Вселенная Сэды Вермишевой

Бывший СССР 
0
647
Время на чтение 15 минут

Вермишева Сэда Константиновна (1932–2020) — поэт, публицист, общественный деятель. Автор 14 поэтических сборников. Её литературная и общественная деятельность отмечена многими государственными наградами как России, так и Армении и Нагорного Карабаха. Стихи переведены на армянский, польский, словацкий, болгарский, французский, английский и другие языки. На протяжении многих лет Сэда одновременно вела широкую общественную деятельность в качестве бессменного сопредседателя Московского общества дружбы с Арменией при правительстве Москвы, члена Правления и руководителя Творческого Центра Союза Армян России, действительного члена Петровской Академии наук и искусства, члена Экспериментального творческого центра С. Кургиняна, редколлегии международного альманаха «Муза», лауреат многих российских литературных конкурсов: Некрасовского СПР, Лермонтовского СПР, «Лучшая книга 2008–2011гг. МГО СПР, газеты «Российский Писатель» СПР в номинации «Позиция» (2013), а также в номинации «Поэзия» (2014). Член Высшего Творческого Совета СП России.

Творчество Сэды  Вермишевой  принадлежит и  русской литературе, и Союзу писателей России, и Русскому миру, и культуре Армении. Я называю её поэтом Вселенского масштаба. Последние её пять лет активной творческой деятельности тесно связаны с журналом «Берега». Вот и последняя её прижизненная публикация  в «Берегах» 1 (37) –2020  открывает журнал очерком «Как мы дошли до такой жизни? Факты и только факты».  Она очень ждала выхода этого  журнала …

Последний очерк — продолжение статей, интервью, напечатанных в последних трёх номерах «Берегов» 2019 года.  Сэда  Вермишева  оплакивала в стихах и статьях распад СССР. Её всегда волновала тема России и мира, роль на планете, и она верила, в то, что народы Советского Союза, «распри позабыв, в единую семью соединятся». Она много писала до последних дней жизни. Это исследования о причинах свалившейся на нас перестройки, указывающие на беззаконие многих перестроечных решений и постановлений или несоответствия им.

Общаться, дружить, брать у неё интервью — было огромным духовно–интеллектуальным удовольствием, так как  благородство Сэды Константиновны, обширные  познания, образный язык  сочетались со скромностью и в то же время величием.

Однажды, как интуитивный поэт, она поняла, что «для духа поражений нет»,  и так жила с пониманием, что подлинные поэты, хотя часто и остаются при жизни инкогнито,  — это сыновья и дочери побед духа, они  могут  научить, «что делать», «как не бояться», потому что поняли  свой удел  —несение креста, изо всех сил любя и прорастая «желанием писать», выражая готовность целовать уникальную планету Земля:

Я так люблю и пыль, и даль дороги —

Идти по ней без шума и знамён...

И тень листвы,

и мягкий шёпот крон...

Я день не отпущу, пока не наслажусь

Неторопливо ходом буден…

Любить и смаковать по капле каждый день жизни — это такая уверенность в бессмертии души, что захватывает тебя целиком и полностью,  открывая жизнь не как замкнутый круг:  дом — работа,  а ты входишь в дом Поэта — это Мирозданье, где так важно не спящее сознание, ведь «твои владения лежат везде, где солнца свет».

Из цикла «Начало»

Сэда Константиновна была очень тёплым человеком. Внутри её сердца горело солнышко, и она не давала ему затмеваться, бережно хранила. Что значит быть Поэтом? Для неё это значило нести своим творчеством Свет, утверждать Закон благородства и великодушия. Это главное, что должен помнить Поэт. У неё был космический слух, вселенское чувствознание, понимание, что правда без любви — это обман, и у неё была Божественная речь:

Ты есть Закон.

Твои Владенья

Лежат везде,

Где солнца свет!..

 

Ты — сын побед,

Не поражений —

Для духа поражений

Нет!

 

Ещё идут твои сражения.

Гори,

Владей,

Твори,

Поэт!..

«Кажется мне домом мирозданье» - этот её поэтический девиз говорит, что у Сэды Вермишевой не было границ сознанию, и ей необходима была тишина, из которой она прозревала сладостное «с природою родство» и пути, равные Млечному:

А тишь стоит.

