Возможно ли увидеть драгоценное в ничтожном?

О сохранении русского самосознания в Латвии

 

«Извлеки драгоценное из ничтожного,

и будешь как Мои уста» (Иер. 15:19).

 

            В латвийском общественном дискурсе по социокультурной проблематике преобладают публикации, в которых прямо или косвенно декларируется, что успех в реализации культурно-образовательного проекта напрямую зависит от интеллектуальных усилий и опыта проектировщиков. Особенно это касается болевых проблем русской диаспоры – сохранения русского языка в детских садах и школах, средствах массовой коммуникации, воспитания русской культурной идентичности у подрастающего поколения, организации русской культурной автономии.

Возникает вопрос – если опыт и интеллект проектировщиков являются достаточными условиями, то почему до сих пор болевые проблемы не решены? Почему до сих пор нет концепции сохранения русского самосознания и организационного субъекта ответственного за её реализацию?

В качестве ответа на эти вопросы выдвинем гипотезу – решение болевых проблем сохранения русского самосознания требует дополнительно к интеллекту и опыту, взаимодействия с православной духовной традицией. Ведь русское самосознание выросло из православной духовной традиции и его сохранение невозможно без обращения к ней и использования ее компонентов.

Это взаимодействие даст проектировщикам благодатные энергии в виде откровений, позволяющие создавать проекты с высокими уровнями идейной новизны и объединять их в концепцию, на основе которой возможно сотрудничество школ, общественных организаций, политических партий. Без такого взаимодействия в информационном поле русского дискурса практически нет новых идей по сохранению русского самосознания, нет сотрудничества между русскими общественными организациями, нет совместной работы над созданием русской культурной автономии. Согласно закону духовной жизни людей объединяет единство в духовных идеалах, чего в социокультурной практике латвийской русской диаспоры пока нет, поэтому нет и организованной общины.

Более того, взаимодействие с православной духовной традицией повышает духовно-творческий потенциал самих проектировщиков, что позволяет согласно другому духовному закону – видеть грани истины по силе собственного духовного роста (1). И это видение позволяет понять, что:

1) проблемы в социокультурных формах возникают в том случае, если сокращается духовно-культурное поле традиций, для реализации которых эти формы были созданы. Необходимо четкое определение дефицитных участков поля для последующего его восстановления;

2) наиболее эффективными являются такие решения социокультурных проблем, которые направлены на восстановление полноты духовно-культурного поля традиции; 

3) механизм решения социокультурной проблемы представляет собой поиск возможностей для расширения духовно-культурного поля в проблемной зоне или создание новых форм для восполнения ограниченных возможностей;

4) если интеллектуальные усилия проектировщиков не дают эффективных решений проблемы, то необходимо обращение к культурно-историческому опыту сохранения традиции;

5) анализ биографий хранителей культурных традиций показывает, что уровень творческой новизны проектов определяется степенью духовно-нравственной чистоты жизни творческой личности.  Подлинный творец – это аскет, ведущий нравственный образ жизни, устремленный к духовным вершинам через познание интересующих его граней истины (1).

Таким образом, преодоление сложности социокультурной проблемы, когда усилий интеллекта и опыта недостаточно, возможно с помощью указанного выше алгоритма взаимодействия с духовной традицией. Поэтому все попытки сохранения русских детских садов и школ без укрепления в них русских традиций обречены на провал.

Первыми, кто научно доказал связи Православия, русских традиций и форм русской жизни были славянофилы, деятельность которых привела к значительным изменениям в общественном сознании образованного русского общества в середине XIX века. Впервые обществу были представлены научные исследования с доказательствами того, что Русская цивилизация есть особая форма воплощения Православия, ее сохранение и развитие в поле русских культурных традиций требует преображения собственного социокультурного опыта. И никакой западный опыт не может быть основой для развития Русской цивилизации, он может быть лишь дополнением к собственному опыту.

Славянофилы и их последователи, особенно Константин Дмитриевич Ушинский и Сергей Александрович Рачинский еще в XIX веке в своих исследованиях доказали, что русская школа – это школа воспитания русского самосознания у детей путем передачи православных духовных идеалов и культурных традиций. Западная школа – этот школа развития интеллекта, русская – школа духовно-нравственного воспитания на главном евангельском законе – любви к истине и отношении в ближнему, как к самому себе. 

Труды славянофилов и выдающихся русских педагогов остаются актуальными до нашего времени. На их основе составлен представленный выше алгоритм взаимодействия с православной духовной традицией, который является механизмом для создания концепции сохранения русского самосознания в Латвии.

Принудительная латышизация русской диаспоры, которую осуществляет латышская властная элита, привела к значительному сокращению объемов русского языка в преподавании в детских садах и школах, в общественной коммуникации. Основные усилия лидеров общественных мнений русской диаспоры направлены на протесты и правовую защиту, что, несомненно важно и нужно делать, однако эти меры – лишь часть от необходимого, вторая часть – сохранение и расширение объема и содержания информационного поля воспроизводства русского самосознания. Речь идет о сохранении и активизации функциональности русских центров и эта работа тормозится по причине острого дефицита идей.

