19 ноября 2020 года исполняется 250 лет со дня рождения русского мореплавателя и директора морского кадетского корпуса И.Ф. Крузенштерна (Адама Йоханна фон Крузенштерна – прибалтийского немца по происхождению).
Родовой герб Крузенштернов
На памятнике адмиралу И.Ф. Крузенштерну, который стоит напротив Военно-Морского Института установлена плита из полированного гранита. На плите располагается родовой дворянский герб Крузенштернов. Под гербом выбиты латинскими буквами слова: «Живущий надеждой».
Иван Федорович Крузенштерн был первым русским мореплавателем, который на своем корабле «Надежда» обогнул земной шар. На отчете о его кругосветной экспедиции император Александр I наложил резолюцию: «Национальное достояние. Хранить вечно».
Иван Федорович Крузенштерн родился 19 ноября 1770 года в Эстляндии (Эстония) недалеко от Ревеля (Таллин), в семье небогатых немецких дворян.
До двенадцати лет Федор обучался дома, а затем три года в городской школе при Домском соборе в Ревеле. В 1785 году он, по настоянию отца, поступает в Кронштадтский морской кадетский корпус. В это время преподавателями основных дисциплин в морском кадетском корпусе были такие опытные профессора, как Курганов, Кривов и Четвериков. Особым уважением у кадетов пользовался профессор Курганов, автор известных трудов: «Универсальная арифметика» и «Российская универсальная грамматика» [1].
Николай Гаврилович Курганов - профессор Морского кадетского корпуса в г. Кронштадте
Напряженный ритм учебы кадетов Кронштадтского морского кадетского корпуса был нарушен войной, которую Швеция, подталкиваемая Англией, начала против России. Эта война получила название: «русско-шведская война 1788-1790 г.г.».
На Черном море русская армия и военно-морской флот наносили мощные удары по Турции, что должно было привести к реализации плана князя Г.А. Потемкина-Таврического о разделе Турции. Опасаясь, что после разгрома Турции, Россия двинется на Ближний Восток и Индию, Англия решила с помощью Швеции нанести удар по России для ликвидации разрабатываемого Г. А. Потемкиным «греческого проекта».
20 июня 1788 года за несколько дней до официального объявления Швецией войны России, шведский флот под командованием герцога Седерманландского вошел в Финский залив. Шведы планировали высадить десант и захватить Санкт-Петербург. В столице, вместе с полицией в это время под ружьем было менее десяти тысяч человек. Вся надежда Екатерины II была только на флот.
Адмирал Самуил Карлович Грейг (1735-1788)
4 июля 1788 года русская эскадра, в числе 17 кораблей под командованием адмирала Самуила Карловича Грейга вышла навстречу врагу. На линейном корабле «Мстислав» находился и мичман Иван Крузенштерн, который был досрочно выпущен из Морского кадетского корпуса.
6 июля две эскадры встретились недалеко от острова Гогланд. Сражение длилось до 22.00 часов: русская эскадра, смело нападая на врага, заставила шведов уйти в свои территориальные воды.
Сражение у о. Гогланд в 1788 г. С картины худ. А.П.Боголюбова
Командир линейного корабля «Мстислава» капитан 1 ранга Григорий Иванович Муловский отметил способного и дисциплинированного мичмана Крузенштерна. Под командованием Г.И. Муловского Иван Федорович отличился в сражении у о. Эланд в 1789 году и был произведен в чин лейтенанта. А капитан 1 ранга Г.И. Муловский по решению Екатерины II должен был возглавить русскую кругосветную экспедицию, но погиб у о. Эланд в 1789 г. После окончания русско-шведской войны лейтенант И.Ф. Крузенштерн в числе двенадцати молодых офицеров был отправлен на стажировку в Англию.
Людовик ХVI у эшафота. С картины худ. Шарля Беназе
21 января 1793 года во Франции казнили Людовика XVI, а 1 февраля 1793 года Англия объявила Франции войну. И.Ф. Крузенштерн на британских кораблях участвовал в нескольких морских сражениях против французов, потому что как монархист был противником французского Конвента. Находясь, почти шесть лет непрерывно в плавании, он посетил Африку, Америку, Вест - и Ост-Индию и многие другие страны.
