На Пасхальном концерте старообрядцев

0
1355
Время на чтение 7 минут

«На Рогожском сегодня было очень много людей», - доложила мне наша прихожанка, проезжавшая неподалеку от центра Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Я в этот день, Неделю жен-мироносиц, после Литургии, которую мы начали на час раньше обычного, был на Крестном ходе в Подмосковье, в Михайловой Слободе, где находится крупнейший единоверческий храм. Крестный ход начинается в 12:00.

Видя, что опаздываем, совещаемся – как быть? Ехать за Крестным ходом или навстречу ему? Если бы поехали за ним, то сразу после кладбища оказались бы у узкой тропы, ведущей к одному из почитаемых в округе источников. Слава Богу, что на подъезде к храму пристроились к начавшемуся Крестному ходу. Как всегда он продолжался до самого вечера, проходя, кроме Михайловой Слободы, еще и деревни Кулаково и Чулково.

Во время Крестного хода я читал акафист Богородице, сослужил на водоосвятном молебне, на первой остановке произносил проповедь. В руках у меня были то Евангелие, то кадило, то Крест. Рядом со мной шел один из наших прихожан – наверно на всякий случай, для страховки, учитывая мой недавний обморок во время всенощной. Крестный ход – это когда чаша благодати переполняет сердца молящихся в храме и из переполненной чаши она начинает разливаться вокруг – вот и идут люди с иконами и хоругвями, чтобы поделиться с окружающими радостью о Воскресшем Христе. Главная святыня Крестного хода – большая копия Иеросалимской иконы Богородицы, хранящейся в Михало-Архангельском храме Слободы. Четверо крепких мужчин несли ее на носилках. Жители села и паломники старались проходить под иконой. Интересно есть ли такой обычай у старообрядцев? Покойный патриарх Пимен, когда ему предлагали что-то новое для Богослужебного обихода, всегда спрашивал: «А было ли это до революции?». Так и у нас, когда среди уставщиков возникают разногласия, я говорю: «Надо бы узнать – а как у старообрядцев?» Помню на уроках Литургики в первом классе семинарии преподаватель, изложив материал, часто обращался к студенту Калинину (нынешнему Предстоятелю Русской Древлеправославной Церкви патриарху Александру): «Авдий, а как у вас?» Иногда оказывалось, что написанное в книгах не всегда присутствовало в богослужебной практике Рогожского. Вот три примера: нет осенения нательным или наперстным крестом во время совершения священником входных молитв, не произносятся лицом к народу возгласы на Литургии «Яко Свят еси Боже наш…» и «Яко да державою Твоею всегда храними…», не освящяются хлеб и вино в конце Литургии в Великую Субботу, не всегда строго исполняется устав о возжении свещей и колокольном звоне.

Вначале я думал, что Крестный ход в Неделю жен-мироносиц в Михайловой Слободе носит миссионерский характер, что он как-бы в пику Крестному ходу на Рогожском в этот день. Но нет, в Слободе он был установлен еще в 19-м веке в благодарность об избавлении от эпидемии холеры. Крестный ход – это как живительная влага по иссохшим каналам, как свежий ветер в затхлой атмосфере. Подобный Крестный ход в столице в настоящее время провести практически невозможно. Во время нескольких остановок около источников было обильное окропление святой водой, а у одного из источников священник из ведра поливал каждого из почти ста участников Крестного хода. В прошлые годы я спешил успеть к 18 часам на Рогожское на вечер духовных песнопений. В этом году в Пасхальном поздравлении митрополита приглашение на этот вечер не было – оно было на следующий день после торжеств – в понедельник, на Пасхальный концерт «Распевы Святой Руси». Это снижало нагрузку и уже в половине третьего мы сошли с дистанции после остановки на месте, где когда-то была старообрядческая часовня в деревне Кулаково. Хозяйка дома напротив приглашала к себе на угощение, но мы, однако, не истощив свои припасы, сами угощали ее, в частности пирожками с абрикосами. Запомнился ее рассказ о том, какие были большие семьи в послевоенное время, как дружно, не в пример нынешнему времени, жили люди. Бросался в глаза контраст между скромными старыми деревенскими домиками и большими каменными особняками «новых русских». Состояние после Крестного хода было удивительно бодрым, особенно после неоднократных «водных процедур». Вспомнились слова одного из великих пророков, передающего слово Господне о том, что обращающихся к Нему, Он измыет, убелит, очистит.

На пути к месту проведения концерта было два искушения: водитель попросил согласия заехать на заправку «по пути», а получился большой круг. Опасаясь опоздать, я был в напряге. Читаю про себя Исусову молитву, чтобы погасить нарастающее раздражение. Второе искушение было связано с отсутствием билета. Приглашение было, а билета нет – пришлось понервничать, пока меня не пустили в зал. В фойе Дома Музыки, где проходил концерт, многолюдно. Группа давно знакомых пожилых старообрядок тепло приветствуют меня, осторожно при этом посматривая по сторонам – какова будет реакция их единоверцев? Подойдя к ним, говорю: «Ну что за жизнь – молиться вместе нельзя, благословляться не положено, общение не желательно – ну давайте хоть похристосуемся». Вплотную к началу концерта появился митрополит Корнилий в сопровождении Ростовского архиепископа Зосимы и Костромского епископа Викентия. «А я Вас вчера высматривал на Рогожском во время вечера духовных песнопений, удивился, что Вас не было» - обратился ко мне митрополит. Я в ответ: «На сей раз не было приглашения и я решил отдохнуть». «В принципе сегодня в основном будет повтор вчерашнего мероприятия» - заключил митрополит. Контролер приглашает пройти наверх в ложу. «Да мне бы попроще и подальше от начальства» - реагирую я. Он в ответ: «А Вы там будете отгорожены от него стеной». Третье искушение произошло после антракта по окончании первого отделения – я замешкался, прозвучал третий звонок, дежурная категорически не разрешала пройти в зал, идти можно было только на балкон. Я смирился, поднялся на балкон, а потом… спокойно прошел на свое место во втором ряду.

