Православные идеалы в социокультурном творчестве

О цикле лекций

Валерий Бухвалов 
Русская цивилизация 
0
29.11.2020 288

«Каждый получит награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога».

(1 Кор. 3:8-9)

Известно, что в блокадном Ленинграде ученые проводили исследования об энергетических затратах рабочих на заводах. Выяснилось, что энергии питания, которое рабочие получали по карточкам было недостаточно для компенсации энергетических затрат, необходимых для выполнения своих обязанностей (1). Рабочие уже давно должны были перестать работать от истощения, но они работали. Откуда они получали энергию? По всей вероятности они приобщались к Божественным энергиям из вечности и получали необходимый для работы и жизни потенциал. Согласно православному учению, Божественные энергии пронизывают все бытие и воспринимаются человеком по мере возрастания в духовном благочестии.

Из Евангелия мы знаем, что сила Божия в немощи совершается, но не всякой немощи, а немощи благочестия, при которой отсекаются все греховные страсти. Рабочие блокадного Ленинграда держались только одной мыслью – жить, чтобы работать ради Победы. В этом было их смирение, сами умирая от голода, они делали возможное для спасения своих ближних. И этому смирению Бог давал благодать, люди показывали фантастическую работоспособность.

«Если человек реально настаивает на том, что его свобода является абсолютной ценностью, этот человек является атеистом, даже в том случае, если он формально принадлежит к какой-либо религиозной общине. А если человек настаивает на том, что есть справедливость, ради которой можно на смерть пойти…, если человек во имя справедливости готов жизнь свою отдать, то вне зависимости от того, принадлежит ли он формально к той или иной религиозной общине, он по природе своей религиозен. Ему только нужно помочь понять, что, отстаивая справедливость, он отстаивает высшую Божественную правду», - сказал в одном из своих выступлений Святейший Патриарх Кирилл (2).

Вот почему атеисты могут быть по своему образу жизни религиозными людьми и соработничать с Богом, даже не задумываясь об этом, ведь сказано в Евангелии: «Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рождён от Него.
(1-е Ин. 2:29). Если для человека милосердие и братолюбие – смыслы жизни, то он религиозен, даже если сам себя считает атеистом. Для большинства советских людей, в том числе и рабочих блокадного Ленинграда, милосердие и братолюбие были смыслами их жизни.

В истории России немало примеров, когда обращение к Божией помощи помогало преодолевать самые тяжелые ситуации. Например, в апреле 1395 года в долине реки Терек состоялось жестокое сражение, закончившееся полной победой великого правителя Тимура. Монгольский хан Тохтамыш бежал, но неумолимый враг последовал за ним. Тимур взял под контроль низовья Волги и, отрядив воинов на поиски своего соперника, во главе армии двинулся на Русь. Казалось, спасения нет. Самая мощная военная машина тогдашнего мира надвигалась на Москву. Уповать можно было только на помощь Господа. По благословению митрополита Киприана в Москву из Владимира была перенесена икона Божией Матери, написанная, по преданию, самим евангелистом апостолом святым Лукой и устроен всеобщий молебен (3).

Согласно Православному учению сущность Бога для человека непознаваема в земной жизни, но возможно приобщение к Божественным энергиям, которыми пронизано бытие. Учение о Божественных энергиях было приведено в систему святителем Григорием Паламой в XIV веке (4). Приобщение человека к Божественным энергиям происходит в процессе духовной жизни посредством очищения от греховных страстей или терпеливого перенесения скорбей – болезней и невзгод. Каждому дается разная мера благодати в зависимости от разной меры смирения – очищения от греховных страстей. Потенциал полученной благодати и определяет успешность в деятельности человека или группы лиц, ибо сказано нам «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).

Почему это происходит? Когда благодать в виде Божественных энергий сходит к нам, тогда все изменяется, все преображается, человек умиляется, он молится, ум его задерживается на молитве, он не чувствует усталости, не чувствует трудностей. Легко выстаивает бдения, подвизается усердно, и то, что до благодати было для него трудно, сейчас кажется ему очень легким, Бог присутствует в его сердце и благодать действует в нем, человек заряжен этим присутствием благодати Божией. Он начинает находить решения для сложных проблем, которые, как ему казалось ранее, решений не имеют (4).

Благодать – мощная энергия, она – самое сильное опытное переживание, какое только может быть у человека; не существует более великого опыта, чем опыт благодати Божией, и это то, что переживают не только великие святые, но и обычные люди, ведущие духовную жизнь. Правда, святые достигали высоких духовных состояний уже на земле, как например святитель Серафим Саровский, когда им открывалось Царствие Небесное. Поэтому благодать Божия активизирует в самосознании человека духовные идеалы, которые даны ему от рождения, как образу Божию и после приобщения к духовной жизни становятся доминантами мировоззрения личности.

Еще в XIX веке славянофилы подробно описали роль православных идеалов в сохранении и развитии русского самосознания, показали, что русские культурные традиции есть уникальное воплощение православных идеалов в конкретных культурно-исторических формах русского бытия. Актуализация духовных идеалов культурных традиций в процессе духовной жизни помогает личности в получении и реализации новых идей и социокультурных проектов, повышает их потенциал в преображении общества (5).

