От редакции РНЛ: Об этой статье и об удивительной женщине Ирине Баракат нам рассказал Президент Благотворительного фонда «РУССАР», друг и автор «Русской народной линии» Олег Иванович Фомин. Публикуемая ниже статья помещена на сайте Фонда. Перепечатываем статью в надежде, что кто-то откликнется и захочет помочь этой мужественной русской женщине.
Редакция сайта публикует душераздирающий правдивый рассказ, а, вернее, репортаж о трагической судьбе славянской женщины, матери троих сирийских детей — Ирине Баракат. Автор репортажа — уже известная нам по публикациям на нашем сайте («Служили два товарища») — Елена Юсфи, супруга профессора Алеппского Государственного университета Ахмада Юсфи. Она же активно сотрудничает с Фондом «РУССАР» в качестве координатора Научно-образовательного центра (НОЦ) «Глобус-21 век». Вскоре наш Фонд подпишет с НОЦ Соглашение о сотрудничестве.
В мае Елена Юсфи оказалась в Санкт-Петербурге, где и родился этот репортаж.
* * *
Ирина Баракат, с которой я была знакома еще в то время, когда мы жили в Алеппо, сохранилась в моей памяти как красивая, высокая, стройная молодая женщина, настоящая оптимистка, в глазах которой всегда светилась улыбка. Спустя много лет я встретилась с ней в Санкт-Петербурге. Я была готова ко всему, но всё-таки когда ко мне подъехала женщина на инвалидной коляске, сердце мое защемило. На коляске сидела маленькая хрупкая женщина, с большими голубыми глазами. Да, глаза остались прежними. В них всё так же искрится улыбка, и очень сложно понять, откуда эта, казалось бы, слабая женщина черпает столько оптимизма, жизненной силы и энергии. Мы тепло поприветствовали друг друга. Ведь очень давно не виделись и нужно было так много друг другу рассказать.
Я, конечно, начала с самого хорошего, радостного: – Ирочка, какое счастье, что вы теперь все вместе! Слава Богу, твои дети с тобой!
– Да, – с улыбкой ответила Ира. – Это мое самое большое счастье и смысл всей моей жизни.
Ведь, Ирина не видела своих детей почти 3 года! И какие это были три года… Три года борьбы за жизнь. В тот роковой день в Алеппо, в 2015 году, в квартиру, где находилась почти вся семья – Ира, ее трое детей, свёкор и свекровь – во время массированного обстрела террористами жилых кварталов города, попал снаряд. Даже не снаряд, а начинённый взрывчаткой газовый баллон – такими кустарными смертоносными бомбами террористы убивали мирных жителей Алеппо. Ира поступила как настоящая мать – закрыла собой своих детей… Взрыв был страшной силы. После того, как она немного пришла в себя, она увидела, что ее старший сын потерял сознание и у него сильно кровоточит нога. Ира бросилась к сыну, даже не обратив сначала внимания, что у неё нет правой ноги и кисти руки… Младшие сын и дочь, к счастью, не пострадали. Но свёкор и свекровь погибли. В больнице, куда их отвезла скорая, выяснилось, что у Радвана, старшего сына Ирины, которому было тогда 14 лет, сильные переломы ноги. Говорили даже об ампутации… У самой Ирины взрывом оторвало правую ногу, кисть правой руки. Левая нога тоже очень сильно повреждена и вряд ли ее возможно восстановить. К тому же, повреждены внутренние органы, тазобедренные суставы… Невероятно, что с такими ранениями ей удалось выжить… Сначала за жизнь Ирины боролись сирийские врачи. Затем, при помощи МИДа, посольства РФ, российских военных и организации соотечественников, проживающих в Сирии, удалось эвакуировать Ирину в Россию, где продолжилось лечение в Военной Медицинской Академии СПб. Ирина на тот момент была гражданкой Украины. Врачи приложили максимум усилий, чтобы спасти жизнь Ирине. К сожалению, не удалось полностью восстановить левую ногу. Ее буквально собирали из осколков. К этой обрубленной ноге пришили ступню, чтобы Ирина могла хоть на что-то опираться. Она перенесла множество операций – по удалению части кишечника, восстановлению суставов. Очень долго пришлось лечиться от «синегнойки» – инфекции, из-за которой пришлось провести несколько операций по удалению участков ноги… Но самой большой болью была разлука с детьми и мужем.
