Причины событий последнего времени в Белоруссии - духовные. Их смысл в том, что народ теряет веру. Происходящее затрагивает и Церковь, потому что 90% жителей этой страны православные христиане. Чтобы разрешить церковные и общественные проблемы, нужно молиться Богородице об укреплении веры. Об этом говорим с протоиереем Александром Салтыковым.
Протоиерей Александр Салтыков.
Фото Александра Филиппова. Источник
- В Белоруссии происходят разные события, но главное это то, что происходит в Церкви.
- Над морем житейским гуляет ветер и нагоняет пену. Пена - это то, что происходит уже давно на Украине и сейчас - в Белоруссии. Нет большого смысла обсуждать политический вектор происходящего. Достаточно понять, что люди - всегда дети, которые нуждаются во властной опеке. Они склонны верить ярким, эффектным обещаниям, не думая, кто и почему им обещает. Главное - хочется услышать что-то заманчивое, отвечающее общим мечтаниям. Особенно это заметно, когда собирается толпа и эффектный оратор «толкает речь», используя эмоциональные приемы воздействия на массу. Происходит массовое заражение разрушительной энергетикой бессмысленного восторга и толпа с ревом начинает бить стекла, поджигать машины и прочее и прочее… Это не о Белоруссии - так всюду, это - «закон толпы». Лучше поговорим о более важных вещах. Суть событий - в православной вере.
- Вы хотите сказать, что существует угроза православной вере в Белоруссии?
- Вообще, это безусловно так в свете происходящих событий. Но прежде хотел бы заметить, что великороссы, малороссы и белорусы - это, был, конечно, один и единый русский народ. Напомню вполне забытую, концепцию русского народа в императорский период: единый русский народ состоит из четырех ветвей: великорусского, малорусского, белорусского и карпаторусского народов. Эти ветви разошлись по огромному пространству и в сложных исторических перипетиях им было трудно и не всегда возможно удерживать своей «семейное» единство. Но возникло Русское царство, которое естественно притягивало к себе все эти ветви и даже более того- другие народы. Бог поставил «белого царя», воздвиг и возвысил это царство ради святого Православия. Здесь простые и очевидные вещи. Гигантская империя была создана Богом ради сохранения и распространения чистой христианской веры. И Господу Богу эта страна нужна только как православная страна. Какая-то держава вообще, какие-то национальные приоритеты и прочее - все это Богу не нужно. Богу нужно Православие.
- Если обратиться к церковной истории, то мы видим, что на территории Белоруссии была Западная Русская митрополия, Русско-литовское государство и Великое княжество литовское, потом Речь Посполитая.
- Белоруссия в течение нескольких веков постоянно была ареной борьбы между католической Польшей и православной Россией прежде всего за религиозный, церковный приоритет. И так продолжается поныне. Следует напомнить, что Католическая церковь на территории Белоруссии постоянно применяла самые неприглядные способы насаждения своей веры - в первую очередь, насильственно насаждалась уния. Православие всегда находилось в обороне и долгом Русской Церкви и Русского государства всегда было поддерживать гонимое Православие.
- Долгие века русских людей заставляли быть униатами, почти католиками, превратить их в литовцев и поляков. Но они боролись за свое русское самосознание и православную веру. Когда эти исконные русские земли присоединились к Российской империи, униатский митрополит Иосиф Семашко провел церковный собор, в результате которого более полутора тысяч священников и почти два миллиона русских людей добровольно вернулись в ограду православной церкви в 1839 году. Сейчас идут разговоры о его канонизации. Он может быть примером для современных людей в Белоруссии?
- Конечно, его надо канонизировать. Его канонизация будет укреплять веру народа Белоруссии. Но если русский народ - и здесь, и там - сам отказывается от Православия, то он начинает рассыпаться во всех направлениях. Одно направление - это вырождение семьи, потому что без крепкой веры невозможно создать семью. Другое направление - это какой-то примитивный национализм, который господствует в разных частях бывшей Российской империи. И остальные неудачи русского народа - в хозяйстве, в культуре, в политике происходят тогда, когда исчезает твердый фундамент православной веры.
Поэтому, если у нас будет укрепляться Православие, то Россия еще просуществует сколько-то времени. Вместе с Белоруссией, с Украиной, с Грузией - со всеми, кто хочет быть в вере.
Но если все эти народы, включая центральную Россию, выступают за свое историческое существование в каких-то мелких политических интересах, то все мы обречены на исчезновение. Не трудно понять, что сейчас наступает и уже наступило время, когда выживают вообще, только межнациональные и крупные национальные объединения. Мелкие государства не могут иметь подлинной самостоятельности по той простой причине, что у них нет ресурсов для обеспечения подлинной самостоятельности в современном мире. Сюда придут другие народы. В первую очередь придут китайцы, за ними другие национальности, чтобы эксплуатировать эти пространства. На месте плодородных земель возникнут пустыни. А русского народа как такового не будет. Он будет малым народом с центром в каком-нибудь городе, соответствующим его подлинным, измельчавшим масштабам, - вплоть до какого-нибудь городка вроде Мышкина.
- В Белоруссии народ на 90% православный. Но там все громче говорят про "автокефалию". Там хотят, как и на Украине. создать церковный раскол.
- Вера имеет измерение глубины. Есть поверхностная вера, а есть глубокая вера. Эта содержательная вера выхолащивается современными приманками. Люди уже перестают идти вглубь веры. Они теряют настоящее понимание личности, чистоты, молитвы, понимание вечности. Все это уходит, а приходят земные интересы, прежде всего, денежные. Людей всюду сильно привлекают деньги и развлечения. Но если теряется вера, то теряется и единство Церкви.
- Получается, что от русского народа отделены его украинская и белорусская части из-за того, что мы теряем веру.
- Конечно, так. Мы теряем веру, хотя у нас сохраняются обряды. Посмотрим на Украину - она очень набожная. Но там уходит суть церковной жизни, там, по сути, нет никакой православной школы. А христианство вообще-то требует образования, глубоких богословских интересов.
- В Белоруссии некоторые говорят, что если Варфоломей дал автокефалию украинским раскольникам, то его решение распространяется и на Белорусский экзархат Московского патриархата, потому что раньше Западно-русская митрополии располагалась на территории современной Белоруссии. Как молиться о единстве Русской и Белорусской Церкви?
- Надо молиться очень просто: "Да будет на все воля Божия". Господь иногда наказывает нас. Он может попустить раскол, либо эпидемию, либо что-то еще потому, что это более полезно для спасения верных. При длительном благополучии мы очень часто теряем, к сожалению, живую веру.
- В одном из своих интервью об Украине Вы призывали молиться Божией Матери, чтобы она простерла Свой покров над Русской Церковью и русским народом.
- Всегда нужно молиться Божией Матери об укреплении веры в Белоруссии, и в России, и повсюду. О том, чтобы Божия Матерь укрепила нас в вере.
Конечно, Божия Матерь - Всемилостивая. Но все-таки требовать от Нее, чтобы Она хранила «теплохладных», почти атеистов, которые называют себя христианами, но таковыми не являются - это не совсем правильно, потому что пользы духовной в этом нет. Можно молиться о них, но это немного не так подается - надо просто молиться об умножении веры и в нас, и в этих людях. Сколько будет веры - столько будет православной России. Если, скажем останется пять процентов православных, то, уверяю вас, и территория страны у них будет подобной по размерам, для них достаточной площади.
- А что потом?
- Потом? Очень просто: конец мира.
Записал Александр Филиппов