Во время пребывания в Америке Крузенштерн тщательно собирал сведения об этом регионе. Из записок И.Ф. Крузенштерна видно, как основательно он готовился к своему кругосветному путешествию.
Иван Федорович изучил всю литературу, относящуюся к маршрутам предполагаемого плавания. После тщательной проработки плана и маршрута экспедиции, по возвращении в Россию в 1799 году, И.Ф. Крузенштерн представил в морское министерство разработанный им проект кругосветного плавания.
Проект этот поднимал два вопроса большого государственного значения: 1.Русский флот должен догнать иностранные флоты в искусстве дальних плаваний, что поставило бы Россию в один ряд с такими странами, как Испания, Англия и Франция; 2. Россия должна развить колониальную торговлю и снабжать всеми необходимыми товарами свои восточные окраины, так как доставка товаров сухопутным путем из центра на Дальний Восток занимала два года. За это время часть товаров портилась, и торговые компании несли большие убытки. Для улучшения положения И.Ф. Крузенштерн предлагал организовать регулярное сообщение на русских судах между Россией и ее американскими колониями. По мнению Крузенштерна, Россия остро нуждалась в удобных морских путях для торговли с Китаем и Америкой.
Но Павел I не придал должного значения проекту Крузенштерна, так как все усилия России на тот момент были направлены на сохранение европейского равновесия, которое Франция стремилась нарушить.
Граф Николай Петрович Резанов
Но нашелся человек, которому замысел И.Ф. Крузенштерна понравился. Это был граф Николай Петрович Резанов, который после смерти Павла I помог И.Ф. Крузенштерну добиться разрешения у Александра I на кругосветную экспедицию. Именно с именем этого графа и связана история создания рок-оперы «Юнона и Авось» композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского.
Решением Александра I капитан-лейтенант И.Ф. Крузенштерн был назначен руководителем кругосветной экспедиции, а для закупки двух кораблей в 450 и 370 тонн в Англию был отправлен капитан-лейтенант Юрий Федорович Лисянский.
В России корабль в 450 тонн водоизмещением получил название – «Надежда», а в 350 тонн – «Нева». Командиром «Надежды» стал И.Ф. Крузенштерн, а «Невы» – Ю.Ф. Лисянский, который вместе с И.Ф. Крузенштерном служил на английских кораблях более шести лет. При подготовке экипажей офицерский состав был подобран из наиболее активных и преданных морскому делу людей, таких как лейтенанты: Макар Ратманов, Петр Головачев, Павел Арбузов и Петр Завалишин, мичманы Фаддей Беллинсгаузен, Федор Коведяев и Василий Берх (впоследствии видный историк Военно-Морского флота), кадет Отто Коцебу и др.
И.Ф. Крузенштерну пришлось активно бороться против англофильства отдельных морских чиновников, которые считали, что с «русскими матросами предприятие ни в коем случае не удастся» и требовали набрать матросов из английского флота[2].
Экипаж «Надежды» состоял из 58 человек, «Невы» – из 47 человек. Все матросы были добровольцы, никогда не ходившие в дальние походы.
До этого времени русские суда не ходили дальше северного тропика. Теперь им предстояло пройти до 60° северной широты, до того же градуса южной, обойти кругом бурного мыса Горна, пересечь экваториальные страны, переплыть огромный, суровый и мало известный Тихий океан.
Предстояло описать дальневосточное побережье и затем, после продолжительного пребывания в бурных водах северной части Тихого океана, вернуться в Балтийское море.[3]
Корабль «Надежда»
27 июля 1803 года Александр I посетил в Кронштадте корабли, уходящие в кругосветную экспедицию. На борту «Надежды» располагалась дипломатическая миссия в Японию во главе с графом Н.П. Резановым.
В это время российско-американская компания, которую возглавлял Н.П. Резанов активно расширила торговые отношения с США, Калифорнией, Канадой и Чили. И только Япония не покупала русских товаров. Н.П. Резанова интересовал вопрос проникновения русских товаров на японский рынок, и он убедил Александра I в том, что это было бы выгодно и для России, и для Японии.