Очень понравился ведущий – Александр Емельянов, «русский богатырь», как назвал его митрополит. «Знаменное пение умиляет душу, помогает отрешиться от земной суеты», - такими словами А.Емельянов начал концерт. Первым выступил мужской хор «Параклит» из Ростова-на-Дону под руководством Филиппа Севастьянова. «Какой контраст с внешним видом хора Данилова монастыря – безбородыми певцами в белых подрясниках», - подумал я, вспомнив фотографию при входе. Двенадцать ростовчан пропели пасхальный тропарь византийским распевом на греческом языке. Причем в сопровождении иссона – впервые слышу его в старообрядческой среде. Как-то сурово пропели «Достойно есть» и «Блажени». Я еще заметил: «Созвучно суровости Ростовского архипастыря».

Женская группа с Рогожского во главе с обладательницей вполне монашеского имени «Евстолия» выступала в красных бархатных сарафанах (Какой контраст с не очень презентабельным видом наших певцов). Пропели пасхальную стихиру «Ангели взыграйтеся». Поразило, что довольно длинную стихеру певицы пели наизусть. На их лицах была печать непорочности и чистоты. Ведущий отметил, что в прошлом в старообрядческой среде шли дебаты о возможности пения женщин на крылосе. При этом он напомнил о том, что в Библии упоминается Мариам, воспевшая песнь Богу (эта песнь была положена в основу первой песни канонов). Закончил хор свое выступление духовным стихом «Цветопесие» (если я правильно расслышал).

Мужской хор под руководством Виталия Москвичева начал свое выступление с рождественской тематики (при этом неоднократно упоминался Рожественский собор на Рогожском, построенный в 1804 году). Это был самый многочисленный хор, представленный на концерте (два десятка певцов). Очень красиво пропели стихеру из службы св.Николе «Радуйся священная главо». Закончил хор свое выступление пением стихеры Рожеству Христову «Приидите вси языцы, воспоим дивному Богу».

Пение студентов Духовного училища под руководством Анны Савельевой («О Тебе радуется», «Хвалите Господа с небес») отличалось бодростью и динамичностью. Тексты, как это часто бывает, не затягивались в ущерб восприятия смысла.

Сводный хор с Рогожского пропел духовный стих «Стояла днесь при Кресте Пречистая Дева» - на мой взгляд, это было лучшее выступление во время концерта. Сибиряки во главе с ведущим, представшем на сцене уже не в кафтане, а в красивой косоворотке, пели духовные стихи разных жанров («Цветочек», «Чтобы пели», «Идут, идут последние веки», «Ты дороженька» - это песнопение ведущий призвал зал поддержать, но по причине небольшого количества программ с текстами, из этого мало, что получилось). Певцы были в традиционной одежде старообрядцев Алтая. «Русь была красивой, яркой и радостной» - подчеркнул ведущий. Последний стих, который исполнили сибиряки, назывался «Извествуют» - аналог более распространенного «Вы люди наученные» (в этих стихах раскрывается числовая символика таинств, соборов и пр.).

В заключение все участники концерта пропели Пасхальные стихиры. При этом мужчины особенно напоминали воинов, а женщины цветы. Запомнилось из заключительного слова митрополита: «Пока поет душа, пока поет народ – мы непобедимы. Такого духовного богатства нет ни в одной стране мира. Это спасательный круг в настоящее трудное время».

Руководителей хоров митрополит поблагодарил и вручил грамоты. Выходя, он спросил меня: «У Вас наверное непростой выбор – идти завтра либо на Всемирный Старообрядческий Форум, либо на секцию Рождественских чтений по старому обряду». Я в ответ: «Безусловно, приоритетен Форум, а на секции я, как говорила молодежь в мои студенческие годы, только обозначу свое присутствие».

В заключении хотел бы отметить две особенности Пасхального концерта в нынешнем году – заметный объем песнопений на греческом языке и очень значительный объем духовных стихов. Песнопения на греческом, конечно, мало пригодны для богослужебного обихода (вспомнилось как после службы на греческом языке в одной из семинарий на память Трех Святителей верующие говорили: «Все, кроме «Исполла», пели не по-нашему». Что касается духовных стихов – исполнялись они проникновенно, целомудренно, умилительно, задушевно, но, увы, малопонятно для современного уха, особенно молодежного.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
«Личность Грозного имеет прямое отношение к современности»
К 540-летию преставления царя Иоанна Грозного
13.03.2024
Ревнитель просвещения и самый известный гонитель старообрядцев в ХVIII веке
Заметки о Нижегородском архиепископе Питириме
11.03.2024
«Жизнь шла через административный приказ и внутренний испуг»
Беседа с прихожанами по истории Русской Церкви по книге протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия», часть 2
24.02.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31