Там, где ты был

Из былого

Александр Сергеевич Пушкин 
0
566
Время на чтение 7 минут

СТРОГИЙ ВЕЛИКАН

Европа и Сибирь сошлись, как две неразделимые подруги. Там, где Европа, – города и леспромхозы. Там, где Сибирь, - тайга и рудники. Так открывалось мне с Мясного Камня, где я стоял, разглядывая две державы. Глядел на них в теодолит, которым делал съемку будущих дорог. Простор и красота! В 24 раза труба теодолита приближала местность. Поэтому видны были не только горы и предгорья Среднего Урала, но и равнины, где кипела жизнь заводов, строек, приисков и шахт, откуда шла во все концы богатая руда.

Урал не так уж и высок, но все равно он был каким-то впечатляющим, умеющим себя подать, как строгий великан - хозяин бесконечного числа полезных ископаемых, которые, как прячутся в его камнях.

Хребет, к какому сходится ползущий вверх гранит, чуть ли не требует тебя наверх. Ты чувствуешь себя ушедшим от земли. И пролетающий в лохмотьях облаков орлан тебе приходится сродни. Ты даже полететь готов, как он. Но твоему полету не бывать. Ты, хоть и смелый, но бескрылый.

Европа и Сибирь. Смотрел на Вас я шесть десятков лет тому назад. Вы были так великолепны!

С надеждой говорил и говорю себе: «Туда бы мне…»

ДО СВИДАНЬЯ, РОДНЫЕ

Листья, листья. Вчера вас на нашей берёзе было так много. А нынче – почти ничего. Последние литья не смеют покинуть маму-березу, которая их взлелеяла и, любя, берегла, как детей. Но явился октябрь, принеся с собой хлёсткий ветер. Полетели листья за ним, прошептав на прощанье маме:

- Как не хочется улетать…

Берёзе что оставалось? Лишь взмахнуть оголившимися ветвями:

- Покидаете мамку свою. О, как жалко мне вас. Я бы тоже хотела с вами. Да никак. Крыльев нет. Да и корни не отпускают. До свиданья, родные. Лёгкого вам полёта…

ВСЕГДАШНЯЯ ЖИЗНЬ

Лето ушло. Промозглая осень. Дорога с глубокими колеями. Вороны на ёлках.

Вдали, за берёзами деревушка. Темно уже, а она без огней. Поскрипывает калитка. Озорной ветерок срывает последние листья, которым не хочется улетать, и они, как скорбят. Однако скоро повалит приветливый снег, из переулков, где липы с ивами, выскочит заяц. А там, где туманная мгла, а за нею и поле, покажется трактор с возом соломы, и мир наполнится бормотаньем, в котором – всегдашняя суета с ее заботами и делами. К тому же вверху облака. Спешат, кучерявые. Некогда даже остановится, чтоб перемолвиться с грустной землёй. Вздохнул можжевельник на косогоре. Пахнуло дымком. Шорох чьих-то шагов. Это Россия. Зашевелилась.

ВТРОЕМ

Бабушка, вечер и русская печь. Так спокойно и грустно, и просится ветер в окно, чтобы выхолодить жилое.

На лице у бабушки сто морщинок. 90 лет бабушка прожила. Дедушка умер. И дети разъехались, кто куда. Одна, как забытая прялка в стареньком доме.

Залезает бабушка на печь. Тепло и уютно. В голову лезут долгие думы. Лицо у бабушки розовеет. Хорошо втроём-то, думает бабушка сквозь улыбку, имея в виду ночку тёмную, печку тёплую и бессмертную Вековуху, как когда-то звали ее подружки, переплывшие за реку, где их приняло кладбище под крестами. И теперь бабуля, словно святая. Днем ходит с палочкой по деревне. Вечерами же – на печи. Чтоб оттуда и вверх, где сияющий месяц, и звезды, и она, единственная, летает.

ДВЕ СТИХИИ

Былое – это века, бредущие друг за другом. Живое и мертвое в них, как две стихии. Самое скорбное для души, когда живое становится мертвым. Самое бодрое – это мы, принимающие судьбу. Потому и Пушкин для нас, как великий кумир у порога в тихую вечность, где он забудется только тогда, когда исчезнет о нем наша память. Но такому, кажется, не бывать. Человеческий гений неиссякаем. Вспоминая Пушкина, мы видим перед собой колонну таких же, как он, творцов мирового олимпа, забирающих в плен человеческие сердца, где торжествует любовь и радость, которые выше забвения и всегда где-то около нас, а, возможно, и в нас.

НЕОБИДЧИВЫЙ ДРУГ

Снова еду на поезде в лес. Обязательно в тот, где я не был давно и который зовет. И чего бы мне там? Ягоды и грибы? Да, конечно. Но это попутно. Главное – встреча с чем-то таким, что я пропустил, без чего моя жизнь как не жизнь, но не поздно еще ее изменить.

