Удивительная судьба. Долгая жизнь

Прощание с заслуженным художником РФ К.И. Шиховым (1932 – 5.04.2021)

Валерий Сдобняков 
0
22.04.2021 864

Утраты

Я знал его со времён своей литературной молодости. Он со мной познакомился много позже. Конечно, слышал обо мне, знал о моём существовании, но при встречах мы оставались чужими друг другу, и, кажется, даже не здоровались. Хотя мне случалось как-то бывать в его мастерской в Кузнечихе. Случай тому оказался примечательным – Шихов закончил работу над портретом писателя Валентина Николаева, моего учителя в литературе, пригласил на первый показ в мастерскую героя картины и ещё некоторых своих близких друзей. Перед этим Валентин Арсеньевич случайно повстречал меня в особняке Горьковского отделения Союза писателей СССР, и зазвал с собой. Так я впервые и оказался «непрошенным гостем» у Кима Ивановича. Позже напоминал ему об этой встречи, но художник вспомнить о ней так и не смог.

Всё изменилось на одном из осенних вернисажей нижегородских художников в выставочном зале на площади Минина и Пожарского. Тогда я подарил Шихову выпуски журнала «Вертикаль. ХХI век» с предложением поместить на обложке следующего номера репродукции его картин. Очень скоро Ким Иванович позвонил, позвал к себе в мастерскую, много благодарил за журналы, которые прочитал «от корки до корки», захотел на «Вертикаль. ХХI век» подписаться. Позже Шихов не раз утверждал, и даже указывал в дарственных подписях, оставляемых на его художественных альбомах, что именно я вернул его к чтению, от которого он за годы «разгула в стране демократии», как и множество других людей, отвык. Хотя с ранних детских лет много и увлечённо читал.

После первого настоящего знакомства мы стали часто встречаться, многими часами разговаривать, сидя за длинным столом в мастерской художника. Расставались ближе к полночи. Да так, что порой мне приходилось идти домой с площади Советской за Оку многие километры пешком по пустынным зимним улицам Нижнего, нёся в руке подаренный Кимом этюд. Хрустел под ногами промороженный снег, молчаливые высокие стены кремля сонно высились над глубокими обрывами съездов и гулко возвращали мне звук моих же ночных шагов. Заснеженная равнина Волги бесконечным белым полотном расстилалась вдаль под лунным небом с далёкими огоньками звёзд. И всё это было так созвучно недавно произносимым словам, что ещё неведомо как жили и звучали во мне: о русской истории, о нашей выдающейся культуре, о незабываемой красоте русской природы, которую так любил писать на холстах художник, подписывая их тремя буквами – Ким.

Перед глазами моими стояли, словно отражаясь на снежном волжском просторе, рассматриваемые часом раньше картины ветлужских обрывистых берегов, соловецких заливов, архитектуры старинных русских городков с их церквями и монастырями, купеческими особняками и посадскими избушками…

Тогда ещё не были мне подарены Шиховым те картины, которые я теперь бережно храню: «Небесный свет», 2010 (написанную под впечатлением посещения села Вельдеманова – родины Патриарха Никона и села Григорова, связанного с рождением Аввакума) и «Преддверье весны. Валаам», 2014. Ещё не был им написан триптих «Памяти Серафима Саровского», 2014. Но всё это как бы невольно предчувствовалось мною, восторженно переживалось. Потому ни холод, ни долгая дорога не утомляли.

Останавливались у обочины редкие такси, предлагали подвезти. В ответ я весело махал рукой – не надо. Мне не хотелось разрушать в душе того доброго и праздничного мира, что воцарился в ней. Таким миром одаривало меня в те годы общение с Кимом Ивановичем.

Кстати, дарил он свои работы только красиво оформленными хорошим багетом.

Был у Шихова маленький этюдник, на котором он писал, держа его на весу, в руке. Удивительно яркие, сочные в красках, эмоциональные работы, написанные на этом этюднике, сам художник называл «записными книжками» – видимо из-за малости размеров и из-за «запечатлённого мгновения». Их много было, подобных записных книжек, в мастерской Кима. Он использовал этот рабочий материал для создания своих больших картин.

В особые моменты расположения мы смотрели, забирая от стены, картины, написанные художником в шестидесятые годы прошлого века и недавно завершённые.

– Я тебя будто всю жизнь знал, – не единожды говаривал мне Шихов, сам удивляясь на ту лёгкость, что возникла в нашем общении.

Ким Иванович не был рассказчиком, которого заслушаешься. Но прожитая им жизнь вместила в себя столь многое, что об этом как не повествуй, а всё окажется интересным. Все исторические перипетии страны вобрала в себя биография художника. Родившись в глуши Архангельской губернии, он в итоге поступил в Горьковское художественное училище, затем окончил художественную академию в Ленинграде. Вернулся преподавать в родное училище. Со временем возглавил Горьковское отделение Союза художников.

Наслушавшись рассказов Шихова о прожитом и пережитом, я однажды предложил Киму Ивановичу записать с ним интервью. Он согласился, да всё как-то откладывалось и откладывалось это дело. То у меня заботы, то ему некогда. А потом и вовсе пришла ему мысль написать мой портрет. Долго он меня с этим муторил, заставлял позировать, фотографировал. Просил никому о задумке не говорить: «Вдруг ничего не получится». Да я и сам не поминал, что за сюжет, композиция сокрыта в памяти художника.