Стоит — над миром.

Мне в тишь такую —

Не уснуть.

Застыло всё.

Лишь звёзды в небе

Неслышно строят

Млечный Путь.

 

«С хлебом добрым схож мой труд, — пишет Сэда Вермишева,  — и снова в стихах  пронзительные тепло и свежесть, аромат земли и солнца, огня в печи, хлеба духовного, приоткрывающего смыслы  бытийных связей, новых, прежде не бывших, дающих «счастье полных сил», просторов, глубин, «сладко смешавши скорбь и хвалу». Её нежность к миру подобна облакам, что проходят «дорогой ветра, звёзд и Бога».

Стихи Сэды Константиновны хочется читать любимому человеку, особенно если он далеко:

Только бы имя услышать твоё...

Пусть его произносят чужие

Полузнакомые люди.

Какое это имеет значенье,

Если имя твоё —

Это первая песня,

Которую в жизни услышала я.

Если взгляд твой

Был первым лучом,

Что заставил меня

Опустить тихо веки,

И потом их поднять,

Чтоб вобрать тебя в душу свою?

 

Этой радости весть

Я поведала солнечным птицам,

И они вознесли её к небесам,

И поведали небу.

И небо вздохнуло глубоко,

И плавно поплыл белый свет

Облаков.

Эта та любовь, что вписана в Мироздание её глубиной Личности, её самоощущением, её лёгкой и свободной песней.

 

Со всей страною говорить…

В этом цикле стихов Сэда Вермишева вызывает на разговор всю страну и читателя, разумеется, единомышленника, который также с болью размышляет о крушении СССР, когда пошли  «косяком к нам — беды...», когда «народ овечкой кроткой //Идёт в чужой замес...»:
 

Мы сломали пространство 
Единой страны...

И кружит надо мной 
Этих слов бесконечность...

Что отвечу я вам. 
Дом, 
Отечество, 
Вечность?

Самое страшное то, что подверглись эрозии наши исконные смыслы, наполнявшие дух, «преданья отцов», «полетели чёрные стрелы» в самое святое, и мы оказались «под небом смут и мятежа», «нас холил ветер в чистом поле, // И пело острие ножа».  И всё же поэт верит, что остаётся внутренний нравственный фундамент, чтобы

В пути бесконечном,
Бессрочном и трудном
Из чаши небесной
Бессмертье испить!

Это очень значимый зов поэтической речи, и значит Преображению быть.

 

         Писатели в роли коллективного Чацкого

В Сэде Константиновне я нахожу то, что люблю больше всего в людях: благородную скромность и правду, красоту души. И теперь, когда я перечитываю её статьи и стихи, я собираю воедино свою любовь к ней, и я слышу из прочитанного голос вечности в её заботе о настоящем и будущем планеты…

Обращение мощного публициста Вермишевой к образу Чацкого  — это её собирательное размышление о жизни России и мира в последние тридцать лет — период глобальных общественных реформ и трансформаций. Три года назад она написала: «И от того, что не на преодоление трудностей  настоящего и будущего тратятся силы и разум человека, не на объединение усилий перед возможными, а может и неизбежными  катастрофами, а на усугубление  царящего в мире хаоса, становится смутно на душе, и растёт  ощущение того, что человечество слепо вступило в фазу самоуничтожения…»

Она не находила в окружающем мире какой–либо позитивной, в   интересах человека и человечества, программы, заходящей за рубежи  сегодняшнего дня....»  Образ коллективного Чацкого — этого разрушителя  сложившейся веками жизни, не имеющего перед глазами какой–либо другой модели развития вместо разрушаемой, его деструктивность и провакативность ассоциируется  с современными постмодернистами,  циничными представителями либеральной общественности нашего времени: «фундаментальное знание, определяющее архитектуру будущего здания планеты, и шире — мироздания, — ускользает..» Будет ли выстроена контрсистема?

Во всяком случае, сегодня, когда на помощь итальянцам в противостоянии вирусу приходят страны бывшего социалистического лагеря: Россия, Китай, Куба и Вьетнам, значит, здесь ещё живут понятия благородства  и подлинного гуманизма, значит,  будущее человечества за ними.
 

