и возвращении в лоно Единой Святой Соборной Апостольской Церкви отпадших от нее, с тем, чтобы они в ее спасительном лоне обрели все необходимое для духовной жизни и спасения.
Поразительно, что вокруг целый «куст» православных храмов, во главе с Иоанновским женским монастырем. Пройди от кирхи по переулкам в любом направлении, непременно встретишься с ним. И вот, протестанты разных направлений идут к своим местам молитв мимо призывно звонящих колоколов наших храмов. Это больно и неприятно. Да, скажем мы, сатана постарался, но только ли он – враг нашего спасения? А мы, я, прежде всего, имею в виду священнослужителей? Не несем ли свою часть вины из-за своей невнимательности и некомпетентности? Не так часто встречаешь выпускника Духовной школы в священном сане, который регулярно читает Священное Писание, интересуется богословием и публицистикой на актуальные церковные темы.
Для полноты картины посетил еще молодежное собрание в главном молитвенном доме баптистов в Москве в Малом Трехсвятительском переулке. При входе строгий призыв: «Одевайте маску!» Одел, вошел в зал, увидел, что почти все без масок, спустил свою на бороду, тем самым немного замаскировавшись. Молодой ведущий сначала произвел впечатление строгого требовательного комсомольского вожака. Постепенно это впечатление рассеялось. Он улыбался, немного шутил, вполне владел залом. Небольшой молодежный хор запел: «Аллилуия, аллилуия, Господь благословен, что дал радость неземную пребывать в общении с Ним». И еще: «Возношу Тебя, Господь, прославляю Тебя в песне. Счастлив я, что Ты мой Бог, Бог любви, Отец чудесный!» Кратко помолившись, ведущий прочитал евангельский отрывок о любви и стал развивать тему о любви и ненависти: что между ними общего и в чем разница. В процессе своего выступления он постоянно апеллировал к собравшимся, приводил примеры из своей жизни, снова обращался к Священному Писанию. В правой руке он держал микрофон, а левую руку то опускал в карман брюк, то умеренно ею жестикулировал, немного двигаясь вправо и влево. Запомнилось из его выступления, как однажды он ехал в метро и увидел просящего подаяние мужчину – узбека, как ему показалось. Первая реакция в мыслях: «Иди, работай!» Потом он подумал, а что если это был бы не мужчина и не лицо другой национальности, тогда что, реакция была бы другой? Одним словом, поступил не по любви. Тут же задался вопросом, как бы поступили православные верующие, пришедшие поставить в храме свечку и увидевшие священника-таджика? (похоже, что без упоминаний православных, в разных контекстах, не обходится ни одно собрание протестантов). Дал ценный совет: «Если столкнетесь с человеком, который источает ненависть – наденьте маску». А вот что-то знакомое: «Один человек, долго ходивший к нам на собрания, вдруг заявил – «больше не приду. Сегодня трижды ко мне обращались с требованием пересесть, т.к. я сел, по их словам, не на свое место»». «Мы живем в непростое время, особенно не простое. Сейчас время любящей, а не карающей любви» – этими словами ведущий закончил свое выступление. Снова запел хор: «Не покидай меня, я быть хочу с Тобой. Каждый день, час и миг земной руку подай, любя, в вечность введи меня. В мир счастья солнечного дня». Новый ведущий с лицом молодого Левитана представил гостя – 35-летнего молодежного служителя из Башкирии, отца троих детей. Ведущий – живчик в очках и гость – добродушный увалень с бородкой. Затронули актуальную тему – почему многие молодые люди не решаются вступать в брак. Ответ – не хватает чувства ответственности. Гость в очень естественной простоватой манере поделился опытом семейного строительства и рассказал о жизни своей общины. Раздались аплодисменты. Хор: «Вперед, вперед – Господь зовет, иди за Мной на труд святой». И в заключение: «Опасно спать или дремать, опасно жить и мертвым быть. Коль в сердце Бог огонь зажег, не прячь себя, огонь храня». Да, были еще разные объявления, и в самом конце одна девушка очень мягко, ненавязчиво подняла 5-6 человек из зала, попросив немного рассказать о себе. Запомнились слова одной из участниц собрания: «Мне нравится атмосфера, в которой проходят подобные собрания». Молодой улыбчивый кавказец без малейшего акцента кратко рассказал о своем приходе ко Христу. Вполне могли и меня поднять. Пришлось бы представиться: «Кирилл, православный христианин. Интересуюсь историей протестантизма, изучаю особенности богословия и практики. Решил вот наглядно все увидеть». Объявили о продолжении общения на втором этаже в кафе. На молодежном собрании было всего человек 80 – раз в десять больше, чем у нас, но во многие сотни раз меньше, чем на молодежных рок-концертах и попсовых дискотеках.