Японский император Кокаку (Томохито)
К тому же, к этой мысли Н.П. Резанова подтолкнуло само японское правительство, которое в лице императора Кокаку (принявшего позднее имя Томохито) в 1782 году заявило, что согласно на переговоры с Россией и ждет русского посланника в Нагасаки.
Мыс Горн
Вышедшие из Кронштадта «Надежда» и «Нева» уже 14 ноября 1803 года впервые в истории русского военно-морского флота пересекли экватор, а в феврале 1804 года, обогнув мыс Горн вышли в Тихий океан и направились к Гавайским островам.
За это время И.Ф.Крузенштерну удалось открыть межпассатные течения в Атлантическом, а затем и в Тихом океанах. Экспедиция собрала богатейшие сведения о прозрачности, удельном весе, плотности, температуре морской воды на различных морских глубинах.
И.Ф. Крузенштерн прокладывал курсы «Надежды» с таким расчетом, чтобы проверить карты Тихого океана, составленные иностранными моряками. И такой курс показал, что четыре острова, которые были обозначены в атласе Лаперуза, в действительности – нет[4].
У Гавайских островов корабли «Надежда» и «Нева» разлучились: И.Ф. Крузенштерн направился на северо-запад в Петропавловск-Камчатский и затем в Нагасаки, а Ю.Ф.Лисянский прямо на север в – русскую Америку, к острову Кадьяк и далее в Новоархангельск.
Шлюп «Нева» в Новоархангельске. С гравюры по рисунку Ю.Ф.Лисянского
27 сентября 1804 года «Надежда» бросила якорь на рейде Нагасаки, но внутриполитическая обстановка за 22 года в Японии сильно изменилась: военно-феодальному правительству во главе с сегуном удалось подавить ту оппозицию, которая находилась во дворце. Феодальная знать была не заинтересована в усилении императорской власти и, следовательно, в ослаблении своей.
У офицеров корабля «Надежда» японцы забрали все оружие и ограничили им сход на берег.
Н.П. Резанову разрешили жить на берегу, но дом в котором он находился охраняли японские офицеры, не допуская никого из русских и японцев к Н.П. Резанову.
Гавань Нагасаки. Начало ХIХ в.
Японский император Томохито предложил Н.П. Резанову прибыть в город Эдо, где находилась резиденция сегуна – настоящего правителя Японии для переговоров с ним. Но сегун решил сам приехать из Эдо в Нагасаки с целью сорвать переговоры между Россией и Японией. Во время аудиенции Н.П. Резанов должен был явиться на прием к японскому императору без шпаги и не имел права сидеть.
Аудиенция состоялась 4 апреля 1805 года. Во время аудиенции, как пишет И.Ф. Крузенштерн, Н.П. Резанову были «вручены бумаги, содержащие запрещение: чтобы никакой Российской корабль, не приходил никогда в Японию. Сверх того не только подарков, но и письмо от Российского государя не приняли»[5].
6 апреля 1805 года «Надежда» покинула Нагасаки. И.Ф. Крузенштерн доставил дипломатическую миссию во главе с Н.П. Резановым в Петропавловск. На обратной дороге к Камчатке И.Ф. Крузенштерн прошел через Цусимский пролив (проход Крузенштерна) в Японское море, обследовав западный вход в Сангарский пролив, западный берег Хоккайдо, пролив Лаперуза и южный берег Сахалина[6].
Благодаря И.Ф. Крузенштерну были составлены более точные топографические карты побережий Аляски, Японии, Китая, а также обнаружены неизвестные рифы и камни, представляющие угрозу для мореплавания.
Летом 1805 года экипаж «Надежды» исследовал Охотское море и устье Амура, а затем двинулся в китайский город Кантон. Здесь И.Ф. Крузенштерн продал все русские товары и меха и закупил китайский шелк и фарфор. В феврале 1806 года И.Ф. Крузенштерн отправился через Южно-Китайское море к Индийскому океану, а затем, обойдя мыс Доброй Надежды, направился к берегам Англии и 7 (19) августа 1806 года вернулся в Кронштадт.
За три года плавания «Надежда» под командованием И.Ф.Крузенштерна не потеряла ни одного человека. За свое кругосветное путешествие И.Ф.Крузенштерн был высочайше награжден орденом Святой Анны II степени.
