1812 – героический, страшный, гудевший, взрывавшийся; война, породившая много литературных произведений; вот как пел Фёдор Глинка:
Дошла ль в пустыни ваши весть,
Как Русь боролась с исполином?
Старик-отец вел распри с сыном:
Кому скорей на славну месть
Идти? — И, жребьем недовольны,
Хватая пику и топор,
Бежали оба в полк напольный
Или в борах, в трущобах гор
С пришельцем бешено сражались.
Героика и правда соединяются крепостью стиха, не подразумевающего никакой лакировки, и темп произведения динамичен, как движение войск…
Поэту естественно быть патриотом: любому – любовь к дому логична; но поэт может наполнить чувство это возвышенными интонациями…
Ф. Глинка – поэт высоты, поэт – световой вертикали, по разному освещавшей его стихотворения.
…логичны и многие мотивы, наполнявшие поэзию Глинки: сына своего времени, слушавшего музу и музыку той речи: она пенилась, играла, она лилась в фиалы:
За полночь пир, сиял чертог,
Согласно вторились напевы;
В пылу желаний и тревог
Кружились в легких плясках девы;
Их прелесть жадный взор следил,
Вино шипело над фиялом,
А мрак густел за светлым залом,
А ветер выл!
Музыка была разной: задумчивой, пенной, винной; она играла, от неё светлее становилась реальность…
У него много военной тематики: «Авангардных песен»; он казался поэтом победы, мол, слишком чреват проигрыш…
Возникали мистические мотивы, ангелы собирались… словно клубились облака:
Суд мирам уготовляется,
Ходит Бог по небесам;
Звезд громада расступается
На простор его весам...
И, прослышав Бога, дальние
Тучи ангелов взвились;
Протеснясь в врата кристальные,
Хоры с пеньем понеслись...
Была в его стихах хорошая твёрдость, подлинность веса…
И была та особая музыка, которая в сочетание со смыслом, не позволила времени коснуться тлением лучших строк.