Маленькая сирийская деревушка Камлия затерялась среди горного массива недалеко от турецкой границы. Местное население - в основном алавиты, - приветливые, простодушные, улыбчивые. Издавна эти простые сельские жители трудятся на своих землях, засаженных оливами и цитрусовыми деревьями. Вместе, всем миром они переживают все радости и испытания, которые посылает Господь. Война, продолжающаяся уже 4 года, принесла с собой горе и потери, слёзы и боль. Сегодня все жители Камлии, от мала до велика, собрались на небольшом деревенском кладбище. Их привело сюда общее горе. Они провожают в последний путь своего земляка.
Рияд Осман... Ему было всего 23 года. Всю свою недолгую жизнь Рияд прожил в родной деревне, так же, как и его друг Аммар Хатум. Вместе они играли в детстве, помогали своим отцам обрабатывать землю, вместе ходили в школу, занимались футболом в школьной команде. Вместе ушли на войну... Школа, которая находится неподалёку от кладбища, теперь носит имя Аммара Хатума. Он был первым жителем Камлии, погибшим на этой страшной войне. Год назад его вот так же хоронили всей деревней. А сегодня деревня прощается с Риядом. Он погиб в бою под Алеппо. Их часть попала в окружение. После кровопролитного боя боевики-террористы отступили. Многие ребята, товарищи Рияда, погибли в этом бою. Многие были ранены. Рияд был ранен в ногу. Прилетевший вертолёт не смог забрать всех раненых, поэтому погрузили самых тяжёлых, которым требовалась срочная помощь. Солдатам, получившим более лёгкие ранения, сказали ждать другого вертолёта. Ребята постарались перевязать друг другу раны. Бинтов не хватало, пришлось разорвать свои майки. В это время Рияду позвонила мама...
Странные эти современные войны. Ну кто во Вторую Мировую мог себе представить, что можно вот так запросто позвонить сыну прямо в окоп... Но сердце матери, как болело за своих сыновей тогда, так и сейчас чувствует, когда сыну плохо, и рвётся от тревоги, и стремится помочь... Рияд - самый младший из троих сыновей. Два старших сына тоже сейчас в армии. Душа матери всегда страдает и переживает за всех троих, но в тот момент почувствовала, что нужно срочно поговорить именно с младшим: - Сыночек, здравствуй!
- Здравствуй, мама!
- Как ты, мой родной? Почему у тебя такой голос? Ты ранен?
- Мама, не волнуйся, все нормально! Мы ждём вертолёт. Скоро мне, может быть, дадут отпуск!
- Сынок, как хорошо! Мы так соскучились по тебе!... Что это?! Какой сильный взрыв! Сыночек, алло! Рияд!...
Но сын больше не отвечал, связь прервалась... Это был их последний разговор. Боевики снова пошли в наступление. По численности они намного превосходили группу этих раненых ребят. Это был неравный бой. Но Рияд и его товарищи, такие же молодые парни, держались, как могли, сражались до последнего патрона. Они смогли задержать боевиков до подхода подкрепления. На этом участке фронта террористы не смогли продвинуться вперёд к их заветной цели - богатому городу Алеппо. Они не смогли преодолеть эту преграду - небольшую группу молодых бойцов, большинство из которых были ранены и не могли передвигаться. Что чувствуют эти ребята, когда дают яростный отпор врагу в последнем, смертельном бою?.. Может быть, каждый из них в этот момент защищает свою родную деревню, свою Камлию, свой родной дом?..
Мы стоим на деревенском кладбище, где собрались все родные, друзья, соседи. Они знали его совсем маленьким. А теперь он словно стал самым взрослым.. Рядом с гробом стоят боевые друзья, немногие, кому удалось остаться в живых в том бою. Боевой офицер, командир части приехал проводить своего бойца в последний путь. Звучат выстрелы - последние воинские почести. Все плачут, и женщины, и мужчины. Невозможно без слез смотреть на родителей, горе совсем подкосило их... Но вот отец вдруг громко обращается ко всем:
- Не плачьте, люди! Мой сын герой! Радуйтесь! Он жених сегодня! Это его свадьба!... Рядом со мной стоит сестра Рияда. Она очень бледна, но глаза сухие. Видимо, слёз уже не осталось. Она говорит:
- Слава Богу! Слава Богу, что не попал в плен!...
Остаётся только согласиться... Все знают, каким нечеловеческим пыткам подвергают террористы пленных военнослужащих.
Жили два товарища, два обычных сирийских паренька. Играли, помогали отцам, учились, влюблялись. Мечтали построить на своей земле свои дома, иметь семью, детей. Но на их жизни у заказчиков и вдохновителей этой подлой войны были совсем другие планы.
Они служили вместе, когда Родина позвала. И оба вернулись в свою деревню, чтобы уснуть вечным сном на родной земле, под апельсиновыми деревьями, которые сами посадили ещё в детстве.
Сколько ещё таких ребят будет похоронено в Сирии, Ираке... на Донбассе? Сколько матерей и отцов будут мучительно страдать на могилах своих детей? Сколько будет ещё их, молодых, не успевших дожить, долюбить, домечтать? Кому задать этот вопрос и кто сможет дать ответ...
Сирия, Латикия
1. Положил жизнь свою за други своя.