Главная причина идейного дефицита – слабая организация культурно-образовательной работы в среде самих активистов. Прежде чем решать проблемы в какой-либо сфере, необходимо получить максимально подробное представление об этой сфере. Иначе – начетничество и политиканство. Появилось немало «экспертов» и «аналитиков» по ситуации с русскими школами, которые никогда в школах не работали, в специфике культурного образования не разбираются, в своих оценках руководствуются «здравым смыслом», который не имеет отношения к православной духовной традиции.

Борьба за сохранение русского самосознания должна иметь научную основу – необходимо знание его структуры, содержания и технологий воспроизводства в семье, детском саду и школе. Все это предполагает создание рабочих групп с участием профессионалов для поиска идей в разных направлениях – научном, духовно-культурном, историческом. Без опоры на научную основу сохранить русскую культурную идентичность и самосознание в диаспоре невозможно.

Правовая защита способна в определенной мере сохранить существующую ситуацию, но насколько она эффективна в плане воспроизводства русского самосознания – большой вопрос, на который до сих пор нет объективного ответа. Релевантных научных исследований по этой теме не проводилось. Принудительная латышизация школ не только ограничивает использование русского языка, но и уменьшает объемы содержания русских традиций. Перед педагогами встает новая задача извлечения и расширения ценностных смыслов из сокращенных культурных компонентов.

Извлечь драгоценное из ничтожного означает преобразить ценностные смыслы ничтожного таким образом, чтобы получить значимое в процессе преображения ничтожного. Способность видеть и преображать ничтожное в значимое является одним из духовных оснований творческого потенциала личности (2). Создавая новые формы путем разнообразного комбинирования идеалов духовной традиции, носители творческого потенциала могут создавать эффективные структуры для сохранения русского самосознания. При одном обязательном условии – сам творец должен иметь в своем мировоззрении духовные идеалы, которые и позволяют видеть и преображать духовные смыслы в русском информационном поле. Развивать теорию физики может физик, расширять духовно-информационное поле русского самосознания должен педагог или культуролог, владеющие необходимой историко-культурной информацией.

Активисты общественной работы могут помогать педагогам, ведь внешкольная работа по этой части может сыграть огромную роль. Согласно закону духовной жизни сохранение даже малого духовного начала позволяет создавать большие формы, ибо верность в малом приводит к получению большого (2). Нужна организация сотрудничества школ и родительских комитетов, общественных организаций.

Исполнение этого закона требует, чтобы школы, заинтересованные в сохранении русской культурной идентичности у детей, подготовили и ввели факультативно-студийный модуль «Основы русской культурной идентичности». В детских садах такие модули следует подготовить на основе русских народных сказок. Это конкретная работа, требующая повышения квалификации педагогов, сотрудничества с родителями, материальной и научно-методический поддержки со стороны культурных центров Российской Федерации. Необходимые для начала этой работы материалы можно найти на сайте «Матрица русского самосознания» здесь и здесь.

Русское самосознание – это не кровная связь, не набор национальных качеств, а совокупность православных духовных идеалов в контексте исторических свершений и культурных достижений, которые человек воспринимает как символы своей памяти и доминанты поступков и поведения. Любовь к ближнему и истине, милосердие, трудолюбие, справедливость, миролюбие, смирение и терпение составляют духовную основу русского самосознания. Вера в Бога является важной составляющей этого списка, но и неверующий обладатель этого списка может быть русским (2). Более того, русское самосознание наднационально, человек любой национальности, принимающий указанные выше духовные идеалы, как доминанты своего поведения, будет носителем русского самосознания.

Что касается православной концепции сохранения русского самосознания в Латвии, то рабочая модель для ее создания изложена в книге «Точки роста культурной автономии латвийского русского мира».  И эта работа продолжается.

Нет сомнений, что интеллектуальное состояние актива русской диаспоры испытывает временную немощь, преодолеть которую возможно с помощью духовно-культурного образования и организации диалоговых площадок для поиска решений болевых проблем, согласно сказанному: «Ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9).

Валерий Бухвалов, Dr. paed.   

 

При подготовке статьи использованы следующие источники:

1. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Т.1-2\

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov/sovremennaja-praktika-pravoslavnogo-blagochestija-tom-1/

2. Митрополит Иоанн (Снычев) Русская Симфония. – СПб, «Царское дело», 2013 \http://www.golden-ship.ru/load/za_veru_carja_i_otechestvo/russksimf/43-1-0-1435

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Валерий Бухвалов
Все статьи Валерий Бухвалов
Русская школа
Сотый… чтобы был тысячный, миллионный, стомиллионный…
В Калязинском районе существует добрая традиция чествования каждого сотого ребенка
19.11.2020
Дистанционное обучение как элемент электронного контроля
У детей отобрали возможность нормально учиться, а теперь еще и внедряют электронную слежку за ними
19.11.2020
«Очаги». Владимир Мартышин. Ивановское на Лехте.
Люди стремятся попасть в эту деревенскую школу
13.11.2020
Почему власть не слышит патриотов?
Размышления по поводу одной публикации РИА «Катюша»
13.10.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
«Человечество втягивается в "светлое цифровое будущее"»
Новый комментарий от Андрей Козлов
03.12.2020 12:07
Коммунисты сохранили в народе способность верить
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.12.2020 11:57
Добровольный мученик и гордец
Новый комментарий от Андрей Козлов
02.12.2020 11:33
«Избавиться от затёртых шаблонов не получилось»
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.12.2020 07:47
Вечная память
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.12.2020 05:04