Русский лес – это совесть моя и твоя. В нем невинное наше зверье. Шорох тех, кто здесь жил и живет. Русский лес – это твой необидчивый друг, кто тебя не предаст. Русский лес – это я. И та самая стать, без которой не будет тебя и меня.

КОМУ ДАНО?

О, как недружно на земле! Разлад коснулся всех. Из-за него и люди на тот свет уходят раньше своих лет. Остановилось время ладной жизни. Ушли в безмолвный край и все твои друзья. И ты бы мог туда. Но чья-то власть остановила твой уход. Живи с душой, которая кого-то ищет, однако не найдет, поэтому и посылает свой протест тому, кто созидает мировой разлад. О, люди, люди! Кому дано Вас, защитить? С кем Вы пойдете до конца? Кто даст вам силу для большой любви?

ПОДАРКИ ЛЕТА

Поет в ночи тот самый, кто зашел в тебя, как чистый звук, и ты расслабился, почувствовав себя не на земле, а где-то выше, возможно, даже на горе, откуда видно всё. Рождается соблазн – взмахнуть руками и взлететь. Чтоб полетать.

Но тут ты видишь серенькую птичку. Перед тобой – прилётный соловей, истратившийся весь, отдавший себя песне, однако же, еще живой.

Ты только что верхом на соловьиной песне слетал куда-то вверх. Но соловей затих. Затихло сразу всё. И ты уже внизу, там, где и был. Вокруг тебя деревья и кусты. Сад спит. Не спит лишь небосвод. И на тебя со всех высот глядят небесные глаза. Опять родная тишина. Движение в ветвях. И робкий стук, с каким летят под яблоню созревшие плоды.

Эй, гости сада? Где же Вы? Скорей сюда! Ловите яблоки, пока они летят!

НА ЗЛОВЕЩЕМ КОНЕ

Гляжу на икону, где Егорий-Победоносец поражает копьём ползущего гада. И досадую, что копьё его оказалось неточным. Гад живет и поныне. Он в могуществе и расцвете. И не ползает, а летает, как сиятельный князь на дивном коне. И в руке у него копьё, которым он норовит ударить Егория, на карачках ползущего по земле.

Подымись, святорусский Егорий! Не повадно воину на карачках! Встреть копьё, как встречают судьбу.

НА ЛЕВОМ БЕРЕГУ

Я на том берегу, где когда-то Рубцов опоздал на паром и сидел у костра, вглядываясь в реку, которая вместе с ним дожидалась зари, а потом и рёва движка, с каким открывается переправа.

Ночь. Не хочется спать. Тихо садящиеся туманы. И, как ангел, спустившаяся на бакен белая чайка. Там вверху, где редкие тучки, зорко блещут ищущие светила. Среди них и звезда Николая Рубцова, на которую он смотрел, создавая Звезду полей, единственную, которая волновала его, как судьба.

Черное небо, золото звезд и садящееся на землю тайное обаяние. От кого оно? Разумеется, от поэта, жизнь которого продолжается, как картина, перейдя в конкретные очертания, где село Черепаниха, левый берег реки и ты, дожидающийся парома.

НА ЛЕДЯНКЕ

Декабрь 41-го. Русские девушки, ох, и выносливы. Всё-то ведь сами – и деревья сваливают на волок, и сучки с них ссекают, и разделывают хлысты, а потом, загрузив разделанное на сани, отправляют на пилораму. До нее 10 верст. И всё по ледянке. Идут лесные работницы вслед за лошадками, рядом с возами. Все, как одна, в полушалках, фуфайках и валенках. Везут березовый кряж, тот самый, который распилят, распарят, загнут, превращая его в солдатские лыжи. А кто на тех лыжах? Опять же, их, леспромхозовских девушек, кавалеры. Все они там. Воюют, кто-то под Ржевом, кто-то под Ленинградом.

Потрескивает мороз. Из-под ёлок, поднявшись стаями, взлетают зобастые снегири. Право, малиновая ватага, хлынувшая к возам. Садятся на крупы коней. А то и на вожжи.

Улыбаются девушки. То одна, то другая, не выпуская из рук вожжей, снимут птичку с коня и разговаривают, как с парнем.

- Куда полетишь-то теперь? А, малиновый? Коль туда, на войну, то привет моему сударику передай.

- Цви-цви! – отвечает снегирь, взлетая с вязаной рукавички, и тотчас же зигзагами - вверх, над мерцающей льдом дорогой. Неизвестно, куда и умчит. Может даже туда, где сударик.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Багров
Память возвращается как птица…
О дружбе с Николаем Рубцовым (3.01.1956 - 19.01.1971)
04.01.2024
Опора – в своем народе…
К 90-летию великого русского писателя Василия Ивановича Белова
28.09.2022
Незабываемые встречи
К девятому дню кончины автора
09.07.2022
Забытое
Воспоминания
08.04.2022
В земле и на земле
Воспоминания
01.11.2021
Все статьи Сергей Багров
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40