Орден Святой Анны II степени
Во время проведения кругосветной экспедиции:
1) Были существенно исправлены географические карты;
2) На карту было нанесено западное побережье Японии, восточный берег и южная часть Сахалина, исследована часть Курильских островов;
3) установлен новый путь к русским владениям на Камчатке и Аляске;
4) Иван Фёдорович не только открыл и нанес на карту многие острова, описал часть северо-западного побережья Тихого океана и составил его первый атлас, но и стал одним из основоположников проведения океанологических исследований, тем самым было положено начало новой науки – океанологии. А за составление «Атласа Южного моря» И.Ф. Крузенштерн в 1837 году был награжден Демидовской премией с вручением золотой медали — высшей научной награды того времени.
5) Кругосветная экспедиция под началом И.Ф. Крузенштерна собрала богатые этнографические, ботанические, зоологические коллекции, а также провела большое количество астрономических наблюдений.
За эти заслуги Академия наук в 1806 году избрала И.Ф. Крузенштерна своим почетным членом.
В 1809–1812 гг. Иван Федорович Крузенштерн издал три тома своего «Путешествия вокруг света в 1803–1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева». Труд этот, переведенный во многих европейских странах, сразу завоевал общее признание.
В 1811 году И.Ф. Крузенштерн был определён инспектором классов морского кадетского корпуса. Большую помощь Иван Федорович оказал в подготовке последующих морских экспедиций, которые были совершены в под начальством Отто Ефстафьевича Коцебу (1815—1818), Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева (1819-1821), Федора Петровича Литке (1826-1829).
И.Ф.Крузенштерн
В 1827 году И.Ф. Крузенштерн был назначен директором Морского кадетского корпуса. За пятнадцать лет руководства И.Ф. Крузенштерн создал в Морском кадетском корпусе библиотеку и музей, ввел в обучение ряд новых дисциплин (химия, начертательная геометрия), создал корпусную эскадру учебных кораблей, принял активное участие в создании офицерских классов и отменил телесные наказания кадетов.
В 1842 году в звании адмирала Иван Федорович подал в отставку. Уехав в свое именье, он продолжал трудиться. В 1845 году совместно с учеными Фердинандом Петровичем Врангелем и Федором Петровичем Литке, Иван Федорович принимал непосредственное участие в формировании Русского географического общества. Спустя определенный период времени, оно стало одним из крупнейших центров географических наук не только в России, но и в мире. Умер И.Ф. Крузенштерн 24 августа 1846 года и был похоронен в Домском соборе Таллина. Среди наград Крузенштерна, помимо ордена Святой Анны 2-й степени, орден Святого Георгия IV класса, орден Святого Владимира 3-й степени, орден Святого Александра Невского и Алмазные знаки к нему, орден Святой Анны 1-й степени, прусский Орден «Pour le Mérite» «За заслуги в науке и искусстве».
Имя великого мореплавателя И.Ф.Крузенштерна носит большой парусный барк «Крузенштерн». В честь И.Ф. Крузенштерна были названы 13 географических объектов в разных частях света: 2 атолла, остров, 2 пролива, 3 горы, 3 мыса, риф и губа.
В 1873 году на набережной Невы скульптором Иваном Николаевичем Шредером воздвигнут памятник, на котором выбиты слова как знак благодарности: «Первому русскому плавателю вокруг света адмиралу Ивану Федоровичу Крузенштерну».
Капитан 1 ранга Александр Борисович Бадьянов, кандидат социологических наук
[1] Лупач В.С. Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский. Русские мореплаватели. – М., Воениздат, 1953, с.187.
[2] Цит. По: Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. – М., Госиздат министерства просвещения РСФСР, 1957, с.504.
[3] Нозиков Н. Русские кругосветные мореплаватели. И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский, В.М. Головнин, Ф.П. Литке. – М. Военное издательство министерства обороны союза ССР, 1947, 395 с.
[4] Лупач В.С. Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский. Русские мореплаватели. – М., Воениздат, 1953, с.154.
[5] Крузенштерн И.Ф. Путешествие вокруг света в 1803–1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева». – Санкт-Петербург, Морская типография, 1809 , с.75.
[6] Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. – М., Госиздат министерства просвещения РСФСР, 1957, с.505.