Послание Блока

В статье Сэда Вермишева обращается к циклу стихов Александра Блока «На поле Куликовом» и к стихотворению «Скифы», считая, что великим поэтом «в безупречной художественной форме проведён широкий геополитический, цивилизационный и этнопсихологический анализ отношений как противостояния и противоборства, так и возможного сотрудничества и союзов на всём Евразийском пространстве». Кроме того, —полагает Сэда Константиновна, — Блок выстраивает гипотезу возможного развития исторических событий, в случае, если из архитектуры будущего планеты будет устранён или повреждён один из её важнейших элементов − Россия. Блок отстраняется от классовых и социальных интересов, опираясь на литературу древней Руси, свою интуицию и  национальное сознание: «Блок ведом духом истории, где исконным объектом интереса противостоящих сторон являются территории, борьба за господство над ними и населяющими их народами, демонстрирует геополитический подход к проблеме, видя в ней борьбу за сферы влияния, продвижение своих интересов на больших пространствах, которая ещё недавно называлась территориальным экспансионизмом или противостоянием ему».   Обращаясь к истории России, Блок пишет: «Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной,// В твоей тоске, о, Русь!// И даже мглы — ночной и зарубежной −// Я не боюсь».  Через века Блоку необходимо было осмыслить  столкновение на поле Куликовом в свете вызова его времени и грядущего России в метафизике столкновений, порождающих новые коллизии и новую проблематику.

Сверхсмысл в словах А. Блока: «До боли// Нам ясен долгий путь!// Наш путь — стрелой татарской древней воли// Пронзил нам грудь». 

Жертвенность, самопожертвование, гибель во имя дальнейшего пути.  Гибель Пересвета не остановила врага навсегда: «И вечный бой! Покой нам только снится// Сквозь кровь и пыль…// Летит, летит степная кобылица// И мнёт ковыль…» 

Особенностью великих художественных произведений является то, что каждое время прочитывает их по–новому. Блок относил Куликово поле к символическим событиям русской истории. «Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди», − так писал А. Блок в 1912 году».

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск, и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжёл, как перед боем.

Теперь твой час настал. − Молись!

Блок прозревал неизбежность возвращения России к ситуации Куликова поля.

Стихотворение «Скифы», датируемое 29−30 января 1918 года, когда Россия за 7 месяцев 1917 года пережила две революции и ко времени написания «Скифов» потеряла в результате гражданской войны и иностранной интервенции большую половину своей территории, стихотворение это написано в дерзкой тональности с использованием вызывающей лексики.

Как отмечают исследователи, в дневниках А. Блока незадолго до написания «Скифов» (11 января 1918 года) имеется запись: «Тычь, тычь в карту, рвань немецкая, подлый буржуй. Артачься, Англия и Франция. Мы свою историческую миссию выполним. И мы широко откроем ворота на Восток. Мы смотрели на вас глазами арийцев, пока у вас было лицо. А на морду вашу мы взглянем нашим косящим, лукавым, быстрым взглядом: мы скинемся азиатами, и на Вас прольётся Восток. Ваши шкуры пойдут на китайские тамбурины. Опозоривший себя, так изолгавшийся — уже не ариец. Мы — варвары? Хорошо же. Мы и покажем вам, что такое варвары…» Вскоре Советской Россией был подписан на тяжелейших условиях Брестский мир. Дневниковая запись А. Блока предвосхищает его же позицию в «Скифах».

Сэда Вермишева отмечает острое национальное чувство,  историзм мышления, геополитическое чутье А. Блока.  Она вспоминает Блока в связи с историей отношений России и Запада, особенно перестроечного и постсоветского времени − это история безответной любви, переходящей в подобострастие, России к Западу.

«В белых снах пурги». Лирическая поэма

В 2017 году у Сэды Константиновны был 85–летний юбилей, и журнал «Берега» отметил его публикацией лирической поэмы.

         В «Белых снах пурги» — вселенская метель из каких–то тёмных глубин космоса несёт злые проявления «ненавистных владычеств»:

Мне принять её сердцем —

 Как с собою расстаться.

