100 лет назад, 17 марта 1921 года, умер Николай Егорович Жуковский – учёный-механик, основоположник аэродинамики. В ней он явился родоначальником самых основных, «самых драгоценных идей», которыми до сих пор руководствуются учёные и инженеры.
Он превратил самолётостроение из эмпирики в строгую научно-инженерную дисциплину. До него самолёты строили вслепую: «получится – не получится». Жуковский дал расчётный аппарат, который позволял заранее рассчитать подъёмную силу крыла, мощность мотора и скорость самолёта.
Академик П.Л.Капица писал о нём: «Перед Жуковским преклоняется весь мир за открытие основной теоремы, которая лежит в основе расчета профиля крыла аэропланов и благодаря которой стал понятен механизм подъемной силы крыла. Его теорема – это прекрасная яблоня, которую он посадил, и с неё будут срывать яблоки ещё многие века все те, кто строит аэропланы».
«Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы... Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума», – эти пророческие слова были сказаны Н.Е. Жуковским в 1898 г. Именно он и дал «разум крыльям».
Много сделал он и как учёный-гидродинамик. В 1890-е гг., исследовав явление гидравлического удара, он создал теоретическую базу и разработал практические рекомендации по безаварийной работе московского водопровода. Ещё тогда его научные труды принесли ему мировую известность. Позднее он решил задачу о наиболее рациональной конструкции гребного винта, над которой безуспешно бились лучшие иностранные умы («Вихревая теория гребного винта»).
Кроме того, он был превосходным педагогом (преподавал математику и механику в МВТУ и Московском университете) и талантливым организатором. В МВТУ им был организован Воздухоплавательный кружок – по сути, научная школа, из которой вышли будущие мировые знаменитости Б.С. Стечкин, А.Н. Туполев, Б.Н. Юрьев и др. Его стараниями была создана аэродинамическая лаборатория в МВТУ, а по его инициативе – ЦАГИ (ставший одним из крупнейших мировых научных центров) и авиатехникум (будущая Военно-воздушная академия).
Родился он 5 января (ст. ст.) 1847 года в семье инженера, строившего Нижегородскую железную дорогу, учился в гимназии, выделяясь особыми успехами в точных науках, затем на физмате Московского университета. В его послужном списке только преподавательские должности – от учителя физики в гимназии до профессора механики в университете. Плоды же научной деятельности представлены в диссертациях, статьях и докладах, которые и принесли ему мировую славу.
Похоронен Николай Егорович на кладбище Донского монастыря в Москве, именем его названы ЦАГИ, Военно-воздушная инженерная академия и город под Москвой, где расположен ЦАГИ и где раз в два года собирается международный аэрокосмический салон.