itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Возможно ли увидеть драгоценное в ничтожном?

О сохранении русского самосознания в Латвии

Русская школа 
0
586
Время на чтение 8 минут

«Извлеки драгоценное из ничтожного,

и будешь как Мои уста» (Иер. 15:19).

В латвийском общественном дискурсе по социокультурной проблематике преобладают публикации, в которых прямо или косвенно декларируется, что успех в реализации культурно-образовательного проекта напрямую зависит от интеллектуальных усилий и опыта проектировщиков. Особенно это касается болевых проблем русской диаспоры – сохранения русского языка в детских садах и школах, средствах массовой коммуникации, воспитания русской культурной идентичности у подрастающего поколения, организации русской культурной автономии.

Возникает вопрос – если опыт и интеллект проектировщиков являются достаточными условиями, то почему до сих пор болевые проблемы не решены? Почему до сих пор нет концепции сохранения русского самосознания и организационного субъекта ответственного за её реализацию?

В качестве ответа на эти вопросы выдвинем гипотезу – решение болевых проблем сохранения русского самосознания требует дополнительно к интеллекту и опыту, взаимодействия с православной духовной традицией. Ведь русское самосознание выросло из православной духовной традиции и его сохранение невозможно без обращения к ней и использования ее компонентов.

Это взаимодействие даст проектировщикам благодатные энергии в виде откровений, позволяющие создавать проекты с высокими уровнями идейной новизны и объединять их в концепцию, на основе которой возможно сотрудничество школ, общественных организаций, политических партий. Без такого взаимодействия в информационном поле русского дискурса практически нет новых идей по сохранению русского самосознания, нет сотрудничества между русскими общественными организациями, нет совместной работы над созданием русской культурной автономии. Согласно закону духовной жизни людей объединяет единство в духовных идеалах, чего в социокультурной практике латвийской русской диаспоры пока нет, поэтому нет и организованной общины.

Более того, взаимодействие с православной духовной традицией повышает духовно-творческий потенциал самих проектировщиков, что позволяет согласно другому духовному закону – видеть грани истины по силе собственного духовного роста (1). И это видение позволяет понять, что:

1) проблемы в социокультурных формах возникают в том случае, если сокращается духовно-культурное поле традиций, для реализации которых эти формы были созданы. Необходимо четкое определение дефицитных участков поля для последующего его восстановления;

2) наиболее эффективными являются такие решения социокультурных проблем, которые направлены на восстановление полноты духовно-культурного поля традиции;

3) механизм решения социокультурной проблемы представляет собой поиск возможностей для расширения духовно-культурного поля в проблемной зоне или создание новых форм для восполнения ограниченных возможностей;

4) если интеллектуальные усилия проектировщиков не дают эффективных решений проблемы, то необходимо обращение к культурно-историческому опыту сохранения традиции;

5) анализ биографий хранителей культурных традиций показывает, что уровень творческой новизны проектов определяется степенью духовно-нравственной чистоты жизни творческой личности. Подлинный творец – это аскет, ведущий нравственный образ жизни, устремленный к духовным вершинам через познание интересующих его граней истины (1).

Таким образом, преодоление сложности социокультурной проблемы, когда усилий интеллекта и опыта недостаточно, возможно с помощью указанного выше алгоритма взаимодействия с духовной традицией. Поэтому все попытки сохранения русских детских садов и школ без укрепления в них русских традиций обречены на провал.

Первыми, кто научно доказал связи Православия, русских традиций и форм русской жизни были славянофилы, деятельность которых привела к значительным изменениям в общественном сознании образованного русского общества в середине XIX века. Впервые обществу были представлены научные исследования с доказательствами того, что Русская цивилизация есть особая форма воплощения Православия, ее сохранение и развитие в поле русских культурных традиций требует преображения собственного социокультурного опыта. И никакой западный опыт не может быть основой для развития Русской цивилизации, он может быть лишь дополнением к собственному опыту.

Славянофилы и их последователи, особенно Константин Дмитриевич Ушинский и Сергей Александрович Рачинский еще в XIX веке в своих исследованиях доказали, что русская школа – это школа воспитания русского самосознания у детей путем передачи православных духовных идеалов и культурных традиций. Западная школа – этот школа развития интеллекта, русская – школа духовно-нравственного воспитания на главном евангельском законе – любви к истине и отношении в ближнему, как к самому себе.

Труды славянофилов и выдающихся русских педагогов остаются актуальными до нашего времени. На их основе составлен представленный выше алгоритм взаимодействия с православной духовной традицией, который является механизмом для создания концепции сохранения русского самосознания в Латвии.

Принудительная латышизация русской диаспоры, которую осуществляет латышская властная элита, привела к значительному сокращению объемов русского языка в преподавании в детских садах и школах, в общественной коммуникации. Основные усилия лидеров общественных мнений русской диаспоры направлены на протесты и правовую защиту, что, несомненно важно и нужно делать, однако эти меры – лишь часть от необходимого, вторая часть – сохранение и расширение объема и содержания информационного поля воспроизводства русского самосознания. Речь идет о сохранении и активизации функциональности русских центров и эта работа тормозится по причине острого дефицита идей.