Смута терзает сердце поэта. Прожитые годы  заставляют оглянуться на пути–дороги, по которым шла вместе со страной и народом с «униженной Музой и униженным сердцем», но в тоже время с «музыкой века»:

И на зори глядеть,

И не мочь с этим миром расстаться,

Где шумят неразгаданно,

Поле,

Страницы,

И лес…

Герметика душевной муки сменяется пониманием, что жизнь ещё не все свои тайны раскрыла, и нет мертвеющего безволия, а есть действие словом, совместное с Богом делание, как звучащая мощная музыка с россыпями «летящего света». Формулируется некий духовный итог своей поэтической миссии, чтобы ощутить Божественную ладонь на плече:

Но на плечо в лучах

Рассвета

Господь мне опустил

Ладонь,

Сказал:

 «Живи!

Отныне слогом

Ты будешь говорить моим,

Ты под моим надёжным кровом,

Твой голос будет мной

Храним,

В пути  бессрочном и бессонном….

Психологические детали этой ситуации — ощущение Божественной воли в звучании поэтического голоса, музыкальный переход от космоса к стране,  к себе и снова к мирозданию, изменение ракурса  движения души в «пути бессрочном и бессонном»:

И пусть я здесь

Не первая из скрипок,

Но сквозь меня

Проходит  гул  морей.

Я золотой и неразменный слиток,

Из  серебра,   из  солнца и камней.   

Мне никуда от счастья не уйти,

Поэтом быть…

Поэт ощущает, что её воля сопряжена с  открывшейся пронизанностью мира красотой, и она смело пропускает через себя гул глубинных морей, тепло солнца и нагретых камней, отражая их в слове, торжествуя и празднуя счастье «поэтом быть».

Плач о потерянной Родине. Жестокий час. Поэма

Потерять СССР — это для поколения Сэды Вермишевой да и для более позднего стало трагедией, печалью, которую не выплакать, не выстрадать, лишь попытаться облечь её в Слово, в поэму из семи частей, потому что там осталось  «Свеченье радости», остались те, «кто духом воспарил…»

Горькая слеза, выжигающая сердце и  «боль сиротства» наполняют душу, когда  «идут на снос //Эпохи и дома…», когда видишь на месте сожжённого дома «обломков груду», задаёшься вопросом:

То, что нежданно с нами 
Случилось,
Верно и Господу Богу 
Не снилось…

Захотелось написать, доверить бумаге и всем, кто близок, выразить свои чувства,  торопясь, ведь «мне много лет», в надежде найти того, кто поймёт и разделит страдания, а может быть, и для потомков, которые поймут ли такую любовь к Отчизне, будут ли  им ведомы такие сильные чувства к своей стране, если они уже окажутся на «иных берегах».

«Смело здесь взошли дома// иных устоев стены»:

А я, увы, 
Схожу с ума
В стране сплошной измены…

С каким мне миром
Связь?

Вот с этим полем,
Что звалось страною,
И как лоскут, 
Истлевший,
Расползлась? –
Я лучше саваном себя покрою,
Наплачусь, наревусь
Над тёплым пеплом
Всласть…

Как большой корабль, оказавшийся на мелководье, как свернувшаяся в себя улитка, видится Родина.

 И смена эпох,
Словно в траурном шаге.

Пусть всё кончается.
Пусть всё идёт на слом.
Я бросила в костёр
Не ветошь –
Нет –
А сердце.

В эпилоге поэмы она как будто предвидела то, с чем столкнулись мы в 2020 году, когда человечество по чьей–то злой воле оказалось заточённым в квартиры.


Я в землю уткнусь,
Чтоб не чуять угар,
Азарта ликующей стаи.
Летит под откос 
Богом созданный 
Шар,
Сбивая небесные сваи…

На новых широтах 
Храни нас,
Господь!
На новых путях
Мирозданья…

И вот нам завет, последнее земное слово:

И снова сеять.
Снова  — жать.
Осмыслить хаос
Первозданных звуков, 
И хаос мира в Слове
Обуздать.

И одарить доверьем
Иную жизнь,
В которой мне не жить.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лидия Владимировна Довыденко
Позывной «Филин»
Рассказ
19.11.2024
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
Талгар
Рассказ
14.11.2024
«Бессрочный полет» Сэды Вермишевой
9 октября – День памяти поэтессы
09.10.2024
Все статьи Лидия Владимировна Довыденко
Бывший СССР
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
О генерале армии Иосифе Родионовиче Апанасенко
19.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:51
Апокалипсис на сегодня
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 22:46
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22