Меня иногда спрашивают: «Ну а что-то положительное Вы увидели у протестантов, длительное время соприкасаясь с ними?» Да, конечно, положительные моменты есть. Например, практически я никогда не замечал, чтобы на их собраниях были разговоры, какие-то шушукания. У нас, к сожалению, это нередко бывает: разговаривают и миряне в храме, и священнослужители в алтаре. Мы забываем или плохо помним слова предупреждения прп. Амвросия Оптинского о том, что «разговаривающим в храме посылаются скорби». Конечно, встречаются и положительные примеры. Например, наместник Данилова монастыря епископ Алексий всегда в алтаре хранит строгое молчание. У нас в храмах во время службы бывает много хождений. Недавно по «Спасу» транслировали фрагмент богослужения на праздник св. равноапостольного князя Владимира во Владимирском соборе в Севастополе. Я сначала подумал, что храм показали до начала службы, когда ставят свечи, пишут записки. А оказалось, что такая круговерть была во время Литургии. В нашем храме я в течение 30 лет одному сотруднику по несколько раз за службу делаю замечания за разговоры, иногда даю поклоны. Но все безполезно – на следующей службе повторяется то же самое. Протестантам в этом плане проще – большую часть собрания они сидят.
Отмечу еще несколько моментов. Мы должны строго блюсти христоцентричность нашего богослужения. В последние десятилетия широко в употребление вошли акафисты. Смотришь расписание служб в некоторых храмах – каждый день акафист: либо после вечерни, либо вместо кафизм на утрени, либо вообще вместо уставной службы. Понятно еще, если речь идет об акафисте перед чтимой иконой или мощами. Нет ли опасности размывания христоцентричности нашего богослужения от обилия акафистов, вытесняющих уставные службы? Далее, одна из причин ухода в секты – это недостаточное внимание к изучению Слова Божия в православной среде. Да, есть библейские кружки, школы для взрослых. А что мешает, например, раз в неделю в сетке богослужений вместо очередного акафиста после вечерни час-полтора посвятить изучению Библии? И, наконец, молитва своими словами. Я не вижу никаких препятствий, чтобы в некоторых случаях и в нашей среде она звучала публично. Плохо разве, если бы профессор А.И. Осипов или прот. Андрей Ткачев перед и после своих встреч кратко помолились своими словами, что называется, от души, прося Бога вразумить, что сказать, благословить собравшихся и т.п. Или священнику по окончанию трапезы после освящения квартиры прихожанина. К сожалению, мы привыкаем к текстам, порой религиозное чувство притупляется, а, помолясь после утренних и вечерних молитв своими словами, оно освежается. Архиерею перед и после Епархиального собрания испросить помощи Божией в решении актуальных задач, стоящих перед епархией и т.д. Особенно ценно и желательно, как мне кажется, после утреннего и вечернего молитвенного правила каждому участнику семейного моления присовокупить краткую молитву своими словами.
1. суждение простого мирянина
------------------------
Вы задались вопросом - " почему протестанты обходят Православный храм " ?
Православие ( даже на начальном уровне - мирянина раба Божиего ) , требует самоотвержения и несения своего креста. Требует постоянной и непрекращающейся борьбы и со своими человеческими хотениями , тем более - со своими страстями.
Все протестантские "церкви " в той или иной мере - клубы по интересам .. , клубы для общения ... Поэтому протестантские " общины" - намного комфортнее и приятнее Креста Православного.
Можно только посочувствовать вам .. Рассказывать 95-97% современных людей об Истине , о том , что Православная Церковь - это прежде всего несения своего креста , который ( по нашей греховности ) или тяжел .. или очень тяжел ( хотя для нас только крест и есть благое бремя ) , значит отпугнуть.
---------------------
Но вы заметили и другое! Как бы хорошо в наших Православных общинах , не расходиться после службы по своим норам .. а помогать друг дружке нести кресты ..с любовью и дружелюбием.. и снисхождением . Так бы и вам ( пастырям ) было бы радостнее жить на земле .. и нам тоже -))