Главная причина идейного дефицита – слабая организация культурно-образовательной работы в среде самих активистов. Прежде чем решать проблемы в какой-либо сфере, необходимо получить максимально подробное представление об этой сфере. Иначе – начетничество и политиканство. Появилось немало «экспертов» и «аналитиков» по ситуации с русскими школами, которые никогда в школах не работали, в специфике культурного образования не разбираются, в своих оценках руководствуются «здравым смыслом», который не имеет отношения к православной духовной традиции.

Борьба за сохранение русского самосознания должна иметь научную основу – необходимо знание его структуры, содержания и технологий воспроизводства в семье, детском саду и школе. Все это предполагает создание рабочих групп с участием профессионалов для поиска идей в разных направлениях – научном, духовно-культурном, историческом. Без опоры на научную основу сохранить русскую культурную идентичность и самосознание в диаспоре невозможно.

Правовая защита способна в определенной мере сохранить существующую ситуацию, но насколько она эффективна в плане воспроизводства русского самосознания – большой вопрос, на который до сих пор нет объективного ответа. Релевантных научных исследований по этой теме не проводилось. Принудительная латышизация школ не только ограничивает использование русского языка, но и уменьшает объемы содержания русских традиций. Перед педагогами встает новая задача извлечения и расширения ценностных смыслов из сокращенных культурных компонентов.

Извлечь драгоценное из ничтожного означает преобразить ценностные смыслы ничтожного таким образом, чтобы получить значимое в процессе преображения ничтожного. Способность видеть и преображать ничтожное в значимое является одним из духовных оснований творческого потенциала личности (2). Создавая новые формы путем разнообразного комбинирования идеалов духовной традиции, носители творческого потенциала могут создавать эффективные структуры для сохранения русского самосознания. При одном обязательном условии – сам творец должен иметь в своем мировоззрении духовные идеалы, которые и позволяют видеть и преображать духовные смыслы в русском информационном поле. Развивать теорию физики может физик, расширять духовно-информационное поле русского самосознания должен педагог или культуролог, владеющие необходимой историко-культурной информацией.

Активисты общественной работы могут помогать педагогам, ведь внешкольная работа по этой части может сыграть огромную роль. Согласно закону духовной жизни сохранение даже малого духовного начала позволяет создавать большие формы, ибо верность в малом приводит к получению большого (2). Нужна организация сотрудничества школ и родительских комитетов, общественных организаций.

Исполнение этого закона требует, чтобы школы, заинтересованные в сохранении русской культурной идентичности у детей, подготовили и ввели факультативно-студийный модуль «Основы русской культурной идентичности». В детских садах такие модули следует подготовить на основе русских народных сказок. Это конкретная работа, требующая повышения квалификации педагогов, сотрудничества с родителями, материальной и научно-методический поддержки со стороны культурных центров Российской Федерации. Необходимые для начала этой работы материалы можно найти на сайте «Матрица русского самосознания» здесь и здесь.

Русское самосознание – это не кровная связь, не набор национальных качеств, а совокупность православных духовных идеалов в контексте исторических свершений и культурных достижений, которые человек воспринимает как символы своей памяти и доминанты поступков и поведения. Любовь к ближнему и истине, милосердие, трудолюбие, справедливость, миролюбие, смирение и терпение составляют духовную основу русского самосознания. Вера в Бога является важной составляющей этого списка, но и неверующий обладатель этого списка может быть русским (2). Более того, русское самосознание наднационально, человек любой национальности, принимающий указанные выше духовные идеалы, как доминанты своего поведения, будет носителем русского самосознания.

Что касается православной концепции сохранения русского самосознания в Латвии, то рабочая модель для ее создания изложена в книге «Точки роста культурной автономии латвийского русского мира». И эта работа продолжается.

Нет сомнений, что интеллектуальное состояние актива русской диаспоры испытывает временную немощь, преодолеть которую возможно с помощью духовно-культурного образования и организации диалоговых площадок для поиска решений болевых проблем, согласно сказанному: «Ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9).

Валерий Бухвалов, Dr. paed.

При подготовке статьи использованы следующие источники:

1. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Т.1-2\

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov/sovremennaja-praktika-pravoslavnogo-blagochestija-tom-1/

2. Митрополит Иоанн (Снычев) Русская Симфония. – СПб, «Царское дело», 2013 \http://www.golden-ship.ru/load/za_veru_carja_i_otechestvo/russksimf/43-1-0-1435

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Бухвалов
Все статьи Валерий Бухвалов
Русская школа
Всестороннее (гармоничное) инновационно-классическое непрерывное образование
Недостижимый идеал или реальное средство достижения российским образованием лидирующего положения в мире?
25.03.2024
Великое русское слово...
Что призывала прежде всего сохранить Анна Ахматова?
25.03.2024
Юбилей русского подвижника
70 лет отцу Владимиру Мартышину!
21.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17