В 2019 году, во время прямой линии с президентом Путиным, Ирине удалось, при помощи знакомого тележурналиста, обратиться с просьбой о получении российского гражданства. Ведь, не имея гражданства, Ирина не могла вызвать к себе семью. Дети все это время находились в Алеппо, раздираемом войной. Старшему сыну Радвану удалось сохранить ногу, но он буквально заново учился ходить. В.В. Путин после этого обращения подписал разрешение на предоставление гражданства Ирине. И она наконец-то смогла сделать приглашение своим детям. Вся страна видела в выпусках новостей невероятно трогательную встречу Ирины с детьми и мужем, которых привезли в Санкт-Петербург на военном российском самолёте. Власти СПБ предоставили семье 3-комнатную квартиру. Хотя это и временное жилье, без права приватизации, но, казалось, наступила светлая полоса – семья воссоединилась! Ирине предстояло ещё долгое лечение и долгая и упорная работа по освоению новых протезов. Но ведь главное, что семья вместе!
И вот, мы встретились с Ириной спустя год. Мы медленно шли по улице. Вернее, шла я, а Ира ехала в коляске. Я не решалась задать вопрос о муже, но Ирина заговорила сама.
– А ты знаешь, что муж нас бросил?
– Ирочка, я что-то слышала. Но неужели это правда?
Оказалось, да, это правда. Муж Ирины, который в новостях перед камерами на весь мир говорил, как он счастлив, что наконец-то он смог прилететь к своей любимой жене, на самом деле уже был обручён с новой женой в Алеппо… Конечно, сначала он старался это скрыть, ведь он надеялся получить с помощью Ирины российское гражданство. Но всё тайное становится явным. В итоге он уехал назад в Сирию, оставив Ирину с тремя детьми практически без средств к существованию… В Алеппо он благополучно женился, и теперь даже по интернету очень редко общается с детьми, не говоря уже о материальной помощи… А детям ведь пришлось осваивать совершенно незнакомую для них учебную программу, пришлось платить репетиторам по русскому языку и другим предметам. Радван в этом году заканчивает школу. Средний сын, Амир, закончил 9 класс, а дочка Анжелика перешла в пятый.
– Они молодцы! – говорит Ира, – очень стараются и очень много занимаются. Радван планирует поступить в университет.
Дети во всем помогают своей маме. Мальчики даже научились отлично готовить, а Анжелика в свои 11 лет мастерски печёт пирожки.
– Это мое счастье! – говорит Ирина, с любовью глядя на детей.
Конечно, в их семье царит любовь и взаимоподдержка. Но им действительно очень тяжело.
Ирина получает пенсию по инвалидности 10 000 рублей в месяц. Детские пособия – 930 рублей на каждого ребёнка. И эти пособия скоро прекратятся, ведь Радвану в августе исполнится 18 лет. По закону Ира уже не будет считаться многодетной.
– Как же вы живёте?
– В начале месяца, когда получаю пенсию, я закупаю продукты – куриные грудки, овощи. Вторую половину месяца сидим на пустой гречке и макаронах.
У Ирины, слава Богу, есть друзья, которые стараются помогать. Помогает и государство. Дети бесплатно обедают в школе. Во время карантина из школы приносят гуманитарную помощь на детей. Но все равно, денег отчаянно не хватает. Да и лечение ещё не закончено, предстоит еще операция по выравниванию ступни. Но Ира пока не может позволить себе лечь в больницу.
– Главное сейчас – дать образование детям – говорит Ира.
Очень хочется поддержать эту хрупкую, но такую сильную и стойкую женщину. У Ирины прекрасные, очень воспитанные и очень любящие дети. И когда они станут взрослыми, они, конечно, обеспечат всем необходимым свою маму. Но сейчас им всем очень нужна помощь.
* * *
Да, трудно выразить словами трагичность судьбы этой хрупкой женщины, своим телом прикрывшей детей во время взрыва. Но, судя по встрече, она не унывает. Связавшемуся с ней по телефону президенту Фонда «РУССАР» Олегу Фомину Ирина сказала: «Я живу любовью детей ко мне и своей любовью к ним».
Несмотря на трагедию, произошедшую с ней, она с оптимизмом смотрит в будущее своих детей, а значит и свое, в России. Она верит в Россию, которая вмешалась в ее судьбу, вернула ей жизнь, предоставила кров, дала украинке и ее сирийским детям российское гражданство. Ирина с теплотой говорит о россиянах и сирийцах, проживающих в Санкт-Петербурге, которые помогли и помогают ей. Ведь Ирине надо кормить и одевать детей, платить за аренду квартиры.
Фонд «РУССАР» предпринимает определенные шаги для оказания поддержки семье Баракат. Первая помощь от друзей уже поступила.
Для желающих помочь семье номер банковской карты Ирины: 2202 2004 7552 1157