Однажды Шихов позвал меня к себе в деревню, что недалеко от города, опять же позировать – видимо задуманная работа не давала ему покоя. Я согласился приехать, но с условием, что запишу с ним давно обещанное интервью. Так мы и поступили. Ким Иванович занимался своим делом, я своим. В итоге получился большой и откровенный разговор о нелёгком жизненном пути всякого человека, о творчестве, о честности перед собой, своей совестью.

Когда я с диктофона расшифровал беседу, то понял – в одном номере такой объём текста не опубликовать – слишком велик. Но и сокращать нельзя. Кто ещё расскажет о прошлом так, как сделал это Ким Иванович.

Весь текст внимательно, с ручкой в руке, перед публикацией художник прочитал. Предложил, было, его сократить, мол, кому нужны все эти подробности, но я стал убеждать соавтора, что всё это и есть «плоть» истории. Шихов, в итоге, согласился. Текст «Ведомый роком» пошёл в печать. Немного позже в сокращённом виде его публиковал еженедельник «Литературная Россия». А затем он вошёл в мою книгу бесед «В предчувствии Апокалипсиса».

Теперь не помню, в каком именно году Шихов всё-таки завершил свою задумку с моим портретом, только знаю, что было это летом. С другим художником (и нашим общим другом) А.Ф. Важневым мы приехали в деревню Бурцево по зову Кима Ивановича. В его мастерской чуть ли не под потолком висел натянутым на подрамник только что законченный холст.

Художник ждал нашего отзыва, заметно волновался, курил крепкие сигареты без фильтра «Прима». Молчание затягивалось. И тогда я просто сказал без всяких мудростей то, что пришло на сердце: «Для меня честь, что ты написал такой мой портрет».

После, когда картина будет показана на выставке, мои недоброжелатели упрекнут художника за выбор портретируемого, на что тот ответит: «Поэтому и выбрал». Так это звучало в его пересказе. Абсолютная самостоятельность суждений и оценок – непоколебимая черта характера Кима Шихова.

А тогда в деревенской мастерской художника мы встали под портретом и обнялись. Александр Фёдорович нас сфотографировал. Этот снимок уже многие годы весит на стене моего рабочего кабинета. Вместе с другими подобными. Это даёт ощущение, что дорогие люди всегда рядом. Одно горько – многие из них уже ушли в мир иной.

Теперь вот не стало и Кима Ивановича Шихова.

В последние годы мы всё чаще встречались не в мастерской, а на творческих вечерах и концертах у нас в Союзе писателей. Ким Иванович любил на них бывать. Внимательно слушал выступающих. Редко когда высказывался сам. Но после, за небогатым дружеским столом, всегда находил несколько точных фраз с личными оценками увиденного и услышанного.

Когда вышла книга-альбом «Возвращение к истокам. Ким Шихов: К 85-летию художника», я организовал у себя камерную встречу друзей, чтобы мы вместе могли порадоваться за нашего товарища, высказать ему слова признательности. В тот вечер Ким так подписал мне свой фолиант: «Другу Валерию Сдобнякову! – писателю. Считаю, что наше многолетнее сотрудничество двух творческих союзов плодотворно повлияло на создание культурной среды Н-Новгорода. Спасибо! 25.12.2017 г.».

В завершении скажу: К.И. Шихов на удивление как бы всё успел завершить в своей жизни. Оставить учеников, добрую память, получить звания и награды, написать множество произведений в только ему присущей манере – моментально узнаваемой, шиховской. Работал художник почти до самого последнего срока. Последняя поездка им была совершена на Соловки, в родные места. В результате чего к 85-летию Кима вышла книга-альбом о его жизни и творчестве.

Удивительная судьба. Долгая жизнь. Прощаясь у гроба, говоря обо всём этом я не сдержал слёз.

Валерий СДОБНЯКОВ

Нижний Новгород

На снимке: Валерий Сдобняков и Ким Шихов у картины «Над речным простором. Портрет писателя Валерия Сдобнякова», Нижегородская область, д. Бурцево.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Валерий Сдобняков
Наша Победа неотделима от Правды
О спектакле «Журавли», показанном Нижегородским театральным училищем им. Е.Евстигнеева
20.05.2021
Удивительная судьба. Долгая жизнь
Прощание с заслуженным художником РФ К.И. Шиховым (1932 – 5.04.2021)
22.04.2021
«И не поглядят сверху – как мы тут...»
Прощальное слово с Валентином Курбатовым († 6.03.2021)
14.04.2021
Разоренное гнездо
Рассказ
29.03.2021
Наносное пройдёт, главное останется
Работы студентов Нижегородского театрального училища им. Е.А.Евстигнеева показали, что среди будущих актёров достаточно тех, кто думает, ищет и ставит перед собой сложные мировоззренческие задачи
19.03.2021
Все статьи Валерий Сдобняков
Последние комментарии
Научатся ли «красные» и «белые» патриоты не воевать, а обмениваться мнениями?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
09.06.2021 14:52
Три источника и три составных части русского национализма
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
09.06.2021 14:27
«Слова уст человеческих – глубокие воды»
Новый комментарий от В.Р.
09.06.2021 12:48
Ваенга – апологет сатанинской церкви
Новый комментарий от Silvio63
09.06.2021 10:26
«Для хороших дел нужно объединяться!»
Новый комментарий от Сант
09.06.2021 09:37
«Нужно активно атаковать»
Новый комментарий от Советский недобиток
09.06.2021 07:16