Славянофилы тщательно изучили и описали механизм воплощения благодати, которую хранит в себе человек, в адекватные внешние формы социокультурных проектов. Русское самосознание у каждого, кто считает себя его носителем, будет сформировано настолько, насколько сам человек этого желает. Так же, как в Церкви есть разные по потенциалу благочестия уровни духовной жизни, которых способны достигать святые и праведники, так и в деле сохранения русского самосознания смогут быть разные уровни и каждый сам выбирает приемлемый для себя. В этом единстве, хотя и в разной степени приобщения к культурным традициям и заключается сущность сохранения русского самосознания. И по мере приобщения к духовным идеалам традиций, человеку дается мудрость, как члену духовного тела церкви.

Алексей Степанович Хомяков так писал об этом: «Но мудрость, живущая в тебе, не есть тебе данная лично, но тебе, как члену Церкви и дана тебе отчасти, не уничтожая совершенно твою личную ложь; дана же Церкви в полноте истины и без примеси лжи. Посему не суди Церковь, но повинуйся ей, чтобы не отнялась от тебя мудрость.
Всякий, ищущий доказательств церковной истины, тем самым или показывает свое сомнение и исключает себя из Церкви, или дает себе вид сомневающегося, и в то же время сохраняет надежду доказать истину и дойти до нее собственной силой разума; но силы разума не доходят до истины Божией, и человеческое бессилие делается явным в бессилии доказательств» (6).

Исследования славянофилов привели их к убеждению, что историческую русскую самобытность можно сохранить только в том случае, если искать решения для развития общества на основе русских традиций. В свою очередь анализ исторического опыта формирования и развития русских традиций невозможно осмыслить исключительно на основе рациональной логики. Сочетание рациональной логики с укреплением духовной жизни – вот путь сохранения русских традиций в русской диаспоре (6).

И личное благочестие в этой работе должно быть приоритетным – ведь Бог нам дает благодать не по силе нашего рационального мышления, а по чистоте сердца. Быть русским, сохранять русское самосознание – значит быть в духовно-информационном поле русских традиций и поддерживать это поле в общественном дискурсе.

Для помощи активистам общественной работы портал «Матрица русского самосознания» предлагает цикл лекций «Православные идеалы в социокультурном творчестве», размещенных в разделе «Культурная автономия» и включающий в себя следующие основные темы:

Благочестие и энергии для социокультурного творчества

Когда открываются двери вечности

Пути к вечности Марфы и Марии

Живая вера и социальная активность

Ибо они помилованы будут

Чтобы напрасно не трудиться строящим его

И он попробовал спаять его любовью

Быть носителем света вечности

Духовный опыт и творческий потенциал

Просвещение как очищение души

Жить жизнью небесного гражданина

Уроки из XIX века: смыслы идеологической агрессии

Уроки из XIX века: механизмы защиты от идеологической агрессии

Благочестие и социокультурное преображение

Полюбить страдание, чтобы жить по совести

Духовная платформа русского миропонимания

Чтобы соль не перестала быть соленой

Лекции собраны в электронный сборник, который можно скачать здесь.

Валерий Бухвалов, Dr. paed.

Источники для статьи:

  1. Ломагин Н.А. Об истории блокады Ленинграда

2.Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл (Гундяев) Отстаивая справедливость, человек отстаивает высшую Божественную правду

3. Иоанн (Снычев), митрополит Русская симфония. Очерки русской историософии - СПб.: «Царское дело», 2015, - 528 с.

4. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Том 1-2.

http://lib.pravmir.ru/library/book/1872

http://lib.pravmir.ru/library/author/145

5. Славянофилы

http://рустрана.рф/article.php?nid=20505

6. Хомяков А. С. Сочинения

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Валерий Бухвалов
Станет ли латвийская русская община автономией?
Протестами принудительную ассимиляцию не перешибешь, давно пора строить автономный русский мир в Латвии. А где программа строительства?
31.05.2021
Книга «О духовном воспитании в русской школе» ищет издателя
Обращение к издателям с просьбой оказать содействие в издании книги
21.04.2021
Все статьи Валерий Бухвалов
Русская цивилизация
О чём поведал поэт
Поэту Валентину Сорокину – 85!
22.07.2021
Возвращение к жизни
В костромской глубинке
21.07.2021
Невероятно: ЦТ рассказало о преступлении мигрантов!
Некое «недоразумение» или начало переосмысливания госнацполитики?
15.07.2021
«Кузькина мать» в Кузьминках
К вопросу о массовой драке мигрантов в Москве
14.07.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Покаяние за предков
Новый комментарий от С. Югов
23.07.2021 21:26
«Ничего нельзя навязывать, но нужно объяснять»
Новый комментарий от Георгий
23.07.2021 21:17
Нужен Поместный Собор Русской Церкви!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.07.2021 20:18
О возвращении Русской Церкви отобранных землевладений
Новый комментарий от Алексей Юрьев
23.07.2021 19:41
Показательно и жёстко
Новый комментарий от Олег В.
23.07.2021 18:27
Двойные стандарты допустимы для православных?
Новый комментарий от Константин В.
23.07.2021 17:21
«Земский собор 1613 года. Воцарение новой династии»
Новый комментарий от влдмр
23.07.2021 17:02